Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждаю:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №4»
_____________Н. Н. Лощинина
«30» августа 2021 г
Приказ от «84-О» 30.08.2021 г
Рабочая программа
по окружающему миру
3 «С» класс
Составитель
Степанян Ариадна Сергеевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
2021 год
Данная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
-Учебного плана на 2021-2022 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
- Авторской рабочей программы курса «А.А. Плешакова УМК "Школа России", 3 класс. программы для начальной школы 1-4 классов, издательство «Просвещение»
На изучение учебного предмета в 3 классе предусмотрено 66 ч, из расчета – 2 ч в неделю.
Изучение учебного предмета базируется на УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» (автор А.А. Плешакова) 3 класс М: «Просвещение», 2017 г.,
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ественный вкластижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
Личностные результаты:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; - проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России; - формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы; - целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; - формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде; - внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; - осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; - эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; - этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики; - способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; - установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе),правил экологической безопасности в повседневной жизни; - мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты: - понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; - сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах - урока); - выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; - планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); - планировать свои действия в течение урока; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; - оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; - соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; - контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; - выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); - использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; - анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; - классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; - сравнивать объекты по различным признакам; - осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; - строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.; - моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Предметные результаты:
Ученик научится/получит возможность научиться
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находятся город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России – флаг, герб, гимн;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дом;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации
по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ сохранение,
соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья,
осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать
первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
•осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Содержание учебного предмета
Тема/количество часов |
Виды учебной деятельности |
Как устроен мир – 6 ч |
Знакомиться с разнообразием природы, учиться устанавливать связи между живой и неживой природой Оперировать понятиями: неживая природа,
живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп Знакомство с влиянием человека на природу, отвечать на вопросы, доказывать, делать выводы. Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Проект «Богатства, отданные людям» Проверочная работа №1 «Природа в опасности!» |
Эта удивительная природа (18 ч.) |
Различать тела, вещества, частицы, проводить опыты, наблюдения. Исследовать свойства воздуха, делать выводы. Моделировать круговорот воды, проводить наблюдения и делать выводы. Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. Знакомство с почвой и её исследование. Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов. Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека. В почве. находить взаимосвязь между живой и неживой природой. Учатся формулировать правила друзей природы. Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди. Систематизировать знания по разделу, учатся работать в группах, делать выводы, оценивать свои знания Проект «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными». Проверочная работа № 2 «Великий круговорот жизни» |
Мы и наше здоровье (10 ч.) |
Объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой. Знакомство с работой кожи, учатся делать выводы, оказывать первую помощь при мелких повреждениях кожи. Познакомятся с работой опорно-двигательной системой, научаться держать правильную осанку, анализировать, делать выводы. Знакомство с системой пищеварения, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы. Проект «Школа кулинаров» Проверочная работа №3 «Надёжная защита организма» Проверочная работа №4. |
Наша безопасность (7 ч) |
Знакомиться с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире и на улице. Познакомятся с работой опорно-двигательной системой, научаться держать правильную осанку, анализировать, Знакомство с системой пищеварения, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы. Проект «Кто нас защищает» Практическая работа № 5 «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах» делать выводы. |
Чему учит экономика (12 ч.) |
Знакомиться с разнообразием полезных ископаемых, с растениеводством и животноводством, как отраслью сельского хозяйства. Знакомство с промышленностью как отраслью экономики. Знакомство с экономикой родного края. Познакомить с государственным бюджетом. Научаться объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается. Научатся устанавливать связи между экономикой и экологией. Проект «Экономика родного края» Проверочная работа № 6 «Экономика и экология.»
|
Путешествие по городам и странам (13 ч.) |
Находить на карте города Золотого кольца, учатся бережному отношению к памятникам культуры. Находить на карте города и приводить примеры их достопримечательностей. Рассказывать о стране по политической и физической картам мира, ценить памятники истории и культуры и бережному отношению к ним. Проект «Музей путешествий». Проверочная работа № 4. |
Тематическое планирование
№ раздела |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Проекты |
Практические работы |
1. |
Как устроен мир. |
6 |
1 |
1 |
2. |
Эта удивительная природа |
18 |
1 |
1 |
3. |
Мы и наше здоровье |
10 |
1 |
2 |
4. |
Наша безопасность |
7 |
1 |
1 |
5. |
Чему учит экономика |
12 |
1 |
1 |
6. |
Путешествие по городам и странам |
13 |
1 |
1 |
|
Итого: |
66 |
6 |
7 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки
|
Фактические сроки
|
|
Как устроен мир. – 6 ч
|
||
1. |
Природа |
03.09 |
|
2. |
Человек |
06.09 |
|
3. |
Проект «Богатства, отданные людям» |
10.09 |
|
4. |
Общество |
13.09 |
|
5. |
Что такое экология |
17.09 |
|
6. |
Природа в опасности! Проверочная работа №1. |
20.09 |
|
|
Эта удивительная природа - 18 ч
|
||
7. |
Тела, вещества, частицы |
24.09 |
|
8. |
Разнообразие веществ. |
27.09 |
|
9. |
Воздух и его охрана. |
01.10 |
|
10. |
Вода. |
11.10 |
|
11. |
Превращения и круговорот воды. |
15.10 |
|
12. |
Берегите воду! |
18.10 |
|
13. |
Как разрушаются камни |
22.10 |
|
14. |
Что такое почва |
25.10 |
|
15. |
Разнообразие растений. Тест |
29.10 |
|
16. |
Солнце, растения и мы с вами. |
01.11 |
|
17. |
Размножение и развитие растений. |
05.11 |
|
18. |
Охрана растений |
08.11 |
|
19. |
Разнообразие животных |
12.11 |
|
20. |
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» |
22.11 |
|
21. |
Размножение и развитие животных. |
26.11 |
|
22. |
Охрана животных. |
29.11 |
|
23. |
В царстве грибов. |
03.12 |
|
24. |
Великий круговорот жизни. Проверочная работа № 2 |
06.12 |
|
|
Мы и наше здоровье – 10 ч
|
||
25. |
Организм человека. |
10.12 |
|
26. |
Органы чувств. |
13.12 |
|
27. |
Надёжная защита организма. Проверочная работа №3. |
17.12 |
|
28. |
Опора тела и движение |
20.12 |
|
29. |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров» |
24.12 |
|
30. |
Дыхание и кровообращение. Тест |
27.12 |
|
31. |
Умей предупреждать болезни |
10.01 |
|
32. |
Здоровый образ жизни. |
14.01 |
|
33. |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Проверочная работа № 4. |
17.01 |
|
34. |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» |
21.01 |
|
|
Наша безопасность – 7 ч
|
||
35. |
Огонь, вода и газ. |
24.01 |
|
36. |
Чтобы путь был счастливым. |
28.01 |
|
37. |
Дорожные знаки. |
31.01 |
|
38. |
Проект «Кто нас защищает» |
04.02 |
|
39. |
Опасные места. |
07.02 |
|
40. |
Природа и наша безопасность. |
11.02 |
|
41. |
Экологическая безопасность. Проверочная работа №5 |
14.02 |
|
|
Чему учит экономика – 12 ч |
||
42. |
Для чего нужна экономика. |
18.02 |
|
43. |
Природные богатства и труд людей – основа экономики |
28.02 |
|
44. |
Полезные ископаемые. |
04.03 |
|
45. |
Растениеводство. |
07.03 |
|
46. |
Животноводство. |
11.03 |
|
47. |
Какая бывает промышленность. |
14.03 |
|
48. |
Проект «Экономика родного края» |
18.03 |
|
49. |
Что такое деньги. |
21.03 |
|
50. |
Государственный бюджет |
25.03 |
|
51. |
Семейный бюджет. Тест |
28.03 |
|
52. |
Экономика и экология. |
01.04 |
|
53. |
Экономика и экология. Проверочная работа № 6 |
11.04 |
|
|
Путешествие по городам и странам – 13 ч
|
||
54. |
Золотое кольцо России. |
15.04 |
|
55. |
Золотое кольцо России. |
18.04 |
|
56. |
Проект «Музей путешествий». |
22.04 |
|
57. |
Наши ближайшие соседи. |
25.04 |
|
58. |
На севере Европы. |
29.04 |
|
59. |
Что такое Бенилюкс? |
02.05 |
|
60. |
В центре Европы. Тест |
06.05 |
|
61. |
Путешествие по Франции и Великобритании. |
09.05 |
|
62. |
Путешествие по Франции и Великобритании. |
13.05 |
|
63. |
На юге Европы. |
16.05 |
|
64. |
По знаменитым местам мира. |
20.05 |
|
65. |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверочная работа №7 |
23.05 |
|
66. |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края». Повторение и закрепление пройденного. |
27.05 |
|
Согласовано: Согласовано: на заседании ШМО зам. директора по УВР
учителей начальных классов ____________ /Солдатенкова Н. М./
Протокол № 1 от « 30 » августа 2021 г.,
от «30» августа.2021 г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.