РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для 3 класса по УМК «Перспектива»
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15).
-Авторской программой по окружающему миру А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, «Сборнику рабочих программ «Перспектива», система учебников Перспектива», М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Перспектива».
Сроки реализации программы 1год.
Цельпредмета:
· формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
· духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
· Задачи курса :
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
· уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
· понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
· модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
· психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
· природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
· природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
· мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
· природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
· культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
· наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
· искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
· человечество как многообразие народов, культур, религий;
· семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
· труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
· здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
· нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Обществознания и естествознания. |
Образовательная часть |
|
|
|
Окружающий мир |
2 |
68 |
Описание ценностных ориентиров
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты освоения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Особенности работы с обучающимися ЗПР.
Обучающиеся ЗПР -это дети, имеющие недостатки психического развития, подтвержденные психолого медико-педагогической комиссией и требующие для получения образования создания специальных условий. Обучающиеся ЗПР испытывают трудности в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями (отмечаются нарушения памяти, внимания, восприятия), затруднения произвольной саморегуляции и самоконтроля. Отмечаются нарушения речевой и мелкой моторики, зрительного восприятия, пространственной ориентации. Для обучающихся ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так в процессе индивидуальной работы;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений и навыков в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постепенное расширение образовательного пространства;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности познания окружающего мира и взаимодействия с ним;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений, навыков, компетенций и одобряемых обществом норм поведения.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений, компетенций, но и формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции трудностей обучения. Учитывая психические особенности и возможности обучающихся ЗПР целесообразно предъявлять учебный материал с постепенным усложнением, увеличивая количество упражнений для закрепления. Органическое единство практической и мыслительной деятельности обучения на уроках окружающего мира способствует прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений.
Содержание учебного предмета
Раздел |
Количество часов |
Радость познания |
11 |
Мир как дом |
19 |
Дом как мир |
20 |
В поисках всемирного наследия |
8 |
Резерв учебного времени |
10 |
Итого |
68 |
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.
Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.
Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.
Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).
Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.
Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.
Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Проверочная работа – 4
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.
Уровень |
комментарий |
Материал не усвоен |
Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментарием, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения. |
Минимальный уровень |
Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами. Или Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами. |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) |
Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью. Или Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания при решении нестандартных задач. |
Высокий уровень(решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) |
Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала. |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем. А также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирования),а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру
«5»(отлично) |
«4» (хорошо) |
«3» (удовлетворительно) |
«2» (неудовлетворительно) |
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы. |
Верное выполнение не менее 80% заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям. |
Верное выполнение не менее 60% заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям. |
Верное решение менее 60% заданий. |
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
· Выразительный связанный рассказ.
· Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.
· Знание терминологии, понятий по теме.
· Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе. В использовании моделей и инструментов исследований.
· Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме ( в учебнике, в рабочей тетради).
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проект):
1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
2. Разнообразие источников информации.
3. Выразительный устный рассказ.
4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы. – М.: Просвещение 2011 (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая)
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях.М.: « Просвещение»
3.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.3 класс. В 2 частях.М.: « Просвещение»
4.Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Перспектива», 3класс М.: «Вако»
5.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
6.Детская справочная литература (энциклопедии различного типа) о природе, социуме, труде людей, их вкладе в историю и культуру России и других стран мира.
Специфическое сопровождение ( оборудование):
1.Глобус, карта России.
2.Плакаты «Государственная символика РФ».
3.Гербарии растений различных природных сообществ.
4.Демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Правила поведения в общественных местах», «Птицы. Растения. Животные».
5.Магнитная доска.
6.Демонстрационные наборы образцов горных пород.
7.Экранно-звуковые пособия( видеофильмы, аудиозаписи)
Тематическое планирование по окружающему миру
3 класс УМК Перспектива»
А.А. Плешаков
№ урока |
Дата |
Тема и содержание урока |
Планируемый результат (УУД)
|
||
Радость познания (11 ч) |
|||||
1.
|
|
Свет знания. Любознательность, научные открытия. |
Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целью. Познавательные: определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Личностные: проявляют интерес к знаниям и способам их приобретения. |
||
2. |
|
Как изучают окружающий мир. Способы исследования и оборудование для изучения окружающего мира. |
Регулятивные: ставить цели и строить план исследования. Познавательные: определять способы исследования окружающего мира и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества. Личностные: проявляют интерес к изучению окружающего мира, формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
||
3. |
|
Книга – источник знаний. Виды справочной литературы. |
Регулятивные: Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять источники для поиска необходимой информации. Коммуникативные:строить понятные для партнера высказывания. Личностные: проявляют интерес к чтению.
|
||
4. |
|
Отправимся на экскурсию. Виды музеев. |
Регулятивные: Задавать вопросы по теме экскурсии. Познавательные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Личностные: проявлять интерес к знаниям и способам их приобретения. |
||
5. |
|
О чем расскажет план. Отличие плана местности от географической карты.Практическая работа. |
Регулятивные: Оценивать выполненное задание. Познавательные: читать план местности и обосновывать свое мнение. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания. Личностные: проявлять интерес к познанию мира благодаря путешествиям. |
||
6.
|
|
Планета на листе бумаги. Карта мира.Условные обозначения |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного материала. Познавательные: различать материки, части света, формы земной поверхности. Коммуникативные осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь Личностные: проявлять интерес к познанию мира благодаря путешествиям. |
||
7. |
|
Страны и народы на политической карте мира. |
Регулятивные: оценивать выполненное задание. Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: проявлять интерес к познанию мира, формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
||
8. |
|
Путешествуя, познаем мир. Правила туризма. |
Регулятивные: оценивать выполненное задание. Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: проявлять интерес к познанию мира, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||
9. |
|
Транспорт. Классификация транспорта в зависимости от места движения. |
Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целью. Познавательные: определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия. Коммуникативные формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Личностные: понимание собственных достижений при освоении темы.
|
||
10. |
|
Средства информации и связи. Старинные и современные средства.
|
Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания. Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
||
11. |
|
Обобщение знаний. Проверочная работа по разделу «Радость познания» |
Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. |
||
Мир как дом (19ч)
|
|||||
12. |
|
Мир природы в народном творчестве. Представления людей о строении мира. |
Регулятивные: Отстаивать свою очку зрения. Познавательные: воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества и обосновывать свое мнение. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывании. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
|
||
13. |
|
Из чего состоит все. Жидкое, твердое и газообразное состояние тел. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания. Познавательные: раскрывать значение понятий «природные объекты», «тело». Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Личностные: проявлять бережное отношение к природе |
||
14. |
|
Мир небесных тел. Звезды и планеты. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Познавательные: различать звезды и планеты. Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
|
||
15. |
|
Невидимое сокровище. Состав, свойства и значение воздуха. |
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с планом. Познавательные: определять состав и свойства воздуха, обосновывать свое мнение. Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению при работе в группе. Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, проявлять бережное отношение к чистоте воздуха |
||
16. |
|
Самое главное вещество. Состав, состояние и значение воды. |
Регулятивные: выполнять учебное задание. Познавательные: понимать значение воды для живых организмов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные: проявлять бережное отношение к чистоте воды. |
||
17. |
|
Свойства воды. Круговорот воды в природе. |
Регулятивные: выполнять учебное задание. Познавательные: понимать значение воды для живых организмов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные: проявлять бережное отношение к чистоте воды. |
||
18. |
|
Природные стихии в народном творчестве. Способы изображения природных стихий. |
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с планом. Познавательные: различать символы-образы природных стихий в народном творчестве и обосновывать свое мнение. Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению при работе в паре. Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||
19. |
|
Кладовые Земли. Понятия «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые». |
Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь. Познавательные: различать минералы и горные породы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности, Проявлять бережное отношение к природным богатствам.
|
||
20. |
|
Чудо под ногами. Почва, ее состав и значение. |
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Познавательные: определять значение почвы дл растений, животных, человека и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: проявлять бережное отношение к природе |
||
21. |
|
Мир растений. Основная классификация растений, особенности каждой группы. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: различать растения каждой группы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания, используя термины. Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||
22. |
|
Плодородная земля и растения в народном творчестве. Способы изображения. |
Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания. Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле. Коммуникативные учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||
23. |
|
Мир животных. Классификация животных и их групповые признаки. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять различные группы животных и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание, используя термины. Личностные: проявлять интерес и бережное отношение к животным. |
||
24. |
|
Животные в народном творчестве. Способы изображения. |
Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания. Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: |
||
25. |
|
Невидимые нити в живой природе. Цепи питания животных. |
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Познавательные: устанавливать невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание, используя термин. Личностные: проявлять бережное отношение к природе
|
||
26. |
|
Лес – волшебный дворец. Экологические связи природного сообщества «лес». |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Познавательные: различать природные сообщества и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. Личностные: проявлять бережное отношение к природе |
||
27. |
|
Луг – царство цветов и насекомых. Экологические связи природного сообщества «луг». |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата Личностные: проявлять бережное отношение к природе |
||
28. |
|
Водоем – дом из воды. Экологические связи природного сообщества «водоем». |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
||
29. |
|
Как сохранить богатства природы. Влияние человека на природу, меры по охране природы. |
Регулятивные: выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Познавательные: раскрывать значение понятия «богатства природы» и использовать его в активном словаре. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
||
30. |
|
Охрана природы в культуре народов России и мира. Культурные традиции народов.
|
Регулятивные: выполнять задание в соответствие с целью Познавательные: использовать приобретенные знания для составления рассказа. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: проявлять бережное отношение к природе |
||
31. |
|
Обобщение знаний. Проверочная работа по разделу «Мир как дом».
|
Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. |
||
Дом как мир (20ч)
|
|||||
32.
|
|
Родной дом – уголок Отчизны. Значение слова «мир», правила совместной жизни. |
Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: объяснять значения слова «мир» и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
||
33. |
|
Свой дом – свой простор. Устройство деревянного дома. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять структуру старинного дома как образа вселенной и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Личностные: развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
||
34. |
|
В красном углу сесть – великая честь. Эстетическое оформление красного угла. |
Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||
35. |
|
Побываем в гостях. Устройство жилищ разных народов, обычаи гостеприимства. |
Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные:узнавать о традициях гостеприимства в древности в настоящее время. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Личностные: развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
||
36. |
|
На свет появился – с людьми породнился. Семья, термины родства. |
Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило. Познавательные: различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. Личностные: развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
||
37. |
|
Родословное древо. Составление родословного древа. Семейные династии, традиции. |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять степень родства в своей семье и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
||
38. |
|
Муж и жена – одна душа. Свадебные обряды, ценность супружества. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять условия успешной жизни молодоженов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||
39.
|
|
Святость отцовства и материнства. Народные традиции, значимость уважительного отношения к старшим. |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии учебного плана. Познавательные: раскрывать значения понятий. Коммуникативные конструктивно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
||
40. |
|
Добрые дети – дому венец. Традиции воспитания. |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат. Познавательные: рассказывать о значении имени. Коммуникативные формулировать собственное мнение. Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||
41. |
|
Детские игры – школа здоровья. Типы игр и игрушек. Значение народных игр. |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: понимать назначение детских игр и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
||
42.
|
|
Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: раскрывать значение понятия «внешнее и внутреннее строение тела человека», различать внешнее и внутреннее строение тела человека. Коммуникативные формулировать собственное высказывание, в рамках учебного диалога. Личностные: развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
||
43. |
|
Как работает наш организм. Системы органов и их работа. |
Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: определять деятельность каждой системы органов человека и обосновывать свое мнение. Коммуникативные конструктивно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
||
44.
|
|
Что такое гигиена. Правила гигиены. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: гигиенически правильный образ жизни и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное мнение. Личностные: развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
||
45. |
|
Органы чувств. Строение и работа органов чувств. |
Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: определять органы чувств и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное мнение. Личностные: развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
|
||
46. |
|
Органы чувств. Гигиена органов чувств. |
Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: определять органы чувств и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное мнение. Личностные: развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
|
||
47. |
|
Школа первой помощи. Приемы оказания первой помощи. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять изменения температуры тела человека и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
||
48. |
|
Здоровью цены нет. Правила здорового образа жизни. |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата Личностные: развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
||
49. |
|
Дом не велик, а стоять не велит. Правила и традиции народа по ведению хозяйства. |
Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило. Познавательные: определять особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога Личностные: развитие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
||
50. |
|
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. История денег. |
Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания. Познавательные: определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||
51. |
|
Мудрость старости. Общечеловеческие ценности всех народов. |
Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило. Познавательные: раскрывать смысл крылатых выражений и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, проявлять уважительное отношение к старости |
||
52. |
|
Путешествие к А.С.Пушкину. Семейное родословие. |
Регулятивные: выполнять взаимооценку, самооценку учебного задания. Познавательные: раскрывать значения понятия «неразрывная связь поколений». Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
||
53. |
|
Обобщение знаний. Проверочная работа по разделу «Дом как мир».
|
Регулятивные: выполнять самопроверку учебного задания. Познавательные : использовать приобретенные знания Коммуникативные адекватно использовать речевые средства. Личностные: оценивать результат собственной деятельности. |
||
В поисках Всемирного наследия (8ч).
|
|||||
54. |
|
Всемирное наследие. Список Всемирного наследия, природное и культурное наследие человечества. |
Регулятивные: выполнять учебное задание, используя алгоритм. Познавательные: определять объекты природного и культурного наследия планеты. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, проявлять уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. |
||
55. |
|
Московский Кремль. Достопримечательности Московского Кремля. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять историко-культурное значение Московского Кремля Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
||
56. |
|
Озеро Байкал. Озеро Байкал- природный объект Всемирного наследия |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять уникальность озера Байкал и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
||
57. |
|
Путешествие в Египет. Достопримечательности Египта. |
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Познавательные: определять объекты культурного наследия Египта. Коммуникативные согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. Личностные: проявлять интерес к мировой культуре. |
||
58. |
|
Путешествие в Грецию. Достопримечательности Греции. |
Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять объекты культурного наследия Греции. Коммуникативные согласовывать различные мнения при выполнении задания. Личностные: проявлять интерес к мировой культуре. |
||
59. |
|
Путешествие в Иерусалим. Достопримечательности Иерусалима. |
Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: определять местоположение Иерусалима в Израиле и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в партнером в рамках учебного диалога. Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,проявлять интерес к мировой культуре. |
||
60. |
|
Путешествие в Китай. Достопримечательности Китая. |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять объекты Всемирного наследия Китая. Коммуникативные формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Личностные: проявлять интерес к мировой культуре. |
||
61. |
|
Всемирные духовные сокровища. Выдающиеся представители разных народов, эпох. |
Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного материала. Познавательные: смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях,развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
||
62. |
|
Всемирные духовные сокровища. Выдающиеся представители России. |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
||
63. |
|
За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. |
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: проявлять творческое отношение. |
||
64. |
|
Обобщение знаний. Проверочная работа по разделу «В поисках Всемирного наследия».
|
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: оценивать результат собственной деятельности. |
||
65. |
|
Закрепление изученного.КВН. |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: оценивать результат собственной деятельности. |
||
66. |
|
Закрепление изученного. «Альбом путешествий». |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: оценивать результат собственной деятельности, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||
67 68. |
|
Экскурсия. |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: оценивать результат собственной деятельности, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.