|
|||||
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного курса……..… 3
2. Содержание курса………………………………….……….… 5
3. Тематическое планирование………………………………...... 7
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции и программы учебного предмета «Православная культура» автора Шевченко Л.Л. М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
Ведущей темой программы является интегративная тема «История христианской Церкви в житиях ее святых»,«Святая Русь»(18-20 вв).
Личностные результаты. Курс способствует становлению сле-дующих личностных характеристик ученика:
- осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
- сознающий свою национальную принадлежность;
- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- умеющий ценить демократические права и свободы гражданско-го общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), националь-ную культуру, родной язык;
- обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей обще-ства: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
- обладающий такими качествами, как добросовестность, спра-ведливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль-тур и религии;
- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
- доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосно-вывать свою позицию;
- умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
- владеющий навыками социально-культурной адаптации и культу-рой потребления информации;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близ-ких, товарищах, чужих людях;
- имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- имеющий представления о традиционных нравственных установ-ках;
- имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здо-ровью, природе, всему живому;
- уважительно относящийся к святыням;
- владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;
- способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступ-ки перед семьёй и обществом;
- способный к творческому труду;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следую-щим образом:
- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реа-лизации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способный понимать причины успеха или неуспеха учебной дея-тельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
умеющий использовать знаково-символические средства информации;
- активно использующий речевые средства и средства информа-ционных и коммуникативных технологий для решения коммуникатив-ных и познавательных задач;
- использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информацион-ной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
- овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
- овладевший логическими действиями сравнения, анализа, син-теза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
- умеющий определять общие цели, договариваться о распреде-лении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивациик нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраиваниикоструктивных отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знающий историю формирования отечественной культуры;
- имеющий представления о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещенияна протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;
- овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическим, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке;
- овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
-овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
- имеющий знания о христианстве как самой распространенной мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории,мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру и быт;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
-имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
-знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;
- знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
- понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
- знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи.архитектуре, скульптуре, музыке, декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитьё и др.);
-овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестанизме);
- имеющий установку поступатьсогласносвоей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
- осознающий ценность человеческой жизни;
- нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.
2.Содержание курса
Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский(2 ч). Русские поэты размышляют о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святителя Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры пред царской властью.Христианская добродетель кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых.Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Духовные завещания. Духовное завещание святого Митрофана Воронежского. Как русские писатели и поэты использовали жития святых (Четьи-Минеи) при работе над своими произведениями (А.С. Пушкин).Почитание памяти святых. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. Его святыни.
«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский (2 ч). Почему 18 век называли «блестящим » веком? Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины П. Закрытие монастырей.«Великий милостивец» святитель Тихон Задонский. О чем рассказывается в книгах, написанных Тихоном Задонским. Собиратель сокровищ духовных. Завещание святителя. Церковное искусство 17-18 как отражение состояния внутреннего (душевного и духовного) мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества (храм Покрова на Нерли) и храмового зодчества 18 века (Смольный монастырь в Петербурге). Стиль барокко.Изменения стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.
Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский (3 ч). Положение Православной Церкви в государстве 19 века. Падение нравов вследствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени.О смысле жизни человека отвечает преподобный Серафим Саровский. Явления Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Основание Серафимо-Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли: мощи преподобного Серафима, Свято-Троицкий собор, Канавка Божией Матери (предсказание преподобного Серафима), святые источники. Святые дивеевские жены.
Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский (2 ч). Мудрый наставник. 50-летнее служение Церкви. Духовный и нравственный облик святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени: святитель Филарет отвечает поэту А.С.Пушкину на вопрос о том, для чего Богом даны человеку жизнь и талант. Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско-византийский стиль. Храм Христа Спасителя в Москве. Иконы храма Христа Спасителя. Казанский собор в Санкт-Петербурге. Его святыня -чудотворная икона Божией Матери « Казанская ».
Великие старцы Оптиной Пустыни (2 ч). Оптина Пустынь - центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы - пример великой любви к Богу. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века.Поэты рассказывают о пути России, об Оптинских старцах в произведениях духовной поэзии.
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский(2 ч).На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Пророчества святого Иоанна Кронштадтского. Пророчества Исайи.
Проведение Рождественского праздника (1 ч).
Царственные мученики(2 часа). Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти - изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии.Иконография Царственной семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу. Церковнославянский язык о покаянии.
Новомученики и Исповедники Российские (3 ч). Святой Патриарх Тихон. Раскольники - обновленцы. Священномученик Вениамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
Христианские мученики ГУЛАГа(3 ч). Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.
Православная культура России свидетельствует (3 ч). События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской культуры - о России. Поэты 19-20 веков размышляют о людях своего века. Произведения русской литературы рассказывают о разрушении духовной культуры России. Рассказ «Алтарь затворенный» писателя В.А. Никифорова-Волгина.
Православная культура в жизни христиан (3 ч). Священная история - о велении Христа рассказать всем народам о спасении. Богослужение - центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия - главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие - Таинство Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви к людям.
Золотая цепь святых (4 ч) Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющей всех в Боге Едином. Святые дети - святой отрок Мамант, святые отроки царевич Димитрий Угличский, Артемий Веркольский, страстотерпец царевич Алексий.Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии - рассказ о святости родной земли. Повторение - о чудотворных иконах Божией Матери, оберегающих Россию-Владимирской, Казанской, Донской, Тихвинской, Смоленской.Изучаем церковнославянский язык - торжество и христианская радость в тексте Евангелия, в христианских песнопениях Пасхи, песнопениях святым. О христианской радости свидетельствовали миру святые. Бессмертие.
Виртуальные экскурсии «Путешествие по святым местам родной земли» (2 ч). Православные святыни нашего края.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№п/п |
Основное содержание |
Кол-во часов |
1. |
Церковная реформа Петра I. Святой Митрофан Воронежский. Святой Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский |
2 |
2. |
«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский |
2 |
3. |
Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский |
3 |
4. |
Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский |
2 |
5. |
Великие старцы Оптиной Пустыни |
2 |
6. |
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский |
2 |
7. |
Проведение Рождественского праздника |
1 |
8. |
Царственные мученики |
2 |
9. |
Новомученики и Исповедники российские |
3 |
10. |
Христианские мученики ГУЛАГа |
3 |
11. |
Православная культура России свидетельствует |
3 |
12. |
Православная культура в жизни христиан |
3 |
13. |
Золотая цепь святых |
4 |
14. |
Виртуальные экскурсии «Путешествие по святым местам родной земли» |
2 |
|
Итого |
34 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания № 1 Заместитель директора
методического объединения по учебно-воспитательной работе
учителей начальных классов _________________ /________________/
МБОУ СОШ №19 Дата «29» августа 2022г.
имени В.П. Стрельникова
от «29» августа 2022 года
руководитель МО О
_________________/_______________/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.