Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Оценка 5

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Оценка 5
Документация
docx
4 кл
12.09.2022
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ 4класс по ФГОС
Рабочая программа по ОРКСЭ_(2).docx

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023  учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.

Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обу​чения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

—  знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

—  развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

—  обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее

полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

—  развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной

методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре

традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.

Рабочая программа по ОРКСЭ сформирована с учетом рабочей программы воспитания.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.

Целевые ориентиры

Гражданско-патриотическое воспитание

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.

Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.

Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. 

Трудовое воспитание

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.

Проявляющий интерес к разным профессиям.

Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Экологическое воспитание

Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.

Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.

Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

 

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

       Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России.

 Государство и мораль гражданина, основной закон (Контитуция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

 Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

—  понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;

—  формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

—  понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;

—  понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;

—  осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;

—  строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;

—  соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;

—  строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;

—  понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

—  понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

—  овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

—  формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

—  совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-

 

 

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

—  совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

—  овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

—  овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

—  формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

—  совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД:

—  ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);

—  использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);

—  применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;

—  признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

—  выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Работа с информацией:

—  воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;

—  использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

—  находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных

 

 

информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

—  анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные УУД:

—  использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

—  соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;

—  создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.

Регулятивные УУД:

—  проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;

—  проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на

нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;

—  анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);

—  выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;

—  проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Совместная деятельность:

—  выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;

—  владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

—  готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:

—  выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

—  выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

—  выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

—  рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских

традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;

—  раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;

—  высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;

—  первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;

—  раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и

особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;

—  рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;

—  раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной  любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

—  распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

—  рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

—  рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;

—  раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;

—  объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;

—  первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

—  приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

—  выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание

российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

—  называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

—  выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этики






 


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

 

 

 

1.1.

Россия — наша Родина.

Инструктаж по ТБ

Этика и её значение в жизни человека.

2

0

0

02.09.2022 09.09.2022

Вести учебный,
социокультурный диалог;

Устный опрос

https://infourok.ru/urok-orkse-s-prezentaciey-v-klasse-na-temu-etika-nauka-o-nravstvennoy-zhizni-cheloveka-3924145.html?

1.2.

Праздники как одна из форм исторической памяти.

1

0

0

16.09.2022

Анализировать особенности общения на основе «золотого правила нравственности»;

Устный опрос

https://infourok.ru/klassnyj-chas-zolotoe-pravilo-obsheniya-5532705.html?ysclid=l42suxxaab

1.3.

Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России.

1

0

0

23.09.2022

Различать проявления добра и зла;

Устный опрос

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temudobro-i-zlo-3307083.html? ysclid=l42swanumh

1.4.

Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики.

1

0

0

30.09.2022

Определять особенности
индивидуального проявления окружающих;
Находить нужные слова при общении с другими;
Осознанно определять
значение моральных норм во взаимодействии людей.

С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов;

Тестирование

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/prezentacija_uroka_orkseh_po_temedruzhba/316-1-0-36033?ysclid=l42sx2rx5p

1.5.

Трудовая мораль.

1

0

0

07.10.2022

Уметь охарактеризовать
правила этикета;
Осознанно соблюдать правила этикета;
Вырабатывать в поведении
соответствие правилам
этикета;

Устный опрос

https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_osnovam_svetskoj_etiki_premudrosti_etiketa_4_klass-297241

1.6.

Трудовая мораль.

1

0

0

14.10.2022

Обозначать сущность понятия«этикет»;
Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета; Накапливать знания по
правилам этикета, уметь
аргументировать их значение и смысл;

Устный опрос

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-etiket-3080309.html?ysclid=l42syfrvt5

1.7.

Правила поведения в школе и дома

1

0

0

21.10.2022

Знать основные правила
этикета;
Уметь обосновать
необходимость соблюдения правил этикета в школе и
дома, обозначать их перечень; Осознанно комментировать текст учебника;

Тестиро

вание

https://infourok.ru/prezentaciya-pravila-povedeniya-v-shkole-i-doma-4024288.html? ysclid=l42syzg79s

1.8.

Речь и этикет

1

0

0

11.11.2022

Осознавать значение понятия«речь»;
Видеть и выражать
многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка»;
Характеризовать образную выразительность слова;
Использовать ключевые
понятия урока в собственной устной и письменной речи; Составлять небольшой
рассказ, используя образные речевые средства;

Устный опрос

https://infourok.ru/prezentaciya-po-svetskoy-etike-rechevoy-etiket-1475200.html? ysclid=l42szkeqr6

1.9.

Этика человеческих отношений

1

0

0

18.11.2022

Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа
понятия «душа»;
Использовать
индивидуальные знания по предметам «Окружающий
мир» и «Литературное
чтение» для объяснения
данного понятия;
Осознанно характеризовать понятия «духовность»,
«душевность»;
Соотносить понятия «душа»,«духовность»;

Письменный контроль

https://infourok.ru/prezentaciya-etika-chelovecheskih-otnosheniy-672532.html? ysclid=l42t04lypd

1.10.

Нравственные традиции предпринимательства.

1

0

0

25.11.2022

Определять смысловое
значение понятия
«справедливость»;
Иллюстрировать примеры
значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей;
Осознавать взаимосвязь
природы и жизни человека, аргументировать свои
высказывания;

Устный опрос;

https://infourok.ru/urok-po-orks-otnoshenie-cheloveka-k-prirode-4klass-5099301.html? ysclid=l42t12bbgh

1.11.

Родина, Отчизна, патриотизм

1

0

0

02.12.2022

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина»;
Осознанно определять, что
значит быть патриотом;
Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями;
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в
литературе иллюстрации
обсуждаемых понятий;

Устный опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-otechestvo-patriotizm-klass-403796.html? ysclid=l42t1ketnw

1.12.

Человек среди людей

1

0

0

09.12.2022

Понимать значение понятия«человечность»;
Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с
людьми на нравственный рост человека;
Расширять знания,
дополненные другими
учебными предметами,
обогащённые личным опытом и опытом людей, в
определении изучаемых
понятий;
Осознанно комментировать текст учебника;

Тестирование;

https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_svetskoj_etiki_zhizn_sredi_lyudej_4_klass-304609

1.13.

Что значит быть нравственным в наше время.

1

0

0

16.12.2022

Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое
коллектив?»;
Анализировать особенности коллектива;
Объяснять соотношение
понятий «коллектив» и
«личность»;
Приводить примеры
взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов;

Устный опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-na-temu-chto-takoe-kollektiv-4536551.html? ysclid=l42t35994r

1.14.

Коллектив начинается с меня

1

0

0

23.12.2022

Осознавать понятия
«индивидуальность»,
«дружба», «уважение»;
Анализировать возможности улучшения отношений в
коллективе;
Уметь вырабатывать правила для себя и для других;
Аргументированно объяснять, что значит быть
единомышленником в
коллективе;

Устный опрос;

https://videouroki.net/video/15-kollektiv-nachinaetsya-s-menya.html?ysclid=l42t7wovyq

1.15.

Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в
коллективе

1

0

0

13.01.2023

Умение понять состояние другого человека;
Разумно, с пониманием
реагировать на состояние другого человека;
Осознавать значение семьи для человека, общества и государства;
Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид;

Устный опрос;

https://infourok.ru/beseda-s-prezentaciey-po-orkse-klass-kollektiv-dlya-klassa-3670508.html? ysclid=l42t8ey3hw

1.16.

Нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

2

0

0

20.01.2023 27.01.2023

Применять на практике
полученные знания;
Уметь планировать свою
деятельность;
Раскрывать содержание
изучаемых понятий;
Понимать необходимость
осознанного отношения
к собственным поступкам; Аргументировать свою точку зрения;

Тестирование;

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/06/07/prezentatsiya-uchenitsy-4-klassa-po-ose-na-temu-dobro-i-zlo?ysclid=l42t96vro3

1.17.

Нормы морали.

1

0

0

03.02.2023

Осознавать значение золотого правила этики;
Размышлять о причинах
появления золотого правила этики и его применении;
Объяснять сущность и
содержание
общечеловеческих ценностей; Аргументировать свою точку зрения;

Устный опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-kakie-cennosti-est-u-chelovechestva-4432411.html?ysclid=l42t9tir73

1.18.

Семейные ценности и этика семейных отношений.

1

0

0

10.02.2023

Понимать значение понятий«смысл», «нравственный
закон», «жизнь»;
Уметь размышлять о том,
какую роль играют духовные ценности в жизни человека; Аргументировать свою точку зрения;
Использовать ключевые
понятия урока в собственной устной и письменной речи;

Устный опрос;

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2020/04/16/prezentatsiya-po-orkse-zhizn-cheloveka-vysshaya-nravstvennaya?ysclid=l42tan01dm

1.19.

Человек рождён для добра

1

0

0

17.02.2023

Характеризовать понятия
«бескорыстность», «доброта»,«совесть»;

Устный опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-chelovek-rozhdyon-dlya-dobra-5656838.html? ysclid=l42tb7f0yj

1.20.

Милосердие —закон жизни

1

0

0

24.02.2023

Объяснять значение понятий«сочувствие» и
«сопереживание»,
«сострадание» и
«милосердие»;
Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого
поведения;
Использовать знания по
литературному чтению,
примеры из личного опыта и опыта других людей для
характеристики действия
совести;

Тестирование;

https://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-k-uroku-osnovi-svetskoy-etiki-miloserdie-zakon-zhizni-klass-3238062.html?ysclid=l42tbthr9p

1.21.

Нравственность,
справедливость,
правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим

1

0

0

03.03.2023

Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая
возможные способы выхода из неё;
Доброжелательно
взаимодействовать с людьми любой национальности;
Осознанно следовать
правилам тактичного
поведения;
Применять усвоенные знания в общении;

Устный опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-na-temu-zhit-vo-blago-sebe-i-drugim-4-klass-4152192.html?ysclid=l42tcg54h0

1.22.

Этикет.

1

0

0

10.03.2023

Устанавливать связь между намерением и поступком; Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная
установка»;
Сопоставлять понятия
«нравственная установка»,«нравственные усилия»;

Устный опрос;

https://multiurok.ru/files/obobshchenie-po-teme-razdela-dusha-obiazana-trudit.html? ysclid=l42td098dt

1.23.

Образование как нравственная норма.

1

0

0

17.03.2023

Анализировать свои поступки, чувства, помыслы;
Осознавать необходимость
соблюдения норм эти​кета;
Совершенствовать умения в области коммуникации;

Устный опрос;

https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-23-po-osnovam-religioznykh-kultur-i.html? ysclid=l42tdlt6cg

1.24.

Методы нравственного самосовершенствования.

1

0

0

24.03.2023

Чётко представлять, что такое понимание, гармония,
прощение;
Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную
тему;
Контролировать свои
поступки и высказывания;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-klass-po-teme-ponyat-i-prostit-2401223.html? ysclid=l42te41vpj

1.25.

Этика поступков —нравственный
выбор

1

0

0

07.04.2023

Аргументированно объяснять, что означает нравственный
выбор;
Совершенствовать умения в области общения;
Корректировать свои
высказывания и поведение с учётом этики поступков;

Тестирование;

https://infourok.ru/urok-nravstvennyj-vybor-po-kursu-orkse-modul-osnovy-svetskoj-etiki-prezentaciya-k-uroku-4-klass-4419944.html?ysclid=l42tep9ry6

1.26.

Посеешь поступок —пожнёшь характер.

Жить дружно и легко

1

0

0

14.04.2023

Комментировать основное
содержание урока и его
важнейшие понятия;
Отвечать на учебные вопросы; Систематизировать и
обобщать полученные знания; Делать выводы;
Адекватно использовать
полученные знания в практике общения;

Устный опрос;

https://znanio.ru/media/zanyatie-poseesh-privychku-pozhnesh-harakter-2632125

1.27.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

0

0

21.04.2023

Объяснять понятие
«нравственность»;
Систематизировать и
обобщать полученные знания; Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии;
Соотносить морально-
нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения;
Аргументировать свои
рассуждения;

Устный опрос;

https://nsportal.ru/user/80324/page/tsikl-urokov-orkse-s-multimediynymi-prezentatsiyami-4-klass?ysclid=l42tg9yg7c

1.26.

Посеешь поступок —пожнёшь характер.

Жить дружно и легко

1

0

0

14.04.2023

Комментировать основное
содержание урока и его
важнейшие понятия;
Отвечать на учебные вопросы; Систематизировать и
обобщать полученные знания; Делать выводы;
Адекватно использовать
полученные знания в практике общения;

Устный опрос;

https://znanio.ru/media/zanyatie-poseesh-privychku-pozhnesh-harakter-2632125

1.27.

Лестница
саморазвития

1

0

0

21.04.2023

Объяснять понятие
«нравственность»;
Систематизировать и
обобщать полученные знания; Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии;
Соотносить морально-
нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения;
Аргументировать свои
рассуждения;

Устный опрос;

https://nsportal.ru/user/80324/page/tsikl-urokov-orkse-s-multimediynymi-prezentatsiyami-4-klass?ysclid=l42tg9yg7c

1.28.

Терпение и труд — все перетрут

1

0

0

28.04.2023

Осознанно раскрывать суть
понятий «терпение»,
«терпимость»,
«деликатность»;
Соотносить свои
представления с опытом
поведения других людей;
Анализировать своё
поведение и высказывания;
Обобщать полученные знания;

Письменный контроль;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-terpenie-i-trud-klass-2501553.html? ysclid=l42th537yk

1.29.

Слова с приставкой «со»

1

0

0

05.05.2023

Систематизировать и
обобщать этические знания; Анализировать и сопоставлять факты поведения человека;
Находить аналогии;
Рассуждать на морально-
этические темы;
Соотносить морально-
нравственные проблемы с личным опытом;

Устный опрос;

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/04/07/orkse-4-klass-deystviya-s-pristavkoy-so? ysclid=l42thtkmep

1.30.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

0

0

12.05.2023

Соотносить понятия
«Родина», «Отечество»;
Осознанно анализировать
изучаемые понятия. Находить аналогии;
Вырабатывать умение,
рассуждать на морально-
этические темы и делать
выводы;
Осмысливать морально-
нравственные проблемы в соотнесении с личным
опытом поведения;

Устный опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-modul-svetskaya-etika-na-temus-chego-nachinaetsya-rodina-1239987.html?ysclid=l42ticavv2

1.31.

Промежуточная аттестация. Индивидуальная творческая работа.

1

1

0

19.05.2023

Осознанно раскрывать
понятия «патриот»,
«патриотизм», «гражданин»,«гражданственность»;
Выделять главное в тексте
учебника;
Соотносить полученные
знания с собственным опытом поведения, уметь
анализировать его;

Контрольная работа;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-osnovam-svetskoy-etiki-v-klasse-s-chego-nachinaetsya-rodinav-tebe-rozhdaetsya-patriot-i-grazhdanin-3535226.html?ysclid=l42tit0ioz

1.32.

Патриот и гражданин.

1

0

0

26.05.2023

Обобщать знания, полученные при изучении курса;
Применять на практике
полученные знания;
Уметь планировать свою
работу. Подводить её итоги, представлять результаты;

Устный опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-zaklyuchitelnogo-uroka-po-predmetu-osnovi-svetskoy-etiki-v-forme-igri-svoya-igra-klass-3089348.html?ysclid=l42tjcq1gc

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

п/п

Дата

Раздел / Тема

по плану

по факту

 

1.

02.09.2022

 

Россия — наша Родина. Инструктаж по ТБ

2.

09.09.2022

 

Этика и её значение в жизни человека.

3.

16.09.2022

 

Праздники как одна из форм исторической памяти.

4.

23.09.2022

 

Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России.

5.

30.09.2022

Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики.

6.

07.10.2022

 

Трудовая мораль.

7.

14.10.2022

 

Трудовая мораль.

8.

21.10.2022

 

Правила поведения в школе и дома

9.

11.11.2022

 

Речь и этикет

10.

18.11.2022

 

Этика человеческих отношений

11.

25.11.2022

 

Нравственные традиции предпринимательства.

12.

02.12.2022

 

Родина, Отчизна, патриотизм

13.

09.12.2022

 

Человек среди людей

14.

   16.12.2022

 

Что значит быть нравственным в наше время.

15.

23.12.2022

 

Коллектив начинается с меня

16.

13.01.2023

 

Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе

17.

20.01.2023

 

Нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

18.

27.01.2023

 

Нормы морали.

19.

03.02.2023

 

Семейные ценности и этика семейных отношений.

20.

10.02.2023

 

Человек рождён для добра

21.

17.02.2023

 

Милосердие — закон жизни

22.

24.02.2023

 

Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим

23.

03.03.2023

 

Этикет.

24.

10.03.2023

 

Образование как нравственная норма.

25.

17.03.2023

 

Методы нравственного самосовершенствования.

26.

24.03.2023

 

Этика поступков — нравственный выбор

27.

07.04.2023

 

Посеешь поступок - пожнёшь характер. Жить дружно и легко

28.

14.04.2023

 

Любовь и уважение к Отечеству.

29.

21.04.2023

 

Посеешь поступок пожнёшь характер. Жить дружно и легко

30.

28.04.2023

 

Лестница саморазвития

31.

05.05.2023

 

Терпение и труд — все перетрут

32.

12.05.2023

 

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

33.

19.05.2023

 

Промежуточная аттестация. Индивидуальная творческая работа.

34.

   26.05.2023

 

Патриот и гражданин

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 






 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

Контр.

работы

Практ. работы

1.

Россия — наша Родина. Инструктаж по ТБ

1

0

0

02.09.2022

Устный
опрос;

2.

Этика и её значение в жизни человека.

1

0

0

09.09.2022

Устный
опрос;

3.

Праздники как одна из форм исторической памяти.

1

0

0

16.09.2022

Устный
опрос;

4.

Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России.

1

0

0

23.09.2022

Устный
опрос;

5.

 

Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики.

1

0

 

0

30.09.2022

Тестирование;

6.

Трудовая мораль.

1

0

0

07.10.2022

Устный
опрос;

7.

Трудовая мораль.

1

0

0

14.10.2022

Устный
опрос;

8.

Правила поведения в школе и дома

1

0

0

21.10.2022

Тестирование;

9.

Речь и этикет

1

0

0

11.11.2022

Устный
опрос;

10.

Этика человеческих отношений

1

0

0

18.11.2022

Письменный контроль;

11.

Нравственные традиции предпринимательства.

1

0

0

25.11.2022

Устный
опрос;

12.

Родина, Отчизна, патриотизм

1

0

0

02.12.2022

Устный
опрос;

13.

Человек среди людей

1

0

0

09.12.2022

Тестирование;

14.

Что значит быть нравственным в наше время.

1

0

0

16.12.2022

 Устный опрос;

15.

Коллектив начинается с меня

1

0

0

23.12.2022

Устный
опрос;

16.

Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе

1

0

0

13.01.2023

Устный
опрос;

17.

Нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

1

0

0

20.01.2023

Устный
опрос;

 


 

18.

Нормы морали.

1

0

0

27.01.2023

Устный
опрос;

19.

Семейные ценности и этика семейных отношений.

1

0

0

03.02.2023

Устный
опрос;

20.

Человек рождён для добра

1

0

0

10.02.2023

Устный
опрос;

21.

Милосердие — закон жизни

1

0

0

17.02.2023

Устный
опрос;

22.

Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим

1

0

0

24.02.2023

Устный
опрос;

23.

Этикет.

1

0

0

03.03.2023

Устный
опрос;

24.

Образование как нравственная норма.

1

0

0

10.03.2023

Устный
опрос;

25.

Методы нравственного самосовершенствования.

1

0

0

17.03.2023

Устный
опрос;

26.

Этика поступков — нравственный выбор

1

0

0

24.03.2023

Устный
опрос;

27.

Посеешь поступок - пожнёшь характер. Жить дружно и легко

1

0

0

07.04.2023

Устный
опрос;

28.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

0

0

14.04.2023

Устный
опрос;

29.

Посеешь поступок пожнёшь характер. Жить дружно и легко

1

0

0

21.04.2023

Устный
опрос;

30.

Лестница саморазвития

1

0

0

28.04.2023

Устный
опрос;

31.

Терпение и труд — все перетрут

1

0

0

05.05.2023

Устный
опрос;

32.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

0

0

12.05.2023

Устный
опрос;

33.

Промежуточная аттестация. Индивидуальная творческая работа.

1

1

0

19.05.2023

Контрольная работа;

34.

Патриот и гражданин

1

0

0

26.05.2023

 Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0

 

 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс/ Студеникин М.Т., ООО «Русское слово-учебник»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Студеникин М.Т.

Основы светской этики: 4 класс. Книга для учителя. ФГОС

Издательство: Русское слово

Жанр: Методическая литература

Энциклопедическая и справочная литература

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

Российская электронная школа

http://resh.edu.ru/

Мобильное электронное образование

https://mob-edu.ru/

Учи.ру

https://uchi.ru/

Яндекс.Учебник

https://education.yandex.ru/home/

Онлайн школа Фоксфорд

https://foxford.ru/

ЯКласс

http://www.yaklass.ru/

Домашняя школа InternetUrok.ru

https://interneturok.ru/

Онлайн платформа «Skyeng»

https://edu.skysmart.ru/

Skysmart

https://edu.skysmart.ru/

Московская электронная школа

https://uchebnik.mos.ru/catalogue

Урок цифры

https://datalesson.ru/

Онлайн-платформа «Мои достижения»

https://myskills.ru/

Электронный банк заданий по функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/

Кванториум

https://roskvantorium.ru/

Сириус

https://edu.sirius.online/



 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований

Основными задачами ОРКСЭ являются: — знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных…

Основными задачами ОРКСЭ являются: — знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных…

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Интернете (в условиях контролируемого входа); — анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность

Интернете (в условиях контролируемого входа); — анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность

России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; — рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали,…

России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; — рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали,…

России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; — рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и…

России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; — рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и…

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Знать основные правила этикета;

Знать основные правила этикета;

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина»;

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина»;

Устный опрос; https://videouroki

Устный опрос; https://videouroki

Милосердие —закон жизни 1 0 0 24

Милосердие —закон жизни 1 0 0 24

Контролировать свои поступки и высказывания;

Контролировать свои поступки и высказывания;

Систематизировать и обобщать полученные знания;

Систематизировать и обобщать полученные знания;

Промежуточная аттестация. Индивидуальная творческая работа

Промежуточная аттестация. Индивидуальная творческая работа

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» № п/п

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» № п/п

Этикет. 24. 10

Этикет. 24. 10

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п /п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п /п

Нормы морали. 1 0 0 27

Нормы морали. 1 0 0 27

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2022