МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса начального
общего образования
на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к
социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма,
светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает
организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения
выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать
усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства
передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на
принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения
и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной
методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
Рабочая программа по ОРКСЭ сформирована с учетом рабочей программы воспитания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Целевые ориентиры |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. |
Духовно-нравственное воспитание |
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. |
Эстетическое воспитание |
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. |
Трудовое воспитание |
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. |
Экологическое воспитание |
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. |
Ценности научного познания |
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. |
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России.
Государство и мораль гражданина, основной закон (Контитуция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб‐ляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-
коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
— объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этики
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
|
|
|
|
|||||
1.1. |
Россия — наша Родина. Инструктаж по ТБ Этика и её значение в жизни человека. |
2 |
0 |
0 |
02.09.2022 09.09.2022 |
Вести учебный, |
Устный опрос |
https://infourok.ru/urok-orkse-s-prezentaciey-v-klasse-na-temu-etika-nauka-o-nravstvennoy-zhizni-cheloveka-3924145.html? |
1.2. |
Праздники как одна из форм исторической памяти. |
1 |
0 |
0 |
16.09.2022 |
Анализировать особенности общения на основе «золотого правила нравственности»; |
Устный опрос |
https://infourok.ru/klassnyj-chas-zolotoe-pravilo-obsheniya-5532705.html?ysclid=l42suxxaab |
1.3. |
Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. |
1 |
0 |
0 |
23.09.2022 |
Различать проявления добра и зла; |
Устный опрос |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temudobro-i-zlo-3307083.html? ysclid=l42swanumh |
1.4. |
Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. |
1 |
0 |
0 |
30.09.2022 |
Определять особенности С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов; |
Тестирование |
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/prezentacija_uroka_orkseh_po_temedruzhba/316-1-0-36033?ysclid=l42sx2rx5p |
1.5. |
Трудовая мораль. |
1 |
0 |
0 |
07.10.2022 |
Уметь охарактеризовать |
Устный опрос |
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_osnovam_svetskoj_etiki_premudrosti_etiketa_4_klass-297241 |
1.6. |
Трудовая мораль. |
1 |
0 |
0 |
14.10.2022 |
Обозначать сущность понятия«этикет»; |
Устный опрос |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-etiket-3080309.html?ysclid=l42syfrvt5 |
1.7. |
Правила поведения в школе и дома |
1 |
0 |
0 |
21.10.2022 |
Знать основные правила |
Тестиро вание |
https://infourok.ru/prezentaciya-pravila-povedeniya-v-shkole-i-doma-4024288.html? ysclid=l42syzg79s |
1.8. |
Речь и этикет |
1 |
0 |
0 |
11.11.2022 |
Осознавать значение понятия«речь»; |
Устный опрос |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-svetskoy-etike-rechevoy-etiket-1475200.html? ysclid=l42szkeqr6 |
1.9. |
Этика человеческих отношений |
1 |
0 |
0 |
18.11.2022 |
Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа |
Письменный контроль |
https://infourok.ru/prezentaciya-etika-chelovecheskih-otnosheniy-672532.html? ysclid=l42t04lypd |
1.10. |
Нравственные традиции предпринимательства. |
1 |
0 |
0 |
25.11.2022 |
Определять смысловое |
Устный опрос; |
https://infourok.ru/urok-po-orks-otnoshenie-cheloveka-k-prirode-4klass-5099301.html? ysclid=l42t12bbgh |
1.11. |
Родина, Отчизна, патриотизм |
1 |
0 |
0 |
02.12.2022 |
Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина»; |
Устный опрос; |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-otechestvo-patriotizm-klass-403796.html? ysclid=l42t1ketnw |
1.12. |
Человек среди людей |
1 |
0 |
0 |
09.12.2022 |
Понимать значение понятия«человечность»; |
Тестирование; |
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_svetskoj_etiki_zhizn_sredi_lyudej_4_klass-304609 |
1.13. |
Что значит быть нравственным в наше время. |
1 |
0 |
0 |
16.12.2022 |
Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое |
Устный опрос; |
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-na-temu-chto-takoe-kollektiv-4536551.html? ysclid=l42t35994r |
1.14. |
Коллектив начинается с меня |
1 |
0 |
0 |
23.12.2022 |
Осознавать понятия |
Устный опрос; |
https://videouroki.net/video/15-kollektiv-nachinaetsya-s-menya.html?ysclid=l42t7wovyq |
1.15. |
Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в |
1 |
0 |
0 |
13.01.2023 |
Умение понять состояние другого человека; |
Устный опрос; |
https://infourok.ru/beseda-s-prezentaciey-po-orkse-klass-kollektiv-dlya-klassa-3670508.html? ysclid=l42t8ey3hw |
1.16. |
Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. |
2 |
0 |
0 |
20.01.2023 27.01.2023 |
Применять на практике |
Тестирование; |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/06/07/prezentatsiya-uchenitsy-4-klassa-po-ose-na-temu-dobro-i-zlo?ysclid=l42t96vro3 |
1.17. |
Нормы морали. |
1 |
0 |
0 |
03.02.2023 |
Осознавать значение золотого правила этики; |
Устный опрос; |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-kakie-cennosti-est-u-chelovechestva-4432411.html?ysclid=l42t9tir73 |
1.18. |
Семейные ценности и этика семейных отношений. |
1 |
0 |
0 |
10.02.2023 |
Понимать значение понятий«смысл», «нравственный |
Устный опрос; |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2020/04/16/prezentatsiya-po-orkse-zhizn-cheloveka-vysshaya-nravstvennaya?ysclid=l42tan01dm |
1.19. |
Человек рождён для добра |
1 |
0 |
0 |
17.02.2023 |
Характеризовать понятия |
Устный опрос; |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-chelovek-rozhdyon-dlya-dobra-5656838.html? ysclid=l42tb7f0yj |
1.20. |
Милосердие —закон жизни |
1 |
0 |
0 |
24.02.2023 |
Объяснять значение понятий«сочувствие» и |
Тестирование; |
https://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-k-uroku-osnovi-svetskoy-etiki-miloserdie-zakon-zhizni-klass-3238062.html?ysclid=l42tbthr9p |
1.21. |
Нравственность, |
1 |
0 |
0 |
03.03.2023 |
Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая |
Устный опрос; |
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-na-temu-zhit-vo-blago-sebe-i-drugim-4-klass-4152192.html?ysclid=l42tcg54h0 |
1.22. |
Этикет. |
1 |
0 |
0 |
10.03.2023 |
Устанавливать связь между намерением и поступком; Осознанно
раскрывать суть понятия «нравственная |
Устный опрос; |
https://multiurok.ru/files/obobshchenie-po-teme-razdela-dusha-obiazana-trudit.html? ysclid=l42td098dt |
1.23. |
Образование как нравственная норма. |
1 |
0 |
0 |
17.03.2023 |
Анализировать свои поступки, чувства, помыслы; |
Устный опрос; |
https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-23-po-osnovam-religioznykh-kultur-i.html? ysclid=l42tdlt6cg |
1.24. |
Методы нравственного самосовершенствования. |
1 |
0 |
0 |
24.03.2023 |
Чётко представлять, что такое понимание, гармония, |
Самооценка с |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-klass-po-teme-ponyat-i-prostit-2401223.html? ysclid=l42te41vpj |
1.25. |
Этика поступков —нравственный |
1 |
0 |
0 |
07.04.2023 |
Аргументированно объяснять, что означает нравственный |
Тестирование; |
https://infourok.ru/urok-nravstvennyj-vybor-po-kursu-orkse-modul-osnovy-svetskoj-etiki-prezentaciya-k-uroku-4-klass-4419944.html?ysclid=l42tep9ry6 |
1.26. |
Посеешь поступок —пожнёшь характер. Жить дружно и легко |
1 |
0 |
0 |
14.04.2023 |
Комментировать основное |
Устный опрос; |
https://znanio.ru/media/zanyatie-poseesh-privychku-pozhnesh-harakter-2632125 |
1.27. |
Любовь и уважение к Отечеству. |
1 |
0 |
0 |
21.04.2023 |
Объяснять понятие |
Устный опрос; |
https://nsportal.ru/user/80324/page/tsikl-urokov-orkse-s-multimediynymi-prezentatsiyami-4-klass?ysclid=l42tg9yg7c |
1.26. |
Посеешь поступок —пожнёшь характер. Жить дружно и легко |
1 |
0 |
0 |
14.04.2023 |
Комментировать основное |
Устный опрос; |
https://znanio.ru/media/zanyatie-poseesh-privychku-pozhnesh-harakter-2632125 |
1.27. |
Лестница |
1 |
0 |
0 |
21.04.2023 |
Объяснять понятие |
Устный опрос; |
https://nsportal.ru/user/80324/page/tsikl-urokov-orkse-s-multimediynymi-prezentatsiyami-4-klass?ysclid=l42tg9yg7c |
1.28. |
Терпение и труд — все перетрут |
1 |
0 |
0 |
28.04.2023 |
Осознанно раскрывать суть |
Письменный контроль; |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-terpenie-i-trud-klass-2501553.html? ysclid=l42th537yk |
1.29. |
Слова с приставкой «со» |
1 |
0 |
0 |
05.05.2023 |
Систематизировать и |
Устный опрос; |
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/04/07/orkse-4-klass-deystviya-s-pristavkoy-so? ysclid=l42thtkmep |
1.30. |
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
1 |
0 |
0 |
12.05.2023 |
Соотносить понятия |
Устный опрос; |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-modul-svetskaya-etika-na-temus-chego-nachinaetsya-rodina-1239987.html?ysclid=l42ticavv2 |
1.31. |
Промежуточная аттестация. Индивидуальная творческая работа. |
1 |
1 |
0 |
19.05.2023 |
Осознанно раскрывать |
Контрольная работа; |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-osnovam-svetskoy-etiki-v-klasse-s-chego-nachinaetsya-rodinav-tebe-rozhdaetsya-patriot-i-grazhdanin-3535226.html?ysclid=l42tit0ioz |
1.32. |
Патриот и гражданин. |
1 |
0 |
0 |
26.05.2023 |
Обобщать знания, полученные при изучении курса; |
Устный опрос; |
https://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-zaklyuchitelnogo-uroka-po-predmetu-osnovi-svetskoy-etiki-v-forme-igri-svoya-igra-klass-3089348.html?ysclid=l42tjcq1gc |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
1 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
№ п/п |
Дата |
Раздел / Тема |
|
по плану |
по факту
|
||
1. |
02.09.2022 |
|
Россия — наша Родина. Инструктаж по ТБ |
2. |
09.09.2022 |
|
Этика и её значение в жизни человека. |
3. |
16.09.2022 |
|
Праздники как одна из форм исторической памяти. |
4. |
23.09.2022 |
|
Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. |
5. |
30.09.2022 |
Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. |
|
6. |
07.10.2022 |
|
Трудовая мораль. |
7. |
14.10.2022 |
|
Трудовая мораль. |
8. |
21.10.2022 |
|
Правила поведения в школе и дома |
9. |
11.11.2022 |
|
Речь и этикет |
10. |
18.11.2022 |
|
Этика человеческих отношений |
11. |
25.11.2022 |
|
Нравственные традиции предпринимательства. |
12. |
02.12.2022 |
|
Родина, Отчизна, патриотизм |
13. |
09.12.2022 |
|
Человек среди людей |
14. |
16.12.2022 |
|
Что значит быть нравственным в наше время. |
15. |
23.12.2022 |
|
Коллектив начинается с меня |
16. |
13.01.2023 |
|
Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе |
17. |
20.01.2023 |
|
Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. |
18. |
27.01.2023 |
|
Нормы морали. |
19. |
03.02.2023 |
|
Семейные ценности и этика семейных отношений. |
20. |
10.02.2023 |
|
Человек рождён для добра |
21. |
17.02.2023 |
|
Милосердие — закон жизни |
22. |
24.02.2023 |
|
Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим |
23. |
03.03.2023 |
|
Этикет. |
24. |
10.03.2023 |
|
Образование как нравственная норма. |
25. |
17.03.2023 |
|
Методы нравственного самосовершенствования. |
26. |
24.03.2023 |
|
Этика поступков — нравственный выбор |
27. |
07.04.2023 |
|
Посеешь поступок - пожнёшь характер. Жить дружно и легко |
28. |
14.04.2023 |
|
Любовь и уважение к Отечеству. |
29. |
21.04.2023 |
|
Посеешь поступок пожнёшь характер. Жить дружно и легко |
30. |
28.04.2023 |
|
Лестница саморазвития |
31. |
05.05.2023 |
|
Терпение и труд — все перетрут |
32. |
12.05.2023 |
|
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
33. |
19.05.2023 |
|
Промежуточная аттестация. Индивидуальная творческая работа. |
34. |
26.05.2023 |
|
Патриот и гражданин |
|
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, |
||
всего |
Контр. работы |
Практ. работы |
||||
1. |
Россия — наша Родина. Инструктаж по ТБ |
1 |
0 |
0 |
02.09.2022 |
Устный |
2. |
Этика и её значение в жизни человека. |
1 |
0 |
0 |
09.09.2022 |
Устный |
3. |
Праздники как одна из форм исторической памяти. |
1 |
0 |
0 |
16.09.2022 |
Устный |
4. |
Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. |
1 |
0 |
0 |
23.09.2022 |
Устный |
5.
|
Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. |
1 |
0
|
0 |
30.09.2022 |
Тестирование; |
6. |
Трудовая мораль. |
1 |
0 |
0 |
07.10.2022 |
Устный |
7. |
Трудовая мораль. |
1 |
0 |
0 |
14.10.2022 |
Устный |
8. |
Правила поведения в школе и дома |
1 |
0 |
0 |
21.10.2022 |
Тестирование; |
9. |
Речь и этикет |
1 |
0 |
0 |
11.11.2022 |
Устный |
10. |
Этика человеческих отношений |
1 |
0 |
0 |
18.11.2022 |
Письменный контроль; |
11. |
Нравственные традиции предпринимательства. |
1 |
0 |
0 |
25.11.2022 |
Устный |
12. |
Родина, Отчизна, патриотизм |
1 |
0 |
0 |
02.12.2022 |
Устный |
13. |
Человек среди людей |
1 |
0 |
0 |
09.12.2022 |
Тестирование; |
14. |
Что значит быть нравственным в наше время. |
1 |
0 |
0 |
16.12.2022 |
Устный опрос; |
15. |
Коллектив начинается с меня |
1 |
0 |
0 |
23.12.2022 |
Устный |
16. |
Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе |
1 |
0 |
0 |
13.01.2023 |
Устный |
17. |
Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. |
1 |
0 |
0 |
20.01.2023 |
Устный |
18. |
Нормы морали. |
1 |
0 |
0 |
27.01.2023 |
Устный |
19. |
Семейные ценности и этика семейных отношений. |
1 |
0 |
0 |
03.02.2023 |
Устный |
20. |
Человек рождён для добра |
1 |
0 |
0 |
10.02.2023 |
Устный |
21. |
Милосердие — закон жизни |
1 |
0 |
0 |
17.02.2023 |
Устный |
22. |
Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим |
1 |
0 |
0 |
24.02.2023 |
Устный |
23. |
Этикет. |
1 |
0 |
0 |
03.03.2023 |
Устный |
24. |
Образование как нравственная норма. |
1 |
0 |
0 |
10.03.2023 |
Устный |
25. |
Методы нравственного самосовершенствования. |
1 |
0 |
0 |
17.03.2023 |
Устный |
26. |
Этика поступков — нравственный выбор |
1 |
0 |
0 |
24.03.2023 |
Устный |
27. |
Посеешь поступок - пожнёшь характер. Жить дружно и легко |
1 |
0 |
0 |
07.04.2023 |
Устный |
28. |
Любовь и уважение к Отечеству. |
1 |
0 |
0 |
14.04.2023 |
Устный |
29. |
Посеешь поступок пожнёшь характер. Жить дружно и легко |
1 |
0 |
0 |
21.04.2023 |
Устный |
30. |
Лестница саморазвития |
1 |
0 |
0 |
28.04.2023 |
Устный |
31. |
Терпение и труд — все перетрут |
1 |
0 |
0 |
05.05.2023 |
Устный |
32. |
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
1 |
0 |
0 |
12.05.2023 |
Устный |
33. |
Промежуточная аттестация. Индивидуальная творческая работа. |
1 |
1 |
0 |
19.05.2023 |
Контрольная работа; |
34. |
Патриот и гражданин |
1 |
0 |
0 |
26.05.2023 |
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
1 |
0 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской
этики.4 класс/ Студеникин М.Т., ООО «Русское слово-учебник»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Студеникин М.Т.
Основы светской этики: 4 класс. Книга для учителя. ФГОС
Издательство: Русское слово
Жанр: Методическая литература
Энциклопедическая и справочная литература
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа |
http://resh.edu.ru/ |
Мобильное электронное образование |
https://mob-edu.ru/ |
Учи.ру |
https://uchi.ru/ |
Яндекс.Учебник |
https://education.yandex.ru/home/ |
Онлайн школа Фоксфорд |
https://foxford.ru/ |
ЯКласс |
http://www.yaklass.ru/ |
Домашняя школа InternetUrok.ru |
https://interneturok.ru/ |
Онлайн платформа «Skyeng» |
https://edu.skysmart.ru/ |
Skysmart |
https://edu.skysmart.ru/ |
Московская электронная школа |
https://uchebnik.mos.ru/catalogue |
Урок цифры |
https://datalesson.ru/ |
Онлайн-платформа «Мои достижения» |
https://myskills.ru/ |
Электронный банк заданий по функциональной грамотности |
https://fg.resh.edu.ru/ |
Кванториум |
https://roskvantorium.ru/ |
Сириус |
https://edu.sirius.online/ |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.