Рабочая учебная программа
по предмету «Письмо»
6 класс ГУО
Срок реализации программы 2019 -2020
Составлена на основе программы
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей/ под ред. А.Р. Маллер. – М., 1983.
РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка.
2. Календарно- тематический план
3. Содержание программы.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
5. Материально – техническое обеспечения образовательного процесса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В учебном плане предмет «Письмо» относится к образовательной области «Общеобразовательные курсы».
Рабочая программа ориентирована на учебник: Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва "Просвещение", 2011.
Цель: формирование звукобуквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом.
Задачи:
- знакомить с понятиями «буква», «слог», «слово», «предложение».
- развивать мелкую моторику рук и пространственных представлений. - формировать технические навыки письма (правильная осанка при письме, наклон тетради, умение правильно держать карандаш, удерживать строку).
- обучать написанию письменных букв, слогов, слов.
- формировать навыки звукобуквенного анализа.
- обучать написанию элементов письменных букв, изученных букв, слогов, слов.
- укреплять учебную мотивацию и стимулировать речевую активность.
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоен6ию соответствующего звука.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
Глубоко отсталых детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда, уличные вывески, короткие рассказы из детских журналов.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.
При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку.
Для выявления уровня развития и учебные навыки письма обучающихся, в начале и в конце учебного года проводится диагностика развития обучающихся по критериям:
1 балл – на листе бумаги не ориентируется. Не умеет правильно держать карандаш, ручку. Графические навыки не сформированы.
2 балла – воспринимает контур рисунка, но при раскрашивании выходит за границы.
3 балла – соблюдает пределы при штриховке прямыми линиями. При раскрашивании контура редко выходит за границы. Обводит по контуру. Проводит прямые горизонтальные и вертикальные линии. Печатает по обводке.
4 балла – списывает с печатного текста. Знает написание букв и цифр.
5 баллов – пишет диктанты при орфографическом проговаривании по слогам.
Рабочая программа учебного предмета «Письмо» рассчитана (3 часа в неделю)
Возможно увеличение или уменьшение количество часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
По программе |
По плану |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
105 ч. |
104 ч. |
26 ч. |
22 ч. |
31 ч. |
25 ч. |
Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся.
1.Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»):
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию;
- выполняет задания по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4»):
- выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи;
- выполняет задания по образцу после предложенной помощи;
- выполняет задания по подражанию после предложенной помощи;
- выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
3. Допустимый уровень (соответствует отметке «3»):
- выполняет задания самостоятельно частично;
- выполняет задания по образцу с помощью учителя;
- выполняет задания по подражанию с помощью учителя;
- выполняет задания по словесной инструкции с помощью учителя.
4. Не допустимый уровень (соответствует отметке «2»):
- задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает;
- задания по образцу не выполняет, помощь не принимает;
- задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает;
- задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.
Особые образовательное потребности обучающихся с ОВЗ
Обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
Наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-воспитательных задач, решамых в процессе образования;
Специальное обучение «переносу» сформировавшихся знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
Обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся;
Использование премущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
Медико-психолого-педагогическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и со учениками.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
У данной категории статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с не целенаправленностью, беспорядочностью движений.
В классе 7 человек, 3 девочки и 4 мальчика.
Трое обучающихся обучаются на домашнем обучении.
Дети с глубокими нарушениями интеллектуального развития представляет собой клинически и психологически разнородную группу.
У учащихся не сформирована речь, нарушена мелкая моторика рук, (с трудом держат ручку, карандаш), внимание рассеянное, память кратковременная, все учащиеся пишут «рука в руке».
На основе данной характеристики учащихся можно разделить на 2 уровня.
I уровень (П.Д.). Учащиеся данной группы овладевают, в основном, первоначальными навыками письма. Испытывая большие трудности при звуко-буквенном анализе, они допускают много ошибок. Особенно их затрудняет усвоение правил правописания, которые они не могут использовать на практике. Пишут под диктовку отдельные слоги. Связная письменная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
II уровень (Д.С., И.И., Ш.И.) - всё обучение письма этих школьников, происходит при постоянном контроле, письмо методом «рука в руке».
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
ТЕМА
|
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
ДАТА |
ПРИМЕЧАНИЕ |
|
ПЛАН |
ФАКТ |
||||
1 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы А, а. Письмо слогов. |
1 |
02.09 |
|
. |
2 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы У,у. Письмо слогов. |
1 |
03.09 |
|
|
3 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы М,м. Письмо слогов. |
1 |
05.09 |
|
|
4 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы О,о. Письмо слогов. |
1 |
09.09 |
|
|
5 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы С,с. Письмо слогов. |
1 |
10.09 |
|
|
6 |
Повторение. Письмо согласной буквы Х,х. Письмо слогов. |
1 |
12.09 |
|
|
7 |
Повторение. Письмо согласной буквы Ш,ш. Письмо слогов. |
1 |
16.09 |
|
|
8 |
Повторение. Письмо согласной буквы Л,л. Письмо слогов. |
1 |
17.09 |
|
|
9 |
Повторение. Письмо гласной буквы Ы,ы. Письмо слогов. |
1 |
19.09 |
|
|
10 |
Повторение. Письмо согласной буквы Н,н. Письмо слогов. |
1 |
23.09 |
|
|
11 |
Повторение. Письмо согласной буквы Р,р. Письмо слогов. |
1 |
24.09 |
|
|
12 |
Повторение. Письмо согласной буквы Р,р. Письмо слогов. |
1 |
26.09 |
|
|
13 |
Повторение. Письмо букв трудные по начертанию (з-к). |
1 |
30.09 |
|
|
14 |
Повторение. Письмо согласной буквы П,п. Письмо слогов. |
1 |
01.10 |
|
|
15 |
Гласные звуки и буквы. |
1 |
03.10 |
|
|
16 |
Согласные звуки и буквы. |
1 |
07.10 |
|
|
17 |
Повторение. Письмо согласной буквы Т,т. |
1 |
08.10 |
|
|
18 |
Письмо слов с буквой Т,т. |
1 |
10.10 |
|
|
19 |
Повторение. Письмо гласной буквы И,и. |
1 |
14.10 |
|
|
20 |
Повторение. Письмо согласной буквы З,з. Письмо слогов с з. |
1 |
15.10 |
|
|
21 |
Повторение. Письмо согласной буквы В,в. |
1 |
17.10 |
|
|
22 |
Письмо слов с буквой В,в. |
1 |
21.10 |
|
|
23 |
Повторение. Письмо согласной буквы Ж,ж. |
1 |
22.10 |
|
|
24 |
Письмо слов с буквой Ж,ж. |
1 |
24.10 |
|
|
25 |
Повторение. Письмо согласной буквы Б,б. |
1 |
28.10 |
|
|
26 |
Письмо слов с буквой Б,б. |
1 |
29.10 |
|
|
27 |
Повторение. Письмо согласной буквы Г,г. |
1 |
07.11 |
|
|
28 |
Письмо слов с буквой Г,г. |
1 |
11.11 |
|
|
29 |
Письмо буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и-ш, о- а). |
1 |
12.11 |
|
|
30 |
Повторение. Письмо строчной и прописной согласной буквы Д,д. |
1 |
14.11 |
|
. |
31 |
Письмо слогов, слов с буквой Д,д. |
1 |
18.11 |
|
|
32 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы Й,й. Письмо слогов с буквой Й,й. |
1 |
19.11 |
|
|
33 |
Повторение. Письмо мягкого знака ь. Письмо слогов с ь. |
1 |
21.11 |
|
|
34 |
Различение звонких и глухих согласных. |
1 |
25.11 |
|
|
35 |
Различение б-п. |
1 |
26.11 |
|
|
36 |
Различение в-ф. |
1 |
28.11 |
|
|
37 |
Различение г-к. |
1 |
02.12 |
|
|
38 |
Различение ж-ш. |
1 |
03.12 |
|
|
39 |
Различение з-с. |
1 |
05.12 |
|
. |
40 |
Повторение. Письмо строчной и прописной гласной буквы Е,е. |
1 |
09.12 |
|
|
41 |
Письмо слогов, слов с буквой Е,е. |
1 |
10.12 |
|
|
42 |
Повторение. Письмо строчной и прописной гласной буквы Ё,ё. |
1 |
12.12 |
|
|
43 |
Письмо слогов, слов с буквой Ёё. |
1 |
16.12 |
|
|
44 |
Сочетание жи-ши. |
1 |
17.12 |
|
|
45 |
Сочетание ча-ща. |
1 |
19.12 |
|
|
46 |
Сочетание чу-щу. |
1 |
23.12 |
|
|
47 |
Письмо слов и предложений с печатных карточек. |
1 |
24.12 |
|
. |
48 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы Я, я. |
1 |
26.12 |
|
|
49 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы Я, я. |
1 |
9.01 |
|
|
50 |
Повторение. Письмо слогов и слов с буквой Я, я. |
1 |
13.01 |
|
|
51 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы Ю, ю. |
1 |
14.01 |
|
|
52 |
Повторение. Письмо слогов и слов с буквой Ю, ю. |
1 |
16.01 |
|
|
53 |
Слова с гласными ю, я в начале слова и после гласных. |
1 |
20.01 |
|
|
54 |
Предмет и его название. |
1 |
21.01 |
|
|
55 |
Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? |
1 |
23.01 |
|
|
56 |
Названия предметов, отвечающих на вопрос что? |
1 |
27.01 |
|
|
57 |
Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов (кто это? что это?) |
1 |
28.01 |
|
|
58 |
Слог как часть слова. Деление слова на слоги. |
1 |
30.01 |
|
|
59 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы Ц ,ц. |
1 |
03.02 |
|
|
60 |
Письмо слогов, слов с буквой Ц, ц. |
1 |
04.02 |
|
|
61 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы Ч,ч. |
1 |
06.02 |
|
|
62 |
Письмо слогов с буквой Чч. |
1 |
10.02 |
|
|
63 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы Щ,щ. |
1 |
11.02 |
|
|
64 |
Письмо слов и предложений с буквой Щ,щ.. |
1 |
13.02 |
|
|
65 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы Ф,ф. |
1 |
17.02 |
|
|
66 |
Письмо слогов и слов с буквой Ф,ф. |
1 |
18.02 |
|
|
67 |
Письмо слов с классной доски. Списывание с классной доски, букваря. |
1 |
20.02 |
|
|
68 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы Э,э. |
1 |
24.02 |
|
|
69 |
Письмо слогов, слов с буквой Э,э. |
1 |
25.02 |
|
|
70 |
Письмо слов и предложений. |
1 |
27.02 |
|
|
71 |
Повторение. Письмо строчной и прописной буквы ъ. |
1 |
02.03 |
|
|
72 |
Письмо слогов и слов с буквой ъ. |
1 |
03.03 |
|
|
73 |
Имена собственные. Повторение. Большая буква в именах и фамилиях людей. |
1 |
05.03 |
|
|
74 |
Большая буква в кличках животных. |
1 |
09.03 |
|
|
75 |
Большая буква в названиях городов и деревень. |
1 |
10.03 |
|
|
76 |
Большая буква в названиях улиц. |
1 |
12.03 |
|
|
77 |
Предлог как отдельное слово. |
1 |
16.03 |
|
|
78 |
Употребление предлогов на, в в предложениях. |
1 |
17.03 |
|
|
79 |
Умение находить предлоги и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). |
1 |
19.03 |
|
|
80 |
Предложение. Построение предложений. |
1 |
2.04 |
|
|
81 |
Составление предложений на заданную тему. |
1 |
6.04 |
|
|
82 |
Составление предложений по вопросу, картинке. |
1 |
7.04 |
|
|
83 |
Составление предложений по опорным словам, на заданную тему. |
1 |
9.04 |
|
|
84 |
Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов. |
1 |
13.04 |
|
|
85 |
Написание своего домашнего адреса. |
1 |
14.04 |
|
|
86 |
Написание своего имени и фамилии. |
1 |
16.04 |
|
|
87 |
Закрепление написания своего домашнего адреса, имени и фамилии. |
1 |
20.04 |
|
|
88 |
Составление предложений по вопросу кто это? |
1 |
21.04 |
|
|
89 |
Составление предложений по вопросу что это? |
1 |
23.04 |
|
|
90 |
Построение предложений по вопросу: кто это? что это? |
1 |
27.04 |
|
|
91 |
Письмо предложений по заданному вопросу. |
1 |
28.04 |
|
|
92 |
Составление предложений на заданный вопрос. |
1 |
30.04 |
|
|
93 |
Письмо предложений с классной доски. |
1 |
04.05 |
|
|
94 |
Списывание предложений с классной доски. |
1 |
05.05 |
|
|
95 |
Построение предложений с книги. |
1 |
07.05 |
|
|
96 |
Списывание предложений с книги. |
1 |
11.05 |
|
|
97 |
Построение предложений. |
1 |
12.05 |
|
|
98 |
Письмо предложений с печатных таблиц. |
1 |
14.05 |
|
|
99 |
Списывание предложений с печатных таблиц. |
1 |
18.05 |
|
|
100 |
Зрительный и слуховой диктант. |
1 |
19.05 |
|
|
101 |
Письмо слов и изученными буквами. |
1 |
21.05 |
|
|
102 |
Написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения. |
1 |
25.05 |
|
|
103 |
Письмо предложений с изученными буквами. |
1 |
26.05 |
|
|
104 |
Запись предложений с помощью учителя. |
1 |
28.05 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Звуки и буквы
Повторение материала 5-го класса.
Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слово
Слог как часть слова. Перенос части слова на письме (с помощью учителя). Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов, умение различать их по вопросам кто это? что это?
Закрепление знаний об именах собственных: имена и фамилии людей, клички животных.
Предложение
Построение предложений:
1) составление предложений на заданную тему;
2) умение закончить предложение по вопросу кто это? Что это?;
3) умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, по возможности записать ответ с помощью учителя;
4) списывание предложений с классной доски, книги, печатных таблиц;
5) написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения; написание зрительных и слуховых диктантов.
6) Умение написать свой домашний адрес, написать своё имя и фамилию.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1 уровень
|
2 уровень
|
Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Работа с буквами разрезной азбуки. Слог как часть слова. Перенос части слова на письме (с помощью учителя). Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов, умение различать их по вопросам кто это? что это? Об именах собственных: имена и фамилии людей, клички животных. Построение предложений: составление предложений на заданную тему; умение закончить предложение по вопросу кто это? Что это?; умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, по возможности записать ответ с помощью учителя; списывание предложений с классной доски, книги, печатных таблиц; написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения; написание зрительных и слуховых диктантов. |
Составлять предложения на заданную тему; уметь закончить предложение по вопросу кто это? Что это?; умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, по возможности записать ответ с помощью учителя; списывать предложения с классной доски, книги, печатных таблиц; писать прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения; написание зрительных и слуховых диктантов. Учащиеся выполнять со значительной помощью учителя. Ученикам нужны наводящие вопросы для продолжения работы.
|
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник:
Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 9- е издание /под ред. В.В.Воронковой , И.В. Коломыткина - Москва «Просвещение», 2008 г.
Литература для учителя:
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей/ под ред. А.Р. Маллер. – М., 1983.
Оборудование:
1. Ноутбук
2. Касса печатных букв для демонстрации.
3. Разрезная азбука для учащихся.
4. Сюжетные картинки (для составления предложений).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.