Рабочая программа по подготовке к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по русскому языку
Оценка 4.9

Рабочая программа по подготовке к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по русскому языку

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
09.08.2023
Рабочая программа по подготовке к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по русскому языку
Занятия по подготовке к ОГЭ по русскому языку.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению         Утверждена приказом                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            педагогическим советом                                                     №      от 

Протокол №  1 от

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                

                                                                      

 

 

                                                                  

 

Рабочая программа

по подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку

 

на 2022-2023

учебный год

 

 

 

 

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Салодкина Евгения Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2022 г

 

Пояснительная записка

Цели и задачи курса

Цели изучения курса:

  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
  • обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

• редактирование собственного текста;

• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

• соблюдение в практике письма основных норм языка;

• использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) овладение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

 

 

Содержание планирования.

Подготовка к написанию изложения (6 ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)

1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)

2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)

3.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

4.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок.

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

5. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)

6.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)

7.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте (Задание 8.)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 ч)

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

Контроль знаний - 3 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

 

 

 

урока

 

Тема урока

 

Кол-во часов

Дата

проведения

 

Примечание

по плану

фактически

1

Инструктаж по технике безопасности. Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

1

02.09

02.09

 

2

Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

1

09.09

09.09

 

3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

1

16.09

16.09

 

4

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.

1

23.09

23.09

 

5

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

30.09

30.09

 

6

Сжатое изложение.

1

07.10

07.10

 

7

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

1

14.10

14.10

 

8

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

1

21.10

21.10

 

9

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.

1

28.10

28.10

 

10

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.

1

11.11

11.11

 

11

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

1

18.11

18.11

 

12

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

1

25.11

25.11

 

13

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

1

02.12

02.12

 

14

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

1

09.12

09.12

 

15

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.

1

16.12

16.12

 

16

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.

1

23.12

23.12

 

17

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

1

30.12

30.12

 

18

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

1

13.01

13.01

 

19

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте.

1

20.01

20.01

 

20

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте.

1

27.01

27.01

 

21

Выполнение заданий 2-8.

1

03.02

03.02

 

22

Выполнение заданий 2-8.

1

10.02

10.02

 

23

Выполнение заданий 2-8. Работа с бланками

1

17.02

17.02

 

24

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

1

03.03

03.03

 

25

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

1

10.03

10.03

 

26

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

1

17.03

17.03

 

27

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.1).

1

31.03

 

 

28

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2).

1

07.04

 

 

29

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3).

1

14.04

 

 

30

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

21.04

 

 

31

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

28.04

 

 

32

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

1

05.05

 

 

33

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

1

12.05

 

 

34

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

1

19.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные Интернет-ресурсы:

  1. Открытый банк заданий ОГЭ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
  2. Материалы для подготовке к ОГЭ по русскому языку https://ege-study.ru/ru/oge/materialy/russkij-yazyk/

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»

Пояснительная записка Цели и задачи курса

Пояснительная записка Цели и задачи курса

В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку

В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке

говорение и письмо : умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно…

говорение и письмо : умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно…

Содержание планирования. Подготовка к написанию изложения (6 ч) 1

Содержание планирования. Подготовка к написанию изложения (6 ч) 1

Корректировка текста. Контроль знаний - 3 ч

Корректировка текста. Контроль знаний - 3 ч

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Предложение. Грамматическая основа предложения

Предложение. Грамматическая основа предложения

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9

Использованные Интернет-ресурсы:

Использованные Интернет-ресурсы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2023