«Сложное предложение с придаточной времени»
Оценка 4.9

«Сложное предложение с придаточной времени»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
29.06.2023
«Сложное предложение с придаточной времени»
придаточная времени.docx

Технологическая карта

Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Калугина Анна Юрьевна

Тема урока: «Сложное предложение с придаточной времени»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемый результат: сформировать умение видеть придаточные времени.

Цели: Научиться опознавать придаточные времени; выделять главную часть и придаточную, уметь задавать вопрос,

развивать умение правильной   постановки знаков препинания.

Задачи:

Обучающие: вспомнить ранее изученный материал по СП; познакомить со сложными предложениями с придаточной  времени.

Развивающие: развивать устную речь обучающихся.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение во время совместной работы.

Формируемые УУД:

Коммуникативные: умение сотрудничать в парах: слушать, аргументировать, уметь договариваться.

Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу, умение оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.

Личностные: формирование положительной мотивации к учению, осознание ценности русского языка, стремление к самосовершенствованию, способность к самооценке.

 

№ п\п

 

 

Этапы урока

Цель и содержание учебного материала

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности

–Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.

- Готовы к работе?

 

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями.

Самоопределение к деятельности – (Л);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

 

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1.     Разминка

 

2.    Сравнительный анализ предложений.

 

 

 

3.    Самопроверка

 

 

 

 

 

Цель: освежить в памяти пройденные темы и подготовить обучающихся к восприятию нового материала

- Ребята, для начала мы с вами вспомним изученный материал ранее с помощью приема «Верите ли вы?»

- Верите ли вы, в сложном предложении должно быть 2 и более грамматических основ? (ДА)

- Верите ли вы, что простые предложения, находящиеся в составе сложносочинённого предложения связываются с помощью частиц (НЕТ, союзов)

Верите ли вы, что предложения в зависимости от средств связи делятся на союзные и бессоюзные? (ДА)

- Верите ли вы, что сочинительные союзы делятся на: соединительные, противительные, разделительные? (ДА)

- Верите ли вы, что соединительные союзы могут выражать значение одновременности и последовательности? (ДА)

- Верите ли вы, что в СПП  можно задать вопрос от одной части к другой?

- Верите ли вы, что в этом предложении разделительный союз: Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнёт. (НЕТ)

Следующее задание: Вам необходимо подобрать к слову стилистически нейтральный синоним. Предложение на доске. (обратите внимание на СП, попытайтесь определить вид СП)

Предложение: Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно. (=скажет; ССП с соединительным союзом)

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом. (прием «Бусы», карточка; полученные предложения записывают на доске)

1. Грустно думать, что напрасно

была нам молодость дана.  (СПП с придаточной изъяснительной)

2. Мы шли лугом, который пестрел множеством цветов. (СПП с придаточной определительной)

3. Все посмотрели туда,  откуда неожиданно послышался громкий шорох. (СПП с придаточной места)

4. Перед тем как заварить чай, ополосните чайник крутым кипятком. (СПП с придаточной времени ) 

Распределите предложения в зависимости от вида придаточных частей.

Какое из предложений у вас вызвало затруднение? Почему? (работа в паре)

- Проверьте себя, оцените.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала.

Организует подготовку к изучению нового материала.

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.

Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу)

Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке.

 

- Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) -П;

-осознанные и произвольные речевые высказывания – К;

-волевая саморегуляция в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К  .

3

Выявление места и причины затруднения.

 

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации

 

Эти предложения в тетради у вас записаны, подчеркните грамматические основы. Что интересного вы увидели?

- Сделайте вывод, какое предложение мы будем сегодня изучать на уроке?

-сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова:

1) Познакомиться с …

2) Учиться …

-Сообщение целей урока учителем.

- Запишите тему урока в тетрадь.

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Выдвигают гипотезы решения задачи.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.

 

Ведут записи в тетради.

Самоопределение – Л;

Смыслообразование–Л;

Мыслительные операции – П;

Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;

Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

Развитие монологической речи -К

4

Работа с теоретическим материалом учебника.

 

 

 

 

 

 

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.

- Где мы с вами можем получить более подробную информацию о СПП с придаточным времени ? Из каких источников? (из книги)

- Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника.).

- Что вы будете выяснять?

(что такое СПП с придаточной времени). 

Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы.

Учитель выступает в роли организатора.

Следит за временем урока.

Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения.

 

 

 

 

Мыслительные операции – П;

-поиск и выделение необходимой информации- П.

Установление причинно – следственных связей -П

5

Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

 

 

Цель: научиться видеть СПП с придаточной времени и задавать вопросы.

1. Пока Ваня умывался, мама приготовила яичницу и заварила чай.

2. Когда пригрело солнце, мы затушили костёр и двинулись дальше.

3. После того как зацвели яблони, неожиданно начались ночные заморозки.

4. Прежде чем посадить щегла в клетку, Андрей вымыл её и высушил на солнце.

5. Они проснулись уже тогда, когда в избе было совсем темно.

 

Учитель выступает в роли организатора.

Организует процесс совместного творчества.

Организует обсуждения учащихся.

Следит за временем урока.

Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске

 

На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др.

 Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения.

Работают в группах.

Формирование критического и творческого мышления

Умение сверять свои действия с целью- Р

Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К

 

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Цель: усвоение учащимися новых способов действия.

Алгоритм анализа СПП с придаточной времени:

• найти грамматические основы;

• выделить главную часть и придаточную;

• задать вопрос к придаточной части;

• определить вид придаточной.

1.       Лишь взошло солнце, сразу лес наполнился щебетаньем птиц.

2.       Из-под осунувшихся сугробов потекли ручейки, когда пригрело весеннее солнце.

 

Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.

Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

 

Выполняют предложенные учителем задания.

Осознанные и произвольное речевые высказывания – К;

Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р

Умение преодолевать трудности в выполнении –Л.

Мыслительные операции –П

Все  познавательные УУД +  контроль, коррекция, оценка –Р

7

Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

Задание, аналогичное 12 в тестах ОГЭ

Самопроверка.

Цель: включить новый способ действий в систему знаний,  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

- Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили?  Что мы пытались с вами выяснить на уроке?

-  Где нам  может понадобиться эта тема?

- А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями.

- Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе?

Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий  связан с ранее изученными.

Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных  доведением их до автоматизма.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

 

Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.

Все  познавательные УУД +  контроль, коррекция, оценка –Р,

 формирование критического и творческого мышления,

8

Домашнее задание

- Ребята, над чем вы будете работать дома?

Выучить теорию по СПП с прид.времени;

Упр: 52

Инструктаж.

Определяет  домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.

Выбор задания

Планирование, прогнозирование –Р

Оценивание трудности выполнения –Л.

9

Рефлексия учебной деятельности

 

Оценивание деятельности

 

 

Цель: оценка учащимися собственной  учебной деятельности , осознание  методов построения и границ применения  нового способа действий

- А теперь я попрошу вас написать на листочках ваши впечатления от урока, а также оценить вашу работу.

Прием 3-2-1

3- задания, которые вы сделали легко и просто

2- момента, которые вызывали у вас затруднения на уроке

1-         Вопрос или комментарий по новой теме

давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока.

 

 

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий – П;

Контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

Самооценка на основе  критерий успешности-Л;

Адекватное понимание успешности или неуспешности;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

Планирование успешного сотрудничества - К

Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта Урок русского языка в 9 классе

Технологическая карта Урок русского языка в 9 классе

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1

СП) Предложение: Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно

СП) Предложение: Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно

Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

Цель: научиться видеть СПП с придаточной времени и задавать вопросы

Цель: научиться видеть СПП с придаточной времени и задавать вопросы

Задание, аналогичное 12 в тестах

Задание, аналогичное 12 в тестах

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

«Сложное предложение с придаточной времени»

«Сложное предложение с придаточной времени»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2023