Рабочая программа по факультативу в 9 классе
Оценка 5

Рабочая программа по факультативу в 9 классе

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл
26.06.2023
Рабочая программа по факультативу в 9 классе
Рабочая программа по факультативу в 9 классе по русскому языку
РП ФАКУЛЬТАТИВ 9 КЛ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

факультативного курса «Говорим и пишем правильно»

для 9 класса основного общего образования

Срок реализации программы: 1 год

(в 9 классе по 1 часу в неделю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель русского языка

 и литературы  Калугина А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт

рабочей программы факультативного курса по русскому языку

 

Тип программы   программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе (среднего полного образования).

Статус программы: рабочая программа факультативного курса.

Назначение программы:

-          для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

-          для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании основного  общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

Категория обучающихся: учащиеся 9 класса

Сроки освоения программы: 1год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: итоговый тест, ОГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              


 

 

Пояснительная записка

В условиях внедрения ФГОС организация факультативных курсов является важнейшей частью образовательного процесса в школе. Он дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять лингвистический  кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития: ученик активнее пользуется справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, готовится к мероприятиям познавательного плана по русскому языку.

Программа курса по русскому языку для 9-го класса «Говорим и пишем правильно» составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании».

Основная задача обучения русскому языку в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.  Актуальность данной программы несомненна: русский язык является обязательным предметом для сдачи его при прохождении государственной итоговой аттестации, и поэтому каждый обучающийся 9 класса должен приобрести навыки решения тестовых заданий, раскрывать тему на лингвистическом материале, владеть приемами сжатия текста и др.

Цели курса: подготовить обучающихся к ГИА; обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»; создать условия для овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.

Задачи курса:

  • дать представление о структуре экзаменационной работы, форме и уровне сложности этих заданий;
  • развитьумения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА;
  • совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;.
  • совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
  • овладеть основными методами написания сжатого изложения;
  • овладеть основными методами написания сочинения на лингвистическую тему;
  • развить у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
  • создать условия для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

Каждое занятие предполагает следующие формы работы:

1) повторение теоретического материала (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2) практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю и предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий ОГЭ.

Методы обучения:

  • словесный (урок-рассуждение),
  • частично поисковый, исследовательский,
  • объяснительно-иллюстративный,
  • практические задания

 

 

Межпредметные связи курса тесно связаны с предметами гуманитарного цикла.

Система оценки достижений обучающихся:

·         успешное выполнение тестовых, самостоятельных, работ;

·         участие в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях

 

Основной инструментарий оценивания результатов:

выполнение самостоятельных и тестовых работ, написание сочинений.

 

 

Место факультатива в образовательном процессе

Большинство обучающихся не в состоянии самостоятельно подготовиться к экзамену, несмотря на многочисленные электронные и цифровые ресурсы (демоверсии, электронные тренажеры и т.д.) обучающимся необходимы дополнительные знания, навыки, умения при решении не только тестовых заданий, но и при написании изложения и сочинения.

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может данный курс.

Курс «Говорим и пишем правильно» призван актуализировать и углубить знания, полученные ранее обучающимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускников.

Факультатив также позволит объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, сжатое изложение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности обучающихся. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на знания, полученные ранее.

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать систему оценивания тестовых работ. Кроме этого,обучающиеся могут закрепить навыки, полученные в процессе изучения русского языка в школе, и успешно подготовиться к итоговой аттестации.

 

 

 

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) представление о лингвистической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении поставленных задач;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения поставленных целей, и представлять её в понятной форме;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения проблем;

9 умение планировать и осуществлять деятельность.

предметные:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Тема

9 а

Дата по плану

Дата по факту

Дата по плану

Дата по факту

Введение 2ч

1

Структура экзаменационной работы в форме государственной итоговой аттестации. Знакомство с демонстрационным вариантом 2021. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

https://rus-oge.sdamgia.ru/manual

 

 

 

 

 

2

Знакомство с критериями оценки за  выполнение заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

 

 

 

 

Работа с изложением 5ч

3

Сжатое изложение. Тема и идея текста. План теста. Что такое микротема. Абзацное членение текста.

 

 

 

 

4

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение.

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=17

 

 

 

 

5

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма обобщение.

 

 

 

 

 

6

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=100

 

 

 

 

7

Выбор приемов сжатия.

 

 

 

 

Работа с сочинением9 ч

8

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.

 

 

 

 

 

9

Композиция текста. Учимся формулировать тезис.

 

 

 

 

10

Учимся аргументировать.

 

 

 

 

11

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

 

 

 

 

12

Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

 

 

 

 

13

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

 

 

 

 

14

Учимся аргументировать.

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=18

 

 

 

 

15

Основные языковые средства

 

 

 

 

16

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

 

 

 

 

Орфография 3ч

 

17

Орфография. Основные правила правописания приставок.

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=132

 

 

 

 

18

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=89

 

 

 

 

19

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

 

 

 

 

Лексика 3ч

 

20

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова

 

 

 

 

21

Лексика и фразеология. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. 

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=134

 

 

 

 

22

Средства выразительности речи.

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=135

 

 

 

 

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение 4 ч

 

23

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

 

 

 

 

24

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании

 

 

 

 

25

Простое осложненное предложение.

 

 

 

 

 

26

Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия.

 

 

 

 

 

Сложное предложение 4 ч

 

27

Типы сложных предложений. 

 

 

 

 

 

28

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=110

 

 

 

 

29

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=98

 

 

 

 

 

30

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. 

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=95

 

 

 

 

Практическое выполнение ОГЭ

31-34

Тренировочное выполнение заданий ОГЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «Говорим и пишем правильно»

Тема 1. Изучение правил сдачи ГИА (2ч.)

Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности экзаменационной работы по русскому языку.Знакомство с демонстрационным вариантом 2014. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Тема 2. Сжатое изложение (5 ч.)

Обработка информации исходного текста, умение точно определять тему, идею текста; составление плана текста, вычленение микротем, абзацное членение текста. Приемы сжатия текста.

Тема 3. Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению (9 ч.)

Подготовка к написанию сочинения (часть С 2). Знакомство с критериями оценки части С 2.

Текст  как  речевое произведение.  Смысловая  и композиционная  целостность

текста. Создание  текстов  различных стилей  и  функционально-смысловых типов речи. Информационная  обработка текстов  различных  стилей  и жанров. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Грамматические  нормы (морфологические нормы). Грамматические  нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы.

Тема 4. Орфография(4ч.)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Правописание корней. Виды орфограмм в корне слова.  Правописание словарных слов. Трудные случаи правописания приставок. Слитное,  дефисное, раздельное написание. Правописание  суффиксов различных частей речи  (кроме -Н-/-НН).  Правописание -Н-  и -НН-  в различных  частях  речи. Правописание  личных окончаний  глаголов  и суффиксов  причастий настоящего времени

Тема 5. Лексика и фразеология (3 ч.)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 6. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (8 ч.)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Тема 7. Повторение и закрепление. Работа с демоверсиями (2ч.)

Закрепление навыков решения заданий ГИА проводятся по материалам учебных пособий.

 

 

Литература

Для учителя:

1.                  Русский язык. Подготовка к ГИА-2017. 9 класс. Под редакцией С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва «Интеллект-Центр»  2017 год.

2.                  ОГЭ – 219: Русский язык: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Л.С. Степанова. Москва «Издательство АСТ», 2018 год

3.                  ЦыбулькоИ.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2019: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

4.                  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

5.                  Материалы сайта Сдам ГИА: Решу ОГЭ https://rus-oge.sdamgia.ru/

 

Для обучающихся:

1.                  Учебник: Русский язык . 9 классАвторы: Бархударов С.Г и др., Москва, Прос

2.                  Цыбулько И.П. ОГЭ-2022. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты

Интернет ресурсы и электронные пособия

 

1.      ФИПИ. http://www.fipi.ru/

2.      https://rus-oge.sdamgia.ru/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа факультативного курса «Говорим и пишем правильно» для 9 класса основного общего образования

Рабочая программа факультативного курса «Говорим и пишем правильно» для 9 класса основного общего образования

Паспорт рабочей программы факультативного курса по русскому языку

Паспорт рабочей программы факультативного курса по русскому языку

Пояснительная записка В условиях внедрения

Пояснительная записка В условиях внедрения

ГИА; совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;

ГИА; совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;

Место факультатива в образовательном процессе

Место факультатива в образовательном процессе

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного…

Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного…

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы

Орфография. Основные правила правописания приставок

Орфография. Основные правила правописания приставок

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН)

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН)

Федеральный институт педагогических измерений

Федеральный институт педагогических измерений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2023