Анализ языковых средств в творчестве С.К.Никитина на этапе подготовки учащихся к ГИА по русскому
Оценка 4.7

Анализ языковых средств в творчестве С.К.Никитина на этапе подготовки учащихся к ГИА по русскому

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
13.06.2023
Анализ языковых средств в творчестве С.К.Никитина на этапе подготовки учащихся к ГИА по русскому
Анализ языковых средств в творчестве С.К.Никитина на этапе подготовки учащихся к ГИА по русскому
Материалы урока.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

 

 

 

 

Анализ языковых средств в творчестве С.К.Никитина на этапе подготовки учащихся к ГИА по русскому языку

 

Урок русского языка в 9 классе,

посвящённый 95-летию со дня рождения С.К.Никитина

 

 

 

 

Материал подготовила

учитель русского языка и литературы

Савинова Елена Евгеньевна

 

 

 

2023 год

Цель урока:

1. Обучающая:

1) Повторить основные элементы содержания языкового образования, проверяемые на ГИА;

2) Отрабатывать у учащихся навык выполнения заданий в соответствии со структурой экзаменационной работы;

3) Познакомить учащихся с рассказами Сергея Никитина.

2. Развивающая:

1) Развивать умения ставить учебную задачу, ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её;

2) Способствовать обогащению и усложнению словарного запаса, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка;

3) Развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать.  

3. Воспитательная:

1) Воспитывать любовь к родному краю в процессе изучения творчества владимирских авторов;

2) содействовать принятию базовых национальных ценностей;

3) способствовать укреплению веры в судьбу России.

 

Оборудование урока: компьютер и мультимедийный проектор, раздаточный материал (распечатанные тексты).

Вид урока: обобщение и систематизация знаний

1. Вступительное слово учителя.

     Сегодня необычный урок. Мы продолжаем знакомство с творчеством владимирского писателя Сергея Константиновича Никитина.

     Тема урока -   Анализ языковых средств в творчестве С.К.Никитина на этапе подготовки к ГИА по русскому языку.

     Анализ языковых средств мы будем проводить с целью отработки навыка выполнения заданий ГИА второй части. Все тексты, с которыми мы будем работать, принадлежат С.К.Никитину или посвящены ему.

Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы должны

1)    Проанализировать структуру экзаменационной работы;

2)    Повторить основные  элементы, проверяемые во 2 её части;

3)    Отработать навык анализа языка текста в соответствии со структурой экзаменационной работы;  

4)    Продолжить знакомство с творчеством С.К.Никитина.

 

2. Анализ структуры экзаменационной работы.

     Анализ структуры экзаменационной работы проводится на основе демонстрационных материалов ГИА.

     Панорама знаний. В форме беседы осуществляется повторение основных понятий по разделам лингвистики. Учащиеся называют и по необходимости раскрывают основные понятия. На усмотрение учителя, в зависимости от уровня подготовленности класса, на повторение той или иной темы отводится большее количество времени.

   В ходе повторения работаем с презентацией (приложение 1)

Основные понятия темы «Лексика и фразеология»

ü Слово и его лексическое значение;

ü Синонимы, антонимы, омонимы;

ü Фразеологические обороты;

ü Группы слов по происхождению и употреблению.

 Основные понятия темы «Фонетика»:

ü Звуки и буквы;

ü Соотношение звукового и буквенного состава слова;

ü Фонетические процессы оглушение и озвончение;

ü Способы выражения мягкости согласного на письме;

ü Роль Ь.

  Основные понятия темы «Морфемика и словообразование»

ü Значимые части слова;

ü Способы словообразования.

 Основные понятия темы «Морфология»:

ü Самостоятельные и служебные части речи.

 Основные понятия темы «Синтаксис»:

ü Словосочетание, виды связи слов в словосочетании;

ü Грамматическая основа предложения;

ü Осложнённое простое предложение;

ü Сложные предложения: бессоюзные и союзные, виды союзной связи в сложном предложении;

ü Сложное предложение с разными видами связи.

Основные понятия темы «Орфография»

Орфограммы в корнях:

В гласных                                             

В согласных

ü Проверяемая безударная гласная,

ü Непроверяемая безударная гласная,

ü Чередующаяся гласная,

ü Буквы О и Ё после шипящих и Ц,

ü Буквы И и Ы после Ц.

ü Парная согласная (проверяемая и непроверяемая),

ü Непроизносимая/сомнительная согласная.

 

Орфограммы в суффиксах

ü Имён существительных (-ек-/-ик-, -чик-/-щик-);

ü Имён прилагательных (-чив-, -лив-, -ов-/-ев-);

ü Глаголов (-ова-, -ева-/-ива-, -ыва-);

ü Причастий (-ущ-, -ющ-/-ащ-, -ящ-);

ü О и Ё, И и Ы после шипящих и Ц в суффиксах различных частей речи;

ü Н – НН в суффиксах различных частей речи.

Орфограммы в приставках:

ü ПРЕ- и ПРИ-;

ü на З-, С-; 

ü Неизменяемые приставки;

ü Буквы И и Ы на стыке приставки и корня.

Основные понятия темы «Пунктуация»:

Знаки препинания:

ü Между подлежащим и сказуемым;

ü При однородных членах предложения;

ü При обособленных членах предложения;

ü При сравнительных оборотах;

ü При уточняющих членах предложения;

ü При вводных, вставных конструкциях, при обращении;

ü В сложном предложении: бессоюзном, сложносочинённом, сложноподчинённом, с разными видами связи.

 

     Наша задача сегодня – на примере произведений С.К.Никитина проанализировать тексты с позиции тех элементов, которые были названы.

 

3. Прежде чем приступить к анализу текстов, вашему вниманию  предлагается краткий очерк жизни и творчества Сергея Константиновича Никитина. Его представляет учащийся, получивший предварительно индивидуальное задание.

Материалы выступления.

     Сергей Константинович Никитин родился 10 октября 1926 года в г. Коврове. С отличием окончил среднюю школу. Учился в Московском государственном институте международных отношений, затем перешел в Литературный институт имени А.М. Горького, который закончил в 1952 году. Работал в редакции Владимирской областной молодежной газеты «Сталинская смена».

     Как прозаик дебютировал в 1950 году в журнале «Смена», где был опубликован его рассказ «Однажды летом». В 1952 году вышла первая книга рассказов «Возвращение». В 1957 году по итогам литературного конкурса, посвященного Всемирному фестивалю молодежи, удостоен золотой медали за рассказ «В бессонную ночь».

     Член Союза писателей СССР с 1955 года.

     Стоял у истоков создания в 1962 году областной организации Союза писателей РСФСР. Был избран ответственным секретарем организации (1962 – 68, 1971 – 1973).

     С.К. Никитин – блестящий мастер рассказа. Автор более сорока книг прозы, в т.ч.: «Семь слонов», «Старики», «В бессонную ночь», «Костер на ветру», «Голубая планета», «Падучая звезда», «Живая вода», «Медосбор». Его талант проявился и в драматургии: пьеса «Личная жизнь» на сцене областного театра драмы выдержала более двухсот постановок. В 1971 году за выдающийся вклад в современную литературу награжден орденом «Знак почета». Произведения С.К. Никитина переведены на многие языки мира.

     Умер 18 декабря 1973 года. Именем писателя названы улицы в Коврове и Владимире. В 2006 году учреждена областная литературная премия имени С.К. Никитина.

     Таков краткий очерк жизни и творчества нашего великого земляка, размещённый на многих сайтах Интернета; везде одни и те же слов, одни и те же фразы. Как-то отчуждённо. А каким его запомнили близкие, родные люди?

     Из воспоминаний Семёна Шуртакова.

    Сергей Никитин…

     Напишу ли, скажу ли вслух его имя – сразу встаёт перед глазами молодой красивый парень; Литературный институт, в котором мы учились; встаёт в памяти то, теперь уже далёкое время.

     Сблизил нас, если не сказать подружил, один замечательный для обоих случай.

     С институте был объявлен конкурс на лучший рассказ. А надо сказать, что в те, послевоенные годы, в нём училось немало талантливых прозаиков, имена которых ныне широко известны и в нашей стране, и за рубежом. Но то ли у одних ко времени конкурса не оказалось под рукой готового рассказа, и другие были заняты работой над повестями и романами, то ли ещё по каким причинам, но авторитетное жюри признало лучшими и присудило первую премию нашим – никитинскому и моему рассказам.

     «Лауреатский» рассказ «Даша» открывал и первую, изданную в Москве книгу Сергея Никитина.

     Рассказ невелик – всего – то пять страничек книжного текста. И никаких из ряда вон выходящих событий в нём не происходит. Корреспондент областной газеты, от лица которого ведётся повествование, приходит на перевоз, а паром сорвало и унесло вниз по реке. Ожидая, пока его лошадьми не подтянут на место, корреспондент знакомится с расположившимся на берегу людом, среди которого оказывается дед с внучкой Дашей из колхоза «Красный пахарь», куда он как раз и держит путь. Даша ненадолго отлучается, чтобы попросить у рядом работающих колхозников картошки и испечь её на костре, а дед тем временем рассказывает историю её, в общем-то, вполне обычной, но наполненной многими драматическими событиями жизни. Вот и всё. Ну, разве ещё вернувшаяся Даша уговаривает ожидающих парома помочь колхозникам докопать картошку, что и делается.

     Однако читаешь этот короткий и внешне бесхитростный рассказ и зримо представляешь и покрытую туманом реку, и людей на её берегу, слышишь по – крестьянски неторопливую речь деда, потрескивание костра, у которого он сидит, видишь Дашу и близко к сердцу принимаешь судьбу этой молодой русской крестьянки, не опустившей руки, не сломавшейся по гнётом выпавших на её долю тяжелейших испытаний. Главное же – понимаешь, что в судьбе Даши автор сумел воплотить судьбы сотен тысяч русских женщин, на плечи которых чугунной тяжестью легло голодное и холодное послевоенное время…

     Как, какими средствами удалось этого достигнуть молодому прозаику?

     Средство у писателя одно – слово. Оно у Никитина – образно, живописно, художественно весомо.

     В рассказе, да ещё рассказе реалистическом, перед писателем стоит трудная задача: сказать как можно больше, при этом затратить словесного материала как можно меньше. В рассказе каждое слово на весу. Алексей Толстой о трудностях, встающих перед литератором, взявшимся писать рассказы, говорил: «В большой повести можно (заговорить зубы» читателю превосходными описаниями, остроумными диалогами, мало ли чем… Здесь же вы весь на ладони. Вы должны быть умны, вы должны быть значительны…»

 Сергей Никитин, кроме того, что умён и значителен, ещё и сердечно, проникновенно лиричен.

     По окончании института у Сергея Никитина одна за другой выходят две  книги во Владимире. Его рассказы постоянно появляются в столичных журналах. И с каждым годом, с каждым рассказом изобразительная сила языка, красочность и плотность его письма неуклонно растут и крепнут.

     Всем, кому посчастливилось быть знакомым с замечательным прозаиком, и по сей день памятны его высокая требовательность к себе, его необыкновенная скромность.  Если случалось фотографироваться группой – Никитин обязательно оказывался во втором, а то и третьем ряду. Выступаем перед читателями – на трибуне он появится одним из последних. Необыкновенную скромность писателя критики переносили на его творчество. А если даже кто-то из критиков и хвалил его, то хвалил как-то очень скромно, осторожно.

     В 1952 году в Литературном институте побывал Михаил Михайлович Пришвин и целый вечер, как-то очень попросту, по-домашнему вёл с нами душевный разговор. И не только сам говорил, но и нашими писаниями интересовался, нас расспрашивал. Пришвин, даже при таком коротком знакомстве, из всех выделил для себя Никитина.

     Михаил Михайлович пригласил Никитина к себе домой, долго, обстоятельно беседовал с ним. А на прощание сказал:

   - Желаю время своё взять в свои руки…

     У нас есть все основания считать, что Сергей Никитин исполнил это пожелание. Он написал много чудесных, истинно художественных рассказов, в которых запечатлел и свою чуткую, отзывчивую на жизненные радости и горести душу, и своё время. А ещё – и свою сыновнюю любовь к отчей владимирской земле и её людям.  

     Предлагаю не только услышать про  Сергея Никитина, но и увидеть и его самого, и его книги, и то, что он любил.     Просмотр видеоролика «С.К.Никитину посвящается» (приложение 2)

 

4. Анализ языка текстов Никитина в соответствии со структурой экзаменационной работы.

Анализ текстов осуществляется после его первого прочтения учителем или учащимися вслух и второго самостоятельного прочтения учащимися.

Работа с содержанием текста осуществляется по презентации (приложение 1)

 

 

Текст № 1.

      Есть в лесах моей родины озерцо Светленькое. Оправдывая своё название, оно ещё издали сверкает, как россыпь битого зеркала, но стоит заглянуть с берега в его глубину, как оно приобретает прозрачно – малахитовый оттенок, сгущающийся к центру до цвета тёмно – зелёного, почти чёрного бархата. Когда оно впервые увиделось мне среди тёмных елей и сосен, как чистая капля росы на зелёном листе, я подошёл по сухому, усыпанному хвоей берегу к самой воде, нагнулся, чтобы зачерпнуть её кружкой, и ахнул. Взгляд свободно проникал в глубину, где расстилался мохнатый ковёр водорослей и, чуть пошевеливая краснопёрыми хвостами, плавали мелкие окуни.  

(Из рассказа С.К.Никитина «Мой знакомый Леший»)

Анализ лексики текста.

Почему озерцо называется Светленькое?

             - Взгляд свободно проникал в глубину воды, и становился виден весь подводный мир.

Истолкуйте лексическое значение слова «малахитовый»

               - Цвета малахита, т.е. ярко – зелёный.

Назовите средства выразительности, употреблённые в этом тексте.

             - Сравнения (как россыпь битого зеркала, как чистая капля росы на зелёном листе)

            - Эпитеты (тёмных елей, чистая капля, мохнатый ковёр водорослей)

Анализ фонетических явлений текста. (Привести по 2-3 примера на каждое явление).

Приведите из текста примеры слов, в которых звуков больше, чем букв. 

          - Моей, своё, название.

Приведите из текста примеры слов, в которых букв больше, чем звуков. 

          - Родины, озерцо, Светленькое.

Приведите из текста примеры слов, в которых количество букв и звуков совпадает.

           - Есть, бархата, почти.

Приведите из текста примеры слов, в которых Ь обозначает мягкость согласного. 

          - Светленькое, чуть.

Назовите слово, в котором происходит процесс оглушения.

 - Взгляд

Назовите слово, в котором происходит процесс озвончения.

- Сгущающийся.

Анализ орфограмм корня.

Назовите виды орфограмм корня, встречающихся в данном тексте, и приведите примеры.

Проверяемая безударная гласная (заглянуть, среди, зачерпнуть)

Непроверяемая безударная гласная (сверкает, малахитовый, свободно)

Чередующаяся гласная (расстилался)

О – Ё после шипящих в корне (чёрный, подошёл).

Анализ орфограмм в приставках.

Назовите виды орфограмм в приставках, встречающихся в данном тексте, и приведите примеры.

Приставки на з-, с- (издали, россыпь, расстилался).

Приставки ПРЕ-, ПРИ- (приобретает).

Неизменяемые приставки (название, заглянуть, сгущающийся)

Анализ орфограмм в суффиксах.

Назовите виды орфограмм в суффиксах, встречающихся в данном тексте, и приведите примеры.

Суффиксы –ива-, -ыва-/-ова-, -ева- (оправдывая, пошевеливая),

Н – НН в суффиксах причастий (усыпанному).

 

Текст №2.

      Осенью я охотился по берегам Клязьмы на Владимирщине. Пойма уже оголилась, вода в речке стала прозрачной и холодной; студёные росы падали по вечерам.

     В один из таких росных вечеров, обойдя всю пойму, мы возвращались в деревню Мишнево на ночлег.

     Свежие сумерки выстудили небо, и в нём  - чистом, бледном, пустынном – уже теплилась, мерцая, крупная синяя звезда, первая предвестница ночи. В той стороне, где по отдалённому лаю собак угадывалась деревня, заиграл пастуший рожок.  Это был напев знакомой русской песни о человеке, не нашедшем своей доли.

(Из рассказа С.К.Никитина «Чудесный рожок»)

Анализ лексики текста.

Истолкуйте лексическое значение слова «росных»

             - Выпадает обильная роса.

Истолкуйте лексическое значение слова «пойма»

- Низкое место, заливаемое во время половодья.

Назовите средства выразительности, употреблённые в этом тексте.

             - Эпитеты (росных вечеров, студёные росы, свежие сумерки)

            - Олицетворения (пойма оголилась)

Анализ фонетических явлений текста. (Привести по 2-3 примера на каждое явление).

Приведите из текста примеры слов, в которых звуков больше, чем букв. 

          -Свежие, мерцая, крупная.

Приведите из текста примеры слов, в которых букв больше, чем звуков. 

          -Клязьмы, оголилась, возвращались.

Приведите из текста примеры слов, в которых количество букв и звуков совпадает.

           - Осенью, охотился, берегам.

Приведите из текста примеры слов, в которых Ь обозначает мягкость согласного. 

          - Теплилась, возвращались.

Назовите слово, в котором есть непроизносимые согласные.

 - Предвестница,

Назовите слово, в котором происходит процесс озвончения.

- Отдалённый

Анализ орфограмм корня.

Назовите виды орфограмм корня, встречающихся в данном тексте, и приведите примеры.

Проверяемая безударная гласная (осенью, холодная, вечерам, сумерки, отдалённому и др.)

Непроверяемая безударная гласная (охотился, деревня, знакомой)

Анализ орфограмм в приставках.

Назовите виды орфограмм в приставках, встречающихся в данном тексте, и приведите примеры.

Приставки на з-, с- (возвращались).

Неизменяемые приставки (оголилась, обойдя, предвестница и др.)

Анализ орфограмм в суффиксах.

Назовите виды орфограмм в суффиксах, встречающихся в данном тексте, и приведите примеры.

Суффиксы –ива-, -ыва-/-ова-, -ева- (угадывалась),

Н – НН в суффиксах прилагательных и причастий (студёные, пустынном, отдалённому).

Текст №3

     Занимался неяркий осенний рассвет, когда я уходил от Матвея. Всё та же крупная синяя звезда, тускнея, мерцала в небе, и , глядя на неё, я думал о том, что стал неизмеримо богаче, чем был вчера, когда она возвещала о приближении ночи. Может быть, встреча с Матвеем прибавила несколько живых, сообщающих аромат достоверности, подробностей к моим энциклопедическим сведениям о кондратьевском хоре владимирских рожечников; или дала материал для рассказа, который в ту пору я пытался писать; а может быть, заставила испытать чувство гордости за свой неиссякаемо талантливый народ.

(Из рассказа С.К.Никитина «Чудесный рожок»)

Задание: самостоятельно выполнить анализ языковых явлений текста и подготовить рассказ о них, приводя примеры.

 

Текст №4

     Мы шли по длинной,(1) прямой улице,(2) лучом исходящей от центра,(3) окольцованного,(4) как и во всех старых русских городах,(5) торговыми рядами. Стоило лишь немного напрячь воображение,(6) чтобы представить,(7) как сто лет назад сбивались на этой площади возы,(8) парил на снегу свежий навозец,(9) пахло морозным сеном,(10) гужами,(11) овчинами,(12) трезвонили по всей округе колокола,(13) гнусавили на папертях нищие…

(Из рассказа С.К.Никитина «Грачи»)

Задания.

1)    К слову «окольцованного» подберите синоним и запишите его.

2)    Замените словосочетание «русские города», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.

4)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

5)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте.

6)    Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

7)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

8)    Найдите и назовите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных .

 

Текст №5

     День быстро гаснет. Ветра опять нет к ночи. Опять в полях такая тишина,(1) что каждый звук отчётлив,(2) сух и чист,(3) словно он тут же схватывается в звонкую льдинку. Но в санях,(4) в сене,(5) в овчине,(6) в груде наших тел тепло и уютно. И уже без леденящего отчаяния,(7) спокойно и грустно думается о том,(8) что где-то за изволоком берёзки – свечки стоят над суглинистым бугром,(9) что вечные звёзды с одинаковым равнодушием смотрят на него и на наш угретый живым теплом возок,(10) пробирающийся по снежному полю.

(Из рассказа С.К.Никитина «Снежные поля»)

Задания.

1)    К слову «схватывается» подберите синоним и запишите его.

2)    Замените словосочетание «грустно думается», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.

4)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

5)    Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

6)    Выпишите грамматическую основу предложения №2.

7)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

8)    Найдите и назовите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных .

 

Текст №6

     Передняя кажется мне тёмной,(1) хотя под потолком горит сильная лампочка. Отчего это? Быть может,(2) оттого,(3) что весь слепило меня оранжево – голубое сияние снегов,(4) а может быть,(5) так уж от века устроена деревенская крестьянская изба,(6) что сколько ни внеси туда света,(7) всё равно будет лежать за печкой,(8) в углах,(9) стелиться по полу эта мутная темь.

(Из рассказа С.К.Никитина «Снежные поля»)

Задания.

1)    К слову «сильная» подберите антоним и запишите его.

2)    Замените словосочетание «крестьянская изба», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.

4)    Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

5)    Выпишите грамматическую основу предложения 1.

6)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

7)    Найдите и назовите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных .

 

Текст №7

     Мы долго ещё блуждали в тот день по частым березнякам,(1) по полям,(2) по дубовым и ольховым гривам поймы. К вечеру стало свежеть. И когда мы вышли из лесов к деревне,(3) дыхание клубилось у рта тонким паром. Странен и как-то незаметно жёлт был воздух. Лошади,(4) что паслись за деревней на бледной прошлогодней траве,(5) перестали щипать,(6) вытянули шеи и смотрели всё в одну сторону – на узкую,(7) как крыло,(8) лиловую тучу.

     Мы шли медленно,(9) и,(10) когда поднялись на крыльцо,(11) уже стемнело. Но высокое прозрачное и почти беззвёздное небо продолжало чуть светиться изнутри,(12) и полая вода далеко внизу,(13) в пойме,(14) поблёскивала тем же бледным светом.

(Из рассказа С.К.Никитина «Голубая планета»)

Задания.

1)    К слову «блуждали» подберите синоним и запишите его.

2)    Замените словосочетание «ольховые гривы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.

4)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте.

5)    Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

6)    Выпишите грамматическую основу предложения №2.

7)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

8)    В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

9)    Найдите и назовите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью .

 

5. Самостоятельная работа учащихся.

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

 

     (1)Ночь помигивала в окно неяркими летними звёздами; Ивану Степановичу становилось холодно, он кутал плечи одеялом и , согревшись, засыпал лишь незадолго перед самым рассветом.

      (2)Эти бессонницы изнуряли его, но в остальном он чувствовал себя сносно и дотянул так до осени, пока вдруг, казалось бы, пустячный случай опять не опрокинул его.

     (3)На завтрак и ужин он привык довольствоваться бутылкой кефира или стаканом чая с бутербродом, а обедал в столовой неподалёку от дома. (4)Он так привязался к этой столовой, к её сложным запахам из кухни, к её кисейным  занавесочкам, к одной и той же официантке в кружевной наколочке, к тусклой копии с фламандского натюрморта на стене, что, когда в конце лета столовую закрыли на ремонт, он не захотел изменить ей и готовил себе на обед сам какую-то ужасную стряпню из концентратов. (5)Но вот столовая наконец открылась, и он с разочарованием, переходящим в брезгливое раздражение («Ох уж эти нововведения!»), не нашёл в ней ничего привычного. (6)Исчезли занавесочки и салфеточки, исчез фламандский натюрморт, исчезла официантка в наколочке, и вместо запахов из кухни – запахов жареного лука и печёного теста – стало пахнуть от разноцветных пластмассовых столиков сальной мочалкой. (7)Но главным, что вызвало его неудовольствие, было самообслуживание. (8)Всё приходилось тащить на стол сразу – и суп, и жаркое, и кофе, затем возвращать поднос, идти в буфет за минеральной водой, и при всём том у него начали дрожать руки, и он расплёскивал суп и кофе по подносу.

     (9)Однажды он уронил поднос и, уже не владея собой, стал громко бранить новые порядки, а заодно и горничную, убиравшую битую посуду. (10)Его посчитали пьяным; вышла из своего кабинета заведующая, холодно сказала:

   -  (11)Пойдёмте со мной.

   «(12)Упаду. (13)Скандал», - успел подумать он и повалился на подвинутый кем-то стул.

     (14)Через несколько  дней он оправился и пожелал увидеть сына, мурманским адресом которого заручился ещё  раньше. (15)Одевшись в свою безукоризненно отутюженную форму без погон, с колодками всех орденов и медалей, он приехал в такси на вокзал, купил билет, но, выбравшись из душной очереди у кассы, вдруг схватил за рукав милиционера и сказал:

   - (16)Скорей проводите меня в медпункт.

     (17)Там, на жёстком, обитом холодным дермантином топчане он умер, прежде чем ему успели оказать какую-либо помощь.

                                                      (Из рассказа С.К.Никитина «Последнее лето»

 

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

 

А1

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:  «Что вызывало главное разочарование Ивана Степановича в отремонтированной столовой?»

1)    Он не нашёл в ней ничего привычного.

2)    В отремонтированной столовой было самообслуживание.

3)    Его посчитали пьяным.

4)    Однажды он уронил поднос

А2

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «брезгливое» (предложение).

1)    Причудливое

2)    Привередливое

3)    Гордое

4)    Надменное

А3

Укажите предложение, в котором средством выразительности является  олицетворение.

1)    Через несколько  дней он оправился и пожелал увидеть сына, мурманским адресом которого заручился ещё  раньше.

2)    Ночь помигивала в окно неяркими летними звёздами; Ивану Степановичу становилось холодно, он кутал плечи одеялом и , согревшись, засыпал лишь незадолго перед самым рассветом.

3)    Эти бессонницы изнуряли его, но в остальном он чувствовал себя сносно и дотянул так до осени, пока вдруг, казалось бы, пустячный случай опять не опрокинул его.

4)    Однажды он уронил поднос и, уже не владея собой, стал громко бранить новые порядки, а заодно и горничную, убиравшую битую посуду.

А4

Укажите ошибочное суждение.

1)    В слове НАТЮРМОРТА (предложение 4) количество букв и звуков совпадает.

2)    В слове МИНЕРАЛЬНОЙ (предложение 8) буква Е обозначает  2 звука.

3)    В слове РАЗОЧАРОВАНИЕМ (предложение 5) звуков больше, чем букв.

4)    В слове ПРИХОДИЛОСЬ (предложение 8) буква Ь обозначает мягкость согласного.

А5

Укажите слово с непроизносимой согласной корне.

1)    Заведующая

2)    Мурманским

3)    Неудовольствие

4)    Пластмассовые

А6

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближением, присоединением»?

1)    Привычное

2)    Переходящее

3)    Привязался

4)    Приходилось

А7

В каком слове написание суффикса обусловлено образованием от глагола, оканчивающегося в форме настоящего времени единственного числа 1 лица на –иваю/-ываю.

1)    Чувствовал

2)    Довольствовался

3)    Разочаровался

4)    Расплёскивал.

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

 

В1

К слову «изнуряли» (предложение 2) подберите синоним и запишите его.

Ответ: …………………………………………….

В2

Замените словосочетание «кружевная наколочка» (предложение 4) , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: …………………………………………………

В3

Выпишите грамматическую основу предложения  7.

Ответ: …………………………………………………

В4

Среди предложений 12-17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: …………………………………………………

В5

В приведённых ниже предложения из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

   Ночь помигивала в окно неяркими летними звёздами; Ивану Степановичу становилось холодно,(1) он кутал плечи одеялом и ,(2) согревшись,(3) засыпал лишь незадолго перед самым рассветом.

        Эти бессонницы изнуряли его,(4) но в остальном он чувствовал себя сносно и дотянул так до осени,(5) пока вдруг,(6) казалось бы,(7) пустячный случай опять не опрокинул его.

     На завтрак и ужин он привык довольствоваться бутылкой кефира или стаканом чая с бутербродом,(8) а обедал в столовой неподалёку от дома

В6

Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

Ответ: …………………………………………………

В7

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями сложного предложения, связанными бессознной связью.

   Ночь помигивала в окно неяркими летними звёздами;(1) Ивану Степановичу становилось холодно,(2) он кутал плечи одеялом и ,(3) согревшись,(4) засыпал лишь незадолго перед самым рассветом.

      Эти бессонницы изнуряли его,(5) но в остальном он чувствовал себя сносно и дотянул так до осени,(6) пока вдруг,(7) казалось бы,(8) пустячный случай опять не опрокинул его.

Ответ: …………………………………………………

В8

Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.

Ответ: …………………………………………………

В9

Среди предложений 6-9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: …………………………………………………

 

Проверка правильности выполнения работы. Исправление ошибок и объяснение этих языковых явлений

 

6. Выразительное чтение стихотворения Алексея Фатьянова «Сборы»

Алексей Фатьянов

СБОРЫ

Сергею Никитину

 

Погрозила гроза и ушла,
Дробным громом вдали раскатясь.
Снова даль голубая светла.
Снова пчелы гуторят, роясь.
Словно сборы в путь дальний у них —
Суетня, гомотня, беготня...
Так и я...
Чем я хуже других?
Вещи собраны все у меня.
Вещи — нет! Не багаж-саквояж,
Не громоздкий пузан-чемодан.
Лишь тетрадка, да карандаш,
Да нечитанный друга роман,
Да еловая палка в руке,
Чтоб размашистей было идти.
В дальний путь я иду налегке.
Пожелайте же счастья в пути.

1959 г.

 

7.Подведение итогов урока.

Вопросы:

Что на уроке  было главным?

Что было интересным?

Что нового узнали?

Что удивило?

 

Упражнение «Закончи предложение».

Самым интересным для меня было…

Сегодня на уроке мне удалось…

Урок не прошёл даром, потому что…

Я чувствую, что стал лучше, потому что…

 

8. Домашнее задание

В качестве домашнего задания может быть предложено выполнение тренировочных заданий в форме ГИА (приложение 3) или составление своего варианта работы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г

Цель урока: 1. Обучающая : 1)

Цель урока: 1. Обучающая : 1)

Вступительное слово учителя.

Вступительное слово учителя.

Основные понятия темы «Лексика и фразеология» ü

Основные понятия темы «Лексика и фразеология» ü

В гласных

В гласных

При сравнительных оборотах; ü

При сравнительных оборотах; ü

Стоял у истоков создания в 1962 году областной организации

Стоял у истоков создания в 1962 году областной организации

С институте был объявлен конкурс на лучший рассказ

С институте был объявлен конкурс на лучший рассказ

Как, какими средствами удалось этого достигнуть молодому прозаику?

Как, какими средствами удалось этого достигнуть молодому прозаику?

В 1952 году в Литературном институте побывал

В 1952 году в Литературном институте побывал

Текст № 1. Есть в лесах моей родины озерцо

Текст № 1. Есть в лесах моей родины озерцо

Приведите из текста примеры слов, в которых звуков больше, чем букв

Приведите из текста примеры слов, в которых звуков больше, чем букв

О – Ё после шипящих в корне (чёрный, подошёл)

О – Ё после шипящих в корне (чёрный, подошёл)

Это был напев знакомой русской песни о человеке, не нашедшем своей доли

Это был напев знакомой русской песни о человеке, не нашедшем своей доли

Приведите из текста примеры слов, в которых

Приведите из текста примеры слов, в которых

Суффиксы –ива-, -ыва-/-ова-, -ева- (угадывалась),

Суффиксы –ива-, -ыва-/-ова-, -ева- (угадывалась),

Задания. 1) К слову «окольцованного» подберите синоним и запишите его

Задания. 1) К слову «окольцованного» подберите синоним и запишите его

Из рассказа С.К.Никитина «Снежные поля»)

Из рассказа С.К.Никитина «Снежные поля»)

Задания. 1) К слову «сильная» подберите антоним и запишите его

Задания. 1) К слову «сильная» подберите антоним и запишите его

Из рассказа С.К.Никитина «Голубая планета»)

Из рассказа С.К.Никитина «Голубая планета»)

Ночь помигивала в окно неяркими летними звёздами;

Ночь помигивала в окно неяркими летними звёздами;

Упаду. (13)Скандал», - успел подумать он и повалился на подвинутый кем-то стул

Упаду. (13)Скандал», - успел подумать он и повалился на подвинутый кем-то стул

Причудливое 2) Привередливое 3)

Причудливое 2) Привередливое 3)

А5 Укажите слово с непроизносимой согласной корне

А5 Укажите слово с непроизносимой согласной корне

Ответ: …………………………………………….

Ответ: …………………………………………….

Укажите количество грамматических основ в предложении 9

Укажите количество грамматических основ в предложении 9

Проверка правильности выполнения работы

Проверка правильности выполнения работы

Вопросы: Что на уроке было главным?

Вопросы: Что на уроке было главным?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023