Технологическая карта
Урок русского языка в 9 классе
Учитель: Калугина Анна Юрьевна
Тема урока: «СПП с придаточными определительными».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Планируемый результат: сформировать умение видеть СПП с придаточными определительными.
Цели: Научиться опознавать СПП с придаточными определительными; отрабатывать навыки построения СПП с придаточными определительными.
Задачи:
Обучающие: вспомнить ранее изученный материал по СП; познакомить с СПП с придаточными определительными.
Развивающие: развивать устную речь обучающихся.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение во время совместной работы.
Формируемые УУД:
Коммуникативные: умение сотрудничать в парах: слушать, аргументировать, уметь договариваться.
Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу, умение оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
Личностные: формирование положительной мотивации к учению, осознание ценности русского языка, стремление к самосовершенствованию, способность к самооценке.
№ п\п
|
Этапы урока |
Цель и содержание учебного материала. |
Функции и виды деятельности учителя |
Формы и виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты УУД |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности –Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.
- Готовы к работе?
|
Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) |
Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. |
Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
|
2 |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1. Разминка
2. Сравнительный анализ предложений.
3. Самопроверка
|
Цель: освежить в памяти пройденные темы и подготовить обучающихся к восприятию нового материала - Ребята, для начала мы с вами побываем в роли реставраторов и вспомним изученный материал ранее. Вам необходимо по памяти восстановить небольшой текст. Он на доске. (Текст: Что такое интеллект?) (прием «Реконструкция текста»; обратить внимание на СП, которое встречается в тексте) -Ребята, давайте уделим немного времени для подготовки к Итоговому собеседованию и постараемся справиться со следующим заданием. У вас на столе лежит фотография, и вам необходимо за 1 минуты постараться ее описать. Количество предложений должно быть не менее 10ти. Приступайте к работе. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом. (прием «Бусы», карточка; полученные предложения записывают на доске) Вам необходимо составить 3 предложения из набора слов. (карточки на столе) Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП и ССП. Какое из предложений не относятся ни к одной группе? Почему? (работа в паре)
- Проверьте себя, оцените. |
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. |
Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке.
|
- Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) -П; -осознанные и произвольные речевые высказывания – К; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . |
3 |
Выявление места и причины затруднения.
|
Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Эти предложения в тетради у вас записаны, подчеркните грамматические основы. Как они связаны? - Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке? (Слайд 1) -сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова: 1) Познакомиться с … 2) Учиться …(Слайд 2)
-Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь. (Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) (Слайд 1) |
Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. |
Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока.
Ведут записи в тетради. |
Самоопределение – Л; Смыслообразование –Л; Мыслительные операции – П; Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;
Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; Развитие монологической речи -К |
4 |
Работа с теоретическим материалом учебника.
|
Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.
- Где мы с вами можем получить более подробную информацию о СПП с придаточными определительными? Из каких источников? (из книги) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника). - Что вы будете выяснять? (что такое СПП с придаточным определительным). Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы. |
Учитель выступает в роли организатора. Следит за временем урока. |
Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения.
|
Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации- П. Установление причинно – следственных связей -П |
5 |
Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Цель: реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
[сущ. + указ. слово], (какая – союз. слово)
- Подчеркните грамматические основы и постарайтесь задать вопросы, подумайте, какое слово поясняет придаточная часть в главной.
|
Учитель выступает в роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения учащихся. Следит за временем урока.
Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске
|
На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др. Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. Работают в группах. |
Формирование критического и творческого мышления Умение сверять свои действия с целью- Р
Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. |
Цель: усвоение учащимися новых способов действия.
Виктор Петрович (какой?), который принимал экзамен уже пятый час к ряду, почувствовал приближающуюся мигрень, заполняя очередную зачётную книжку. На день рождения Лиде подарили именно такой велосипед (какой?), о каком она мечтала. Мне сложно припомнить тот момент в жизни (какой?), когда мы с друзьями стали встречаться всё реже и реже.
|
Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) |
Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.
Выполняют предложенные учителем задания. |
Осознанные и произвольное речевые высказывания – К; Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р Умение преодолевать трудности в выполнении –Л. Мыслительные операции –П Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р |
7 |
Включение в систему знаний и повторение.
Задание, аналогичное 13 в тестах ОГЭ Самопроверка. |
Цель: включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке? - Где нам может понадобиться эта тема? - А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями. (Слайды 9 -13) (СЛАЙД 14) - Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе? |
Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных доведением их до автоматизма. |
Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.
Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. |
Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р, формирование критического и творческого мышления, |
8 |
Домашнее задание |
- Ребята, над чем вы будете работать дома? Выучить СПП с придаточными определительными. Попытайтесь описать свой день, используя придаточные определительные
|
Инструктаж Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. |
Выбор задания |
Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности
1.Обмен мнениями
2.Оценивание деятельности
|
Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности , осознание методов построения и границ применения нового способа действий
- А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал…..и т.д. Что можно было сделать по-другому? - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? (слайд 18) - А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. (Листы оценивания на партах) - Кто получил 5? Почему? 4. Почему?
|
Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? |
Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. |
Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий успешности-Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; Планирование успешного сотрудничества - К Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.