Технологическая карта
Урок русского языка в 9 классе
Учитель: Калугина Анна Юрьевна
Тема урока: «Сложное предложение с придаточной причины»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Планируемый результат: сформировать умение видеть придаточные причины.
Цели: Научиться опознавать придаточные причины; выделять главную часть и придаточную, уметь задавать вопрос,
развивать умение правильной постановки знаков препинания.
Задачи:
Обучающие: вспомнить ранее изученный материал по СП; познакомить со сложными предложениями с придаточной причины.
Развивающие: развивать устную речь обучающихся.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение во время совместной работы.
Формируемые УУД:
Коммуникативные: умение сотрудничать в парах: слушать, аргументировать, уметь договариваться.
Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу, умение оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
Личностные: формирование положительной мотивации к учению, осознание ценности русского языка, стремление к самосовершенствованию, способность к самооценке.
№ п\п
|
Этапы урока |
Цель и содержание учебного материала |
Функции и виды деятельности учителя |
Формы и виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты УУД |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности –Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник. - Готовы к работе?
|
Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) |
Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. |
Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
|
2 |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1. Разминка
2. Сравнительный анализ предложений.
3. Самопроверка
|
Цель: освежить в памяти пройденные темы и подготовить обучающихся к восприятию нового материала - Ребята, для начала мы с вами вспомним изученный материал ранее с помощью приема «Верите ли вы?» - Верите ли вы, в сложном предложении должно быть 2 и более грамматических основ? (ДА) - Верите ли вы, что простые предложения, находящиеся в составе сложносочинённого предложения связываются с помощью частиц (НЕТ, союзов) - Верите ли вы, что предложения в зависимости от средств связи делятся на союзные и бессоюзные? (ДА) - Верите ли вы, что сочинительные союзы делятся на: соединительные, противительные, разделительные? (ДА) - Верите ли вы, что соединительные союзы могут выражать значение одновременности и последовательности? (ДА) - Верите ли вы, что в СПП можно задать вопрос от одной части к другой? - Верите ли вы, что это предложение СПП с придаточным местом: Справа, откуда показалась машина, раздался громкий визг тормозов. (ДА) Следующее задание: Вам необходимо подобрать к слову стилистически нейтральный синоним. Предложение на доске. (обратите внимание на СП, попытайтесь определить вид СП) Предложение: На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, по которой шел Тимофей и страшно гордился собой (=сильно, очень ; СПП придаточной определительной) - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом. (прием «Бусы», карточка; полученные предложения записывают на доске) 1. Директор потребовал, чтобы план на следующий месяц изменили. (СПП с придаточной изъяснительной) 2. Ёжику казалось, будто теперь он будет плыть долго-долго. (СПП с придаточной изъяснительной) 3. Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ямскую избу (СПП с придаточной времени) 4. Перед тем как заварить чай, ополосните чайник крутым кипятком. (СПП с придаточной времени ) 5. Я приехал домой, потому что очень соскучился по родителям. (СПП с придаточной причины) Распределите предложения в зависимости от вида придаточных частей. Какое из предложений у вас вызвало затруднение? Почему? (работа в паре) - Проверьте себя, оцените. |
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. |
Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке.
|
- Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) -П; -осознанные и произвольные речевые высказывания – К; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . |
3 |
Выявление места и причины затруднения.
|
Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Эти предложения в тетради у вас записаны, подчеркните грамматические основы. Что интересного вы увидели? - Сделайте вывод, какое предложение мы будем сегодня изучать на уроке? -сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова: 1) Познакомиться с … 2) Учиться … -Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь. |
Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. |
Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока.
Ведут записи в тетради. |
Самоопределение – Л; Смыслообразование–Л; Мыслительные операции – П; Самостоятельное выделение и формирование цели-Р; Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; Развитие монологической речи -К |
4 |
Работа с теоретическим материалом учебника.
|
Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение. - Где мы с вами можем получить более подробную информацию о СПП с придаточной причины ? Из каких источников? (из книги) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника.). - Что вы будете выяснять? (что такое СПП с придаточной причины). Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы. |
Учитель выступает в роли организатора. Следит за временем урока. |
Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения.
|
Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации- П. Установление причинно – следственных связей -П |
5 |
Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Цель: научиться видеть СПП с придаточной причины и задавать вопросы. 1. Чувствуется приятный сладковатый запах свежескошенной травы, так как вчера косили луг. 2. Через это болото нельзя идти, ибо издавна оно слывёт непроходимым. 3. О своем приезде мы сообщили телеграммой, потому что у бабушки нет телефона. 4. Дети высыпали во двор, оттого что после дождя вновь засияло солнце. 5. Вследствие того что живешь в ладу со своей совестью, всё вокруг радует.
|
Учитель выступает в роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения учащихся. Следит за временем урока. Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске
|
На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др. Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. Работают в группах. |
Формирование критического и творческого мышления Умение сверять свои действия с целью- Р Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. |
Цель: усвоение учащимися новых способов действия. Алгоритм анализа СПП с придаточной причины: • найти грамматические основы; • выделить главную часть и придаточную; • задать вопрос к придаточной части; • определить вид придаточной. 1. Пойдем в тот лес, потому что там все пни усыпаны опятами. 2. Поскольку изменилось расписание, нам следует прибыть на станцию на час раньше.
|
Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) |
Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.
Выполняют предложенные учителем задания. |
Осознанные и произвольное речевые высказывания – К; Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р Умение преодолевать трудности в выполнении –Л. Мыслительные операции –П Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р |
7 |
Включение в систему знаний и повторение.
Задание, аналогичное 12 в тестах ОГЭ Самопроверка. |
Цель: включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке? - Где нам может понадобиться эта тема? - А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями. - Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе? |
Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных доведением их до автоматизма. |
Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.
Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. |
Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р, формирование критического и творческого мышления, |
8 |
Домашнее задание |
- Ребята, над чем вы будете работать дома? Выучить теорию по СПП с прид.причины; Упр: 56 |
Инструктаж. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. |
Выбор задания |
Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности
Оценивание деятельности
|
Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности , осознание методов построения и границ применения нового способа действий - А теперь я попрошу вас написать на листочках ваши впечатления от урока, а также оценить вашу работу. Прием 3-2-1 3- задания, которые вы сделали легко и просто 2- момента, которые вызывали у вас затруднения на уроке 1- Вопрос или комментарий по новой теме давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока.
|
Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? |
Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. |
Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий успешности-Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; Планирование успешного сотрудничества - К Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.