Рабочая программа по подготовке к школе "Русская графика"
Оценка 4.8

Рабочая программа по подготовке к школе "Русская графика"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
чистописание
Детсад—1 кл
19.04.2020
Рабочая программа по подготовке к школе "Русская графика"
освоить графические навыки написания букв, развитие мелкой моторики и координации движения руки. научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги; - подготовить руку ребёнка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев; - научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку; - научить штриховать в разных направлениях; - научить письму элементов букв.
Русская графика.docx

         Муниципальное общеобразовательное учреждение

       Гимназия  №6

 

 

 

 

       

      Рабочая программа

      (подготовка к школе)

       «Русская графика»

          для дошкольников 5-6 лет

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

Выполнила учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Гавриленко Лариса Алексеевна

 

 

 

                                                          Волгоград, 2020

                                               Пояснительная записка

   Образовательная программа обучения грамоте составлена на основе государственной программы развития графических представлений «По дороге к азбуке…», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.  Реализация содержания настоящей программы развития графических  представлений по подготовке к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной  «По дороге к азбуке …» (тетради на печатной основе, ч. 1-2 «Наши прописи»),  ориентированного на развитие пространственных представлений, подготовки руки к письму и интереса к обучению грамоте.

 

Направленность программы: социально – педагогическая;  функциональное  предназначение  – учебно – познавательная; форма организации – групповая; время реализации – кратко – срочная

 

 Новизна программы:  приоритетное направление работы на занятиях – развитие мелкой моторики детей:
работе по развитию мелкой моторики у обучающихся уделяется повышенное внимание, т.к. данная деятельность помогает педагогу получать запланированные программой образовательные результаты,

 

Актуальность программы: Вопрос о необходимости подготовки детей к обучению в школе в последнее время стал очень актуальным. Все чаще взрослые задаются вопросами: «Надо ли готовить детей к школе? Нужно ли учить их читать, считать и даже писать?» 
 Учителя долгое время повторяли за учеными: «Надо развивать, а читать, считать, и тем более писать – школа научит». Но постепенно и они все чаще стали заявлять, что программа начальных классов сложна и объемна, ребенку, не владеющему первоначальными навыками грамоты, осваивать ее курс порой очень трудно. Кроме того, в школе достаточно жесткий «учебный план» по обучению группы детей, который нельзя изменить в течение года, поэтому лучше, если будущие первоклассники придут в школу «подготовленными». В этом случае они легче впишутся в процесс обучения, им будет комфортнее на новой ступени образования.
Родители же дошкольников давно уяснили: успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний, да и вся его дальнейшая «школьная карьера» во многом зависит от дошкольной подготовки. 

Педагогическая целесообразность объясняется: реализацией обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности , что создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей (смысл этого важного принципа базируется на учении Л. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития: работа строится с опорой на зону ближайшего развития ребенка, что помогает раскрыть полнее и ярче его потенциальные возможности); личностно-ориентированного подхода (учитывается уровень подготовленности обучающегося, опыта его собственной жизнедеятельности, индивидуальных возможностей); систематичности, последовательности, доступности и наглядности обучения.

 

 

 

 

 

Цели и задачи курса: 

   Цель программы:   освоить графические навыки написания букв,

                   развитие мелкой моторики и координации движения руки.

 

    Задачи:

          - научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги;

          - подготовить руку ребёнка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев;

          - научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку;

          - научить штриховать в разных направлениях;

          - научить письму элементов букв.

    Отличительной особенностью данной образовательной программы являются специальные обучающие игры, в процессе которых используются основные методы обучения: наглядный, словесный, проблемно – поисковый, метод практических заданий.

Для того чтобы переключить активность детей, не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся ритмические физкультминутки, для которых используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно – моторной координации.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5,5 до 7 лет. Дети шести лет способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.

Сроки реализации образовательной программы предусматривают 1 год.

    Формы занятий: включаются несложные задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Задания по развитию графических навыков создают основу произвольности движений для последующего овладения навыками письма. Как было сказано выше, произвольные движения пальцев рук развиваются и во время физкультминуток.

При проведении занятий должен реализовываться принцип личностно-ориентированного обучения. Это значит, что каждый ребенок продвигается вперед своим темпом, но при этом педагог должен обеспечить ребенку успешность продвижения. Для этого на занятиях широко используются рабочиететради, в которые включен материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий

      Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 25 минут, всего 33 часа.

 

 

 

 

    Ожидаемые результаты освоения программы.

 

К концу обученияпо программе «По дороге к азбуке …» предполагается продвижение детей в развитии мелкой моторики руки, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Воспитанник должен иметь представление:

- о назначении рабочей и вспомогательной строки;

- о написании элементов букв одинаковой высоты и одинаковой ширины;

- о написании параллельных линий;

- о сходстве и различии начертании печатных и письменных букв;

 

- о звуковом анализе слова.

   Воспитанник  будет  знать:

- пространственные представления «верх вниз, справа слева» с наклоном влево; 

- горизонтальные наклонные линии;

- понятие «штрих, «линия», «декоративное пятно», «контур», «силуэт», «декоративная линия», «геометрический рисунок»;

   Воспитанник будет  уметь:

- обводить предметы и фигуры;

- штриховать и раскрашивать их;

- рисовать одной непрерывной линией;

- писать параллельные, вертикальные.горизонтальные и наклонные линии;

- писать полуовалы с разными направлениями движениями;

- писать овалы и круги;

- передвигать руку слева направо по линии письма;

- печать элементы букв;

- писать элементы письменных букв, находить элементы букв в предметной картинке;

- копировать образцы с элементами букв;

- проводить анализ графических образцов букв.

 

Способы проверки результатов освоения программы может быть в форме теста или проверочной работы, во время проведения будут проверены графические умения штриховки, элементов букв. Их анализирование в различных заданиях.

 

 

      Учебно – тематический план (33 ч)

 

 

№п/п

Содержание

Кол – во часов

Теория

Практика

Универсальные

учебные

действия

 

 

 

 

 

 

 

1..

Ориентирование на плоскости. Штриховка в разных направлениях

 

5

 

 

Формирование  умения воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма объяснять свой выбор, . Освоение способов ориентирования  в первой учебной тетради. Систематизация знаний о форме предметов, освоение элементов письменных букв

 

1.1

Взаимное расположение предметов: наверху, внизу, (выше, ниже); слева, справа (левее, правее); перед, за, между, рядом ориентирование на листе бумаги.

 

 

1

 

Формирование  умения ориентироваться на листе, на рабочей строке. Освоение умения классифицировать слова-названия предметов, находить одно общее слово для группы предметов,

 

1.2

Форма и цвет предметов.

 

 

 

1

Развитие умения сравнивать предметы по форме, величине и количеству; Формирование  алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план

 

1.3

Обведение по контуру знакомых фигур. Ознакомление с правилами штриховки.

 

 

 

1

Развитие умения классифицировать логически Формирование  умения наиболее точно выполнять задание: писать прямые и наклонные линии

 

1.4 – 1.5

Штриховка в разных направлениях (слева направо, сверху вниз

 

 

2

Формирование  умения различать целое и часть, дополнять часть до целого и разбивать целое на части. Развитие умения обводить по контуру, проводить параллельные линии, штриховать

 

2

Письмо элементов букв

9

 

 

 

 

2.1

Ознакомление с рабочей строкой. Правила посадки при письме. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

 

 

 

Освоение умения выполнять штриховку, различать верхнюю и нижнюю строку Формирование  умения классифицировать слова по темам, различать название групп предметов и названий каждого предмета

 

2.2

Письмо короткой наклонной палочки. Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

 

 

1

. Освоение умения писать линии по образцу: прямые и наклонные, короткие и длинные

 

2.3

Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху

 

 

1

Формирование  алгоритма  составления рассказа по сюжетным картинкам, данным в прописи. Освоение способов написания элементов печатных букв, выполнять штриховку по пунктирным линиям, ориентируясь на образец. Формирование  умения работать в группе

 

2.4

Короткие длинные линии с закруглением внизу и вверху.

 

 

 

 

1

Развитие умения работать по алгоритму, выполнять штриховку, писать длинные и короткие линии

 

 

2.5

Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху/ внизу.

 

 

 

1

Освоение пространственных представлений «за» и «перед». Формирование  алгоритма обведения графических элементов, предметов по контуру, штриховки, не выходя за контур. Освоение способов написания овалов и полуовалов, чередование их, соблюдая наклон, высоту и интервал между ними

 

2.6

Письмо полуовалов (овалов с разрывом)

 

 

 

1

Освоение способов написания овалов и полуовалов, чередование их, соблюдая наклон, высоту и интервал

между ними

 

2.7

Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху/ внизу.

 

 

 

1

Освоение пространственных представлений «за» и «перед». Формирование  алгоритма обведения графических элементов, предметов по контуру, штриховки, не выходя за контур. Освоение способов написания овалов и полуовалов, чередование их, соблюдая наклон, высоту и интервал между ними

 

2.8

Письмо полуовалов (овалов с разрывом)

 

 

 

 

Освоение способов написания овалов и полуовалов, чередование их, соблюдая наклон, высоту и интервал

между ними

 

3

Письмо букв

19

 

 

 

 

3.1 – 3.2

Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

 

 

 

2

Освоение звукового анализа слов как установления последовательности звуков в слове. Развитие умения писать печатные буквы, используя ориентиры. Освоение умения анализировать графическую форму букв а и о, выделять элементы, писать в узкой строке эти буквы

 

3.3

Слова, звуки. Звук [а], буква А.

 

 

1

Развитие умения работать с моделями слов, писать буквы А  и О, 

 

3.4

Звуки [о][э]. Буквы О, Э, А.

 

 

 

1

. Развитие умения работать с моделями слов, писать буквы А  и О, составлять звуковые схемы слов с опорой на рисунок.

 

3.5

Звуки [и], [ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э.

 

 

 

1

Освоение умения определять последовательность действий при написании букв и, ы, использовать контроль и оценку в ходе работы. 

 

3.6

Звук [у], буквы У,у

 

 

 

1

Формирование умения сравнивать печатные и прописные буквы, находить их особенности. 

 

3.7

Письмо изученных букв

 

 

1

Систематизировать полученные знания

 

3.8

Письмо изученных букв

 

 

1

Систематизировать полученные знания

 

3.9

Звуки [м] и [м’]. Буква М.

 

 

 

1

Формирование умения определять последовательность действий при написании буквы М м. 

 

3.10

Звуки [н] и [н’]. Буквы Н,М

 

 

1

Развитие умения определять последовательность действий при написании букв, писать строчную и заглавную букву Н н. 

 

3.11

Согласные звуки и буквы. Слоги

 

 

 

1

Развитие умения писать слоги.

 

3.12

Согласные звуки и буквы. Слоги

 

 

1

Развитие умения писать слоги.

 

3.13

Звуки [п] и [п’]. Буквы П,Н, М; гласные буквы

 

 

1

Формирование умения писать букву П п, определять последовательность действий при написании букв. 

 

3.14

Звуки [т], [т’]. Буквы Т, П, Н, М.

 

 

 

1

Формирование умения писать букву Т т, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения читать слова

 

3.15

Звуки [к], [к’]. Буквы К,Т.

 

 

 

1

Формирование умения писать букву к, определять последовательность действий при написании букв

 

3.16

Слова с буквами К, Т.

 

 

1

 

Освоение умения проговаривать слова перед написанием. 

 

3.17

Буквы Е,Ё, Ю, Я. Слоги с этими буквами

 

1

 

Развитие умения писать строчную и заглавную букву Ее; обозначать буквой

 

3.18

Письмо изученных букв и слогов

 

 

1

Развитие умения воспроизводить графический образ изученных письменных букв

 

3.19

Обобщение знаний о звуках , буквах, слогах.

 

 

1

анализировать графическую форму буквы, Освоение умения словесно описывать последовательность написания элементов букв, соединение их в словах Освоение умения обобщать, анализировать результаты работы, мотивировать учебную деятельность

 

 


Содержание  курса 
Ориентирование на плоскости. Штриховка в разных направлениях (5 часов)

Взаимное расположение предметов: наверху, внизу, (выше, ниже); слева, справа (левее, правее); перед, за, между, рядом ориентирование на листе бумаги.

Форма и цвет предметов.

Обведение по контуру знакомых фигур. Ознакомление с правилами штриховки.

Штриховка в разных направлениях (слева направо, сверху вниз).

Письмо элементов букв (9 часов)

Ознакомление с рабочей строкой. Правила посадки при письме. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
Письмо короткое наклонной палочки. Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху.

Короткие длинные линии с закруглением внизу и вверху. Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху/ внизу.

Письмо полуовалов (овалов с разрывом)

Письмо печатных букв.
Письмо букв (19 часов)

Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

Слова, звуки. Звук [а], буква А.

Звуки [о] [э]. Буквы О, Э, А.

Звуки [и], [ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э.

Звук [у], буквы У

Письмо изученных букв.

Звуки [м] и [м’]. Буква М.

Звуки [н] и [н’]. Буквы Н,М.

Согласные звуки и буквы. Слоги

Звуки [п] и [п’]. Буквы П,Н, М; гласные буквы.
Звуки [т], [т’]. Буквы Т, П, Н, М.

Звуки [к], [к’]. Буквы К,Т.

Согласные буквы.

Буквы Е,Ё, Ю, Я. Слоги с этими буквами
Письмо изученных букв и слогов.

Обобщение знаний о звуках , буквах, слогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (27 ч)

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 ч)

 

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведения

 

План 

Факт 

 

1

Взаимное расположение предметов: наверху, внизу, (выше, ниже); слева, справа (левее, правее); перед, за, между, рядом ориентирование на листе бумаги.

 

Подготовка мелкой моторики руки, правильная штриховка. Письмо прямых, вертикальных, наклонных линий, копирование образцов.

1

 

 

 

2

Форма и цвет предметов.

 

Правильная штриховка, копирование образцов.

1

 

 

 

3

Обведение по контуру знакомых фигур. Ознакомление с правилами штриховки

Штриховать и обводить предметы по образцу ориентируясь за знаки стрелки.

1

 

 

 

4-5

Штриховка в разных направлениях (слева направо, сверху вниз).

 

Раскрашивать и штриховать рисунки  разными видами и направлениями


2

 

 

 

6

Ознакомление с рабочей строкой. Правила посадки при письме. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

Научить ориентироваться в тетради, различать рабочую вспомогательную строки

1

 

 

7

Письмо короткой наклонной палочки. Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

Рисование одной линией элементов букв, соблюдение последователь ностиразличных элементов,

1

 

 

 

8

Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху.

 

писать параллельные линии, рисовать параллельные прямые, горизонтальные и вертикальные линии по высоте и ширине,

1

 

 

 

9

Короткие длинные линии с закруглением внизу и вверху.

 

 

писать параллельные линии, рисовать параллельные прямые, горизонтальные и вертикальные линии по высоте и ширине,

1

 

 

 

10

Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху/ внизу.

 

соблюдение последователь ности различных элементов, направление графических элементов

1

 

 

11

Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху/ внизу.

 

соблюдение последователь ности различных элементов, направление графических элементов

1

 

 

12

Письмо полуовалов (овалов с разрывом)

 

письмо овалов и кругов их сходство и различие

1

 

 

13

Письмо полуовалов (овалов с разрывом)

 

письмо овалов и кругов их сходство и различие

1

 

 

14-15

Письмо печатных букв

Уточнение знаний о гласных звуков, распознавание их в словах

2

 

 

 

16 -17

 

 

 

 

Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

Выделять понятия слово, звук, буква, делить слова на слоги, составлять слова, составлять рассказы к рисунку,

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Слова, звуки. Звук [а], буква А.

Выделять понятия слово, звук, буква, делить слова на слоги, составлять слова, рассказы по рисунку

1

 

 

19

Звуки [о] [э]. Буквы О, Э, А.

 

делать звуко – буквенный анализ слов, составлять предложения, 

1

 

 

 

20

Звуки [и], [ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э.

 

Уточнение знаний о гласных звуков, знакомство с новыми гласными звуками, различие гласных и согласных,

1

 

 

 

21

Звук [у], буквы У

 

Уточнение знаний о гласных звуков, знакомство с новыми гласными звуками, различие гласных и согласных,

1

 

 

 

22

Письмо изученных букв

освоить основные правила письма букв, коротких слов

1

 

 

23

Письмо изученных букв

освоить основные правила письма букв, коротких слов

1

 

 

24

Звуки [м] и [м’]. Буква М.

 

различие гласных и согласных, упражнение в назывании твёрдых и мягких согласных звуков, наблюдение над гласными и согласными звуками

1

 

 

 

25

Звуки [н] и [н’]. Буквы Н,М

различие гласных и согласных, упражнение в назывании твёрдых и мягких согласных звуков, наблюдение над гласными и согласными звуками

1

 

 

 

26

Согласные звуки и буквы. Слоги

 

деление слов на слоги, распознавание согласных звуков в словах

1

 

 

27

Согласные звуки и буквы. Слоги

 

деление слов на слоги, распознавание согласных звуков в словах

 

 

 

28

Звуки [п] и [п’]. Буквы П,Н, М; гласные буквы

составлять рассказы к рисунку, находить пары мягких и твёрдых согласных звуков, 

1

 

 

 

29

Звуки [т], [т’]. Буквы Т, П, Н, М.

 

составлять рассказы к рисунку, находить пары мягких и твёрдых согласных звуков, 

1

 

 

 

30

Звуки [к], [к’]. Буквы К,Т.

 

составлять рассказы к рисунку, находить пары мягких и твёрдых согласных звуков, 

1

 

 

 

31

Буквы Е,Ё, Ю, Я. Слоги с этими буквами.

сравнивать и записывать йотированные буквы, находить эти буквы в словах

1

 

 

 

32

Письмо изученных букв и слогов.

составлять предложения,  освоить основные правила письма

1

 

 

 

33

Обобщение знаний о звуках , буквах, слогах.

составлять предложения,  освоить основные правила письма

1

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Список литературы:

1.Н. Бунеев Е.В. Бунеева, О.В. Пронина . Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5 – 6 (7) лет (ч.1,2)

2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2012.                         

Перечень информационно-методического обеспечения.

Технические средства обучения.

Оборудование рабочего места учителя.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска.

Персональный компьютер, принтер, мультимедийный проектор, экран.

Экранно-звуковые пособия.

Презентации, слайды по основным темам курса.

Оборудование класса.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Образовательная программа обучения грамоте составлена на основе государственной программы развития графических представлений «По дороге к азбуке…», предлагаемой

Пояснительная записка Образовательная программа обучения грамоте составлена на основе государственной программы развития графических представлений «По дороге к азбуке…», предлагаемой

Цели и задачи курса: Цель программы: освоить графические навыки написания букв, развитие мелкой моторики и координации движения руки

Цели и задачи курса: Цель программы: освоить графические навыки написания букв, развитие мелкой моторики и координации движения руки

Ожидаемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты освоения программы

Способы проверки результатов освоения программы может быть в форме теста или проверочной работы, во время проведения будут проверены графические умения штриховки, элементов букв

Способы проверки результатов освоения программы может быть в форме теста или проверочной работы, во время проведения будут проверены графические умения штриховки, элементов букв

Обведение по контуру знакомых фигур

Обведение по контуру знакомых фигур

Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху/ внизу

Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху/ внизу

Освоение умения анализировать графическую форму букв а и о , выделять элементы, писать в узкой строке эти буквы 3

Освоение умения анализировать графическую форму букв а и о , выделять элементы, писать в узкой строке эти буквы 3

Звуки [п] и [п’]. Буквы П,Н, М; гласные буквы 1

Звуки [п] и [п’]. Буквы П,Н, М; гласные буквы 1

Письмо элементов букв (9 часов)

Письмо элементов букв (9 часов)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (27 ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (27 ч)

Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху/ внизу

Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху/ внизу

Звуки [м] и [м’]. Буква М. различие гласных и согласных, упражнение в назывании твёрдых и мягких согласных звуков, наблюдение над гласными и согласными звуками 1…

Звуки [м] и [м’]. Буква М. различие гласных и согласных, упражнение в назывании твёрдых и мягких согласных звуков, наблюдение над гласными и согласными звуками 1…

Оборудование рабочего места учителя

Оборудование рабочего места учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020