Человек
1 класс
(Вариант 2)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральный законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 30.08.2016 г. № 189, адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат», утвержденной приказом от 30.08.2016 г., № 188.
Программа
рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю)- 33 учебные недели.
Цель программы обучения: представление о себе как «Я»,
осознание общности и различий «Я» от других.
Задачи программы обучения:
- Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
- Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Используемые технологии обучения:
· Здоровьесберегающие технологии обучения;
· Игровые технологии др.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
адаптированной основной общеобразовательной программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Человек
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
· Представление о собственном теле.
· Отнесение себя к определенному полу.
· Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
· Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
· Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
· Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
· Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
· в течение определенного периода времени,
· от начала до конца,
· с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Календарно- тематическое планирование по предмету «Человек»
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
|
1 четверть (23 ч.) |
|
|
|
1,2,3 |
Представление о себе Я мальчик. Игры и игрушки для мальчиков. |
3 |
01.09 02.09 06.09 |
|
4,5,6 |
Отделение мальчика от девочки по картинкам. |
3 |
08.09 09.09 13.09 |
|
7,8,9 |
Идентификация себя со своим именем, фамилией |
3 |
15.09 16.09 20.09 |
|
10,11,12 |
Моя семья Мой папа мужчина. У папы я сын |
3 |
22.09 23.09 27.09 |
|
13,14,15 |
Моя мама женщина. У мамы я сын |
3 |
29.09 30.09 04.10 |
|
16,17,18 |
Мои братья и сестры |
3 |
06.10 07.10 11.10 |
|
19,20,21 |
Мои бабушки и дедушки |
3 |
13.10 14.10 18.10 |
|
22,23 |
Мои дяди и тети |
2 |
20.10 21.10 |
|
|
2 четверть (21 ч.) |
|
|
|
1,2,3 |
Здоровый образ жизни в моей семье. |
3 |
08.11 10.11 11.11 |
|
4,5,6 |
Семейный досуг в режиме будничных дней недели. |
3 |
15.11 17.11 18.11 |
|
7,8,9 |
Семейный досуг в выходные и праздничные дни. |
3 |
22.11 24.11 25.11 |
|
10,11,12 |
Отношения в семье, традиции. |
3 |
29.11 01.11 02.12 |
|
13,14,15 |
Семейные ритуалы прощания, встреч, ласковые прозвища. |
3 |
06.12 08.12 09.12 |
|
16,17,18 |
Профессиональная занятость взрослых членов моей семьи. |
3 |
13.12 15.12 16.12 |
|
19,20,21 |
Трудовые обязанности по дому у каждого члена семьи. |
3 |
20.12 22.12 23.12 |
|
|
3 четверть (26 ч.) |
|
|
|
1,2,3 |
Гигиена тела Части тела. Туловище |
3 |
10.01 12.01 13.01 |
|
4,5,6 |
Лицо человека. |
3 |
17.01 19.01 20.01 |
|
7,8,9 |
Гигиена тела. Предметы санитарии и гигиены. |
3 |
24.01 26.01 27.01 |
|
10,11,12 |
Гигиена тела. Режим дня |
3 |
31.01 02.02 03.02 |
|
13,14,15 |
Душ. |
3 |
07.02 09.02 10.02 |
|
16,17,18 |
Чистка зубов. |
3 |
21.02 24.02 28.02 |
|
19,20,21 |
Причесывание. |
3 |
02.03 03.03 05.03 |
|
22,23,24 |
Обращение с одеждой и обувью Одежда. |
3 |
09.03 10.03 13.03 |
|
25,26 |
Обувь. |
2 |
16.03 17.03 |
|
|
4 четверть (24 ч.) |
|
|
|
1,2,3 |
Прием пищи Пища. Еда руками (яблоко, банан, кусочек мяса). |
3 |
28.03 30.03 31.03 |
|
4,5,6 |
Пища. Использование салфетки во время приема пищи. |
3 |
04.04 06.04 07.04 |
|
7,8,9 |
Накладывание пищи в тарелку. |
3 |
11.04 13.04 14.04 |
|
10,11,12 |
Последовательность действий при приеме пищи |
3 |
18.04 20.04 21.04 |
|
13,14,15 |
Питье. |
3 |
25.04 27.04 28.04 |
|
16,17,18 |
Использование столовых приборов. |
3 |
04.05 05.05 11.05 |
|
19,20,21 |
Прием пищи с использованием столовых приборов. |
3 |
12.05 16.05 18.05 |
|
22,23,24 |
Обобщение по теме «Пища» |
|
19.05 23.05 25.05 |
|
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия: муляжи.
Литература
1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.