Человек
1 класс
(Вариант 2)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральный законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 30.08.2016 г. № 189, адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат», утвержденной приказом от 30.08.2016 г., № 188.
Программа
рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю)- 33 учебные недели.
       Цель программы обучения: представление о себе как «Я»,
осознание общности и различий «Я» от других.
Задачи программы обучения:
- Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
- Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Используемые технологии обучения:
· Здоровьесберегающие технологии обучения;
· Игровые технологии др.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
адаптированной основной общеобразовательной программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Человек
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
· Представление о собственном теле.
· Отнесение себя к определенному полу.
· Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
· Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
· Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
· Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
· Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
· в течение определенного периода времени,
· от начала до конца,
· с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Календарно- тематическое планирование по предмету «Человек»
| 
 № п/п  | 
 Тема урока  | 
 Количество часов  | 
 Дата  | 
|
| 
 Планируемая  | 
 Фактическая  | 
|||
| 
 
  | 
 1 четверть (23 ч.)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 1,2,3  | 
 Представление о себе Я мальчик. Игры и игрушки для мальчиков.  | 
 3  | 
 01.09 02.09 06.09  | 
 
  | 
| 
 4,5,6  | 
 Отделение мальчика от девочки по картинкам.  | 
 3  | 
 08.09 09.09 13.09  | 
 
  | 
| 
 7,8,9  | 
 Идентификация себя со своим именем, фамилией  | 
 3  | 
 15.09 16.09 20.09  | 
 
  | 
| 
 10,11,12  | 
 Моя семья Мой папа мужчина. У папы я сын  | 
 3  | 
 22.09 23.09 27.09  | 
 
  | 
| 
 13,14,15  | 
 Моя мама женщина. У мамы я сын  | 
 3  | 
 29.09 30.09 04.10  | 
 
  | 
| 
 16,17,18  | 
 Мои братья и сестры  | 
 3  | 
 06.10 07.10 11.10  | 
 
  | 
| 
 19,20,21  | 
 Мои бабушки и дедушки  | 
 3  | 
 13.10 14.10 18.10  | 
 
  | 
| 
 22,23  | 
 Мои дяди и тети  | 
 2  | 
 20.10 21.10  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 2 четверть (21 ч.)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 1,2,3  | 
 Здоровый образ жизни в моей семье.  | 
 3  | 
 08.11 10.11 11.11  | 
 
  | 
| 
 4,5,6  | 
 Семейный досуг в режиме будничных дней недели.  | 
 3  | 
 15.11 17.11 18.11  | 
 
  | 
| 
 7,8,9  | 
 Семейный досуг в выходные и праздничные дни.  | 
 3  | 
 22.11 24.11 25.11  | 
 
  | 
| 
 10,11,12  | 
 Отношения в семье, традиции.  | 
 3  | 
 29.11 01.11 02.12  | 
 
  | 
| 
 13,14,15  | 
 Семейные ритуалы прощания, встреч, ласковые прозвища.  | 
 3  | 
 06.12 08.12 09.12  | 
 
  | 
| 
 16,17,18  | 
 Профессиональная занятость взрослых членов моей семьи.  | 
 3  | 
 13.12 15.12 16.12  | 
 
  | 
| 
 19,20,21  | 
 Трудовые обязанности по дому у каждого члена семьи.  | 
 3  | 
 20.12 22.12 23.12  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 3 четверть (26 ч.)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 1,2,3  | 
 Гигиена тела Части тела. Туловище  | 
 3  | 
 10.01 12.01 13.01  | 
 
  | 
| 
 4,5,6  | 
 Лицо человека.  | 
 3  | 
 17.01 19.01 20.01  | 
 
  | 
| 
 7,8,9  | 
 Гигиена тела. Предметы санитарии и гигиены.  | 
 3  | 
 24.01 26.01 27.01  | 
 
  | 
| 
 10,11,12  | 
 Гигиена тела. Режим дня  | 
 3  | 
 31.01 02.02 03.02  | 
 
  | 
| 
 13,14,15  | 
 Душ.  | 
 3  | 
 07.02 09.02 10.02  | 
 
  | 
| 
 16,17,18  | 
 Чистка зубов.  | 
 3  | 
 21.02 24.02 28.02  | 
 
  | 
| 
 19,20,21  | 
 Причесывание.  | 
 3  | 
 02.03 03.03 05.03  | 
 
  | 
| 
 22,23,24  | 
 Обращение с одеждой и обувью Одежда.  | 
 3  | 
 09.03 10.03 13.03  | 
 
  | 
| 
 25,26  | 
 Обувь.  | 
 2  | 
 16.03 17.03  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 4 четверть (24 ч.)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 1,2,3  | 
 Прием пищи Пища. Еда руками (яблоко, банан, кусочек мяса).  | 
 3  | 
 28.03 30.03 31.03  | 
 
  | 
| 
 4,5,6  | 
 Пища. Использование салфетки во время приема пищи.  | 
 3  | 
 04.04 06.04 07.04  | 
 
  | 
| 
 7,8,9  | 
 Накладывание пищи в тарелку.  | 
 3  | 
 11.04 13.04 14.04  | 
 
  | 
| 
 10,11,12  | 
 Последовательность действий при приеме пищи  | 
 3  | 
 18.04 20.04 21.04  | 
 
  | 
| 
 13,14,15  | 
 Питье.  | 
 3  | 
 25.04 27.04 28.04  | 
 
  | 
| 
 16,17,18  | 
 Использование столовых приборов.  | 
 3  | 
 04.05 05.05 11.05  | 
 
  | 
| 
 19,20,21  | 
 Прием пищи с использованием столовых приборов.  | 
 3  | 
 12.05 16.05 18.05  | 
 
  | 
| 
 22,23,24  | 
 Обобщение по теме «Пища»  | 
 
  | 
 19.05 23.05 25.05  | 
 
  | 
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия: муляжи.
Литература
1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.