Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса УМК «Школа России»
на 2022 - 2023 учебный год
с планируемыми результатами освоения материала
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, авторской программы Неменского Б. М. Изобразительное искусство М.: Просвещение, 2011.
Я считаю, что данная программа наиболее приемлема для творческого развития детей моего класса, так как многие ученики не обладают ярко-выраженными художественными способностями и хорошим эстетическим вкусом. Данная программа наиболее удачно отражает вид художественного творчества людей, имеет практическую направленность. В работе дети используют различные художественные материалы и техники. В программе прослеживается связь с народным искусством, что служит развитию индивидуальности, самовыражению детей. У учеников более полно развиваются художественные способности, художественные виды, творческое воображение. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели программы:
-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
Задачи программы:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Учебно-тематический план 3 класс
№ |
Содержание программного материала |
Количество часов |
1 |
Вводный урок |
1 ч. |
2 |
Искусство в твоем доме |
7 ч. |
3 |
Искусство на улицах твоего города |
7 ч. |
4 |
Художник и зрелище |
11 ч. |
5 |
Художник и музей |
8 ч. |
|
Итого |
34 часа |
Содержание программы (34 часа)
№ п/п |
Наименование разделов / Количество часов |
Содержание программного материала |
Универсальные учебные действия |
1 |
Вводный урок (1 час) |
В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы. |
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
|
2 |
Искусство в твоём доме (7 часов) |
Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. |
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3 |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. |
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4 |
Художник и зрелище (11 часов) |
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. |
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
5 |
Художник и музей (8 часов) |
Художник создаёт произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. |
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценности искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
Место учебного предмета в учебном плане— 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Содержание тем учебного курса 3 класс
Искусство вокруг нас
Вводный урок – 1 час
Искусство в твоём доме – 7 часов
Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Обои и шторы у тебя дома
Мамин платок
Твои книжки
Открытки
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Искусство на улицах твоего города – 7 часов.
Памятники архитектуры
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды
Волшебные фонари
Витрины
Удивительный транспорт
Труд художника на улицах твоего города.
Художник и зрелище – 11 часов.
Художник в цирке
Художник в театре
Театр на столе
Театр кукол
Мы – художники кукольного театра
Конструирование сувенирной куклы
Театральные маски
Конструирование масок
Афиша и плакат
Праздник в городе
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей – 8 часов.
Музей в жизни города
Картина – особый мир
Картина – пейзаж
Картина – портрет
Картина – натюрморт
Картины исторические и бытовые
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка (обобщение темы).
Требования к планируемым результатам.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Требования к уровню подготовки учащихся (предметные результаты)
Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного замысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
– видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активно использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
- организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
– понимать значение искусства в жизни человека и общества;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
Третьеклассник получит возможность научиться:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Календарно – тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Сроки |
||
Предметные (понятия) |
Метапредметные (УУД) |
Планируемые |
Фактические |
||
Искусство в твоём доме (8 ч) |
|||||
1. |
. Вводный урок. |
Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Понимание того, что создание вещи – большая работа. |
П.: выявлять работу мастеров Изображения, Постройки и Украшения; Р,: составлять план; К.: строить рассуждения. Л.: Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека |
05.09 |
05.09 |
2. |
Твои игрушки. |
Подручный материал. Создание игрушки из подручного материала.
|
П: понимать единство материала, формы и оформления игрушки; Р.: составлять план; К.: обращаться за помощью к взрослым. Л.: Формирование художественно-творческого мышления |
12.09 |
12.09 |
3. |
Посуда у тебя дома. |
Фарфор, фаянс, стекло, дерево. Овладение навыками создания посуды из глины. |
Овладение навыками создания посуды из глины. П.: осуществлять анализ объекта; Р.: проектировать изделие; К.: рассказывать о назначении посуды. Л.: Формирование потребности в самостоятельной практической творческой деятельности |
19.09 |
19.09 |
4. |
Обои и шторы у тебя дома. |
Ритм. Создание эскизов обоев. |
П.: осуществлять анализ объекта; Р.: проектировать изделие; К.: рассказывать о назначении посуды. Л.: Формирование потребности в самостоятельной практической творческой деятельности |
26.09 |
|
5. |
Мамин платок.
|
Композиция. Создание эскиза платка с учётом композиции и украшения. |
П.: понимать зависимость узора, цвета платка от его назначения; Р.: учитывать правила в планировании; К.: строить рассуждения. Л.: Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
03.10 |
|
6. |
Твои книжки. |
Обложка, иллюстрация. Коллективная разработка детской книжки-игрушки |
П.: понимать роль художника в создании книги; Р.: учитывать правила в планировании; К.: овладевать навыками коллективной работы. Л.: Умение сотрудничать с товарищами |
17.10 |
|
7. |
Открытки. |
Техника граттажа. Приобретение навыков создания эскиза открытки. |
П.: выполнять лаконичное выразительное изображение; Р.: оценивать по заданным критериям; К.: рассказывать о назначении открыток. Л.: Формирование художественно-творческого мышления |
24.10 |
|
8.
|
Труд художника для твоего дома. |
Участие в игре в роли художников, зрителей, экскурсоводов. |
П.: анализировать образец определять материалы; Р.: контролировать и корректировать свою работу; К.: формулировать собственное мнение. Л.: Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. |
31.10 |
|
Искусство на улицах твоего города (7 ч) |
|||||
9. |
Памятники архитектуры. |
Памятники архитектуры. Приобретение умения видеть архитектурный образ. |
П.: изучать и изображать 1 памятник архитектуры; Р. давать оценку своей работе и работе товарища; К.: участвовать в обсуждении. Л.: Формирование уважительного отношения к культуре и искусству своей страны. |
07.11 |
|
10.
|
Парки, скверы, бульвары. |
Парк отдыха парк-мемориал, сквер, бульвар. Приобретение навыка создание изделия в технике коллаж. |
П.: сравнивать и анализировать парки; Р.: оценивать эстетические достоинства построек, К.: овладевать навыками коллективной работы. Л.: Умение сотрудничать с товарищами |
21.11 |
|
11. |
Ажурные ограды. |
Чугунная ограда. Приобретение навыка вырезания из бумаги, сложенной гармошкой.
|
П.: сравнивать между собой ограды, наличники, дымники. Р.: проектировать изделие; К.: формулировать собственное мнение. Л.: Формирование уважительного отношения к культуре и искусству своей страны. |
28.11 |
|
12. |
Волшебные фонари. |
Создание графического изображения формы фонаря. |
П.: анализировать особенности формы и украшений; Р.: давать оценку своей работе и работе товарища; К.: высказывать свою точку зрения. Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. Л.: |
05.12 |
|
13. |
Витрины. |
Реклама. Овладение композиционными и оформительскими навыками. |
П.: создавать творческий проект; Р.: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы; К.: участвовать в обсуждении Л.: Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. |
12.12 |
|
14. |
Удивительный транспорт. |
Фантастические машины. Придумывание фантастических машин, изображённых на бумаге. |
П.: видеть образ в облике машины; Р.: оценивать эстетические достоинства машин, К.: презентовать свою работу. Л.: Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. |
19.12 |
|
15. |
Труд художника на улицах твоего города (села). |
Коллаж. Создание панно в технике коллажа, аппликации из отдельных детских работ. |
П.: участвовать в занимательной образовательной игре; Р.: давать оценку своей работе и работе товарища; К.: овладевать навыками коллективной работы. Л.: Овладение навыками коллективной работы. |
26.12 |
|
Художник и зрелище (11 часов) |
|||||
16. |
Художник в цирке. |
Реквизит, арена. Приобретение умения изображать предметы в движении. |
П.: объяснять роль художника в цирке; Р.: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы; К.: формулировать собственное мнение и позицию. Л.: Понимание особой роли искусства в жизни общества и каждого человека. |
|
|
17. |
Театр на столе. |
Макет, персонаж. Овладение навыками создания объёмно-пространственной композиции. |
П.: создавать картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль; Р. делать выводы; К.: овладевать навыками коллективной работы. Л.: Овладение навыками коллективной работы. |
|
|
18. |
Театр на столе. |
Макет, персонаж. Овладение навыками создания объёмно-пространственной композиции. |
П.: создавать картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль; Овладение навыками коллективной работы. Р.: делать выводы; К.: овладевать навыками коллективной работы. Л.: Овладение навыками коллективной работы. |
|
|
19. |
Театр кукол (урок-беседа). |
Перчаточные, тростевые куклы, куклы- марионетки. Знакомство с историей возникновения кукольного театра. |
П.: иметь представление о разных видах кукол; Р.: оценивать эстетические достоинства кукол; К.: высказывать свою точку зрения. Л.: Понимание особой роли искусства в жизни общества и каждого человека. |
|
|
20. |
Мы художники кукольного театра. |
Создание куклы из различных материалов. |
П.: анализировать образец; Р.: определять материалы и планировать работу; К.: уметь договариваться с друзьями; Л.: Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. |
|
|
21. |
Конструирование сувенирной куклы. |
Сувенир. Создание куклы из различных материалов. |
П.: придумать и создать выразительную куклу; Р.: применять для работы различные инструменты; К.: использовать куклу для подарка. Формирование эстетических чувств и фантазии. Л.: Формирование эстетических чувств и фантазии. |
|
|
22. |
Театральные маски (урок-беседа). |
Театральные, обрядовые, карнавальные маски. Грим. Знакомство с историей возникновения маски. |
П.: объяснять роль маски; Р.: оценивать эстетические достоинства масок К.: осуществлять поиск информации с помощью взрослых. Л.: Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. |
|
|
23. |
Конструирование масок. |
Комедия, трагедия. Овладение навыками создания маски. |
П.: отмечать характер, настроение маски; Р.: давать эстетическую оценку работ; К.: презентовать свою работу. Л.: Формирование художественно-творческого мышления. |
|
|
24. |
Афиша и плакат. |
Шрифт. Овладение навыками создания эскиза плаката-афиши. |
П.: понимать значение театральной афиши; Р.: применять для работы различные инструменты; К.: высказывать свою точку. Л.: Формирование эстетических чувств и фантазии |
|
|
25. |
Праздник в городе. |
Панно, иллюминация, флаги. Создание в рисунке проекта оформления праздника. |
П.: осуществлять анализ объектов; Р.: оценивать эстетические достоинства проектов; К.: формулировать собственное мнение и позицию. Л.: Формирование художественно-творческого мышления |
|
|
26. |
Школьный карнавал. |
Графика, живопись, скульптура, декоративное искусство. Украшение класса к празднику. |
П.: понимать роль праздничного оформления; Р.: моделировать; К.: уметь договариваться с друзьями; Л.: Овладение навыками коллективного художественного творчества. |
|
|
Художник и музей (8часов) |
|||||
27. |
Музей в жизни города (урок-беседа). |
Музей, экспозиция, коллекция. Понимание роли художественного музея. |
П.: познакомить с самыми значительными музеями России; Р.: формулировать учебную задачу; К.: участвовать в диалоге; Л.: Воспитание чувства гордости за культуру и искусство Родины. |
|
|
28. |
Картина – особый мир. |
Музей искусств. Приобретение умения рассматривать картины. |
П.: понимать ценность искусства; Р.: формулировать учебную задачу; К.: участвовать в обсуждении. Л.: Воспитание чувства гордости за культуру и искусство Родины |
|
|
29. |
Картина-пейзаж. |
Настроение природы, оттенки цвета. Приобретение умения изображать пейзаж по представлению. |
П.: анализировать образец; Р.: оценивать по заданным критериям; К.: участвовать в обсуждении. Л.: Формирование художественно-творческого мышления |
|
|
30. |
Картина-портрет. |
Поза, окружающий фон. Овладение навыками создания портрета. |
П.: познакомить с несколькими картинами –портретами; Р.: оценивать по заданным критериям; К.: слушать и понимать речь других; Л.: Развитие этических чувств, сопереживания чувствам других людей. |
|
|
31. |
Картина-натюрморт. |
Натюрморт. Овладение навыками создания натюрморта с выраженным настроением. |
П.: анализировать образец; Р.: контролировать и корректировать свою работу; К.: формулировать собственное мнение и позицию; Л.: Формирование художественно-творческого мышления. |
|
|
32. |
Картина-натюрморт. |
Натюрморт. Овладение навыками создания натюрморта с выраженным настроением. |
П.: анализировать образец; Р.: контролировать и корректировать свою работу; К.: формулировать собственное мнение и позицию; Л.: Формирование художественно-творческого мышления. |
|
|
33. |
Скульптура в музее и на улице. |
Парковая скульптура, пьедестал. Овладение навыками лепки фигуры человека или животного в движении. |
П.: называть виды скульптуры материалы ,которыми работает скульптор; Р.: .:контролировать и корректировать свою работу; К.: обращаться за помощью; Л.: Формирование художественно-творческого мышления. |
|
|
34. |
Художественная выставка (обобщение). |
Участие в организации выставки детского творчества. |
П.: понимать роль художника в жизни каждого человека; Р.: организовывать выставочное пространство; К.: участвовать в обсуждении; Л.: Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Неменский Б. М. Программа Изобразительное искусство М., Просвещение, 2011.
2 Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2013.
3.Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.