Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса УМК «Школа России»
на 2022 - 2023 учебный год
с планируемыми результатами освоения материала
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, авторской программы Неменского Б. М. Изобразительное искусство М.: Просвещение, 2011.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Я считаю, что данная программа наиболее приемлема для творческого развития детей моего класса, так как многие ученики не обладают ярко-выраженными художественными способностями и хорошим эстетическим вкусом. Данная программа наиболее удачно отражает вид художественного творчества людей, имеет практическую направленность. В работе дети используют различные художественные материалы и техники. В программе прослеживается связь с народным искусством, что служит развитию индивидуальности, самовыражению детей.
Цели программы:
· воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
· развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
· овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи программы:
· формирование навыков работы с различными художественными материалами.
· воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
· воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
· готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
· развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Содержание программы (34часа) 4 класс
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Место предмета в учебном плане
На изучение изобразительному искусству в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели. Количество часов по темам соответствует авторской программе.
Таблица тематического распределения часов.
№ |
Содержание программного материала |
Количество часов по авторской программе |
Количество часов по рабочей программе |
1 |
Истоки родного искусства |
8ч |
8ч |
2 |
Древние города нашей земли |
7ч |
7ч |
3 |
Каждый народ- художник |
11ч |
11ч |
4 |
Искусство объединяет народы |
8ч |
8ч |
|
|
|
|
|
Итого: |
34 часа |
34 часа |
Требования к планируемым результатам.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Регулятивные:
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России
• и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№ п/п |
сроки |
Тема урока.
|
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
||||
План дата |
Факт дата |
Понятия |
Предметные результаты |
УУД |
Личностные результаты |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
|
|
Пейзаж родной земли |
Пейзаж, живо-пись |
Овладение живописными навыками |
П.: характеризовать красоту природы родного края; Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; |
Формирование потребностей в общении с искусством, природой |
2 |
|
|
Пейзаж родной земли |
|
Овладение живописными навыками |
П.: изображать характерные особенности родной природы; Р.: формулировать учебную задачу; К.: отвечать на вопросы учителя; |
Формирование потребности в самостоятельной творческой деятельности |
3 |
|
|
Изображение избы или её моделирование из бумаги |
Изба, амбар, колодец |
Овладение навыками конструирова-ния |
П.: изображать графически или живописными средствами образ русcкой избы Р.: организовывать своё рабочее место; К.: развивать навыки сотрудничества; |
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины |
4 |
|
|
Изображение избы или её моделирование из бумаги(образ русской деревни) |
Венец, конёк |
Овладение навыками коллективной деятельности |
П.: создать коллективное панно из индивидуальных изображений; Р.: использовать знаково-символические средства; К.: участвовать в коллективной работе |
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины |
5 |
|
|
Изображение женских образов в народных костюмах |
Наряд, народный костюм |
Овладение навыками изображения фигуры человека |
П.: анализировать конструкцию русского народного костюма; Р.: формулировать учебную задачу; К.: задавать вопросы, |
Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека |
6 |
|
|
Изображение мужских образов в народных костюмах |
Наряд, народный костюм |
Овладение навыками изображения фигуры человека |
П.: характеризовать образы человека в произведениях художников; Р.: оценивать свою работу; К.: слушать и понимать речь других; |
Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека |
7 |
|
|
Изображение сцен труда из крестьянской жизни |
|
Приобретение умения изображать сцены труда |
П.: изображать сцены труда из крестьянской жизни; Р.: планировать работу; К. принимать разные мнения; |
Воспевание труда |
8 |
|
|
Народные праздники |
Ярмарка, народное гулянье |
Овладение на практике элементарными основами композиции |
П.: знать несколько произведений рус. художников на тему народных праздников; Р.: оценивать свои достижения; К.: участвовать в коллективной работе |
Эстетическая оценка красоты и значение народных праздников |
9 |
|
|
Родной угол |
Пропорция, вертикаль , горизонталь |
Приобретение умения создавать макет древнерусского города |
П.: знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, посад, торг); Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; |
Эстетическая оценка красоты древнерусской архитектуры |
10 |
|
|
Древние соборы |
Пропорции, ритм объёмов |
Овладение навыками изображения или конструирова-ния древнерус-ского каменного храма |
П.: получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма; Р.: планировать работу; К.: принимать разные мнения; |
Эстетическая оценка красоты древнерусской храмовой архитектуры |
11 |
|
|
Города Русской земли |
Кремль, посад, торг |
Овладение навыками коллективной работы |
П.: знать основные структурные части города; Р.: оценивать свои достижения; К.: участвовать в коллективной работе; |
Формирование интереса к истории своей страны |
12 |
|
|
Древнерусские воины - защитники |
Князь, дружина, воин |
Развитие навыка изображения фигуры человека |
П.: знать картины русских художников, изображающих древнерусских воинов; Р.: оценивать свою работу; К.: рассказывать о картине; |
Формирование чувства гордости за искусство своей Родины |
13 |
|
|
Новгород, Псков, Владимир, Суз-даль, Москва |
Памятник архитектуры |
Умение анализировать ценность и неповтори-мость древнерусской архитектуры |
П.: рассуждать об общем и особенном в архитектуре разных городов России; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: выражать своё отношение ; |
Эстетическая оценка красоты древнерусского города |
14 |
|
|
Узорочье теремов |
Терем, боярские палаты. княжес-кие дворцы |
Приобретение умения выражать в изображении узорочье интерьера терема |
П.: различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: принимать разные мнения; |
Эстетическая оценка красоты древнерусских теремов |
15 |
|
|
Пир в теремных палатах |
Бояре, стрельцы, прислужники |
Создание праздничного панно |
П.: понимать стилистическое единство костюмов, интерьера, элементов архитектуры; Р.: формулировать учебную задачу; К.: участвовать в коллективной работе; |
Формирование интереса к истории своей страны |
16 |
|
|
Страна восходящего солнца |
Японские сады |
Овладение живописными навыками |
П.: обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте; Р.: формулировать учебную задачу; К.: выражать своё отношение ; |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
17 |
|
|
Страна восходящего солнца |
Кимоно |
Развитие навыка изображения фигуры человека |
П.: создавать женский образ в национальной одежде; Р.: оценивать свои достижения; К.: сопоставлять красоту русских и японских женщин;
|
Освоение новых эстетических представлений о красоте мира |
18 |
|
|
Страна восходящего солнца |
Сакура, хризантема- символ Японии |
Овладение навыками коллективной работы |
П.: изображать сцены праздника из японской жизни; К.: участвовать в коллективной работе;
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
19 |
|
|
Народы гор и степей |
Юрта, пустое пространство |
Овладение живописными навыками |
П.: понимать разнообразие и красоту разных регионов планеты; Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; |
Освоение новых эстетических представлений о красоте мира |
20 |
|
|
Города в пустыне |
Оазис, мечеть, минарет, мавзолей |
Овладение навыками конструирова-ния из бумаги (аппликация) древнего среднеазиатского города |
П.: характеризовать особенности культуры Средней Азии; Р.: оценивать свои достижения; К.: рассказывать о связи построек и особенностями природы;
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
21 |
|
|
Древняя Эллада |
Эллада, мифы, боги |
Умение анализировать ценность и неповтори-мость древнегреческой архитектуры |
П.: рассуждать об особенностях древнегреческой культуры; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: выражать своё отношение; |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
22 |
|
|
Древняя Эллада |
Храм, Акрополь, скульптура, |
Овладение навыками изображения или конструирова-ния древнегреческого храма |
П.: понимать разнообразие и красоту разных регионов и эпох нашей планеты; Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; |
Освоение новых эстетических представлений о красоте мира |
23 |
|
|
Древняя Эллада |
Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней |
Создание праздничного панно(коллек-тивная работа) |
П.: характеризовать особенности культуры Древней Греции; Р.: планировать работу; К.: участвовать в коллективной работе;
|
Формирование художественно-творческого мышления, фантазии |
24 |
|
|
Европейские города Средневековья |
Готика, витражи, ратуша |
Развитие навыка изображения архитектурных элементов города |
П.: познакомиться с образом готического города; Р.: планировать работу; К.: выражать своё отношение; |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
25 |
|
|
Европейские города Средневековья |
|
Развитие навыка изображения людей (городской толпы) |
П.: познакомиться с особенностями средневекового костюма; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: слушать и понимать речь других; |
Формирование художественно-творческого мышления, фантазии |
26 |
|
|
Многообразие художественных культур в мире |
|
Осознание цельности каждой культуры |
П. :узнавать по произведениям искусства художественные культуры; Р.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей К.: принимать разные мнения; |
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
27 |
|
|
Материнство |
Богоматерь |
Развитие навыка композиционного изображения |
П.: анализировать произведения искусства; Р.: планировать работу; К.: рассказывать о своих впечатлениях; |
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
28 |
|
|
Мудрость старости |
|
Развитие навыка восприятия произведений искусства |
П.: познакомиться с произведениями искусства Рембрандта, Эль Греко; Р.: корректировать свою работу; К.: выражать своё отношение; |
Воспитание уважения к старости, мудрости. |
29 |
|
|
Сопереживание |
Печаль, страдание, горе |
Овладение навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали |
П.: анализировать произведения искусства; Р.: планировать работу; К.: рассказывать о своих впечатлениях; |
Эмоциональный отклик на образы страдания в произведениях искусства |
30 |
|
|
Сопереживание |
|
Овладение навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали |
П.: понимать ,как искусство воздействует на чувства людей; Р.: корректировать свою работу; К.: уметь выражать свои мысли; |
Эмоциональный отклик на образы страдания в произведениях искусства |
31 |
|
|
Герои-защитники |
Памятник, монумент |
Овладение навыками изображения в объёме |
П.: приводить примеры памятников героям Отечества; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: рассказывать о своих впечатлениях;
|
Эстетическая оценка памятников героям |
32 |
|
|
Герои-защитники |
|
Овладение навыками композиционного построения в скульптуре |
П.: учиться создавать проект памятника; Р.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей; К.: принимать разные мнения;
|
Понимание и сопереживание чувствам людей |
33 |
|
|
Юность и надежды |
Детство, юность, мечта |
Развитие навыка композиционного изображения |
П.: анализировать произведения искусства; Р.: корректировать свою работу; К.: рассказывать о своих впечатлениях; |
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
34 |
|
|
Искусство народов мира |
|
Обсуждение работ, обмен мнениями |
П.: отвечать на вопросы викторины; Р.:.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей; К.: уметь выражать свои мысли;
|
Формирование эстетических потребностей в общении с искусством |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Неменский Б. М. Программа Изобразительное искусство М., Просвещение, 2011.
2 Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2014.
3.Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.