Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

  • docx
  • 02.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2 кл. Лит.чтение.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 8

 


Рассмотрено

 

Согласовано

 

Утверждаю

на заседании МО учителей

 

зам. директора по УВР

 

директор МБОУ ООШ № 8

 

 

 

 

 

Рук. МО

 

 

 

/Е.Г.Егорова/

 

 

/И.В.Малышева/

Протокол №

 

от

 

 

 

 

«_____»_______20__ г.

 

«_____»_________20__ г.

 

«_____»________20__ г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литературное чтение»

 2 «Б» класс

 

на 2016  - 2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:Вертяева Инна Валерьевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Советск

Пояснительная записка

 

1. Роль и место  дисциплины в образовательном процессе

 

 

Литературное чтение—один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским  языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

На изучение предмета отводится 136  часа  в год, из них  на изучение модуля «Чтение с увлечением»: - 20 часов в течение  всего учебного года. Цель модуля: развитие коммуникативной деятельности, осознание важности чтения  как средства развития и общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество.

В программу включена коррекционно-развивающая работа  цель,  которойобеспечивать индивидуальное сопровождение в процессе овладения младшими школьниками содержанием образования,   овладевать опорными знаниями по формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и преодолевать нарушения развития.

 На изучение литературного чтения во 2 классе отво­дится 4 часа в неделю, всего – 136 часов.

1 четверть-36 ч.

2 четверть-28 ч.

3 четверть -40ч

4 четверть -32 ч

2. Соответствие Государственному образовательному стандарту   

 

 

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ №373 от 06.10.2009г.); Концепции духовно-нравственного развития   авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» («Школа России»)и ООП МБОУ ООШ № 8 города Советска (Приказ №36 от 30.06.2011г.)

3. Материально-техническое  обеспечение

Технические средства обучения:

·         Компьютер.

·         Принтер

·         Телевизор.

4. Методическое обеспечение.

·      Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.

·      Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. К учебникам М. В. Головановой и Л. Ф. Климановой. М.: ВАКО, 2015, 360 с.

·      Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России» 1-4 классы. М.: «Вако», 2010, 144 с.

·      Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2015, 223 с.

·      Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2010, 223 с.

·      Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 288 с.

·      Кутявина С. В. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с.

·      Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2012

·      Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ – Астрель, 2005

·      Словари (толковый и орфографический)

·      Портреты писателей и поэтов

·      Детские книги из круга детского чтения

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения рабочей программы

Требования к усвоению:

Обучающийся к концу 2 класса научится:

·      осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

·      читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

·      применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

·      полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) ху­дожественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться напрочитанное;

·      ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки пер­сонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

·      работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

·      определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;

·      устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

·      отличать поэтический текст от прозаического;

·      распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

·      осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, дек­ламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

·      делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

·      передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;

·      высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

·      создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение)
на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллю­страций к произведению или на основе личного опыта;

·      осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

·      ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представ-ленных  в детской биб­лиотеке.

Обучающийся к концу 2 класса получит возможность научиться:

·  осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

·  воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

·  применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

·  испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

·  уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

·  бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

·  развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на ос­нове сопереживания литературным героям);

·  определять сходство и различие произведений разных жанров;

·  использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста инфор­мацию в практической деятельности;

·  высказывать и пояснять свою точку зрения;

·  применять правила сотрудничества;

·  выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

·  делать устную презентацию книги (произведения);

·  пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

·  работать с детской периодикой;

расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоя­тельной читательской деятельности.

Планируемые результаты:

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные   результаты:

·      формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

·      формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

·      воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

·      развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·      формирования уважения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

·      овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

·      принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·      развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

·      развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов  и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

·      наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные  результаты:

·      овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

·      овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

·      формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

   Формы организации урока: фронтальная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа.

Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия и т.п.

   Формы и средства контроля:

Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса.

 Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в в устной , так и в письменной форме. Итоговый контроль проводится индивидуально в письменной форме.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности  учащихся

Проект   « О чем может рассказать школьная библиотека»

Проект  «Любимый детский журнал»

Проект  « Газета « День Победы- 9 мая» 

Проект  « Мой любимый писатель-сказочник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса

Краткая характеристика содержания предмета

2-й класс (170 часов) 

В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:

Устное народное творчество (15ч)

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Русские писатели (14ч)

 О братьях наших меньших (12ч)

 Из детских журналов (9ч)

 Люблю природу русскую. Зима (9ч)

 Писатели – детям (17ч)

 Я и мои друзья (10ч)

Люблю природу русскую. Весна (9ч)

 И в шутку и всерьёз (14ч)

Литература зарубежных стран (12ч)

Малые фольклорные жанры: считалки, небылицы, загадки; потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, загадки, пословицы. Народные и авторские загадки о животных; устное народное творчество. Сказки о животных, бытовые  и волшебные.

Жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); произведения русских поэтов о природе; «рифма»; понятия «басня», «литературная сказка», «быль»; жанры (рассказ, быль, стихотворение).

Произведения о зиме, понятие «звукопись»; мини-рассказ о зиме и зимних играх; жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

Творчество детских писателей (Барто, Чуковский, Маршак). Содержание произведения. Образы сказочных героев; творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа); средства художественной выразительности.

Произведения о детях, о природе, написанные К.И.Чуковским, С.Я.Маршаком, А.П.Гайдаром, С.В.Михалковым, А.Л.Барто, Н.Н.Носовым, М.М.Пришвиным, В.В.Бианки, Б.С.Житковым, Е.И.Чарушиным, Н.И.Сладковым, Э.Н.Успенским, В.Д.Берестовым и другими.

В раздел входят доступные детям семилетнего возраста стихи С.А.Есенина, А.Т.Твардовского, Н.М.Рубцова и других поэтов. Юмористические произведения Б.В.Заходера, Д.Хармса, В.Д.Берестова и других поэтов.

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков. Сказки Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена.

Тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, отрывки из книг на историческую тему, стихи и рассказы из детских журналов.

Произведения для слушания и заучивания наизусть.

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

Цели:

·  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

·   овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо­вым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

·   воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

·  формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как гра­мотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:

-  владение техникой чтения;

-  понимание прочитанного и прослушанного произведения;

-  знание книг и умение их выбирать;

- формирование духовной потребности в книге и чтении.

Задачи:

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следую­щих задач:

·  Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

 Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмыслен­ного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литератур­ного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

·  Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические вы­сказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различ­ные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

·  Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в худо­жественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сход­ство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные худо­жественные произведения на основе прочитанных    

·  Формирование  нравственных  ценностей  и  эстетического  вкуса  младшего
школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влия­ния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает осо­бое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник ос­ваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Пони­мание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способ­ствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни

Межпредметные связи учебного курса

Литературное чтение как предмет несет в себе  большой развивающий потенциал.

    На уроках литературного чтения осуществляются   межпредметные  связи  с другими предметами  начальной школы.

    Предмет «Литературное  чтение» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства.

Ключевые темы, преемственность по годам

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Виды речевой и читательской деятельности:

- умение слушать (аудирование);

- чтение (вслух и про себя);

- работа с разными видами текста;

- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);

- умение говорить (культура речевого общения);

- письмо (культура письменной речи).

Круг детского чтения.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных

произведений).

  Круг детского чтения

        1 класс - 40 часов

Вводный урок (1 ч)

Жили-были буквы (7 ч)

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

Апрель, апрель. 3венит капель! (6 ч)

И в шутку и всерьёз (7 ч)

Я и мои друзья (7 ч)

О братьях наших меньших (5 ч)

                                        2 класс - 136 часов

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Устное народное творчество (15 ч)

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Русские писатели (14 ч)

О братьях наших меньших (12 ч)

Из детских журналов (9 ч)

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Писатели детям (17 ч)

Я и мои друзья (10 ч)

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

И в шутку и в серьез (14 ч)

Литература зарубежных стран (12 ч)

                            3 класс - 136 часов

Самое великое чудо на свете (4 ч)   

Устное народное творчество (14 ч)

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Великие русские писатели (24 ч)

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Литературные сказки (8 ч)

Былины и небылицы (10 ч)

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Люби живое (16 ч)

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

По страницам детских журналов (8 ч)

Зарубежная литература (8 ч)

                                   4 класс - 136 часов

Летописи, былины, жития (11 ч)

Чудесный мир классики (22 ч)

Поэтическая тетрадь (12 ч)

Литературные сказки (16 ч)

Делу время - потехе час (9 ч)

Страна детства (8 ч)

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Природа и мы (12 ч)

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Родина (8 ч)

Страна Фантазия (7 ч)

Зарубежная литература (15 ч)

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая и практическая часть программы

по литературному чтению во 2 «Б» классе

 

 

Вид

Работы

 

 

Iч.

 

IIч.

 

IIIч.

 

IVч.

 

год

 

Тесты

 

 

2

 

2

 

1

 

3

 

8

 

Проверка техники чтения

 

 

         1

 

1

----

 

1

 

3

 

Проекты

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

4

 

Проверочные работы

 

 

3

 

3

 

3

 

2

 

11

 

Административные контрольные работы

 

 

1

 

1

---

 

1

 

3

 

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Литературное чтение»

2 «Б» класс (136 часов)

 

раздела

Наименование разделов и тем.

Кол-­во часов

Планируемые  образовательные результаты обучающихся

1

Самое великое чудо на свете

2

Отвечать на вопросы по содер­жанию словами текста.  Определять эмоциональный ха­рактер текста. Выявлять смы­словой и эмоциональный под­текст.

2

Устное народное творчество

 

14

Выявлять в тексте слова и вы­ражения, значение которых непо­нятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользо­ваться сносками и школьным тол­ковым словарем. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.  Определять эмоциональ­ный характер текста; осознавать авторское и собственное отноше­ние к персонажам.

3

Люблю природу русскую. Осень

 

9

Выявлять в тексте слова и вы­ражения, значение которых непо­нятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Пользо­ваться сносками и школьным толковым словарем.  Отвечать на вопросы по содержанию сло­вами текста. Определять эмо­циональный характер текста.

 

4

Русские писатели

 

14

Определять эмоциональный ха­рактер текста. Выделять опор­ные (наиболее важные для пони­мания читаемого) слова. Опи­раться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Уметь прогнозировать содер­жание прочитанного.

5

О братьях наших меньших

 

   11

Характеризовать персонажи, определять собственное отноше­ние к их поступкам. Составлять картинный план. Пересказывать с опорой на кар­тинный план. Последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана). Составлять подробный и твор­ческий пересказ по измененному плану.

6

Из детских журналов

 

    6

Формулировать тему небольшо­го текста. Работать с заголовками: выби­рать наиболее точный, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать со­держание по заголовку и состав­лять высказывания по заданному заголовку. Выявлять смысловой и эмоцио­нальный подтекст.

7

Люблю природу русскую. Зима

 

    8

Определять эмоциональный ха­рактер текста. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемо­го) слова. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей.

8

Писатели - детям

18

Выявлять в тексте слова и вы­ражения, значение которых непо­нятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользо­ваться сносками и школьным тол­ковым словарем. Отвечать на вопросы по содер­жанию словами текста. Определять эмоциональный ха­рактер текста; осознавать автор­ское и собственное отношение к персонажам.

9

Я и мои друзья

 

12

 

Отвечать на вопросы по содер­жанию словами текста. Определять эмоциональный ха­рактер текста. Выявлять смысловой и эмоцио­нальный подтекст.

10

Люблю природу русскую. Весна

 

9

Выявлять в тексте слова и вы­ражения, значение которых непо­нятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользо­ваться сносками и школьным тол­ковым словарем.

Отвечать на вопросы по содер­жанию словами текста. Определять эмоциональный ха­рактер текста; осознавать автор­ское и собственное отношение к персонажам.

 

 

 

 

 

 

 

 

11

И в шутку, и всерьез

 

15

Определять эмоциональный ха­рактер текста. Выделять   опорные    (наиболее важные для понимания читаемо­го) слова. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Уметь прогнозировать содер­жание читаемого.

12

Литература зарубежных стран

 

16

Выявлять в тексте слова и вы­ражения, значение которых непо­нятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Пользоваться       сносками       и школьным толковым словарем. Отвечатьна вопросы по содер­жанию словами текста. Определять эмоциональный ха­рактер текста.

13

 

 

Резервные уроки

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование   уроков  литературного чтения во 2 «Б» классе по УМК «Школа России»

 

п/п

 

     Дата проведения

Тема урока

Тип урока

           Кол-во часов

           Коррекционная работа

Элементы содержания

 

           Формы контроля

Элементы дополнительного (необяза-тельного)
содержания Модуль «
Чтение с увлечением»

(20 ч.)

Вид   и

 

Планируемые  образовательные результаты обучающихся

 

 

 

 

 

 

1-2

1 чет-верть

 

День знаний.

Введение. Знакомство с учебником

ПРОЕКТ «О чем может рассказать школьная библиотека»

Комбинированный

2

1

Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером ("Почему автор так назвал своё произведение?")

Текущий

Игра

«Наборщик»

Характеризовать книгу:

Анализироватьструктуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Объяснять выбор автором заглавия произведения.

3

 

Книга–великое чудо. Библиотеки. Книги

Р. Сеф «Читателю».     С. 4-12

1

1

Правила обращения с книгами, знакомство с библиотекой, расположение книг, как правильно найти нужную книгу, где можно получить информацию о содержании книги, тематические выставки в библиотеке.

Текущий

Когда появились библиотеки

Характеризовать книгу:

Анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Объяснять выбор автором заглавия произведения.

4

 

Русские народные песни

С. 13-19

Урок изучения нового материала

1

1

Знакомство с устным народным творчеством. Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером

Текущий

Игра «Расшифруй, что написано»

 

.

Характеризовать книгу: анализировать  структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров.

 

5

 

Потешки и прибаутки.

Скороговорки, приговорки, считалки и небылицы.

С. 20-23

Урок изучения нового материала

1

1

Знакомство с устным народным творчеством. Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером

Текущий

Жанры устного народного творчества

Знать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, уметь выразительно читать тексты русских песен

 

 6

 

Загадки. Пословицы и поговорки.

С. 24-27

Комбинированный

1

1

Жанровое разнообразие произведений для чтения: малые формы (пословицы и поговорки, загадки). Понимание содержания литературного произведения. Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора.

Текущий

Почему в старину переписывали книги

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию; оценивать свои эмоциональные реакции.

 

7

 

Ю. Коваль « Сказки». Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт»,

С. 28-31

Комбинированный

1

1

Тема заботы об окружающих в сказках.  Слушание фольклорных произведений; осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Жанровое разнообразие произведений: сказки (бытовые). Определение фрагмента для чтения по ролям. Чтение по ролям.

Текущий

Викторина «Герои сказок»

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Инсценировать художественное произведение: читать по ролям.

 

8

 

Сказка «Петушок и бобовое зернышко».

С. 32-35

Комбинированный

1

1

Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Жанровое разнообразие произведений: сказки (бытовые). Определение фрагмента для чтения по ролям. Чтение по ролям.

 

Кроссворд по сказке

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Инсценировать художественное произведение: читать по ролям.

 

9

 

 Бытовые русские народные  сказки. «У страха глаза велики».

С.35-38

Презентация проекта

Комбинированный

1

1

Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Большие формы устного народного творчества: сказки о животных.

Текущий

Викторина «Герои сказок»

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

 

10

 

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

С.39-41

Презентация проекта

Урок изучения нового материала

1

1

Слушание фольклорных произведений. Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Текущий

Скороговорка

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.Пересказыватьтекст художественного произведения подробно. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему).

 

11

 

Русские народные сказки.

Комбинированный 

 

1

1

Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия.  Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

 

Составление устной иллюстрации к сказке

 

12

 

Сказка «Лиса и журавль».

С.42-44             

Презентация проекта

Комбинированный 

1

1

 

 

 

13

 

Сказка «Каша из топора».

С. 44-47

Презентация проекта

Урок изучения нового материала

1

1

 

Работа с пословицами

 

14

15

 

 Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

С. 48-53

Урок изучения нового материала

2

2

Жанровое разнообразие произведений для чтения: Сказки волшебные.  Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.  Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики самого напряжённого момента в развитии действия.

 

Кроссворд по сказке

С.62

Скороговорка

С.63

Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Пересказывать текст художественного произведения, описывать героев произведения.

 

16

17

 

Проверочная работа №1.Проверим свои достижения.

С. 56-64

Комбинированный урок

2

2

 

Кроссворд «Сказки»

Самостоятельно определять жанр произведения.

Пересказывать текст художественного произведения, описывать героев произведения.

Объяснять смысл пословиц.

 

 

 

 

18

 

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

С.68

Урок изучения нового материала

1

1

Произведения классиков отечественной литературы. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

 

Кроссворд «Деревья»

Воспринимать на слух

художественные произведения

разных жанров в исполнении

учителя, учащихся, мастеров

художественного слова; отвечать

на вопросы по содержанию

литературного текста, отражать

главную авторскую мысль,

оценивать свои эмоциональные

реакции. Декламировать

стихотворение.

 

19

20

21

 

 

Стихи русских поэтов об осени. К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила», А. Фет «Ласточки пропали».

С.69-71

Комбинированный

3

3

Поэтический образ осени в стихах. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.  Прозаическая и стихотворная речь. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

 

Биография авторов Кроссворд «Осень»

 

Выразительно читать литературные произведения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Декламировать стихотворение.

 

22

 

А. Толстой « Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», С. Есенин «Закружилась листва золотая»,В. Брюсов    «Сухие листья»

 И. Токмакова

  «Опустел скворечник»

С.72-75

Комбинированный

1

1

Жанр произведений: стихотворение. Стихотворная речь. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

Беседа

Биография авторов

 

Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп. Декламироватьстихотворение.

 

23

 

В.Д. Берестов

«Хитрые грибы»

С. 76-77

Урок изучения нового материала

1

1

Слушание поэтического произведения. Художественный текст. Научно-популярный текст. Отличие художественного текста от научно-популярного. Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в данном тексте. Подбор заголовка текста.

Текущий

Краткая информация о съедобных грибах

Характеризоватьтекст: представлять, предполагать  текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.Декламироватьстихотворение.

 

24

 

 

М.М. Пришвин  «Осеннее утро».

 

1

1

Чтение вслух слов и предложений; постепенный переход от слогового  к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Текущий

Игра «Приметы осени»

Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Пересказывать текст художественного произведения. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

 

 

25

 

Проверочная работа №2

С. 78-82

Комбинированный

1

1

Текущий

 

 

26

27

 

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…».

С. 84-87

Комбинированный

2

2

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Литературная (авторская) сказка.Слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха.

Текущий

Биография автора

Характеризоватьтекст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

 

28

 

А.С. Пушкин  «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…».

С. 88-89

Комбинированный

1

1

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением для выбора и чтения книг. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.  Чтение наизусть стихотворений.

Текущий

 

Кроссворд «Любимые сказки»

 

 

Характеризоватькнигу:анализироватьструктуру. Декламировать стихотворение.

Конструировать монологическое высказывание  (на заданную тему).

 

29

30 

 

 

 

А. С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке».

С. 90-101      

Комбинированный

2

2

Литературная (авторская) сказка. Восприятие громкого чтения. Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.Наизусть по выбору.

Текущий

 

 

Творчество А.С. Пушкина

 

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров 10; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

 

31

 

Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина»

1

1

 

 

Игра «Наборщик»

 

32

 

Контрольная работа (административная)

1

1

Восприятие письменного текста. Обдумывание и

Контроль знаний

 

Определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

 

33-34

 

И.А. Крылов «Лебедь,  Рак и Щука», «Стрекоза и муравей».

С. 102-107

Комбинированный

2

2

Жанровое разнообразие произведений: басня. Произведения классиков отечественной литературы 19в: И.А. Крылов.  Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.  Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Текущий

Игра «Соберите пословицы»

Конструировать монологическое высказывание  (на заданную тему). Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).

 

 

35

36

 

Произведения Л. Н. Толстого.

«Старый дед и внучек»

с. 110

Комбинированный

2

2

Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: о взаимоотношениях  взрослых и детей). Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя). Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Выборочный пересказ текста. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя).

Индивидуальный и фронтальный опрос

Работа с пословицами

Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).Характеризоватьтекст: представлять текст по иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Пересказывать текст художественного произведения: выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Конструировать монологическое высказывание  (на заданную тему).

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя). Пересказывать текст художественного произведения: подробно(с учётом всех сюжетных линий).

 

37

 

 

 

IIчетв.

 

 

 

Л.Н. Толстой «Филипок»

С. 112-116

 

1

 

 

 

1

 

 

 

Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои.  Чтение вслух–постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Определение темы текста (о животных, о детях). Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.  Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Текущий

Скороговорка «Под горой у сосновой опушки...»

С.119

Стихотворе-ние  Г. Ладонщикова «Поленился утром Вова»

С. 121

 

 

38

 

 

Л.Н. Толстой

«Котенок»

Проверочая работа

117-119

Комбинированный

1

1

 

39

 

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре»,

И. Пивоварова

«Жила-была собака».

 

1

1

Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка.  Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Объяснение смысла пословиц.

Работа в паре. Тест

Игры  «Назовите автора» и «Узнайте произведение»

Читать вслух целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему).

 

40 41

 

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре»,

И. Пивоварова «Жила-была собака».

В. Берестов «Кошкин щенок».  А.Шибаев «Кто кем становится?»

 

С. 128-131

 

Комбинированный

2

2

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Герои произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев.

Текущий. Работа в паре

Беседа о правилах обращения с домашними животными.

Загадки

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?).  Участвоватьв диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Конструировать монологическое высказывание  (на заданную тему).

 

42 43

 

М.М. Пришвин

«Ребята и утята».

С. 132-135

Комбинированный

2

2

Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Определение темы текста (о животных, о природе, о детях,  о людях) сначала с помощью учителя. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: о взаимоотношениях взрослых и детей). Обсуждение главной мысли произведения  Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Составление плана текста.

Пересказ фрагмента текста.

Текущий

Загадки о животных

Биография  М.М. Пришвина

Характеризоватьтекст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя). Конструировать монологическое высказывание  на заданную тему).

 

44 45

 

Е.И. Чарушин

«Страшный рассказ»

С. 136-138

Урок изучения нового материала            

 

 

 

2

2

Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Определение главной мысли. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событии). Выборочный пересказ текста.

Текущий

Биография     Е.И. Чарушина

Загадка про ежика. Отгадку нарисуй

Характеризоватьтекст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).Пересказывать текст выборочно.

 

 

46

47

 

Б.С. Житков

 «Храбрый утёнок».

 С.139-141

Комбинированный

2

2

 

Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Обсуждение главной мысли произведения.  Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Текущий

Загадки о животных

 

Объяснять выбор автором заглавия произведения. Воспринимать текст: определять цель. Пересказывать текст художественного произведения подробно (с учетом всех сюжетных линий.

 

48 49

 

В.В. Бианки «Музыкант», «Сова».

С. 142-150

Комбинированный

2

2

Чтение вслух–постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. Выборочный пересказ текста.

Текущий

Рассказ « О наших соседях-бурых медведях»Загадки о животных

Читать вслух слова, предложения; плавно, выразительно целыми словами.   Конструировать монологическое высказывание  (на заданную тему).Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Пересказывать текст художественного произведения: выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

 

50

 

Проверим себя   и оценим свои достижения

С. 154- 156

1

1

Чтение вслух–постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. Выборочный пересказ.

Текущий. Тест

Игры: «Отгадайте название» и «Лишний персонаж»

 

51 52

 

Д. Хармс «Игра»,

«Вы знаете?»

Д. Хармс  С. Маршак «Весёлые чижи».

«Что это было?». «Очень-очень вкусный пирог».

С.160-175

Комбинированный

2

2

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.  Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоя-тельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказы-вать свою точку зрения по обсуждаемому произведе-нию. Чтение наизусть.

Текущий. Работа в паре

Рассказ о

Д. Хармсе

и  детских журналах прошлого века

Участвоватьв диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?).

 

53 54

 

А.И. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

Ю.Д. Владимирова «Чудаки».

С. 176-180

Урок изучения нового материала

2

2

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений.

Текущий

Игра в слова

Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи,мимику, жесты). Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям.

 

55

56

 

Проект «Любимый детский журнал»

С. 180-186

Урок обобщения и систематизации знаний.

2

2

Детские журналы: художественно-развлекательные.

Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений.

 

                                       

Текущий. Тест

Загадки из детских журналов.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Декламироватьстихотворение.

 

57 58

 

 

 

 

И. Бунин      «Зимним холодом»,

К. Бальмонт

«Светло-пушистая…»,

Я. Аким «Утром кот…»,

 Тютчев «Чародейкою зимою…».    С.190- 194

Урок изучения нового

2

2

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.  Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы.Чтение наизусть стихотворений.Основы стихосложения: ритм, рифма.

Текущий

Загадка                В.Волиной

С.196

Рассказ о Ф.И. Тютчеве

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Декламироватьстихотворение.

 

59

 

Стихи о зиме современных поэтов.

С.А. Есенин «Поёт зима - аукает», «Береза».

С. 195-197

Комбинированный урок.

1

1

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.  Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений.

Текущий

Загадки о берёзе

Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении обучающихся; отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Декламировать стихотворение.

 

60

 

 

 

 

 

 

Русские народные сказки о зиме.

Русская народная сказка «Два Мороза».

 С. 198-202

Комбинированный урок

 

 

 

1

 

 

 

1

 

Жанры произведений: сказка. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

 

Текущий

Загадки о зиме

Воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Раскрывать последовательность развития сюжета.

Оценивать свою работу.

 

61

 

Контрольная работа

1

1

Обдумывание главной мысли произведения, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Деление текста на части. Озаглавливание частей, составление плана к тексту.

Итоговый

 

 

 62

 

Новогодние истории. С. Михалков «Новогодняя быль». А.Л. Барто

 «Дело было в январе».

С. Дрожжин «Улицей гуляет»                       

С. 203-211

Урок изучения нового

1

1

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений.

Текущий

История праздничной елки

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Декламировать стихотворение.

Конструировать монологичес-кое  высказывание (на заданную тему).

 

 

63

 

С. Погорельский         «В гору…»,                   А. Прокофьев «Как на горке…»  с.  210 – 212

Урок изучения нового

1

1

Текущий

Загадки о зиме  

 

64

65

 

Обобщение по теме: «Люблю природу русскую. Зима».

 

Презентация проекта

 

Урок -игра

2

2

Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений.

Текущий.  Тест

 Игра «Назовите автора»

Пересказывать текст художественного произведения:  выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения) Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Декламироватьстихотворение.

 

66

3 четв.

 

 

К.И. Чуковский «Путаница», «Радость»     С.6-12

Презентация проекта

Комбинированный

1

1

Восприятие громкого чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Фронтальная работа

Рифмованные загадки

Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства(тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).   Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

 

67

68 69

 

 

Литературная сказка.

К.И. Чуковский «Федорино горе»

С. 13-23

Презентация проекта

Комбинированный

3

3

Восприятие громкого чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.Определение последовательности развития сюжетного действия.

 

Текущий

Игра «Шарады»

Игра «Вставь пропущенноеслово»

 Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

 

70

 

 

С.Я. Маршак

 «Кот и лодыри».

С. 26-29

Комбинированный урок

1

1

Работа с книгой. Знакомство с книгой (обложка, титуль-ный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Вежливость–первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правило постановки вопроса.

Текущий. Работа в паре

Игра «Доскажите слово»

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты).

 

71 72

 

С. В. Михалков

«Мой секрет»,

«Сила воли».

«Мой щенок».

С. 32-37

Комбинированный урок

2

2

Классики детской литературы. Тема произведения. Главная мысль произведения. Герой произведения. Характер героя.  Самостоятельное определение темы текста, главной мысли.  Понимание заглавия произведения.

Текущий. Индивидуальная работа

Рассказ о        С.В. Михалкове

Игра «Узнай произведение по ключевым словам»

С. 240

Конструировать монологические высказывания (на заданную тему). Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

 

73

 

А.Л. Барто. «Верёвочка».

С.38-43

Комбинированный урок

1

1

Классики детской литературы. Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте, цель и назначение заглавия произведения, выбор заголовка предложенного учителем. Стихотворная речь. Тема и  главная мысль произведения.

Текущий

Игра «Сочиняем рифму»

Характеризовать текст: представлять предполагать (антиципировать текст). Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку).

 

74 75

 

А.Л. Барто. «Мы не заметили жука», «Вовка    - добрая душа»,

«В школу».

С. 44-47

Комбинированный урок

2

2

Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы.

Текущий

Стихотворение В Лунина «Жук жужжит в стеклянной банке»

Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Декламировать стихотворение.

 

76

77

 

 

Н.Н. Носов «Затейники».   С. 50-53

Комбинированный урок

2

2

Чтение прозаических произведений: эмоц. оценка. Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте, цель и назначение заглавия произведения, выбор заголовка предложенного учителем.

Фронт.

и индив. опрос

Игра «Расшифруй слово»

Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

 

78 79

 

Н.Н. Носов 

«Живая шляпа».

С. 54-59

Урок изучения нового материала

2

2

Восприятие громкого чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Текущий. Фронтальная работа

Скороговорка «Выдра из ведра выпрыгнула...Игра «Расшифруй текст»

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров ; отвечать на вопросы по содержанию  текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

 

80-81

 

Н.Н. Носов

«На горке».

С. 60-64

Комбинированный урок

2

2

Составление плана текста, определение главной мысли текста. Определение темы каждой части. Выделение опорных слов части текста. Подбор заголовка части текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Текущий

Стихотворение В. Волиной «Коля Кнопкин»

Кроссворд по рассказу

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (с начала с помощью учителя). Пересказывать текст произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий).

 

82

 

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.

С. 68-70

Урок  обобщения и систематизации знаний

1

1

Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Герой произведения, характер героя.

Текущий. Тест

Цифровой диктант

С 259

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Создавать (устно) текст  (небольшой рассказ).

 

83

 

В. Берестов «За игрой»,

«Гляжу с высоты».

Э. Мошковская  «Я ушёл в свою обиду».

С. 74-76

Комбинированный урок

1

1

Классики детской литературы. Произведения о детях, природе, взаимоотношения людей. Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы. Анализ (с помощью учителя) причины поступка героя. Сопостав-ление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Текущий

Работа с пословицами

Выразительно читать литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Декламировать стихотворение. Оценивать поступки героев с опорой на личный опыт.

 

84

 

В. Лунин  «Я и Вовка».

С.77-78

 Комбинированный урок

1

1

Классики детской литературы. Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей. Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы.

Текущий. Индивидуальная работа

Работа с пословицами

Выразительно читать литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями текста. Декламировать стихотворение. Оценивать поступки героев с опорой на личный опыт.

 

85

 

Н. Булгаков 

«Анна, не грусти!».

С.79-84

Комбинированный урок

 

1

1

Восприятие громкого чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Составление плана текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Подбор заголовка частей текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

ТекущийФронтальная работа

Стихотворение В. Волиной «Ни пуха ни пера!»

 Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль; составлять план текста: делить текст на части,

 

86

 

Ю. Ермолаев

«Два пирожных».

С. 85-86

Урок изучения нового материала.

1

1

Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли и чувства автора.

Текущий. Фронтальная работа

Рассказ о     Ю.И. Ермолаеве

Характеризовать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства, отражения мыслей и чувств автора.

 

87 88

 

В. Осеева

«Волшебное слово».

С. 87-92

Комбинированный урок

2

2

Эмоциональная оценка произведения. Работа с книгой. Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, определение последовательности развития сюжетного действия. Самостоятельное определение темы текста и главной мысли.

Текущий. Фронтальная работа

Стихотворе-ние О. Дриз «Добрые слова»

Работа с пословицами

.

Воспринимать учебный текст, определять цель. Раскрывать последовательность развития сюжета. Определять тему, главную мысль текста, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

 

89

90

 

В. Осеева «Хорошее».

С. 93-95

Урок изучения нового материала

2

2

Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Главная мысль текста, обсуждение главной мысли произведения, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Подробный пересказ текста, определение главной мысли. Определение темы каждой части. 

Текущий

Скороговорка  Ф. Бобылева «Щука добрая была»

Объяснятьвыбор автором заглавия произведения. Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий).

 

 

 

91 92

 

В. Осеева «Почему?».

С. 96-103

Урок изучения нового материала

2

2

Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Главная мысль текста, обсуждение главной мысли произведения( коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Текущий

«Соедини рассказ и пословицу»

С. 282

Игра «Наборщик»

Характеризоватьособенности прослушанного художественного произведения: раскрывать последовательность развития сюжета.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Объяснятьвыбор автором заглавия произведения.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Создавать (устно) текст (небольшой рассказ).

 

93

 

Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша», В.Орлов «На печи».

Комбинированный урок

1

1

Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Герой произведения, характер героя.

Инд. и фронтальная работа

Игра «Наборщик»

 

94

 

Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

1

Текущий. Тест.

с.281

 

95

 

Весенние загадки.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…».

С.109-111

Комбинированный урок

1

1

Малые жанры фольклора: загадка.

Классики детской литературы. Произведения о природе. Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы.

Текущий. Индивидуальная работа

Весенние загадки с. 285

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку). Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Декламироватьстихотворение.

 

96 97

 

Ф. Тютчев «Весенние воды». А. Плещеев «Весна».

С. 111-112

Урок изучения нового материала.

2

 

2

 

Классики русской литературы 19–20 вв. Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы.

Текущий

Рассказ о           Ф. Тютчеве

Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Декламировать стихотворение.

 

98

 

А. Плещеев «Сельская песенка», А. Блок «На лугу», С.Я. Маршак.

«Снег теперь уже не тот».

С. 113-115

Урок изучения нового материала.

1

1

Классики русской литературы 19–20 вв. Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы.

Текущий

Рассказ о

 А.А. Блоке

Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Декламировать стихотворение

 

99 100

 

И. Бунин «Матери».

А. Плещеев «В бурю».

С. 116-118

Комбинированный урок

2

2

Классики детской литературы. Произведения о взаимоотношениях людей. Настроение, выраженное в стихах. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Основы стихосложения: ритм, рифма.

 

Стихотворение О. Чусовитиной «Сказки слушать я люблю»

Декламировать стихотворение. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).

 

101 102

 

Е. Благинина

«Посидим в тишине».

Э. Мошковская   «Я маму мою обидел».

С. Васильев « Белая береза»

С. 119-122

Комбинированный урок

2

2

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Выражение личного отношения к прочитанному. Чтение с выделением смысловых пауз,интонации.Особеннос-ти поведения героя и описа-ния их автором. Соотнесение пословиц с текстом.

Текущий

Загадки Екатерины Савельевой

С.303

Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).Плавно читатьтекст целыми словами с интонационным выделением знаков препинания.

 

103

 

 

 

Проверочная работа

 № 9

Урок систематизации и обобщения знаний.

 

1

1

 

 

Выражение личного отношения к прочитанному. Составление по опорным словам рассказа о весне, словесное рисование весеннего пейзажа. Объяснение правила выполнения проекта.

Текущий

Загадки о явлениях природы

С. 308

Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ).

Сравниватьсвои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

 

104

 

Проект «Газета «День победы - 9 мая»

с. 123

Урок систематизации и обобщения знаний.

 

 

 

 

 

105

4 чет-верть

 

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?»

С. 130-133

Комбинированный урок

1

 

 

1

 

Классики детской литерату-ры. Выборочное чтение. Определение фрагмента для устного словесного рисова-ния. Презентация фрагмента.

Текущий

Веселые истории о детях

С. 312

Передавать  особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).

 

106 107

 

 

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

С. 136-138

Комбинированный

2

2

Пересказ веселых приключений героев. Нахождение необычных слов (для чего они даны).

Текущий. Индивидуальная работа

Игра «Шифровка»

Объяснять выбор автором заглавия произведения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему).

 

108 109

 

Э. Успенский «Чебурашка».

С. 133-144

 

 

Тест

 

Комбинированный урок

 

2

2

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.    Определение последова-тельности развития сюжетного действия. Составление плана рассказа, используя вопросы. Пересказ по плану.

Фронтальная работа

 Игра «Расшифруй слово»

Читать плавно целыми словами, постепенно увеличивая скорость в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся.

Составлятьплан текста. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ

 

110

 

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».    «Над нашей квартирой».

С. 144-148

Комбинированный урок

1

1

Особенности поведения героя и описания их автором. Рассказ на тему: «Как ты помогаешь маме»          Юмор в произведении.  Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение темы и главной мысли.

Текущий

Работа с пословицами    С. 327

Передаватьособенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ).

 

111

 

Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости через творчество

Э. Успенского.

Э. Успенский «Память».

С. 148-149

Комбинированный урок

1

1

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Тема произведения, главная мысль. Короткий  пересказ произведения.

Текущий

 

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. Объяснять выбор автором заглавия произведения.

 

112

 

В. Берестов   «Знакомый».

«Путешественники»,

«Кисточка»

С. 150

Комбинированный урок

1

 

 

1

 

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, инсценировка произведений. Устное сочинение отдельных сюжетных линий произведения. Короткий рассказ  на заданную тему.

Текущий. Групповая работа.

«Расшифруй название»

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям.

 

113

 

И. Токмакова  «Плим»,

«В чудной стране»    

с. 153-154

Комбинированный урок

1

1

Добрые и веселые выдумщики и фантазеры. Ритм стихотворения помогает определить ударение в слове.

Текущий. Индивидуальная работа.

Игра «Наборщик»

Декламироватьстихотворение. Объяснять выбор автором заглавия произведения.

 

114 115

 

Г. Остер «Будем знакомы».

С.155-160

Комбинированный урок

2

2

Характеристика героев сказки. Постановка живых картин, чтение по ролям, инсценировка.

Текущий. Групповая работа.

Страницы из биографии писателя

«Вредные советы»

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям.

 

116

 

В. Драгунский «Тайное становится явным».

С. 161-164

Комбинированный урок

1

1

Антиципация заголовка. Восприятие громкого чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Тема текста.

Текущий

Игра «Узнайте рассказ»

С.343

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова. Пересказывать текст произведения выборочно.

 

117

 

В. Драгунский «Тайное становится явным».  

с. 164-167

Тест

Урок закрепления изученного.

1

1

Восстановление последовательности событий и нахождение пропущенных эпизодов. Составление плана текста. Пересказ   отрывка текста.

Текущий

Игра «Доскажите слово»

С.343

 

118

 

Проверочная работа №10

С. 170

Урок систематизации и обобщения знаний

1

1

Постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование.  Декламация произведения. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Выборочный пересказ текста.

Текущий

Игры «Откуда я?»

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям. Декламироватьстихотворение. Пересказывать текст выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

 

119

 

Американская народная песенка

«Бульдог по кличке Дог».

С.174-175

Комбинированный

1

 

1

Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения.

Индивидуальный опрос.

«Назови сказочного героя»

С.350

Раскрывать последовательность развития сюжета. Описывать героев.

 

120

 

Сравнение произведений. «Перчатки»,«Храбрецы

С. 176-178

Урок изучения нового

1

1

Сравнение произведений. Нахождение отличий описания героев в переводах разных авторов.

Текущий

Игры «Буква заблудилась»

Характеризовать текст. Сравнивать тексты.

 

121

 

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки.

«Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети».

С. 179-181

Комбинированный

1

1

Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Выразительное чтение диалога. Выбор нужной интонации. Рисование иллюстраций к произведению.

Текущий. Работа в паре.

Загадки

С.356

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр. Выразительно читать литературные произведения. Декламировать стихотворение.

 

122

123

124

 

Ш. Перро  «Кот в сапогах».

С. 182-193

Комбинированный урок

3

 

3

Восприятие громкого чтения. Умение отвечать на вопросы по содержанию услышан-ного.  Определение жанра художественного произ-ведения. Пересказ отрывка.

Текущий

Страницы из биографии Шарля Перро

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении обучающихся; отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

 

125

 

Тест

с. 361

Урок закрепления изученного.

1

1

Определение  последователь-ности  развития сюжетного действия; особенностей поведения героев и описания их автором. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли.

Итоговый

Пословицы

Раскрывать последовательность развития сюжета. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Описывать героев.

 

 

126

 

Ш. Перро «Красная шапочка».

С. 194-196

Урок изучения нового материала.

1

1

 Чтение по ролям. Олицетворение добра и зла в сказке. Подтверждение своего ответа примерами из текста. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли.

Текущий. Работа в паре

Кроссворд по сказке

С.363

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

 

127

 

Мониторинг

1

1

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитан-ного.  Самостоятельное определение  темы текста, главной мысли.

Итоговый

 

 Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, определять последовательность событий. Определять главную мысль.

Оценивать свои достижения.

 

128

 

Сказки Г. Х. Андерсена.

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

С. 197-199

Комбинированный урок

1

1

Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: о взаимо-отношениях взрослых). Обсуждение главной мысли произведения, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Работа с фразеологизмом.

Текущий

Мини-викторина

С. 367

Выбирать книгу в библиотеке(по рекомендованному списку). Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Создавать (устно) текст (небольшой рассказ).

 

129

 

 Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Урок закрепления изученного

1

1

Литературное понятие: художественный образ. Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Пересказ сказки. использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Текущий

 

Описывать героя произведения. Пересказывать  текст художественного произведения подробно. Определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

 

130

 

О дружбе и друзьях.

Эни Хогарт «Мафин и паук»

С. 200-205

Урок изучения нового

материала.

1

1

Восприятие громкого чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли.

Текущий

 

Воспринимать на слух текст; отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств.

 

131

 

Эни Хогарт

«Мафин и паук».

С. 205-209

 

ТЕСТ            с.372  

 

Урок закрепления изученного.

1

1

Определение последователь-ности развития сюжетного действия. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Деление текста на части, составление плана в виде  предложений.

Текущий

Загадки о животных

С. 368

Раскрывать последовательность развития сюжета. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова.

 

132

 

Проект

«Мой любимый писатель-сказочник».

С. 219

1

1

Произведения зарубежной литературы. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

Беседа

 

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

 

133

 

К. Чуковский.

«Котауси и Мауси»

С. 210-211

Комбинированный урок

 

1

1

Диалог, особенности диалогического общения. Нормы и формы речевого общения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Текущий. Работа в паре.

 

 

Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями текста. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Пересказывать произведение по составленному плану.

 

134

 

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»

Тест 

 с. 375

1

1

Произведения зарубежной литературы. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяю-щий  ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений

 

Игры со словами, кроссворды

 

135

136

 

 

Повторение (резервные  уроки)

Презентация проекта

2

2

 

 

 

Обобщать и делать выводы об успехах или неудачах в учебной деятельности.