Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 8
Рассмотрено |
|
Согласовано |
|
Утверждаю |
|||||
на заседании МО учителей |
|
зам. директора по УВР |
|
директор МБОУ ООШ № 8 |
|||||
|
|
|
|
|
|||||
Рук. МО |
|
|
|
/Е.Г.Егорова/ |
|
|
/И.В.Малышева/ |
||
Протокол № |
|
от |
|
|
|
|
|||
«_____»_______20__ г. |
|
«_____»_________20__ г. |
|
«_____»________20__ г. |
|||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
3 «Б» класс
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель: Вертяева Инна Валерьевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
г. Советск
Пояснительная записка
1.Роль и место дисциплины в образовательном процессе
|
Литературное чтение—один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. На изучение предмета отводится 136 часов в год, из них на изучение модуля «Чтение с увлечением»: - 27 часов в течение всего учебного года. Цель модуля: развитие коммуникативной деятельности, осознание важности чтения как средства развития и общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество. В программу включена коррекционно-развивающая работа для детей 7 вида обучения цель, которой обеспечивать индивидуальное сопровождение в процессе овладения младшими школьниками содержанием образования, овладевать опорными знаниями по формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и преодолевать нарушения развития. На изучение литературного чтения во 3 классе отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов. 1 четверть-36 ч. 2 четверть-:28 ч. 3 четверть -40 ч. 4 четверть -32 ч. |
2.Соответствие Государственному образовательному стандарту
|
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ №373 от 6.10. 2009), Концепции духовно-нравственного развития авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой («Школа России»). и ООП МБОУ ООШ № 8 города Советска (приказ № 36 от 30. 06.2011) |
3..Материально-техническое обеспечение
|
Технические средства обучения (ТСО): · Телевизор. · Персональный компьютер. · Принтер Экранно-звуковые пособия: - аудиозаписи произведений - видеофильмы или DVD- фильмы и презентации. |
4..Методическое обеспечение
|
· Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь. 3 класс – Ч.1, 2. – М.: Просвещение, 2012. · Программа курса «Литературное чтение» - М.: Просвещение, 2011. · Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. Автор С.В. Кутявина. Москва «ВАКО» 2013. · О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Дидактические карточки – задания по литературному чтению 3 класс. К учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Родная речь. В 2-х частях. 3 класс». АСТ, Астрель Москва 2007. · Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение 3 класс. Москва «ВАКО», 2010. · Кутявина С. В. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: М.: ВАКО, 2010. · Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ – Астрель, 2005 |
Психолого-педагогическая характеристика 3 «Б» класса
В 3 «Б» классе обучается 22 ученика, из них 8 мальчиков и14 девочек. Большинство из них 2008 года рождения. Процесс обучения строится на основе программы «Школа России». При этом особое значение придается единству и равнозначности в интеллектуальном, волевом, нравственном и эмоциональном развитии.
С первых дней обучения в классе сформировалась группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень развития и проявляющих ярко выраженные лидерские качества:……….. Ученики этой группы внимательны и активны на уроках, стараются показать наилучший результат, легко вступают в диалог с учителем, учатся доказывать свой ответ, рассуждать, развивать свою речь.
Между собой они общительны, но иногда некоторые из них не упускают возможности показать свое превосходство перед другими в тот или иной момент.
Остальные учащиеся не проявляют на уроках высокую активность, но справляются с домашними заданиями, за исключением 5 человек (…………..), которые сами не могут и не всегда выполняют домашние задания, не учат правила.
На недостаточно высоком уровне самостоятельность этих детей и устойчивость их внимания. На уроках они часто отвлекаются на посторонние раздражители.
Изолированных детей в классе нет.
Все учащиеся 3 «Б» класса с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям. С большим удовольствием и высокой активностью принимают участие в школьных конкурсах, олимпиадах различного уровня. Классный коллектив сформирован. В большинстве случаев дети относятся друг к другу доброжелательно, учатся сотрудничеству и взаимоподдержке. При возникновении конфликтов, основанных на чувстве соперничества, почти все стараются решить проблему словом (кроме…………………………, которые часто дерутся, если им что-то не нравится)
Многие ученики активно посещают спортивные секции и кружки другой направленности. Некоторые успевают посещать по 2 кружка.
Большинство семей, в которых воспитываются ученики 3 «б» класса, имеют одинаковый социальный статус и примерно равны по возрасту. Также существуют неполные семьи (………………….). Преимущественно родители интересуются успеваемостью детей и выражают активное желание принимать участие в жизни класса и оказывать посильную помощь в проведении классных мероприятий.
В предстоящем учебном году воспитательную работу в классе считаю нужным направить на дальнейшее формирование учебной мотивации, создание положительного микроклимата, воспитание нравственных качеств личности обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения рабочей программы |
Обучающиеся к концу 3 класса научатся: · осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту; · оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; · вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного произведения; · читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать смысл прочитанного); · читать выразительно доступные по объему произведения; · использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); · коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; · ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; · читать по ролям литературное произведение; · создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Обучающиеся получат возможность научиться: · творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; · создавать иллюстрации, по содержанию произведения; · работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; · доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение; · сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); · определять позиции героев и автора художественного текста; Реализация рабочей программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: · формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; · формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. · воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; · развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; · формирование уважения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; · овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; · принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; · развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; · наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: · овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; · овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; · формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; · формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; · использование знаково-символических средств представления информации о книгах; · активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; · использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; · овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и построения текстов в устной и письменной формах; · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно- следственных связей, построения рассуждений; · готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; · умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; · готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; Предметные результаты: · понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; · осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений .понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; · достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; · использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; · умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; · умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; · умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; · развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, картинам художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. |
Виды деятельности
|
Виды деятельности: урок, практическое занятие и т.д. Формы организации урока: · фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); · микрогрупповая форма (работа в парах); · групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников); · индивидуальная форма. Формы и средства контроля: Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса. Тематический и итоговый контроль обучающихся проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и письменной форме с помощью тестов, проверочных работ, проверки техники чтения. |
Организация проектной и учебно- исследовательской деятельности |
Проект «Сочиняем волшебную сказку» Проект «Как научиться читать стихи» Проект «Праздник поэзии»
|
Содержание учебного курса
|
|
Краткая характеристика содержания предмета
|
На изучение курса Литературного чтения в 3 классе отводится 170 часов (4 часа в неделю) В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы: · Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.) Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. · Самое великое чудо на свете (4ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений. · Устное народное творчество (14ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений · Поэтическая тетрадь 1 (1ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского. Русские поэты XIX—XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И.С.Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». И.3.Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Оценка достижений · Великие русские писатели (24 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И.А.Крылову. Басни И.А.Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л.Н.Толстой. Детство Л.Н.Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л.Н.Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений. · Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений. · Литературные сказки (8 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений · Были-небылицы (10 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Содержания раздела. М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений · Поэтическая тетрадь 1 (6 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. А.А.Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С.А.Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений. · Люби живое (16 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М.Пришвин «Моя родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В.И.Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений. · Поэтическая тетрадь 2 (8 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. АЛ.Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. С.В.Михалков «Если». Выразительное чтение. Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений · Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. А.П.Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М.М.Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений. · По страницам детских журналов (8 ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю.Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. · Зарубежная литература (8ч.) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений |
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета |
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей: · развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; · овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; приобретение умения работать с различными видами информации; · воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется: · владением техникой чтения; · приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; · знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; · сформированностью духовной потребности в книге и чтении как средстве познания мира и самопознания; Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач: · Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами. · Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного. · Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных · Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. |
Межпредметные связи учебного курса |
Литературное чтение как предмет несет в себе большой развивающий потенциал. На уроках литературного чтения осуществляются межпредметные связи с другими предметами начальной школы. Предмет «Литературное чтение» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках окружающего мира, русского языка, технологии, изобразительного искусства. |
Ключевые темы, преемственность по годам |
На изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 448 часов. В 1 классе отводится 40 ч. (4 часа в неделю, 10 учебных недель). Во 2-4 классах по 136ч. (; ч. В неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о литературном чтении, устном народном творчестве, русской классике, литературных сказках, любимых детских писателях, зарубежной литературе.
|
Диагностическая и практическая часть программы
по литературному чтению в 3 «Б» классе
Вид работы |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
год |
Контрольные работы
|
1 |
1 |
2 |
||
Административные контрольные работы
|
1 |
1 |
|
1 |
3 |
Тесты
|
1 |
2 |
6 |
4 |
13 |
Проекты
|
2 |
1 |
3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет «Литературное чтение»
3 «Б» класс (136 часов)
№ раздела |
Наименование разделов и тем. |
Кол-вочасов |
Планируемые образовательные навыки обучающихся
|
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника |
2 |
Самое великое чудо на свете |
4 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
3 |
Устное народное творчество |
14 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
4 |
Поэтическая тетрадь 1 |
11 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
5 |
Великие русские писатели |
24 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл |
6 |
Поэтическая тетрадь 2 |
6 |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворение. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста- повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения |
7 |
Литературные сказки |
8 |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
8 |
Были-небылицы |
10 |
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. |
9 |
Поэтическая тетрадь 1 |
6 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения |
10 |
Люби живое |
16 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения |
11 |
Поэтическая тетрадь 2 |
8 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения |
12 |
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок |
12 |
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
13 |
По страницам детских журналов |
8 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
14 |
Зарубежная литература |
8 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 «Б» классе по УМК «Школа России»
№ |
Дата |
Тема урока Тип урока |
Количество часов |
Коррекционная работа |
Элементы содержания |
Формы контроля |
Элементы дополнительного (необязательног) содержания Модуль «Чтение с увлечением» (27 часов в год) |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
|
|
1 |
|
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. с. 4-12 Комбинированный |
1 |
|
Произведения устного народного творчества Д. з. с.12 |
Текущий |
Работа с пословицей. |
Различать произведения устного народного творчества. Приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). |
|
2 |
|
Русские народные песни. Докучные сказки. с.14-21 Комбинированный |
1 |
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества; отработка характера прочтения произведения в зависимости от его смысловой нагрузки Беседа об особенностях произведений устного народного творчества; знакомство с народными промыслами Д. з. с.19 |
Текущий |
Знакомство с разными жанрами устного народного творчества. Изделия декоративно-прикладного искусства. |
Слушать русские народные песни, понимать образ. Различать жанры устного народного творчества, объяснять смысл пословиц и поговорок. |
|
|
3-4
5-8 |
|
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». с.22-27 Комбинированный Контрольная работа Р.н.с. «Иван-царевич и Серый волк» С.28-39 Комбинированный
Мониторинг |
2
3
1 |
|
Жанровое разн ообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Словесное составление портретов героев сказки; чтение по образцам Д.з. с. 27 -39 |
Фронталь-ный индиви дуальный опрос
|
Виды сказок. Признаки сказки (с. 45) |
Определять тему и главную мысль произведения. Пересказывать текст объемом 1,5 страниц. Делить текст на смысловые части. Составлять его простой план. Выразительно читать сказки, быть наблюдательными при работе с текстом. Находить нужный отрывок в тексте по вопросу, анализировать сказку. |
|
9-12 |
|
«Сивка – бурка» С.40-50
Комбинированный |
3 |
Участие в диалоге при обсуждении произведения. выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста. Д.з. с50 |
Фрон тальный индиви дуальный опрос |
Пословицы |
Определять тему и главную мысль произведения. Пересказывать текст объемом 1,5 страниц. Делить текст на смысловые части. Составлять его простой план. Выразительно читать сказки, быть наблюдательными при работе с текстом. Находить нужный отрывок в тексте по вопросу, анализировать сказку. |
|
|
13-14 |
|
Проверь себя |
1 |
Оценим свои достижения Д.з. с51 Д.з. с52 |
Проверка знаний |
Знакомство с профессией художник- иллюстратор. Иллюстрации к сказке.
|
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. |
|
|
15-16 |
|
Проект «Сочиняем волшебную сказку» С.58 |
2 |
|
Составление плана работы над проектом с Д.з. с. 58 |
Текущий |
|
||
17 |
|
Как научиться читать стихи С.60-61 |
1 |
Произведения выдающихся представителей русской литературы (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.С.Никитин, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин…); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы ( с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
Д. з. с 62-77,наизусть по выбору |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Хитрые загадки И.Агеевой. с. 70 |
Определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. |
||
18-19 |
|
Ф.И.Тютчев «Листья», «Весенняя гроза» с. 62-63 Изучение нового |
2 |
|
Индиви дуальный опрос |
Сочинение миниатюры « О чем расскажут осенние листья» |
|||
20 |
|
А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…» «Зреет рожь над жаркой нивой» Изучение нового с.64-65 |
1 |
Фронталь ный, индивидуальный опрос |
Рассказ об авторе. |
||||
21 |
|
И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» с. 66-67 Изучение нового |
1 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Знакомство с творчеством поэта(стихотворение «Утро») с. 85 |
Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, связно рассказывать о своих впечатлениях, сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию. |
|||
22 |
|
И.С.Никитин «Встреча Зимы». с. 68-71 Изучение нового |
1 |
Чтение скороговорок |
|||||
23 |
|
И. Суриков « Детство» с. 72-75 Изучение нового |
1 |
Фронталь ный, индиви дуальный |
Кроссворд с. 90 |
Владеть четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста, сопоставлять и сравнивать стихи разных поэтов. |
|||
24 |
|
И..Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. с. 76-77 Изучение нового |
1 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Знакомство с творчеством поэта (стих-е «Ярко солнце светит») с.94 |
Выразительно читать стихотворные произведения наизусть. |
|||
25 |
|
Проверь себя С.78-80 |
1 |
|
Набюдение за жизнью слов в художественном тексте. Знание лирических произведений и их авторов. |
Проверка знаний |
Викторина с.97
|
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. |
|
26 |
|
Административная контрольная работа Контроль и коррекция знаний |
1 |
|
|
Фронталь ный |
|
||
27 |
|
Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели» С.84-85
|
1 |
|
Расширение знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Работа со стихотворными текстами; особенности поэтического языка; работа над интонацией. Д.з. с 84-85 |
Индиви дуальный опрос
|
Кроссворд с 110 |
Осуществлять выбор произведений для чтения перед классом(наизусть). Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста. Интонацией передавать настроение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план. Передавать настроение героев сказки; анализировать поступки героев. Давать характеристику героям по плану; составлять картинный план; отличать сказку от других произведений. |
|
28 |
|
А.С.Пушкин . Лиричес-кие стихотворения. («…За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»,«Опрятней модного паркета…» с. 86-87 |
1 |
Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию. Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Д.з. с наизусть 86-87 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Сопоставление словесных и изобразительных средств |
|||
29-30 |
|
А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». с. 88-91 Изучение нового |
2 |
Работа над образными средствами языка; словесное рисование с опорой на текст; обучение сравнительному анализу произведений. Д.з. с 88-89 Д.з. с90-91 |
Индиви дуаль ный опрос |
Викторина по творчеству А.С.Пушкина(с. 171) |
|||
31-35 |
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С. 92-129 Комбинированный
|
5 |
|
Д.з. с 92-98 Д.з. с 98-107 Д.з. с 108-114 Д.з. с 115-124 Д.з. с 125-129 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Рисование на тему «Царевна Лебедь»
|
||
36 |
|
И.А.Крылов « Мартышка и очки». С. 134-135 Изучение нового |
1 |
Знакомство с биографией И.А.Крылова; беседа о возникновении жанра басни, её особенности на данном примере; образ Мартышки; мораль басни. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией. Д.з. с 136- 137 |
Индиви дуальный опрос |
Зашифрованное имя (с. 132) Рисование героев |
Отличать басни от других произведений, находить мораль. Определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Читать стихотворные произведения наизусть. |
||
37 |
|
И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна». С. 136-137 Изучение нового |
1 |
Индиви дуальный опрос |
Инсценирование басни Памятник И.А.Крыловй (с. 139) |
||||
38 |
|
И.А.Крылов « Ворона и лисица». С.137-139 Изучение нового |
1 |
Д.з. с басню наизусть по выбору |
Индиви дуальный опрос |
Викторина по басням И.А.Крылова (с. 170) |
|||
39-41 |
|
М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень». С. 144-147 Изучение нового |
3 |
Знакомство с биографией автора; чтение стихотворений с соблюдением орфоэпических норм; работа над характером произведений и скрытым смыслом их; работа над обогащением эмоционально-чувственного опыта через взаимосвязь музыки, поэзии и живописи. Д.з. с 144-147 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Зашифрованное имя (с. 142) |
Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста. Видеть скрытый, переносный смысл стихотворений. |
||
42 |
|
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний С. 150--151
Изучение нового |
1 |
Расширение знаний о жизни и творчестве писателя; анализ произведения; выборочное чтение; обмен мнениями с последующим предположением событий. Д.з. с 150-151 |
Фронталь ный опрос |
Зашифрованное имя (с. 150) Рассказ о Л.Н.Толстом (с. 169) |
Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости). Определять тему и главную мысль произведения. Пересказывать текст. Приводить примеры художественных произведений разной тематики. Владеть навыком словесного рисования, прогнозировать содержание по названию, показывать на примерах отличие текста от описания, повествование и рассуждение. Владеть навыком беглого осознанного чтения, находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное настроение героев, их поступки. |
||
43-44 |
|
Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок». С. 152-159 Изучение нового |
2 |
Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятия и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Д.з. с 152-155 Д.з. с155-159 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Рассказ о кораблях(с. 156) |
|||
45 |
|
Л.Н.Толстой «Лев и собачка». С. 160-162 Изучение нового |
1 |
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста Д.з. с162-163 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Трагедийный смысл рассказа «Лев и собачка» |
|||
46 |
|
Л.Н.Толстой « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» С. 162-163 Изучение нового |
1 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Работа со скороговорками |
||||
47 |
|
Проверим себя С. 164-166 |
1 |
Оценим свои достижения |
Текущий |
|
Правильно отвечать на вопросы по тексту. Планировать и анализи-ровать результаты своей работы. Воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы по содержанию, |
||
48 |
|
Литературная викторина по разделу «Великие русские писатели».
Обобщающий |
1 |
Анализ произведений; различные виды чтения; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя |
Фрон-тальный индиви дуальный опрос |
Кроссворд с. 168 |
|||
50 |
|
Н.А.Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором…» С. 168-170
Изучение нового |
1 |
Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией ( с предварительной самостоятельной подготовкой) Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией ( с предварительной самостоятельной подготовкой Д.з. с 170- 172 |
Фрон тальный, индиви дуальный опрос |
Стихи о временах года (с. 174) |
Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Прогнозировать текст, пользоваться толковым словарем. Выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения. Воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы по содержанию, понимать смысл стихотворного текста. |
||
51 |
|
Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». С. 170-172 Комбинированный |
1 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Рассказ об авторе
Синквейн (с. 182) |
||||
52 |
|
К.Д.Бальмонт « Золотое слово». С. 173
Изучение нового |
1 |
Краткое знакомство с биографией автора. Д.з. с 173 Выразительное чтение стихотворений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией ( с предварительной самостоятельной подготовкой Д. з. с174- 177 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Зашифрованное слово (с. 183)
«Фейные сказки» с. 185) |
Владеть навыком выразительного чтения стихотворного текста, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворений. |
||
53 |
|
И.А.Бунин «Детство», « Полевые цветы» С. 174-177
Комбинированный |
1 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Работа над созданием рифмы. |
Понимать содержание прочитанного. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства. |
|||
54 |
|
Проверим себя. С. 178
Обобщающий |
2 |
Оценим свои достижения Образные средства языка; работа над выразительным чтением понравившихся произведений. |
Фрон тальный опрос |
Стихотворная речь С. 190 |
Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины. Выражать свои впечатления. Оценивать свою и чужую работу. |
||
55-57 |
|
Д.Н.Мамин - Сибиряк «Присказка к “Аленушкиным сказкам”», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». С.182-187 Комбинированный |
3 |
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Д. з. с 182-187 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Стихи для речевой разминки (с. 194)
Рассказ об авторе (с. 198) |
Определять тему и главную мысль произведения. Владеть навыком выразительного чтения. Находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
||
58 |
|
Административная контрольная работа за полугодие |
1 |
|
|
Контроль знаний |
Работа с текстом (с. 211) |
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. |
|
59-60 |
|
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». С. 188-195
Изучение нового |
2 |
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение. Д.з. с 195,в.6, Д.з. с с.195,в.7 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Тест «Хитрые вопросы»(с. 205) |
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Владеть навыком выразительного чтения, давать характеристику героям. Создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
||
61-62 |
|
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» С. 196-208
Изучение нового |
2 |
Участие в диалоге при обсуждении произведения Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение Д.з. с. 196-202 Д.з. с 203-208 |
Фронталь ный опрос |
Работа с пословицами и поговорками (с. 207) |
Оценивать события, героев произведения. Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Делить сказку на части; уметь давать характеристику героям по плану; передавать зрительную информацию в словесную. |
||
63-64 |
|
Проверь себя по разделу С.209- 211
Обобщающий |
1 |
Оценим свои достижения Различные виды чтения; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя |
Фронталь ный опрос |
Кроссворд |
Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ |
||
65-66 |
|
М.Горький «Случай с Евсейкой». С. 4-11 Изучение нового |
2 |
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос Д. з. 4-8 Д. з. с 9-11, в 5 Д. з. с 12-17 Д. з .18-20 Д. з. с 21-24 |
Фронталь ный |
«Рассказ о том, как М.Горький стал детским писателем» (с. 219) |
Знать краткую биографию писателя.. Определять основное содержание произведения. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Оценивать события, героев произведения, давать им характеристику. Владеть навыком беглого и осознанного чтения, находить нужный отрывок в тексте, читать по ролям, составлять план рассказа, пересказывать его от своего имени. |
||
67-69 |
|
К.Г.Паустовский « Растрепанный воробей» С. 12-24 Изучение нового |
3 |
Индиви дуальный опрос
|
Беседа о зимующих птицах |
||||
3 ЧЕТВЕРТЬ
70-72 |
|
А.И.Куприн «Слон» С. 25-41
Изучение нового |
3 |
Знакомство с биографией автора; чтение рассказа, жанровые особенности Анализ текста; разбор сюжетной линии; деление на части, знакомство с понятиями «краткий план» и «развёрнутый план», работа над составлением плана. Д. з. с 25-41 Д. з. с 41,в 7 Д. з. с 41,4 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Беседа об африканских о слонах. Зашифрованное слово (с. 231)
|
|||
73 |
|
Проверь себя. С. 42-44 |
1 |
Анализ произведения; различные виды чтения; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя |
Фронталь ный опрос |
«Хитрые вопросы» (с. 241) |
|||
74 |
|
Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» С. 46
Изучение нового |
1 |
|
Краткие сведения об авторе; анализ стихотворений; отношение автора к своим персонажам; работа над интонированием стихотворений. Д.з. с 46 |
Фронталь ный, индивидуальный опрос |
Работа над составлением рифмы. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Учиться бережному отношению к животным. |
|
77 |
|
Саша Черный «Воробей», «Слон». С. 47-49
Изучение нового |
1 |
Наблюдение за яркими, образными выражениями в стихотворении. Д.з. с 47-49 |
Фронталь ный, индивидуальный |
Скороговорки «Расшифруй написанное» (с. 245) |
Читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую информацию. Понимать содержание стихотворений, эмоциональный настрой каждого стихотворения, выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения. . Видеть образные языковые средства- метаморфозы, олицетворения, сравнения. Связно рассказывать о своих впечатлениях |
||
78-79 |
|
А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С. 51-54 Изучение нового |
2 |
Прогнозирование содержания произведения. Чтение стихотворения с отражением настроения автора. Д.з. с 51-52 Д.з. с 53-54 |
Фронталь ный, опрос |
Скороговорки |
|||
80 |
2.02 |
С.А.Есенин «Черемуха» С. 55-56
Изучение нового |
1 |
Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов. Д.з. с 55-56 |
Фронталь ный, индивидуальный опрос |
«Сочини рифму» |
|||
81 |
|
Проверим себя С. 56 Тест (с. 257) Комбинированный |
1 |
Оценим свои достижения. |
Фронталь ный, индивидуальный опрос |
«Весело и грустно» (найди рифму) с. 256 |
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. |
||
83 |
|
М.М.Пришвин «Моя Родина». с. 58-59 Изучение нового |
1 |
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе Д.з. с 58-59 |
Фронталь ный опрос |
Кроссворд (с. 261)и ( с. 265) |
Владеть навыком правильного и осознанного чтения, любить природу и животных |
||
84-85 |
|
И.С.Соколов - Микитов «Листопадничек» С. 60-67
Изучение нового |
2 |
Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Д. з. 60-63с Д. з. с 67,в 8, 11 |
Фронталь ный опрос |
Рассказ об авторе (с. 270) |
Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. |
||
86-87 |
|
В.И.Белов «Малька провинилась» «Еще про Мальку» С. 68-72
Изучение нового |
2 |
Умение ставить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного Д. з. с68-70 Д.з. с70- 72 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Работа с пословицами и поговорками (с. 274) |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии) |
||
88-89 |
|
В.В.Бианки « Мышонок Пик». С. 73-82 Изучение нового |
2 |
Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Д. з. 82,в 8 Д. з. с 82,в 10 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Работа с пословицей (с. 281) |
Понимать основное содержание текста, работать над картинным планом и уметь пересказывать текст. |
||
90-92 |
|
Б.С.Житков «Про обезьянку». С. 83-97
Изучение нового |
3 |
Знакомство с биографией автора; чтение рассказа с параллельным выявлением понимания прочитанного; работа с иллюстрациями. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). Д. з. с 96 ,в.2,3 Д. з. с 97,в 5 Д. з. с 97,в т9 |
Фнталь ный, индиви дуальный опрос |
Фразеологические обороты (с. 282)
Синквейн об Яшке (с. 287) |
Владеть навыком беглого чтения. Читать по ролям. Работать с картинным планом, пересказывать по плану, находить отрывок из рассказа по вопросам. |
||
93 |
|
В.П.Астафьев « Капалуха» С. 98-102
Изучение нового |
1 |
Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания) Д.з. с 98-102 |
Фронталь ный опрос |
Рассказ и писателе
Зашифрованное слово (с. 291) |
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Учиться любить природу родного края. |
||
94 |
|
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» С. 102-106 Изучение нового |
1 |
Слова-определения, характеризующие поступки и описывающие характер героев. Д.з. с 102-106 |
Индиви дуальный опрос |
Беседа о светлячках (с. 294) |
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
|
||
95-96 |
|
Проверим себя С. 106-108 Комбинированный |
2 |
Оценим свои достижения Создание небольших ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. образные средства языка; работа над выразительным чтением. |
Фронталь ный, индивидуальный опрос |
|
Узнавать авторов, их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. Создавать небольшой текст на заданную тему и письменно отвечать на поставленный вопрос. |
||
97 |
|
Контрольная работа
|
1 |
|
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению |
Контроль знаний |
|
||
98 |
|
С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» С. 110-111
Изучение нового |
1 |
Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией ( с предварительной самостоятельной подготовкой). Д.з. с 110-111 |
Фронталь ный, инди видуаль ный опрос |
Сказочная викторина (с.307) Кроссворд (с.311)
|
Знать стихи и рассказы С.Я.Маршака, видеть образные языковые средства, использован-ные автором при создании стихотворе-ний, сочинять стихо-творения, используя изученные приемы. |
||
99 |
|
А.Л.Барто «Разлука» «В театре». С. 112-115
Изучение нового |
2 |
Чтение и анализ произведения; работа над эмоциональной содержательностью стихотворения; выделение главной мысли; составление словесного портрета героя на основании его мыслей и поступков; обучение составлению рассказа на основе стихотворения Д.з. с.112-115 Д.з. с116-117 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Беседа о театре. Упражнения на внимание (с. 317) |
Владеть навыком выразительного чтения, прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций Анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста. Находить и понимать главную мысль стихотворения, анализировать стихотворный текст. Любить животных и оберегать их |
||
100 |
|
С.В.Михалков « Если» С. 116-117
Изучение нового |
1 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Кроссворд «Животные» (с. 321) |
||||
101 |
|
Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок» С. 118-119 Изучение нового |
1 |
Сообщение об авторе; анализ стихотворений; обсуждение отношения детей к окружающему миру; образные средства языка; работа над выразительным чтением Д.з. с 118-119 |
Фронталь ный опрос |
Зашифрованное слово (с.323)
Рассказ об авторе |
|||
102-103 |
|
Проект « О времени года», «Праздник поэзии» С. 120-121 |
2 |
Д.з. Проект |
Фронталь ный опрос |
|
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу |
||
104 |
|
Проверь себя С. 122 Комбинированный |
1 |
|
Оценим свои достижения Обобщение и систематизация изученных произведений, авторов; образные средства языка; работа над выразительным чтением. |
Проверка знаний |
|
Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Создавать (устно) текст (небольшой рассказ). |
|
105 |
|
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». С. 124-128 Изучение нового
|
1 |
Основные темы детского чтения: произведения о детях, взаимоотношениях людей, добре, зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Д.з. с 124-128 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Рассказ об авторе |
Оценивать события, героев произведения, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о герое произведения. Знать несколько произведений писателя, выразительно читать, уважать пожилых людей, родителей. Деление текста на части. Работа в парах. |
||
106-107 |
|
А.П.Платонов «Цветок на земле» С. 129-136 Изучение нового |
2 |
|
Чтение и анализ произведения; чтение в лицах; деление на части. Д.з. с 129-132 Д.з. с 132-136,в. 8 |
Текущий |
Работа с пословицами и поговорками |
||
108-109 |
|
А.П.Платонов « Еще мама» С. 137-143 Изучение нового |
2 |
Чтение и анализ произведения; чтение в лицах; деление на части. Д. з. с 143,в3 Д.з. с 143 в,8 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Характеристика героев |
|||
110-111 |
|
М.М.Зощенко «Золотые слова» С. 144-153 Изучение нового |
2 |
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказы-вания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях) Д.з. с144-148 Д.з. до с.153,в 8 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Краткая биография писателя. |
Знать краткую биографию писателя. находить главную мысль, выражать свое отношение к прочитанному. Пересказывать текст кратко, делить текст на части и составлять план Создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
||
112-113 |
|
М.М.Зощенко «Великие путешественники» С. 154-164 Изучение нового |
2 |
Разные виды работы с текстом; восстановление последовательности событий; составление плана Д.з. с 154 -164 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Характеристика героев. |
|||
114-115 |
|
Н.Н.Носов «Федина задача» «Телефон» С. 164-172 Изучение нового |
2 |
Умение участвовать в литературных играх (инсценированиях). Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению Д.з. с 164- 169 Д.з. с. 169-172 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
«Расшифруй имя автора» (с.357)
Литературная викторина (с. 358) |
Выразительно читать, читать по ролям, логически мыслить. Создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопрос по прочитанному произведению. |
||
116 |
|
Проверим себя Оценим свои достижения С. 172 Комбинированный |
1 |
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала) Обобщение и систематизация изученных произведений, авторов; игровая программа. |
Фронталь ный опрос |
|
Связно излагать свои мысли, работать с текстом, работать в группах,уметь оказывать помощь своим одноклассникам, быть внимательным. |
||
117 |
|
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» С. 175-178 |
1 |
|
Работа по содержанию прочитанного; характеристика героя на основе текста и иллюстрации Д.з. с 175-178 |
Текущий |
О детских журналах (с. 371) |
Читать осознанно текст художественного произведения «про себя». Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая произношения и соответствующую интонацию. Пользоваться толковым словарем. Владеть навыком выразительного чтения. концентрировать и распределять внимание. Работать в парах. Четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме |
|
118-119 |
|
Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» С. 179-183 Комбинированный |
2 |
Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Работа по содержанию прочитанного; характеристика героя на основе текста и иллюстрации. Д.з. с 179-181 Д.з. с 181-183 Д.з. с 183-185 Д.з. с185- 186 Д.з. с 186-188 |
Фронталь ный, индиви дуальный опрос |
Дополнительный материал о писателе. Загадка О.Дружковой (с. 377) |
|||
120-121 |
|
Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» С. 183-186 Изучение нового |
2 |
Фронталь ный опрос |
Составление детьми своих «Вредных советов» |
||||
122 |
|
Р.Сеф «Веселые стихи» С. 186-188 Изучение нового |
1 |
Фронталь ный опрос |
«Рифмы не дают мне покоя» (с. 387) |
||||
123-124 |
|
Проверим себя С.188 Комбинированный |
2 |
Оценим свои достижения Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению |
Фронталь ный опрос |
Головоломка (с.391) |
|||
125-126
|
|
Древнегреческие мифы «Храбрый Персей» С 190-199 |
2 |
|
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказы-вания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях) Д.з. с 190-195 Д.з. с 195-199,в 2,3 |
Фронталь ный опрос |
|
Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая произношения и соответствующую интонацию. Пользоваться толковым словарем. Владеть навыком выразительного чтения. |
|
127 128 |
|
Презентация проектов |
2 |
|
Слушание выступлений, анализ проектов, эмоциональная оценка проектов. |
Текущий |
|
Участвовать в диалоге, понимать вопросы собеседника и отвечать на них. Четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной форме |
|
129 |
|
Административная контрольная работа |
1 |
|
Обдумывание главной мысли произведения, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Деление текста на части. Озаглавливание частей, составление плана к тексту. |
Итоговый |
|
Выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы. Оценивать свою работу. |
|
130-135 |
|
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» С. 200-214 Комбинированный |
6 |
Знакомство с биографией автора; знакомство с произведением; работа по выявлению осмысления прочитанного Анализ произведения; характеристика героев; разные виды чтения; составление устных иллюстраций и зарисовок, передача состояния героя через цветовое решение Д. з. с 200-204 Д. з. с 205-208 Д. з. с 209-214 Д. з. с214,в.3 Д. з. с 214,в.5 Д. з. с 214 ,в 7 |
Фронталь ный, индиви дуаль ный опрос |
Работа с пословицей (с. 408) Кроссворд (с.411) |
Владеть навыком беглого и осознанного чтения, делить текст на смысловые части, составлять картинный план к сказке. Выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы. Оценивать свою работу. |
||
136 |
|
Проверь себя Комбинированный |
1 |
Обобщение и систематизация изученных произведений, авторов; Участие в викторине по произведениям зарубежной литературы; пересказ полюбившихся эпизодов; создание письменных ответов на поставленные вопросы. |
Фрон таль ный опрос |
|
Проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, произведений зарубежной литературы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.