Рабочая программа по предмету "Математика". 1(дополнительный) класс.

  • docx
  • 20.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ,,Математика,, 1 доп. класс.docx

Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская

Государственное  казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского  края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Крыловской

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

решением педагогического совета

от ______2022 года протокол № 1

Председатель __________

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Индивидуального обучения на дому для обучающегося 11 (дополнительного)класса

Ф.И______________________________________________________________

 

По    математике

 

Уровень образования (класс) начальное общее образование 11 – 4 классы

Количество часов  66

Учитель Рей Лидия Викторовна

 

 

 

 

 

Программа   разработана  на основе

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Крыловской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по математике составлена для учащихся  с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Основания разработки рабочей программы:

 

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря  2015 г. № 4/15);

- Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".

 

Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.

Задачи обучения математике:

-                  формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;

-                  развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;

-                  способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности;

-                  расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи;

-                  развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).

 

2.     Общая характеристика учебного предмета. 

Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными  навыками для  познания окружающих предметов, процессов, явлений.

Обучение математике  носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.  

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда).

 

3.     Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на один учебный год.

На изучение предмета «Математика» в 11 (дополнительном) классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

Продолжительность урока по математике в 11 (дополнительном) классе составляет 35 минут (1 полугодие), 40 минут (2 полугодие).

 

4.     Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными  навыками для  познания окружающих предметов, процессов, явлений.

Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.

Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

 

5.     Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты АООП по математике включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Математика» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся 11 (дополнительном) классе и сложностью структуры дефекта.

Минимальный уровень:

-       образовывать, читать и записывать числа от 1 до 5;

-       считать в прямом и обратном порядке в пределах 5;

-       сравнивать числа в пределах 5 на конкретном материале;

-       пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 5;

-       решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток;

-       решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога);

-       решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);

-       читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;

-       отображать точку на листе бумаги, классной доске;

-       строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.

Достаточный уровень

-       образовывать, читать и записывать числа от 1 до 5;

-       считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;

-       сравнивать числа в пределах 5;

-       пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 5;

-       читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;

-       отображать точку на листе бумаги, классной доске;

-       строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;

-       проводить прямую линию через одну и две точки.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит лич­но­стным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение ком­п­ле­ксом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися с РАС социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.

-                   владеет социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

-                   владеет элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 

-                   развивает положительные свойства и качества личности.

 

Базовые учебные действия

 

Группа БУД

Учебные действия и умения

Минимальный уровень

освоения

 

Достаточный уровень

освоения

 

Личностные учебные

действия

 

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности;

-  проявление самостоятельности в выполнении  простых учебных заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными  режимными моментами;

- способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);

- готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.

 

Коммуникативные учебные действия

 

- вступать в контакт и работать в паре  «учитель-ученик»;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться к людям.

- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;

- конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.

 

Регулятивные учебные

действия

 

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за

парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной

деятельности (игровой, творческой, учебной).

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными

образцами, принимать оценку деятельности.

 

Познавательные учебные действия

 

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

 

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.

 

 

 

6.     Содержание учебного предмета

 

п/п

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание курса

1.

 

Единицы измерения и их соотношения

 

 

4

Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними.

Единицы стоимости – рубль. Обозначение – 1 р. Знакомство с монетами 1 р., 2 р., 5 р. Размен монет.

Единицы длины – сантиметр. Обозначение – 1 см.

 

2.

Нумерация

32

Отрезок числового ряда 1 – 5. Образование, чтение и запись чисел 1 – 5. Соотношение количества, числительного и цифры.

Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 5. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее) и следующее (последующее). Счет от/до заданного числа. Счет равными числовыми группами в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5, установление соотношения больше, меньше, равно.

 

3.

Арифметические действия

 

 

20

Сложение и вычитание в пределах 5. Взаимосвязь сложения и вычитания. Переместительный закон сложения. Таблицы сложения и вычитания.

Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5, требующих выполнения двух действий (одинаковых, разных) без скобок.

 

4.

Арифметические задачи

 

 

5

Простые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка): запись краткого условия, решения, наименования при записи решения, ответа.

 

5.

Геометрический материал

 

5

Точка, построение точки. Вычерчивание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) по заданным вершинам (точкам).

Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки. Построение кривой линии.

Отрезок, измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины.

 

7.     Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся

 

№ п/п 

 

Раздел/тема 

Основные виды учебной деятельности

обучающихся

Кол-во

часов

1

Основные цвета. Различение предметов по цвету. Выделение из множества предметов заданного цвета.

Различение предметов по цвету

1

2

Знакомство с геометрическими фигурами. Круг.

Рассматривание геометрической фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей

1

3

Выделение предметов круглой формы из множества.(7)

Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов

1

4

Величина: большой – маленький. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями больше, меньше.

Различение предметов по величине. Сравнение по величине 2 и более предметов.

1

5

Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, рядом, около. Положение предметов в пространстве: в середине, между.

Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий (предлогов); расположение предметов согласно инструкции учителя. Расположение  различных предметов согласно инструкции учителя

1

6

Знакомство с геометрическими фигурами. Квадрат.

Рассматривание геометрической фигуры: квадрат; составление фигуры из нескольких частей

1

7

Выделение предметов квадратной формы из множества.

Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов

1

8

Положение предметов в пространстве: вверху – внизу.

Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя

1

9

Различение предметов по величине: длинный – короткий.

Различение предметов по величине

1

10

Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями длиннее, короче.

Сравнение по величине 2 и более предметов

1

11

Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольник.

Рассматривание геометрической фигуры: треугольник; составление фигуры из нескольких частей

1

12

Выделение предметов треугольной формы из множества.

Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов

1

13

Различение предметов по величине: широкий – узкий. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями шире, уже.

Различение предметов по величине. Сравнение по величине 2 и более предметов

1

14

Выделение предметов одинаковых по величине из множества. Положение предметов в пространстве: слева – справа.

Сравнение по величине 2 и более предметов. Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя.

1

15

Знакомство с геометрическими фигурами. Прямоугольник. Выделение предметов прямоугольной формы из множества.

Рассматривание геометрической фигуры: прямоугольник; составление фигуры из нескольких частей. Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов

1

16

Различение предметов по величине: высокий – низкий.

Различение предметов по величине

1

17

Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями выше, ниже. Сравнение предметов по величине. Геометрические фигуры. Сравнение серии предметов по величине.

Сравнение по величине 2 и более предметов. Самостоятельное выполнение заданий

1

18

Сравнение жидкостей по объему: больше, меньше, одинаково.

Измерение количества жидких веществ

 

1

19

Сравнение сосудов по объему. Понятия глубокий – мелкий, глубже – мельче. Сравнение сыпучих веществ по объему с использованием одинаковых сосудов.

Различение предметов по глубине. Измерение количества сыпучих веществ

 

1

20

Порядок следования. Знакомство с понятиями: первый – последний, перед – после. Положение предметов в пространстве: далеко – близко.

Различение и называние отношения   порядка следования. Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя

1

21

Различение предметов по величине: толстый – тонкий. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями толще, тоньше. Выделение предметов одинаковых по величине из множества.

Различение предметов по величине. Сравнение по величине 2 и более предметов

1

22

Знакомство с понятием сутки. Рано – поздно.

Знакомство с единицей измерения времени: сутки

1

23

Сутки. Части суток. Формирование временных представлений. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.

Различение и называние частей суток. Различение временных понятий на основе собственного опыта

1

24

Знакомство с понятием быстро-медленно.

Самостоятельное выполнение заданий

1

25

Знакомство с понятием (тяжёлый - лёгкий). Сравнение предметов по массе. Знакомство с понятиями тяжелее, легче.

Сравнение по массе 2 и более предметов. Различение предметов по массе

1

26

Сравнение серии предметов по массе.

Сравнение по массе 2 и более предметов

1

27

Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями много – мало.

Различение понятий много – мало, выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества

1

28

Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: несколько, один, ни одного.

Различение понятий несколько, один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества

1

29

Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: несколько, один, ни одного.

Различение понятий несколько, один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества

1

30

Знакомство с понятием возраст: молодой – старый. Давно-недавно.

Различение и называние возрастных категорий

1

31

Сравнение серии предметов по величине. Положение предметов в пространстве.

Сравнение по величине 2 и более предметов. Рассматривание иллюстраций; расположение различных предметов согласно инструкции учителя.

1

32

Группировка предметов по заданному признаку. Ориентировка на листе бумаги: вверху – внизу.

Объединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам. Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя.

1

33

Дочисловые представления. Ориентировка в пространстве.

Самостоятельное выполнение заданий. Определение положения предметов в пространстве относительно себя и друг друга

1

34

Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: больше, меньше, столько же.

Различение больше, меньше, столько же; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества

1

35

Число 1. Количество 1. Письмо на песке, на нелинованной бумаге.                 

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой. Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры

1

36

Геометрические фигуры. Конструирование геометрических фигур из нескольких частей.

Различение геометрических фигур; составление фигур из нескольких частей

1

37

Число 2. Количество 2. Цифра 2. Письмо на песке, на нелинованной бумаге.

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой. Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры

1

38

Числа 1 и 2. Выделение заданного количества. Сравнение чисел 1 и 2 на предметном материале. Понятия больше, меньше.

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой. Сравнение изученных чисел, выделение большего (меньшего) числа на наглядном материале

1

39

Ориентировка на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, между. Письмо изученных цифр в тетради.

Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя. Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно

1

40

Знакомство с арифметическими знаками. Знак «равно». Обозначение понятий одинаково, столько же, поровну знаком «=».

Называние знака, сравнение чисел с использованием знака «=». Соотнесение понятий одинаково, столько же, поровну с графическим изображением «=», сравнение чисел.

1

41

Знакомство с арифметическими знаками. Знак «+».Действие «сложение». Знакомство с понятиями сложить, прибавить.

Называние, конструирование, написание знака. Решение и запись примеров на сложение на основе предметно-практических действий

1

42

Знакомство с арифметическими знаками.

Знак «– ». Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять.

Называние, конструирование, написание знака. Решение и запись примеров на вычитание на основе предметно-практических действий

1

43

Знакомство с арифметическими знаками.

Знак «–». Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять.

Называние, конструирование, написание знака. Решение и запись примеров на вычитание на основе предметно-практических действий

1

44

Геометрические тела. Шар.

Рассматривание, лепка геометрического тела

1

45

Число 3. Количество 3. Цифра 3. Письмо на песке, на нелинованной бумаге.

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой. Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры

1

46

Счет в пределах 3. Письмо изученных цифр в тетради.

Определение места  числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа. Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно

1

47

Сравнение изученных чисел на предметном материале. Состав числа 3.

Сравнение чисел. Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий. Образование числа разными способами

1

48

Сложение в пределах 3.

Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий

1

49

Сложение в пределах 3.

Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий

1

50

Вычитание в пределах 3.

Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий

1

51

Счет и счетные операции в пределах 3.

Самостоятельное выполнение заданий

1

52

Задача. Знакомство с понятием «задача».

Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями

 

53

Решение задач на основе предметно-практических действий. Ориентировка на листе бумаги: правый – левый, верхний – нижний углы.

Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями. Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя.

1

54

Геометрические тела. Куб. Сравнение серии предметов по величине.

Рассматривание, лепка геометрического тела

1

55

Число 4. Количество 4. Цифра 4. Сравнение изученных чисел на предметном материале.

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой; определение места  числа в числовом ряду. Сравнение чисел

1

56

Состав числа 4.

Образование числа разными способами

1

57

Сложение и вычитание в пределах 4.

Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий

1

58

Решение задач на основе предметно-практических действий.

Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями

1

59

Решение задач на основе предметно-практических действий.

Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями

1

60

Решение задач на основе предметно-практических действий.

Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями

1

61

Геометрические тела. Брус.

Рассматривание, лепка геометрического тела

1

62

Число 5. Количество 5. Цифра 5. Сравнение изученных чисел на предметном материале.

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой; определение места  числа в числовом ряду. Сравнение чисел

1

63

Состав числа 5.

Образование числа разными способами

1

64

Сложение и вычитание в пределах 5.

Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий

1

65

Сложение и вычитание в пределах 5.

Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий

1

66

Решение задач на основе предметно-практических действий.Счет и счетные операции в пределах 5.

 

Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями. Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач

 

1

8.     Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1.      Учебник «Математика». 1кл. часть 1: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях / Т.В. Алышева – М.: «Просвещение», 2017.

2.     Алышева Т. В., Эк В. В. Рабочая тетрадь по математике — В 2 частях. Москва: Просвещение

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Протокол заседания МС

от  ___.08.2022 года № 1

руководитель МС

____________________

СОГЛАСОВАНО:

 

Заместитель директора по УВР

_________________________

____.08. 2022 года