Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Крыловской
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
от ______2022 года протокол № 1
Председатель __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуального обучения на дому для обучающегося 11 (дополнительного)класса
Ф.И______________________________________________________________
По математике
Уровень образования (класс) начальное общее образование 11 – 4 классы
Количество часов 66
Учитель Рей Лидия Викторовна
Программа разработана на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Крыловской.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Основания разработки рабочей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".
Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.
Задачи обучения математике:
- формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;
- развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;
- способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности;
- расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи;
- развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).
2. Общая характеристика учебного предмета.
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений.
Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на один учебный год.
На изучение предмета «Математика» в 11 (дополнительном) классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
Продолжительность урока по математике в 11 (дополнительном) классе составляет 35 минут (1 полугодие), 40 минут (2 полугодие).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений.
Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по математике включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Математика» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся 11 (дополнительном) классе и сложностью структуры дефекта.
Минимальный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 1 до 5;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 5;
- сравнивать числа в пределах 5 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 5;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
Достаточный уровень
- образовывать, читать и записывать числа от 1 до 5;
- считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;
- сравнивать числа в пределах 5;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 5;
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися с РАС социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
- владеет социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владеет элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развивает положительные свойства и качества личности.
Базовые учебные действия
Группа БУД |
Учебные действия и умения |
|
Минимальный уровень освоения
|
Достаточный уровень освоения
|
|
Личностные учебные действия
|
- осознание себя как ученика; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. |
- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; - способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); - готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.
|
Коммуникативные учебные действия
|
- вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. |
- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды; - конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
|
Регулятивные учебные действия
|
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). |
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
|
Познавательные учебные действия
|
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
|
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.
|
6. Содержание учебного предмета
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Краткое содержание курса |
1. |
Единицы измерения и их соотношения
|
4 |
Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними. Единицы стоимости – рубль. Обозначение – 1 р. Знакомство с монетами 1 р., 2 р., 5 р. Размен монет. Единицы длины – сантиметр. Обозначение – 1 см.
|
2. |
Нумерация |
32 |
Отрезок числового ряда 1 – 5. Образование, чтение и запись чисел 1 – 5. Соотношение количества, числительного и цифры. Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 5. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее) и следующее (последующее). Счет от/до заданного числа. Счет равными числовыми группами в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5, установление соотношения больше, меньше, равно.
|
3. |
Арифметические действия
|
20 |
Сложение и вычитание в пределах 5. Взаимосвязь сложения и вычитания. Переместительный закон сложения. Таблицы сложения и вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5, требующих выполнения двух действий (одинаковых, разных) без скобок.
|
4. |
Арифметические задачи
|
5 |
Простые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка): запись краткого условия, решения, наименования при записи решения, ответа.
|
5. |
Геометрический материал |
5 |
Точка, построение точки. Вычерчивание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) по заданным вершинам (точкам). Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки. Построение кривой линии. Отрезок, измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины. |
7. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№ п/п
|
Раздел/тема |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
1 |
Основные цвета. Различение предметов по цвету. Выделение из множества предметов заданного цвета. |
Различение предметов по цвету |
1 |
2 |
Знакомство с геометрическими фигурами. Круг. |
Рассматривание геометрической фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей |
1 |
3 |
Выделение предметов круглой формы из множества.(7) |
Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов |
1 |
4 |
Величина: большой – маленький. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями больше, меньше. |
Различение предметов по величине. Сравнение по величине 2 и более предметов. |
1 |
5 |
Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, рядом, около. Положение предметов в пространстве: в середине, между. |
Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий (предлогов); расположение предметов согласно инструкции учителя. Расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
1 |
6 |
Знакомство с геометрическими фигурами. Квадрат. |
Рассматривание геометрической фигуры: квадрат; составление фигуры из нескольких частей |
1 |
7 |
Выделение предметов квадратной формы из множества. |
Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов |
1 |
8 |
Положение предметов в пространстве: вверху – внизу. |
Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
1 |
9 |
Различение предметов по величине: длинный – короткий. |
Различение предметов по величине |
1 |
10 |
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями длиннее, короче. |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
1 |
11 |
Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольник. |
Рассматривание геометрической фигуры: треугольник; составление фигуры из нескольких частей |
1 |
12 |
Выделение предметов треугольной формы из множества. |
Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов |
1 |
13 |
Различение предметов по величине: широкий – узкий. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями шире, уже. |
Различение предметов по величине. Сравнение по величине 2 и более предметов |
1 |
14 |
Выделение предметов одинаковых по величине из множества. Положение предметов в пространстве: слева – справа. |
Сравнение по величине 2 и более предметов. Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя. |
1 |
15 |
Знакомство с геометрическими фигурами. Прямоугольник. Выделение предметов прямоугольной формы из множества. |
Рассматривание геометрической фигуры: прямоугольник; составление фигуры из нескольких частей. Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов |
1 |
16 |
Различение предметов по величине: высокий – низкий. |
Различение предметов по величине |
1 |
17 |
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями выше, ниже. Сравнение предметов по величине. Геометрические фигуры. Сравнение серии предметов по величине. |
Сравнение по величине 2 и более предметов. Самостоятельное выполнение заданий |
1 |
18 |
Сравнение жидкостей по объему: больше, меньше, одинаково. |
Измерение количества жидких веществ
|
1 |
19 |
Сравнение сосудов по объему. Понятия глубокий – мелкий, глубже – мельче. Сравнение сыпучих веществ по объему с использованием одинаковых сосудов. |
Различение предметов по глубине. Измерение количества сыпучих веществ
|
1 |
20 |
Порядок следования. Знакомство с понятиями: первый – последний, перед – после. Положение предметов в пространстве: далеко – близко. |
Различение и называние отношения порядка следования. Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
1 |
21 |
Различение предметов по величине: толстый – тонкий. Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями толще, тоньше. Выделение предметов одинаковых по величине из множества. |
Различение предметов по величине. Сравнение по величине 2 и более предметов |
1 |
22 |
Знакомство с понятием сутки. Рано – поздно. |
Знакомство с единицей измерения времени: сутки |
1 |
23 |
Сутки. Части суток. Формирование временных представлений. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра. |
Различение и называние частей суток. Различение временных понятий на основе собственного опыта |
1 |
24 |
Знакомство с понятием быстро-медленно. |
Самостоятельное выполнение заданий |
1 |
25 |
Знакомство с понятием (тяжёлый - лёгкий). Сравнение предметов по массе. Знакомство с понятиями тяжелее, легче. |
Сравнение по массе 2 и более предметов. Различение предметов по массе |
1 |
26 |
Сравнение серии предметов по массе. |
Сравнение по массе 2 и более предметов |
1 |
27 |
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями много – мало. |
Различение понятий много – мало, выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества |
1 |
28 |
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: несколько, один, ни одного. |
Различение понятий несколько, один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества |
1 |
29 |
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: несколько, один, ни одного. |
Различение понятий несколько, один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества |
1 |
30 |
Знакомство с понятием возраст: молодой – старый. Давно-недавно. |
Различение и называние возрастных категорий |
1 |
31 |
Сравнение серии предметов по величине. Положение предметов в пространстве. |
Сравнение по величине 2 и более предметов. Рассматривание иллюстраций; расположение различных предметов согласно инструкции учителя. |
1 |
32 |
Группировка предметов по заданному признаку. Ориентировка на листе бумаги: вверху – внизу. |
Объединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам. Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя. |
1 |
33 |
Дочисловые представления. Ориентировка в пространстве. |
Самостоятельное выполнение заданий. Определение положения предметов в пространстве относительно себя и друг друга |
1 |
34 |
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: больше, меньше, столько же. |
Различение больше, меньше, столько же; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества |
1 |
35 |
Число 1. Количество 1. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой. Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры |
1 |
36 |
Геометрические фигуры. Конструирование геометрических фигур из нескольких частей. |
Различение геометрических фигур; составление фигур из нескольких частей |
1 |
37 |
Число 2. Количество 2. Цифра 2. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой. Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры |
1 |
38 |
Числа 1 и 2. Выделение заданного количества. Сравнение чисел 1 и 2 на предметном материале. Понятия больше, меньше. |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой. Сравнение изученных чисел, выделение большего (меньшего) числа на наглядном материале |
1 |
39 |
Ориентировка на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, между. Письмо изученных цифр в тетради. |
Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя. Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно |
1 |
40 |
Знакомство с арифметическими знаками. Знак «равно». Обозначение понятий одинаково, столько же, поровну знаком «=». |
Называние знака, сравнение чисел с использованием знака «=». Соотнесение понятий одинаково, столько же, поровну с графическим изображением «=», сравнение чисел. |
1 |
41 |
Знакомство с арифметическими знаками. Знак «+».Действие «сложение». Знакомство с понятиями сложить, прибавить. |
Называние, конструирование, написание знака. Решение и запись примеров на сложение на основе предметно-практических действий |
1 |
42 |
Знакомство с арифметическими знаками. Знак «– ». Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять. |
Называние, конструирование, написание знака. Решение и запись примеров на вычитание на основе предметно-практических действий |
1 |
43 |
Знакомство с арифметическими знаками. Знак «–». Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять. |
Называние, конструирование, написание знака. Решение и запись примеров на вычитание на основе предметно-практических действий |
1 |
44 |
Геометрические тела. Шар. |
Рассматривание, лепка геометрического тела |
1 |
45 |
Число 3. Количество 3. Цифра 3. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой. Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры |
1 |
46 |
Счет в пределах 3. Письмо изученных цифр в тетради. |
Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа. Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно |
1 |
47 |
Сравнение изученных чисел на предметном материале. Состав числа 3. |
Сравнение чисел. Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий. Образование числа разными способами |
1 |
48 |
Сложение в пределах 3. |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
1 |
49 |
Сложение в пределах 3. |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
1 |
50 |
Вычитание в пределах 3. |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
1 |
51 |
Счет и счетные операции в пределах 3. |
Самостоятельное выполнение заданий |
1 |
52 |
Задача. Знакомство с понятием «задача». |
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями |
|
53 |
Решение задач на основе предметно-практических действий. Ориентировка на листе бумаги: правый – левый, верхний – нижний углы. |
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями. Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя. |
1 |
54 |
Геометрические тела. Куб. Сравнение серии предметов по величине. |
Рассматривание, лепка геометрического тела |
1 |
55 |
Число 4. Количество 4. Цифра 4. Сравнение изученных чисел на предметном материале. |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой; определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел |
1 |
56 |
Состав числа 4. |
Образование числа разными способами |
1 |
57 |
Сложение и вычитание в пределах 4. |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
1 |
58 |
Решение задач на основе предметно-практических действий. |
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями |
1 |
59 |
Решение задач на основе предметно-практических действий. |
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями |
1 |
60 |
Решение задач на основе предметно-практических действий. |
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями |
1 |
61 |
Геометрические тела. Брус. |
Рассматривание, лепка геометрического тела |
1 |
62 |
Число 5. Количество 5. Цифра 5. Сравнение изученных чисел на предметном материале. |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой; определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел |
1 |
63 |
Состав числа 5. |
Образование числа разными способами |
1 |
64 |
Сложение и вычитание в пределах 5. |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
1 |
65 |
Сложение и вычитание в пределах 5. |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
1 |
66 |
Решение задач на основе предметно-практических действий.Счет и счетные операции в пределах 5.
|
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями. Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач
|
1 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Учебник «Математика». 1кл. часть 1: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2х частях / Т.В. Алышева – М.: «Просвещение», 2017.
2. Алышева Т. В., Эк В. В. Рабочая тетрадь по математике — В 2 частях. Москва: Просвещение
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МС от ___.08.2022 года № 1 руководитель МС ____________________ |
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР _________________________ ____.08. 2022 года |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.