Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для индивидуального обучения учащейся с нарушениями опорно-двигательного аппарата,1-й год обучения

  • doc
  • 07.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по окр миру.doc

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени С.М. Кирова»

г. Карачева Брянской области

 

 

 

                          «Согласовано»                                                          «Утверждаю» 

                          заместитель директора                                             директор школы

                          по УР_______Бужак А.Ф.                                        __________Ходотов А.В.

                          ____________________                                            __________________                                                  

                                      

 

 

Рабочая программа по предмету

«Окружающий мир»

для индивидуального обучения учащейся 

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Шишовой Яны, 1 класс

на 2021-2022 учебный год

 

 

Всего часов на учебный год— 33

Количество часов в неделю — 1

 

 

 

 

Составитель программы:

Новикова Е.А.

высшая  категория

стаж работы 20 лет

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

Рабочая программа составлена для ученицы, обучающейся на дому, рассчитана на 1 часа в неделю ( 33 часов в год).

Для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (вариант 6.3 ФГОС НОО (ОВЗ)) учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА и умственной отсталостью реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графомоторных навыков, пространственных и временных представлений, замещающее клавиатурное письмо, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).

Курс «Окружающий мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

− обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;

− уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

− на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

− вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

− формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

− конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;

− вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;

− развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;

− в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);

− корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося;

− формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Основная цель курса – формирование естествоведческих знаний. Обучение осуществляется на основе учебника ___________________________________________________ . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2019г.

 


1. Планируемые результаты изучения предмета

 

Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

− правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

− различать объекты живой и неживой природы;

− выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

− называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

 − называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

 − соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

 − овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

 − узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях; − отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

 − знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями

2. Содержание учебного предмета

 

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»). Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».

 

Влияние Солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодн

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, при-способлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных)

Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека

 


 

3. Тематический план

 

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Корректировка плана

1.      

Неживая природа

4

 

2.      

Сезонные изменения в природе

8

 

3.      

Живая природа. Растения

5

 

4.      

Живая природа. Животные

6

 

5.      

Человек

10

 

 

Итого:

33

 

 

 

 


4. Календарно-тематический план

 

 

№           урока

 

Тема

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

 

Неживая природа

4

 

 

  1.  

Земля и Солнце. Значение Солнца. Солнце и жизнь растений

1

 

 

  1.  

День и ночь. Небо днем и ночью

1

 

 

  1.  

Сутки. Занятие людей в течение суток

1

 

 

  1.  

Режим дня

1

 

 

 

Сезонные изменения в природе

8

 

 

  1.  

Осень. Признаки осени

1

 

 

  1.  

Занятия и одежда осенью. Погода. Календарь природы

1

 

 

  1.  

Зима. Признаки зимы

1

 

 

  1.  

Занятия и одежда зимой. Погода. Календарь природы

1

 

 

  1.  

Весна. Признаки весны

1

 

 

  1.  

Занятия и одежда весной. Погода. Календарь природы

1

 

 

  1.  

Лето. Признаки лета

1

 

 

  1.  

Занятия и одежда летом

1

 

 

 

Живая природа. Растения

5

 

 

  1.  

Занятия и одежда летом

1

 

 

  1.  

Различия растений. Разнообразие цветов

1

 

 

  1.  

Семена. Плоды растений

1

 

 

  1.  

Приспособление растений к сезонным изменениям. Уход за растениями. Приспособления растений к условиям жизни

1

 

 

  1.  

Растения (обобщающий урок)

1

 

 

 

Живая природа. Животные

6

 

 

  1.  

Животные

1

 

 

  1.  

Строение и сходство животных

1

 

 

  1.  

Различие животных. Детеныши животных

1

 

 

  1.  

Домашние животные. Дикие животные

1

 

 

  1.  

Приспособление животных к различным условиям обитания. Приспособление животных к временам года

1

 

 

  1.  

Животные (обобщающий урок)

 

 

 

 

Человек

10

 

 

  1.  

Человек

1

 

 

  1.  

Части тела человека

1

 

 

  1.  

Гигиенические навыки

1

 

 

  1.  

Лицо человека

1

 

 

  1.  

Глаза

1

 

 

  1.  

Уши

1

 

 

  1.  

Рот

1

 

 

  1.  

Нос

1

 

 

  1.  

Кожа

1

 

 

  1.  

Осанка. Скелет и мышцы человека

1