МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени С.М. Кирова»
г. Карачева Брянской области
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора директор школы
по УР_______Бужак А.Ф. __________Ходотов А.В.
____________________ __________________
Рабочая программа по предмету
«Окружающий мир»
для индивидуального обучения учащейся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Шишовой Яны, 1 класс
на 2021-2022 учебный год
Всего часов на учебный год— 33
Количество часов в неделю — 1
Составитель программы:
Новикова Е.А.
высшая категория
стаж работы 20 лет
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).
Рабочая программа составлена для ученицы, обучающейся на дому, рассчитана на 1 часа в неделю ( 33 часов в год).
Для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (вариант 6.3 ФГОС НОО (ОВЗ)) учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА и умственной отсталостью реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графомоторных навыков, пространственных и временных представлений, замещающее клавиатурное письмо, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).
Курс «Окружающий мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
− обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;
− уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
− на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
− вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
− формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
− конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
− вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
− развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;
− в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);
− корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося;
− формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Основная цель курса – формирование естествоведческих знаний. Обучение осуществляется на основе учебника ___________________________________________________ . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2019г.
1. Планируемые результаты изучения предмета
Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир» могут быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
− правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
− различать объекты живой и неживой природы;
− выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
− называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
− называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
− соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
− овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
− узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях; − отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
−
знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со
своими знаниями
2. Содержание учебного предмета
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»). Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Влияние Солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодн
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, при-способлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных)
Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека
3. Тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Корректировка плана |
1. |
Неживая природа |
4 |
|
2. |
Сезонные изменения в природе |
8 |
|
3. |
Живая природа. Растения |
5 |
|
4. |
Живая природа. Животные |
6 |
|
5. |
Человек |
10 |
|
|
Итого: |
33 |
|
4. Календарно-тематический план
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
Неживая природа |
4 |
|
|
|
Земля и Солнце. Значение Солнца. Солнце и жизнь растений |
1 |
|
|
|
День и ночь. Небо днем и ночью |
1 |
|
|
|
Сутки. Занятие людей в течение суток |
1 |
|
|
|
Режим дня |
1 |
|
|
|
Сезонные изменения в природе |
8 |
|
|
|
Осень. Признаки осени |
1 |
|
|
|
Занятия и одежда осенью. Погода. Календарь природы |
1 |
|
|
|
Зима. Признаки зимы |
1 |
|
|
|
Занятия и одежда зимой. Погода. Календарь природы |
1 |
|
|
|
Весна. Признаки весны |
1 |
|
|
|
Занятия и одежда весной. Погода. Календарь природы |
1 |
|
|
|
Лето. Признаки лета |
1 |
|
|
|
Занятия и одежда летом |
1 |
|
|
|
Живая природа. Растения |
5 |
|
|
|
Занятия и одежда летом |
1 |
|
|
|
Различия растений. Разнообразие цветов |
1 |
|
|
|
Семена. Плоды растений |
1 |
|
|
|
Приспособление растений к сезонным изменениям. Уход за растениями. Приспособления растений к условиям жизни |
1 |
|
|
|
Растения (обобщающий урок) |
1 |
|
|
|
Живая природа. Животные |
6 |
|
|
|
Животные |
1 |
|
|
|
Строение и сходство животных |
1 |
|
|
|
Различие животных. Детеныши животных |
1 |
|
|
|
Домашние животные. Дикие животные |
1 |
|
|
|
Приспособление животных к различным условиям обитания. Приспособление животных к временам года |
1 |
|
|
|
Животные (обобщающий урок) |
|
|
|
|
Человек |
10 |
|
|
|
Человек |
1 |
|
|
|
Части тела человека |
1 |
|
|
|
Гигиенические навыки |
1 |
|
|
|
Лицо человека |
1 |
|
|
|
Глаза |
1 |
|
|
|
Уши |
1 |
|
|
|
Рот |
1 |
|
|
|
Нос |
1 |
|
|
|
Кожа |
1 |
|
|
|
Осанка. Скелет и мышцы человека |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.