МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ VIII ВИДА №44» г. БРЯНСКА
Рассмотрено: на заседании методического совета школы Протокол № ____ от «___» ____________ 20__ г. |
Согласовано: заместитель директора школы по УВР ____________ Зубченко Е. В. |
Утверждаю: директор МБОУ школы №44 _____________ Носова Н. В. Пр. № ___от ________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
(1 час в неделю)
6 класс
Программу составил:
учитель МБОУ
«Школа коррекции и развития
VIII вида №44» г. Брянска
Кривченкова Анастасия Алексеевна
Брянск
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная программа по предмету «Основы информатики» для 6 класса школы коррекции и развития VIII вида составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-9 классов общеобразовательной средней школы».
Разработана в соответствии с:
· Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);
· Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработанной с учетом Примерной АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №44» г. Брянска.
В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах Word и Power Point. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, учить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случаев полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ VIII вида в силу их психофизических особенностей.
Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.
Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Направленность курса развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Цель курса – ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
В соответствии с целью определены задачи рабочей программы по предмету «основы информатики» в 6 классе:
– формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
– формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
– усиление культурологической составляющей школьного образования;
– развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– коррекционно-развивающие задачи.
Место учебного предмета в учебном плане
Информатика в 6 классе изучается в рамках факультативного курса «Основы информатики».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 34 часа в год, по календарно-тематическому планированию 35 часов в год. В I четверти – 8 часов, во II четверти – 8 часов, в III четверти – 10 часов, в IV четверти – 9 часов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Минимальный уровень:
– представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
– знание техники безопасности при работе за компьютером;
– выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
– пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
– представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
– соблюдение техники безопасности при работе за компьютером;
– выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
– пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
– пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
– запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Содержание учебного предмета
Правила техники безопасности при работе с компьютером (1 ч)
Техника безопасности и организация рабочего места.
Устройство компьютера (11 ч)
Периферийные устройства ввода и вывода информации. CD и DVD диски, карты памяти, внешние жесткие диски. Операционная система. Драйвера, кодеки и прочее служебное ПО. Программное обеспечение. Классификация ПО. Основные программы для работы на компьютере. Организация данных в системе Windows. Создание папок и файлов. Создание папки со своей фамилией на компьютере. Копирование, перемещение файлов и папок. Удаление файлов и папок. Корзина. Очистка Корзины. Восстановление из Корзины. Работа с файлами на съемных носителях. Копирование, перемещение, удаление. Нахождение нужного файла через Проводник. Нахождение нужного файла через функцию «Поиск».
Работа с клавиатурным тренажером (11 ч)
Отработка навыка печати. Буквы. Сочетания букв. Цифры. Символы. Слова.
Предложения. Текст. Печать текста на время.
Текстовый редактор Word (10 ч)
Буфер обмена (копировать, вырезать, вставить). Абзац, стили, редактирование. Оформление заголовка текста. Вставка текста WordArt. Вкладка «Вставка». Оформление текста картинками. Сборник изображений ClipArt. Оформление титульного листа. Фигуры: геометрические фигуры, линии, фигурные стрелки, звёзды, ленты. Рисунок из нескольких фигур.
Повторение изученного. Итоговое занятие (2 ч)
Повторение изученного. Итоговое занятие.
Календарно-тематическое
планирование по учебному предмету
«основы информатики»
6 класса
I четверть (8 ч)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
Дата 6-а |
Примечание |
Правила техники безопасности при работе с компьютером (1 ч) |
|||||
1 |
Техника безопасности и организация рабочего места |
1 |
- слушание рассказа учителя о технике безопасности на рабочем месте; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации. |
|
|
Устройство компьютера (11 ч) |
|||||
2 |
Периферийные устройства ввода и вывода информации |
1 |
- слушание рассказа учителя о периферийных устройствах информации; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - выполнение записей в рабочей тетради; - просмотр презентации; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
3 |
CD и DVD диски, карты памяти, внешние жесткие диски |
1 |
- слушание рассказа учителя о носителях информации; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - выполнение записей в рабочей тетради; - просмотр презентации; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
4 |
Операционная система. Драйвера, кодеки и прочее служебное ПО |
1 |
- слушание рассказа учителя об операционной системе и служебном программном обеспечении; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - выполнение записей в рабочей тетради; - просмотр презентации; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
5 |
Программное обеспечение. Классификация ПО. Основные программы для работы на компьютере |
1 |
- слушание рассказа учителя о программном обеспечении; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - выполнение записей в рабочей тетради; - просмотр презентации; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
6 |
Организация данных в системе Windows. Создание папок и файлов |
1 |
- слушание рассказа учителя об организации данных в системе Windows; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
7 |
Создание папки со своей фамилией на компьютере |
1 |
- слушание рассказа учителя об организации данных в системе Windows; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
8 |
Копирование, перемещение файлов и папок |
1 |
- слушание рассказа учителя об организации данных в системе Windows; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
II четверть (8 ч)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
Дата 6-а |
Примечание |
|
9 |
Удаление файлов и папок. Корзина. Очистка Корзины. Восстановление из Корзины |
1 |
- слушание рассказа учителя об организации данных в системе Windows; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
11 |
Нахождение нужного файла через Проводник |
1 |
- слушание рассказа учителя о поиске файлов на компьютере; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
12 |
Нахождение нужного файла через функцию «Поиск» |
1 |
- слушание рассказа учителя о поиске файлов на компьютере; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
Работа с клавиатурным тренажером (11 ч) |
|
|||||
13 |
Отработка навыка печати. Буквы |
1 |
- слушание рассказа учителя о работе в клавиатурном тренажере; - ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
14 |
Отработка навыка печати. Сочетания букв |
1 |
- слушание рассказа учителя о работе в клавиатурном тренажере; - ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
15 |
Отработка навыка печати. Сочетания букв |
1 |
- слушание рассказа учителя о работе в клавиатурном тренажере; - ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
16 |
Отработка навыка печати. Цифры. Символы |
1 |
- слушание рассказа учителя о работе в клавиатурном тренажере; - ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
III четверть (10 ч)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
Дата 6-а |
Примечание |
|
17 |
Отработка навыка печати. Слова |
1 |
- слушание рассказа учителя о работе в клавиатурном тренажере; - ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
18 |
Отработка навыка печати. Слова |
1 |
- слушание рассказа учителя о работе в клавиатурном тренажере; - ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
19 |
Отработка навыка печати. Предложения |
1 |
- слушание рассказа учителя о работе в клавиатурном тренажере; - ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
20 |
Отработка навыка печати. Предложения |
1 |
- слушание рассказа учителя о работе в клавиатурном тренажере; - ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
21 |
Отработка навыка печати. Текст |
1 |
- слушание рассказа учителя о работе в клавиатурном тренажере; - ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
22 |
Отработка навыка печати. Текст |
1 |
- слушание рассказа учителя о работе в клавиатурном тренажере; - ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
23 |
Печать текста на время |
1 |
- ответы на вопросы учителя; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
Текстовый редактор Word (10 ч) |
|
|||||
24 |
Буфер обмена (копировать, вырезать, вставить) |
1 |
- слушание рассказа учителя о буфере обмена в текстовом редакторе; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
25 |
Абзац, стили, редактирование |
1 |
- слушание рассказа учителя об инструментах текстового редактора; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
26 |
Оформление заголовка текста |
1 |
- слушание рассказа учителя об инструментах текстового редактора; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
IV четверть (9 ч)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
Дата 6-а |
Примечание |
|
27 |
Вставка текста WordArt |
1 |
- слушание рассказа учителя об инструментах текстового редактора; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
28 |
Вкладка «Вставка» |
1 |
- слушание рассказа учителя об инструментах текстового редактора; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
29 |
Оформление текста картинками. Сборник изображений ClipArt |
1 |
- слушание рассказа учителя об инструментах текстового редактора; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
30 |
Оформление титульного листа |
1 |
- слушание рассказа учителя об инструментах текстового редактора; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
31 |
Фигуры: геометрические фигуры, линии |
1 |
- слушание рассказа учителя об инструментах текстового редактора; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
32 |
Фигуры: фигурные стрелки, звёзды, ленты |
1 |
- слушание рассказа учителя об инструментах текстового редактора; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
33 |
Рисунок из нескольких фигур |
1 |
- слушание рассказа учителя об инструментах текстового редактора; - участие в беседе по теме урока; - ответы на вопросы учителя; - просмотр презентации; - работа за компьютером, выполнение заданий; - работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. |
|
|
|
Повторение изученного. Итоговое занятие (2 ч) |
|
|||||
34 |
Повторение изученного |
1 |
- повторение изученного материала; - закрепление изученного материала; - выявление и восполнение пробелов в знаниях. |
|
|
|
35 |
Итоговое занятие |
1 |
- подведение итогов года; - закрепление изученного материала; - выявление и восполнение пробелов в знаниях. |
|
|
|
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Информатика 6 класс. Босова Л.Л., – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
2. Информатика 6 класс. Рабочая тетрадь. Босова Л.Л., – М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
4. Методическое пособие «Уроки информатики в 5-7 классах». Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Дополнительная литература
1. Занимательные задачи по информатике. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы
Аппаратные средства
1. Мультимедийные ПК.
2. Демонстрационное оборудование (проектор или телевизор).
3. Съемный носитель информации (внешний жесткий диск или флеш-накопитель).
Программные средства
1. Операционная система Windows.
2. Клавиатурный тренажер Stamina.
3. Пакет офисных приложений MS Office – а именно MS Office Word (или аналог).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.