Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл—5 кл
18.01.2020
Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся
«Основы пространственной ориентировки» Коррекционный курс «Основы пространственной ориентировки» включает в себя 7 разделов: «Развитие сохранных анализаторов», «Развитие навыков ориентировки в микропространстве», «Формирование предметных и пространственных представлений», «Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений», «Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров», «Совместная ориентировка со зрячими», «Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки».
Основы пространственной ориентировки.docx

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по коррекционному курсу «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 19.12.14 № 1598) с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.4)  одобренной от 22.12. 2015 г. № 4/15.

В соответствии с учебным планом начального общего образования по организации образовательного процесса слепых учащихся, обучающихся на дому в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий, на освоение коррекционного курса «Основы пространственной ориентировки» в 1 – 5  классах отводится 1  час в неделю. Общее количество часов – 169:

1 класс – 33 часа;

2 класс – 34 часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа;

5 класс – 34 часа.

Изучение коррекционного курса «Основы пространственной ориентировки» направлено на достижение цели  образовательно-коррекционной работы:

·        формирование социально-активной личности, способной к максимально самостоятельной ориентировке и безопасному передвижению в знакомом замкнутом и открытом пространстве.

Задачи:

·        способствовать формированию представлений обучающихся о знакомом пространстве;

·        формировать у обучающихся элементарные навыки и умения пространственной ориентировки в замкнутом и открытом пространстве;

·        способствовать формированию умения обучающихся пользоваться тростью;

·        формировать у обучающихся умение совместного передвижения с сопровождающим.

 

 

 

 

Общая характеристика курса

«Основы пространственной ориентировки»

Коррекционный курс «Основы пространственной ориентировки» включает в себя 7 разделов: «Развитие сохранных анализаторов», «Развитие навыков ориентировки в микропространстве», «Формирование предметных и пространственных представлений», «Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений», «Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров», «Совместная ориентировка со зрячими», «Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки».

Работа в рамках курса строится по концентрическому типу, т.е. на каждом последующем году обучения содержание пройденных разделов расширяется и усложняется. Таким образом, обучающиеся имеют возможность уточнять и закреплять полученные ранее знания, а также актуализировать и обогащать свой опыт, отрабатывая сформированные умения в изменяющихся условиях и приобретая на их основе новые.

Особенность коррекционного курса «Основы пространственной ориентировки» состоит в том, что он тесно связан с рядом общеобразовательных и коррекционных дисциплин учебного плана начального образования детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т.к. практически на всех уроках школьники отрабатывают ориентировку в микропространстве, ориентируясь в книге, тетради, на рабочем месте; в знакомом замкнутом пространстве, передвигаясь по классу (выходя к доске и возвращаясь на свое место); в незнакомом замкнутом и открытом пространстве во время разнообразных экскурсий. Тесная связь прослеживается со следующими предметным областями и коррекционными курсами.

С коррекционным курсом «Адаптивная физическая культура (АФК)», т.к. среди задач реализации содержания данного курса есть следующая – «Преодоление неуверенности при передвижении в пространстве, совершенствование навыков пространственной ориентировки»,  которая соотносится с такими результатами освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Основы пространственной ориентировки», как «преодоление страха пространства и неуверенности в овладении пространством», «овладение умениями самостоятельной пространственной ориентировки в замкнутом и открытом пространстве, в знакомом и незнакомом пространстве; овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве (пространство, ограниченное кистями рук) и макропространстве» (большом пространстве).  Взаимодействие осуществляется в рамках разделов: «Ориентировка на своем теле и телах других людей», «Ориентировка в микропространстве», «Ориентировка в замкнутом пространстве (в помещении) и формирование топографических представлений», «Ориентировка в свободном (открытом) пространстве и формирование топографических представлений» курса «Пространственная ориентировка».

С предметной областью «Математика», планируемые результаты освоения которой – «использование начальных математических знаний для описания процессов, явлений, оценки их … пространственных отношений», «владение умением располагать предметы на плоскости (на парте, на рельефных рисунках и других), в пространстве, в заданном по отношении друг к другу положении; владение умением словесно объяснять расположение предметов»  непосредственно относится к одному из результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка» - «овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве»  – раздел курса - «Ориентировка в микропро­странстве».

С предметной областью «Искусство» -  курс «Тифлографика», где одним из планируемых результатов является «овладение способами ориентировки на приборе для рисования», а прибор для рельефного рисования «Школьник» входит в микропространства слепого ученика. Следовательно, здесь также прослеживается связь с одним из результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка» - «овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве»  – раздел курса - «Ориентировка в микропространстве».

С коррекционным курсом «Сенсорное развитие», что немаловажно для достижения такого результата освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Основы пространственной ориентировки», как «развитие навыков использования сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве» – раздел курса «Развитие сохранных анализаторов и их использование при ориентировке в пространстве».

Направления работы в рамках курса

Коррекционно-развивающая работа

Реализация содержания курса «Основы пространственной ориентировки» со слепыми детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в основном в такой форме организации учебных занятий как индивидуальная работа. Эта форма является наиболее предпочтительной и эффективной по следующим причинам.

·                   Во-первых, формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у слепых и ослепших людей протекает достаточно специфично. Во многом это связано с невозможностью их формирования в условиях зрительной депривации непроизвольно, т.е. по визуальному подражанию, как это происходит у зрячих людей. Поэтому формирование таких навыков возможно только при непосредственном целенаправленном тактильном контакте педагога с незрячим школьником.

·                   Во-вторых, овладение приемами ориентировки и самостоятельным передвижением в пространстве слепым человеком (уровень его готовности к обучению ориентировке в пространстве, скорость формирования умений) – процесс весьма индивидуальный и небезопасный для здоровья обучаемого. Он не может быть заключен в строго определенные временные рамки.

·                   В-третьих, занятие по пространственной ориентировке – это практическое занятие с включением в него теоретической части, т.к. на полноценное усвоение слепыми детьми даже теоретического материала можно рассчитывать только тогда, когда он будет подкреплен демонстрацией на практике. Групповая работа со слепыми детьми в этом направлении эффективна при изучении только теоретического материала и только в малых группах (не более двух человек).

Реализация программы возможна как в форме индивидуальных занятий-практикумов для самих учащихся, так и в форме мастер-классов для их родителей.

На занятиях по пространственной ориентировке предусматриваются следующие основные виды учебной деятельности: работа с наглядным материалом (реальные предметы, модели, рельефные изображения и т.д.), ориентировка в помещениях, изучение и самостоятельное прохождение маршрутов, применение технических средств реабилитации (трости).

Наибольший эффект усвоения программного материала на занятиях по пространственной  ориентировке достигается при использовании сочетания словесных и наглядных методов. Например, подробное описание маршрута облегчает и делает наиболее безопасной практическую ориентировку при перемещении по нему, а с другой стороны - практическая ориентировка на маршруте может уточнить его словесное описание.

Приемы обучения на занятиях по пространственной ориентировке во многом отражают специфику приобретения знаний и умений школьниками с нарушением зрения – знакомство с реальными объектами или моделями, рельефными изображениями объектов, недоступных для непосредственного их восприятия; более детальное, расчлененное на этапы изучение маршрута или какого-либо действия (например, обследование помещения); многократное прохождение маршрута или повторение изучаемого действия с постепенным увеличением степени самостоятельности вплоть до полностью самостоятельного прохождения маршрута или повторение учащимися изученного действия.

Диагностическая работа

Мониторинг планируемых результатов по курсу «Основы пространственной ориентировки» осуществляется два раза в год – в начале (предварительный контроль), и в конце учебного года (итоговый контроль) в форме контрольного занятия.  Обучающиеся показывает свои знания, умения, а преподаватель выявляет ошибки и трудности, с которыми сталкивается ученик, планирует работу с ним на следующий учебный год.

Современная тифлопедагогика еще не располагает объективными методами, которые смогли бы достоверно замерить наличие и уровень сформированности  того или иного навыка пространственной ориентировки  у слепого человека. Изучение тифлопедагогической литературы, наблюдения и беседы с обучающимися, позволили выделить шесть уровней сформированности навыков самостоятельной ориентировки в окружающем пространстве.

Уровни сформированности умений и навыков

Критерии выполнения предложенного задания

Соблюдение правил техники безопасности

Высокий

Обучающийся самостоятельно, без ошибок, в полном объеме и рациональным способом выполняет предлагаемое задание, соблюдая при этом правила техники безопасности.

Соблюдает самостоятельно.

Выше среднего

Обучающийся самостоятельно, но только периодически с ошибками (неточностями) и (или) не в полном объеме и (или) не рациональным способом выполняет предлагаемое задание и соблюдает при этом правила техники безопасности.

Соблюдает самостоятельно, но периодически забывает о них.

Средний

Обучающийся выполняет предлагаемое задание самостоятельно, но с грубыми ошибками или с  незначительной направляющей и (или) контролирующей помощью взрослого / обучающийся ориентируется в пространстве при незначительной направляющей (контролирующей) помощи со стороны сопровождающего, идущего на расстоянии от обучающегося. Правила техники безопасности соблюдает с вербальной помощью (напоминанием).

Соблюдает с  вербальной помощью (напоминанием) сопровождающего.

Ниже среднего

Обучающийся выполняет предлагаемое задание, только при постоянном контроле или значительной действенной помощи со стороны взрослого / обучающийся ориентируется в пространстве только при постоянном контроле со стороны сопровождающего, идущего рядом.

Соблюдает с невербальной помощью сопровождающего.

Низкий

Сопровождающий выполняет предлагаемое задание руками обучающегося (совместно с ним) / обучающийся ориентируется в пространстве только совместно с сопровождающим.

Соблюдает только совместно с сопровождающим.

Неудовлетворительный

Обучающийся не выполняет предлагаемое задние  (ставится в случаях, когда вербальный и / или невербальный (тактильный) контакт с учеником  невозможен по объективным причинам).

Не соблюдает.

Указанные уровни сформированности умений и навыков самостоятельной ориентировки в окружающем пространстве достаточно условны, но раскрывают тенденции их формирования. В реальности все гораздо сложнее, т.к. есть моменты, когда уровень сформированности того или иного умения / навыка обучающегося не соответствует какому-то конкретному из выделенных уровней, а находится где-то между двумя соседними уровнями. Однако, эти уровни пусть примерно, но позволяют определить актуальный уровень сформированности умения / навыка пространственной ориентировки и выявить прогресс или регресс в его формировании, а также определить уровень освоения программы курса «Пространственная ориентировка».

Консультативная работа – взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса (родителями (законными представителями) и педагогически работниками) с целью ознакомления с рекомендациями по удовлетворению потребн6остей слепых обучающихся в получении знаний и умений ориентировки в пространстве.

Коррекционная направленность курса «Основы пространственной ориентировки»  была описана выше, т.к. межпредметная связь со всеми коррекционными является двусторонней.

Результатами освоения курса «Основы пространственной ориентировки» являются:

Личностные:

·          обучающийся поймет значение овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;

·          обучающийся будет обладать учебно-познавательным интересом к пространственной ориентировке.

Предметные:

Развитие сохранных анализаторов

·          обучающийся научится совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;

·          обучающийся сможет узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;

·          обучающийся сможет узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;

·          обучающийся научится узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве

·          обучающийся сможет свободно ориентировать «на себе»;

·          обучающийся научится ориентироваться в микропространстве – на столе, в брайлевском приборе, азбуке – колодке по Брайлю (колодке шеститочии).

Формирование предметных и пространственных представлений

·          обучающийся сможет узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство.

Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений

·          обучающийся сможет самостоятельно ориентироваться  в небольшом знакомом замкнутом пространстве.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров

·          обучающийся научится занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий, обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося, при выходе и входе в транспортное средство;

·          обучающийся сможет занимать правильную позу при поиске упавшего предмета.

Совместная ориентировка со зрячим

·          обучающийся научится соблюдать позу при совместном передвижении;

·          обучающийся сможет передвигаться совместно со сверстником и/или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;

·          обучающийся сможет обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание коррекционного курса

1 класс (33 ч)

Введение (2 ч)

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. Звуковая картина мира. Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке.

Развитие сохранных анализаторов (6 ч)

Мелкая моторика. Метод «сортировки». Развитие мелкой моторики. Мелкая моторика. Развитие точных движений пальцев рук. Органы осязания. Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи органов осязания. Органы слуха. Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи слуха.  Использование слуха  в качестве ориентира, характерных свойств и признаков предметов. Запахи вокруг нас. Использование запаха в качестве ориентира, характерных свойств и признаков предметов.  Зрительное восприятие замкнутого пространства.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве» (5 ч)

Представления о своём теле. Ориентировка на своем теле.  Ориентировка по сторонам собственного тела. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, выше, ниже. Ориентировка в двухмерном микропространстве: слева направо, справа налево. Ориентировка в двухмерном микропространстве: справа налево. Ориентировка в трехмерном микропространстве: сверху вниз, снизу вверх, наискось.

Формирование предметных и пространственных представлений (1 ч)

Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство: (комната, спальню, кухня, квартира или дом).

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (10 ч)

Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «от себя». Перемещение в пространстве в различных направлениях «от себя». Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «от себя» при изменении положения своего тела. Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «от другого человека или предмета». Перемещение в пространстве в различных направлениях «от предмета». Ориентировка  и перемещение в замкнутом пространстве: кухня. Ориентировка и перемещение в замкнутом пространстве: спальня. Ориентировка и перемещение в замкнутом пространстве: комната. Улица. Правила поведения на улице. Улица. Правила дорожного движения. Движение по тротуарам.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров» (1 ч)

Правильная поза в разных положениях, при осуществлении различных действий.

Совместная ориентировка со зрячими (1 ч)

Ориентировка и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего.

Обучение пользоваться тростью (6 ч)

История создания белой трости. Значение белой трости в ориентировке, функции трости. Виды тростей, способы индивидуального  подбора трости. Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи трости.

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч)

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс (34 ч)

Введение (2 ч)

Инструктаж по технике безопасности. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. Звуки окружающей среды. Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке.

Развитие сохранных анализаторов (6 ч)

Мелкая моторика. Развитие тактильных рецепторов на кончиках пальцев.  Мелкая моторика. Развитие точных движений пальцев рук. Органы слуха. Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи слуха.  Использование слуха  в качестве ориентира. Органы осязания. Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи органов осязания. Органы обоняния. Использование запаха в качестве ориентира.  Зрительное восприятие замкнутого пространства.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве  (6 ч)

Представления о своём теле. Ориентировка «на себе» (части тела и лица). Ориентировка «на себе» (право, лево). Парные части тела. Ориентировка в схеме тела другого человека. Ориентировка в пространстве. Положения собственного тела в пространстве (стоит, лежит, сидит, положение рук…). Ориентировка в пространстве. Определение положения тела другого человека в пространстве. Ориентировка в пространстве. Ориентировка в схеме тела животного на макете.

Формирование предметных и пространственных

представлений (1 ч)

Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство: (комната, спальню, кухня, квартира или дом).

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (10 ч)

Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «от себя». Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: в, на, под. Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: над, у, за. Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: впереди, позади. Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: справа, слева. Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: вверху, внизу. Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: далеко, близко, рядом, около. Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: между, в центре, в середине. Улица. Правила поведения на улице. Улица. Правила дорожного движения. Движение по тротуарам.

Ориентировка на плоскости (4 ч)

Ориентировка на плоскости стола (называние сторон и углов). Нахождение предмета на столе. Ориентировка в книге. Определение и называние направления: слева направо, справа налево; сверху вниз, снизу вверх. Ориентировка на плоскости. Вертикальные линии. Выкладывание изображений из палочек . Ориентировка на плоскости. Горизонтальные линии. Выкладывание изображении из палочек (дорожка).

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров (1 ч)

Правильная поза в разных положениях, при осуществлении различных действий.

Совместная ориентировка со зрячими (1 ч)

Ориентировка и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего.

Обучение пользоваться тростью (2 ч)

Белая трость. Значение белой трости в ориентировке, функции трости. Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения.

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч)

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

Тема раздела

Кол-во часов

1

Развитие сохранных анализаторов.

2

2

Развитие навыков ориентировки в микропространстве.

7

3

Формирование предметных и пространственных представлений.

8

4

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.

8

5

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров.

5

6

Совместная ориентировка со зрячими.

1

7

Обучение пользоваться тростью.

2

8

Диагностика.

1

Итого:

34

Знакомство с кабинетом ориентировки в пространстве.  Представления ученика о своём теле.  Игры и упражнения на знание своего тела.  «Азбука пространственной ориентировки».  Ориентировка в микро-пространстве: за рабочим столом.  Ориентировка в тетради и на приборе. Ориентировка в учебнике. Формирование правильной позы и походки при ориентировке и обследовании окружающих предметов. Обучение ориентировке в замкнутом пространстве (школа). Ориентировка на втором этаже школы. Ориентировка на третьем этаже школы. Ориентировка на первом этаже школы. Работа по простейшей схеме школьного здания. Ориентировка в актовом зале: зал, сцена. Использование сохранных анализаторов при ориентировке в пространстве. Прямолинейное движение и повороты. Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство. Работа на приборе «Ориентир»: детали. Построение на приборе прямых путей, путей с поворотом, окружных путей. Построение зданий на приборе: дома, школа. Приёмы работы с тростью: в помещении, по лестнице, на улице. Движение, развитие чувства преграды для незрячего. Ориентировка на пришкольном участке. Передвижение с сопровождающим Улица. Правила уличного движения. Движение по тротуарам. Повторение и проверка изученного материала. Диагностика.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

Тема раздела

Количество
часов

1

Введение.

1

2

Ориентировка в помещениях.

10

3

Ориентировка в городе.

10

4

Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке.

7

5

Расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки.

6

Итого:

34


         Значение навыков самостоятельной пространственной ориентировки в жизни слабовидящих. Краткое знакомство с курсом на год. Системы мобильности. Диагностика. Ориентировка в помещениях. Виды зданий и помещений. Приёмы обследования помещений и зданий слепыми и слабовидящими. Приёмы обследования предметов, находящихся в помещениях. Передвижение в изученном (знакомом) помещении. Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении.  Ориентировка в помещениях и зданиях. Продуктовый магазин. Магазин промышленных товаров. Ориентировка в помещениях и зданиях. Отделение связи. Ориентировка в городе. Формирование представления о городе.  Изучение приёмов обследования города. Правила безопасного передвижения в городе.  Обследование и изучение прилегающих к школе улиц. Углублённое ознакомление с элементами улицы. Эффективное использование элементов улицы в пространственной ориентировке. Приемы ходьбы с опытными и случайными сопровождающими. Активность незрячего, как необходимое условие при общении с сопровождающим. Пространственная ориентировка на прилегающих к школе улицах. Активность при общении со
случайным сопровождающим.
Общение с продавцом или продавцом – консультантом в продуктовом магазине. Общение в поликлинике.  Актуализация правил перехода через дорогу. Переход через дорогу с опытным сопровождающим. Самостоятельный переход через дорогу. «Островок» безопасности. Переход через дорогу со случайным сопровождающим.  Изучение маршрутов до ближайших к школе остановок общественного транспорта. Особенности остановок общественного транспорта. Упражнения в нахождении остановок. Изучение правил уличного движения. Применение на практике правил уличного движения. Безопасное использование общественного транспорта в пространственной ориентировке. Ориентировка и работа тростью при использовании общественного транспорта.  Правила посадки в транспорт и выхода из него. Изучение территории школы – интерната. Составление схемы территории школы – интерната.  Ориентирование на территории школы – интерната.  Закрепление знания территории школы – интерната.  Особенности ориентировки у водоёма. Диагностика знаний и умений по ПО на конец учебного год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 класс

Тема раздела

Количество
часов

1

Введение.

1

2

Ориентировка в помещениях.

6

3

Ориентировка в городе.

10

4

Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке.

7

5

Расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки.

10

Итого:

34


          Значение навыков самостоятельной пространственной ориентировки в жизни слабовидящих. Краткое знакомство с курсом на год. Системы мобильности. Диагностика. Ориентировка в помещениях. Виды зданий и помещений. Приёмы обследования помещений и зданий слепыми и слабовидящими. Приёмы обследования предметов, находящихся в помещениях. Передвижение в изученном (знакомом) помещении. Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении.  Ориентировка в помещениях и зданиях. Продуктовый магазин. Магазин промышленных товаров.  Ориентировка в помещениях и зданиях. Отделение связи. Ориентировка в городе. Формирование представления о городе.  Изучение приёмов обследования города. Правила безопасного передвижения в городе.  Обследование и изучение прилегающих к школе улиц.  Углублённое ознакомление с элементами улицы. Эффективное использование элементов улицы в пространственной ориентировке. Приемы ходьбы с опытными и случайными сопровождающими. Активность незрячего, как необходимое условие при общении с сопровождающим. Пространственная ориентировка на прилегающих к школе улицах. Активность при общении со случайным сопровождающим. Общение с продавцом или продавцом – консультантом в продуктовом магазине. Общение в поликлинике.  Актуализация правил перехода через дорогу. Переход через дорогу с опытным сопровождающим.  Самостоятельный переход через дорогу. «Островок» безопасности.  Переход через дорогу со случайным сопровождающим.  Изучение маршрутов до ближайших к школе остановок общественного транспорта.  Особенности остановок общественного транспорта. Упражнения в нахождении остановок.  Изучение правил уличного движения. Применение на практике правил уличного движения.  Безопасное использование общественного транспорта в пространственной ориентировке.  Ориентировка и работа тростью при использовании общественного транспорта.  Правила посадки в транспорт и выхода из него. Изучение территории школы – интерната. Составление схемы территории школы – интерната.  Ориентирование на территории школы – интерната.  Закрепление знания территории школы – интерната.  Особенности ориентировки у водоёма. Диагностика знаний и умений по ПО на конец учебного года.

Учебно-методический материал и материально-техническое обеспечение

Наглядные пособия и дидактические материалы1

Для развития сохранных анализаторов

·        Разборная азбука по Брайлю

·        Прибор для письма по брайлю

·        Грифель

·         Тетрадь для письма по брайлю1

·        Звучащий мяч

·        Набор звуковых картинок «Звуков живой природы», «Звуков неживой природы», «Голоса людей»

·        Набор запахов

·        Набор мячей разного размера, из разных материалов и с разным характером поверхности

Для развития навыков ориентировки в микропространстве:

·        Набор плоских геометрических фигур (на липучках или магнитах)

·        Набор объемных геометрических тел

·        Матрешка

·        Фланелеграф

·        Доска магнитная

·        Приборы «Ориентир»

Для формирования предметных и пространственных представлений:

·        Набор детской мебели

·        Набор детской посуды

·        Набор детской одежды

·        Набор детской обуви

·        Альбомы с рельефными изображениями предметов мебели, посуды, одежды, обуви

·        Рельефные планы салонов транспортных средств

Для обучения ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений:

·        Макет школьных зданий и пришкольной территории

·        Рельефный план этажей школьных зданий

·        Рельефный план пришкольной территории

·        Рельефные планы ближайших к школе улиц и их фрагментов

·        Рельефные планы перекрестков

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров

·        Альбомы с рельефными изображениями поз и жестов человека

Оборудование для обучения пользованию тростью:

·        Трость тактильная, ориентационная, комбинированная

·        Трость тактильная, ориентационная, складная

·        Трость тактильная, ориентационная, телескопическая

·        Трость тактильная, ориентационная, цельная

·        Наконечник для ориентационной трости крутящийся

Перечень литературы для учителя

1.                 Любимов А.А., Денискинв В.З. Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы и виды пространства для коррекционного курса «Пространственная ориентировка» // Дефектология. – 2013. – №2. – С. 16-22.

2.                 Любимов А.А., Любимова М.П. Правила взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых людей с нарушением зрения в процессе передвижения // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2013. - №6. – С.28-32.

3.                  Любимова М.П., Любимов А.А.  Приемы сопровождения лиц с нарушением зрения в процессе передвижения в пространстве // Странички для занятий с детьми «Мы вместе». – 2013. – №6.

4.                 Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников: Методическое пособие Составитель Е. А, Кульбуш. – М.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. – 49 с.

5.                 Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое пособие / под науч. редакцией  Л И Солнцевой. – М.: Педагогика, 1990. – 127 с.

6.                 Подколзина Е. Н. Ориентировка в пространстве [Текст] / Е. Н. Подколзина // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / под ред. Л. И. Плаксиной. - М. : Город, 1999. -  Ч. 1 Детский сад - С. 120 – 130.

7.                 Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / под ред. Л. И. Плаксиной. - М. : Город, 1999. -  Ч. 2 - С. 132 – 136.

8.                 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15).

9.                 Рудакова Л. А. Пространственная ориентировка. Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога [Текст] / авт.-сост. Л. А. Рудакова // Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. – СПб. : Образование, 1995. - С. 5-40. (Рудакова)

10.            Солнцева Л. И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности: учебно-методическое пособие / Л. И. Солнцева, Л.А. Семенов. - М. :  ВОС, 1989. – 80 с.

11.            Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Образование, 1995.

12.            Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №1598 от 19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ).

 

 

 

 


Тематическое планирование 1 класс

№ урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Введение (2 ч)

1

Инструктаж по технике безопасности. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года.

Показывает знания, умения, навыки в учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года.

2

Звуковая картина мира. Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке.

Развивает сохранные анализаторы, комплексно использует  сохранные  анализаторы в пространственной ориентировке.

Развитие сохранных анализаторов (6 ч)

3

Мелкая моторика. Метод «сортировки». Развитие мелкой моторики.

Развивает  мелкую моторику.

4

Мелкая моторика. Развитие точных движений пальцев рук.

Развивает точные движения пальцев рук.

5

Органы осязания. Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи органов осязания.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве при помощи органов осязания.

6

Органы слуха. Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи слуха.  Использование слуха  в качестве ориентира, характерных свойств и признаков предметов.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве при помощи слуха.  Использует слух  в качестве ориентира, характерных свойств и признаков предметов.

7

Запахи вокруг нас. Использование запаха в качестве ориентира, характерных свойств и признаков предметов.

Использует запах в качестве ориентира, характерных свойств и признаков предметов.

8

Зрительное восприятие замкнутого пространства.

Учится пользоваться оставшимся зрительным анализатором при изучении замкнутого пространства.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве  (5 ч)

9

Представления о своём теле. Ориентировка на своем теле.

Учится ориентироваться на собственном теле.

10

Ориентировка по сторонам собственного тела. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, выше, ниже.

Учится ориентироваться по сторонам собственного тела.

11

Ориентировка в двухмерном микропространстве: слева направо, справа налево.

Учится ориентироваться в двухмерном микропространстве.

12

Ориентировка в двухмерном микропространстве: справа налево

Учится ориентироваться в двухмерном микропространстве.

13

Ориентировка в трехмерном микропространстве: сверху вниз, снизу вверх, наискось

Учится ориентироваться в трёхмерном микропространстве.

Формирование предметных и пространственных представлений (1 ч)

14

Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство: (комната, спальню, кухня, квартира или дом).

Знакомится с предметами наполняющими замкнутое пространство.

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (10 ч)

15

Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «от себя».

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве.

16

Перемещение в пространстве в различных направлениях «от себя».

Учится перемещаться в замкнутом пространстве.

17

Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «от себя» при изменении положения своего тела.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве.

18

Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «от другого человека или предмета»

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве.

19

Перемещение в пространстве в различных направлениях «от предмета».

Учится перемещаться в замкнутом пространстве.

20

Ориентировка  и перемещение в замкнутом пространстве: кухня.

Учится ориентироваться и перемещаться  в замкнутом пространстве.

21

Ориентировка и перемещение в замкнутом пространстве: спальня.

Учится ориентироваться и перемещаться  в замкнутом пространстве.

22

Ориентировка и перемещение в замкнутом пространстве: комната.

Учится ориентироваться и перемещаться  в замкнутом пространстве.

23

Улица. Правила поведения на улице.

Знакомится и изучает правила поведения на улице.

24

Улица. Правила дорожного движения. Движение по тротуарам.

Знакомится и изучает правила дорожного движения.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров (1 ч)

25

Правильная поза в разных положениях, при осуществлении различных действий.

Знакомится и изучает правильные позы в разных положениях, при осуществлении различных действий.

Совместная ориентировка со зрячими (1 ч)

26

Ориентировка и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего.

Учится ориентироваться и перемещаться в пространстве при помощи зрячего сопровождающего.

Обучение пользоваться тростью (6 ч)

27

История создания белой трости.

Изучает историю создания белой трости.

28

Значение белой трости в ориентировке, функции трости,

Изучает значение и функции белой трости.

29

Виды тростей, способы индивидуального  подбора трости.

Знакомится в разными видами тростей и способами подбора.

30

Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения.

Знакомится с приёмами ходьбы с тростью.

31

Подъем и спуск по лестнице с помощью трости.

Знакомится с приёмами подъёма и спуска по лестнице с тростью.

32

Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи трости.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве при помощи трости.

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч)

33

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года.

Показывает знания, умения, навыки в учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 2 класс

№ урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Введение (2 ч)

1

Инструктаж по технике безопасности. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года.

Показывает знания, умения, навыки в учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года.

2

Звуки окружающей среды. Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке.

Развивает сохранные анализаторы, комплексно использует  сохранные  анализаторы в пространственной ориентировке.

Развитие сохранных анализаторов (6 ч)

3

Мелкая моторика. Развитие тактильных рецепторов на кончиках пальцев.

Развивает  мелкую моторику.

4

Мелкая моторика. Развитие точных движений пальцев рук.

Развивает точные движения пальцев рук.

5

Органы слуха. Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи слуха.  Использование слуха  в качестве ориентира.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве при помощи органов осязания.

6

Органы осязания. Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи органов осязания.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве при помощи слуха.  Использует слух  в качестве ориентира.

7

Органы обоняния. Использование запаха в качестве ориентира.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве при помощи слуха.  Использует запах в качестве ориентира.

8

Зрительное восприятие замкнутого пространства.

Учится пользоваться оставшимся зрительным анализатором при изучении замкнутого пространства.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве  (6 ч)

9

Представления о своём теле. Ориентировка «на себе» (части тела и лица).

Учится ориентироваться на собственном теле.

10

Ориентировка «на себе» (право, лево). Парные части тела.

Учится ориентироваться по сторонам собственного тела.

11

Ориентировка в схеме тела другого человека.

Учится ориентироваться на теле другого человека.

12

Ориентировка в пространстве. Положения собственного тела в пространстве (стоит, лежит, сидит, положение рук…)

Учится ориентироваться в пространстве.

13

Ориентировка в пространстве. Определение положения тела другого человека в пространстве.

Учится ориентироваться в трёхмерном микропространстве.

14

Ориентировка в пространстве. Ориентировка в схеме тела животного на макете.

Учится ориентироваться в схеме тела животного на макете.

Формирование предметных и пространственных представлений (1 ч)

15

Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство: (комната, спальню, кухня, квартира или дом).

Знакомится с предметами наполняющими замкнутое пространство.

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (10 ч)

16

Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «от себя».

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве.

17

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: в, на, под.

Учится перемещаться в замкнутом пространстве.

18

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: над, у, за.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве.

19

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: впереди, позади.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве.

20

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: справа, слева.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве.

21

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: вверху, внизу.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве.

22

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: далеко, близко, рядом, около.

Учится ориентироваться в замкнутом пространстве.

23

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: между, в центре, в середине.

Учится перемещаться в замкнутом пространстве.

24

Улица. Правила поведения на улице.

Знакомится и изучает правила поведения на улице.

25

Улица. Правила дорожного движения. Движение по тротуарам.

Знакомится и изучает правила дорожного движения.

Ориентировка на плоскости (4 ч)

26

Ориентировка на плоскости стола (называние сторон и углов). Нахождение предмета на столе.

Учится ориентироваться на плоскости.

27

Ориентировка в книге. Определение и называние направления: слева направо, справа налево; сверху вниз, снизу вверх.

Учится ориентироваться на плоскости.

28

Ориентировка на плоскости. Вертикальные линии. Выкладывание изображений из палочек .

Учится ориентироваться на плоскости.

29

Ориентировка на плоскости. Горизонтальные линии. Выкладывание изображении из палочек (дорожка).

Учится ориентироваться на плоскости.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров (1 ч)

30

Правильная поза в разных положениях, при осуществлении различных действий.

Знакомится и изучает правильные позы в разных положениях, при осуществлении различных действий.

Совместная ориентировка со зрячими (1 ч)

31

Ориентировка и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего.

Учится ориентироваться и перемещаться в пространстве при помощи зрячего сопровождающего.

Обучение пользоваться тростью (2 ч)

32

Белая трость. Значение белой трости в ориентировке, функции трости.

Изучает значение и функции белой трости.

33

Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения.

Изучает приёмы ходьбы с тростью.

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч)

34

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года.

Показывает знания, умения, навыки в учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года.

 

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Основы пространственной ориентировки» для  слепых обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020