Введение
Рабочая программа по предмету: «Право 10-11 класс» (социально-экономического и социально-гуманитарного профиля) составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями от 11.12.2020);
- Примерная программа по предмету право составлена на основе программы «Основы права. 10-11 класс» (автор Никитин А.Ф. - М.: Дрофа)
- Основная образовательная программа МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина;
- Учебный план школы;
- Календарный график школы на текущий учебный год
УМК:
для ученика: Право 10-11 класс / под редакцией Никитина А.Ф., издательства Дрофа.
для учителя: рабочая программа и тематическое планирование «Основы права. 10-11 класс» (автор Никитин А.Ф. - М.: Дрофа)
Программа рассчитана на не менее 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
ФГОС
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области «обществознание» должно обеспечить:
- сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
- понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
- сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
- формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
- сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
- владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
10 класс
Выпускник на углубленном уровне научится:
· выделять содержание различных теорий происхождения государства;
· сравнивать различные формы государства;
· приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;
· соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
· применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
· оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
· сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
· проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
· характеризовать особенности системы российского права;
· различать формы реализации права;
· выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
· оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
· различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
· выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
· целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
· сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
· оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
· характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
· характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
· дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
· характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
· характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
· характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
· выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
· характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;
· определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;
· различать способы мирного разрешения споров;
· оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
· сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;
· дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
· различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
· проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
· дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
· сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
· оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
· понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
· классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;
· толковать государственно-правовые явления и процессы;
· проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;
· различать принципы и виды правотворчества;
· описывать этапы становления парламентаризма в России;
· сравнивать различные виды избирательных систем;
· анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;
· анализировать институт международно-правового признания;
· выявлять особенности международно-правовой ответственности;
· выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;
· оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени.
11 класс
Выпускник научится:
· выделять структурные элементы системы российского законодательства;
· анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права;
· проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
· целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
· различать формы наследования;
· различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
· выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
· анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака;
· различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
· выделять права и обязанности членов семьи;
· характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
· проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
· различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
· дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
· проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
· целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
· в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
· соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
· применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
· дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
· проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
· давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;
· применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
· выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник получит возможность научиться:
· формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
· различать опеку и попечительство;
· находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;
· определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
· характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
· определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема 1. История государства и права. (9 часов)
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.
Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой.
«Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права. (10 часов)
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Тема 3. Конституция Российской Федерации. (23 часов)
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Тема 4. Права человека. (13 часов)
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема 5. Избирательное право. (13 часа)
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Тема 6. Гражданское право. (19 часов)
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 7. Налоговое право. (7 часов)
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Тема 8. Семейное право. (7 часов)
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
Тема 9. Трудовое право. (5 часов)
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Тема 10. Административное право. (4 часа)
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
РАЗДЕЛ IV. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Тема 11. Уголовное право. (8 часов)
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 12. Основы судопроизводства. (7 часов)
РАЗДЕЛ V. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Тема 13. Правовая культура и правосознание. (11 часов)
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.
Тематическое планирование
10 класс
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1. |
История государства и права. |
9 |
2. |
Вопросы теории государства и права. |
10 |
3. |
Конституция Российской Федерации. |
23 |
4. |
Права человека |
13 |
5. |
Избирательное право. |
13 |
Итого |
|
68 |
11 класс
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
6. |
Гражданское право. |
19 |
7. |
Налоговое право. |
7 |
8. |
Семейное право. |
7 |
9. |
Трудовое право. |
5 |
10. |
Административное право. |
4 |
11. |
Уголовное право. |
8 |
12. |
Основы судопроизводства. |
7 |
13. |
Правовая культура и правосознание. |
11 |
Итого |
|
68 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.