Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий природный мир
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий природный мир

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
27.01.2020
Рабочая программа по предмету "Развитие речи  и окружающий природный мир
RP_r_r_i_opm.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

 

 

 Рассмотрено на МО

______________________

протокол №______

от «__»________ 20___г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_______/ _____________

«_____________ 20___г.

Принято

на заседании МС

протокол № ______

От «__» ________ 20__г.

Утверждаю

директор школы

________ И.Н. Антуфьев

«___» _________ 20___г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Развитие речи и окружающий природный мир

название учебного предмета (курса)

 

Начальное общее образование (вариант 6.4.)

3 класс

уровень образования, класс (группа)

 

1 год

срок реализации

 

 

 

 

Разработчик(и) программы

Зорина Марина Александровна

                                                                                                                      Ф.И.О.

учитель начальных классов                                                                                                                                                               должность

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Северодвинск

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Я.Баряевой, Н.Н.Яковлевой (Спб.:ЦДК проф.Л.Б.Бряевой, 2011) и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4.) ГБОУ АО «ССКОШИ».

Нарушение речи у учащихся с НОДА с ТМНР  имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную.

Программа учебного курса «Развитие речи и окружающий природный мир» обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственно наблюдаемых предметов и явлений окружающей действительности.

Целью обучения данному предмету является формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются:

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения.

Развитие речи и окружающий природный мир, как учебный предмет является одним из  ведущих, так как речь играет основную роль в развитии высших психических функций, что в свою очередь определяет  успешность всего школьного обучения.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.

Содержание, сроки ведения и продолжительность  коррекционной работы осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей класса. В ходе реализации задач коррекционно — развивающей области, предмет «Развитие речи и окружающий природный мир» интегрируется  с различными учебными предметами и направлениями коррекционной работы.

Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей и потребностей обучающихся с НОДА с ТМНР. Дополнительно проводится специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения, затрудняющие коммуникацию  (совместно с логопедом) и коррекционная работа по сенсорному развитию (совместно с дефектологом) в течение 3 года обучения и в последующих классах.

Учебный предмет «Развитие речи и окружающий природный мир» относится к образовательной области «Естествознание».

Дисциплина «Развитие речи и окружающий природный мир» изучается с 1 по 5 класс. По учебному плану школы на изучение предмета во 3 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).

Срок реализации программы – 1 год.

Текущий контроль осуществляется по безотметочной системе. Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по возрасту.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ 3 КЛАССА

В процессе обучения у учащихся формируются следующие личностные БУД:

·      наличие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

·      владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

·      владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

·      наличие социально - значимых мотивов учебной деятельности, способность принимать и выполнять социальные роли обучающихся;

·      проявление доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

В процессе обучения у учащихся формируются следующие предметные БУД:

· развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;

· понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений);

· распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

· формирование первоначальных представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  

- осознавать свою неразрывную связь с природой.

СОДЕРЖАНИЕ

Обобщение представлений учащихся о лете. Составление коллективного рассказа о лете. Экскурсия «Изменения в природе осенью». Систематизация представлений об осени. Пополнение  представлений об овощах.  Составление по плану рассказа о моркови, репе. Составление описательного рассказа о свёкле и кабачке.  Пополнение  представлений о фруктах.  Составление по плану рассказа о яблоке, груше. Составление по плану рассказа о лимоне,  апельсине. Экскурсия «Наблюдение за птицами осенью». Расширение представлений о перелётных птицах. Составление коллективного рассказа «Ласточки». Составление рассказа по плану «Утки». Расширение представлений о бахчевых культурах. Составление коллективного рассказа «Арбуз». Составление коллективного рассказа «Дыня». Расширение представления о садовых ягодах. Составление рассказа по плану «Сливы», «Абрикосы». Расширение представления о лесных ягодах. Составление рассказа по плану «Брусника», «Клюква». Пополнение  представлений о насекомых.  Составление по плану рассказа о мухе. Составление описательного рассказа «Кузнечик». Экскурсия « Наблюдение за деревьями зимой». Расширение представлений о лиственных деревьях. Составление коллективного рассказа «Берёза». Составление рассказа по плану «Рябина». Пополнение представлений о хвойных деревьях. Составление коллективного рассказа «Ель». Составление сравнительного рассказа «Сосна». Экскурсия «Изменения в природе зимой». Систематизация представлений о зиме. Пополнение  представлений о диких животных.  Составление по плану рассказа «Ёж». Составление описательного рассказа о «Лось». Пополнение  представлений о домашних животных. Составление по плану рассказа «Лошадь». Составление по плану рассказа «Коза». Расширение представлений о домашних птицах. Составление коллективного рассказа «Курицы». Составление рассказа по плану «Утки». Экскурсия «Наблюдение за птицами». Расширение представлений о зимующих птицах. Составление коллективного рассказа «Ворона». Составление рассказа по плану «Воробей». Пополнение представлений о комнатных растениях. Составление коллективного рассказа «Герань». Составление рассказа по плану «Хлорофитум». Экскурсия «Наблюдение за изменениями в природе  весной». Систематизация представлений о весне. Формирование  представлений о кустарниках. Составление коллективного рассказа «Акация». Обобщение представлений о кустарниках.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Тема

Общее количество часов по программе

Из них

Контрольная часть

Практическая часть

1

Временные представления

12

 

4 (Экскурсии)

2

Объекты неживой природы

31

 

1 (Экскурсии)

3

Животный мир

25

 

1 (Экскурсии)

 

Итого

68

 

6

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

N

Основное содержание темы (дидактические единицы)

Основные виды деятельности ученика (на уровне БУД)

Матер.-техн.обеспеч.

Дата

При

ме

ч.

Пл.

Фк.

 

В процессе обучения у учащихся формируются следующие личностные БУД:

·      наличие адекватных представлений о собственных возможностях;

·      владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

·      владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

·      наличие социально - значимых мотивов учебной деятельности, способность принимать и выполнять социальные роли обучающихся;

·      проявление доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

В процессе обучения у учащихся формируются следующие предметные БУД:

· развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;

· понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений);

· распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

· формирование первоначальных представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

1

Обобщение представлений учащихся о лете.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации.

 

 

 

 

2

Составление коллективного рассказа о лете.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Составляют рассказ о лете.

 

 

 

 

3

Экскурсия «Изменения в природе осенью».

Наблюдают под руководством взрослого за изменениями в природе.

 

 

 

 

4

Систематизация представлений об осени.

Смотрят фильм «Осень». Штрихуют, раскрашивают.

 

 

 

 

5

Пополнение  представлений об овощах.

Рассматривают овощи (морковь, репа), описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

6

Составление по плану рассказа о моркови, репе.

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, рисуют.

 

 

 

 

7

Уточнение представлений об овощах.

Рассматривают овощи (свёкла, кабачок), описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

8

Составление описательного рассказа о свёкле и кабачке.

Составляют по плану рассказ; обводят по точкам, по трафарету, рисуют.

 

 

 

 

9

Пополнение  представлений о фруктах.

Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

10

Составление по плану рассказа о яблоке, груше.

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету.

 

 

 

 

11

Пополнение  представлений о фруктах.

Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

12

Составление по плану рассказа о лимоне,  апельсине.

Рассматривают, описывают, отвечают на вопросы, составляют рассказ.

 

 

 

 

13

Экскурсия «Наблюдение за птицами осенью».

Наблюдают под руководством взрослого, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

14

Расширение представлений о перелётных птицах.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации.

 

 

 

 

15

Составление коллективного рассказа «Ласточки»

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету.

 

 

 

 

16

Обобщение представлений о перелётных птицах.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации.

 

 

 

 

17

Составление рассказа по плану «Утки»

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету.

 

 

 

 

18

Расширение представлений о бахчевых культурах.

Рассматривают, описывают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

19

Составление коллективного рассказа «Арбуз».

Составляют рассказ по плану.

 

 

 

 

20

Пополнение представлений о бахчевых культурах.

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

21

Составление коллективного рассказа «Дыня».

Составляют рассказ по плану.

 

 

 

 

22

Расширение представления о садовых ягодах.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации.

 

 

 

 

23

Составление рассказа по плану «Сливы», «Абрикосы».

Составляют рассказ по плану.

 

 

 

 

24

Расширение представления о лесных ягодах.

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

25

Составление рассказа по плану «Брусника», «Клюква».

Составляют рассказ по плану.

 

 

 

 

26

Пополнение  представлений о насекомых.

Рассматривают картинки, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

27

Составление по плану рассказа о мухе.

Составляют рассказ, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

28

Уточнение представлений о насекомых.

Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

29

Составление описательного рассказа «Кузнечик».

Рассматривают картинки, описывают, отвечают на вопросы, составляют рассказ.

 

 

 

 

30

Экскурсия « Наблюдение за деревьями зимой»

Наблюдают под руководством взрослого за изменениями в природе.

 

 

 

 

31

Расширение представлений о лиственных деревьях.

Рассматривают картинки, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

32

Составление коллективного рассказа «Берёза»

Составляют рассказ, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

33

Обобщение представлений о лиственных деревьях.

Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

34

Составление рассказа по плану «Рябина»

Рассматривают картинки, описывают, отвечают на вопросы, составляют рассказ.

 

 

 

 

35

Пополнение представлений о хвойных деревьях.

Рассматривают картинки, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

36

Составление коллективного рассказа «Ель»

Составляют рассказ, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

37

Обобщение представлений о хвойных деревьях.

Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

38

Составление сравнительного рассказа «Сосна»

Рассматривают картинки, сравнивают, отвечают на вопросы, составляют рассказ.

 

 

 

 

39

Экскурсия «Изменения в природе зимой».

Наблюдают под руководством взрослого за изменениями в природе.

 

 

 

 

40

Систематизация представлений о зиме.

Смотрят обуч.фильм «Признаки зимы». Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

41

Пополнение  представлений о диких животных.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации.

 

 

 

 

42

Составление по плану рассказа «Ёж».

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, дорисовывают.

 

 

 

 

43

Систематизация  представлений о диких животных.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации.

 

 

 

 

44

Составление описательного рассказа о «Лось».

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, дорисовывают.

 

 

 

 

45

Пополнение  представлений о домашних животных.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают тематические картинки.

 

 

 

 

46

Составление по плану рассказа «Лошадь».

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, дорисовывают.

 

 

 

 

47

Пополнение  представлений о домашних животных.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки.

 

 

 

 

48

Составление по плану рассказа «Коза».

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, дорисовывают.

 

 

 

 

49

Расширение представлений о домашних птицах.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки.

 

 

 

 

50

Составление коллективного рассказа «Курицы»

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, дорисовывают.

 

 

 

 

51

Обобщение представлений о домашних птицах.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки.

 

 

 

 

52

Составление рассказа по плану «Утки»

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету.

 

 

 

 

53

Экскурсия «Наблюдение за птицами»

Наблюдают под руководством взрослого, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

54

Расширение представлений о зимующих птицах.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации.

 

 

 

 

55

Составление коллективного рассказа «Ворона»

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету.

 

 

 

 

56

Обобщение представлений о зимующих птицах.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки.

 

 

 

 

57

Составление рассказа по плану «Воробей»

Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, рисуют.

 

 

 

 

58

Пополнение представлений о комнатных растениях.

Рассматривают, описывают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

59

Составление коллективного рассказа «Герань»

Рассматривают растение и картинки. Описывают. Составляют коллективный рассказ по вопросам.

 

 

 

 

60

Расширение представлений о комнатных растениях.

Рассматривают, описывают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

61

Составление рассказа по плану «Хлорофитум»

Рассматривают растение и картинки. Описывают. Составляют коллективный рассказ по вопросам.

 

 

 

 

62

Экскурсия «Наблюдение за изменениями в природе  весной»

Наблюдают под руководством взрослого за изменениями в природе.

 

 

 

 

63

Систематизация представлений о весне.

Смотрят обуч.фильм «Признаки зимы». Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

64

Формирование  представлений о кустарниках.

Рассматривают картинки. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

65

Составление коллективного рассказа «Акация»

Составляют рассказ, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

66

Обобщение представлений о кустарниках.

Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе

Дисциплина «Развитие речи и окружающий природный мир» изучается с 1 по 5 класс

Дисциплина «Развитие речи и окружающий природный мир» изучается с 1 по 5 класс

Составление по плану рассказа о лимоне, апельсине

Составление по плану рассказа о лимоне, апельсине

Обобщение представлений учащихся о лете

Обобщение представлений учащихся о лете

Рассматривают картинки, иллюстрации

Рассматривают картинки, иллюстрации

Рассматривают картинки, описывают их

Рассматривают картинки, описывают их
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020