Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Северодвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Рассмотрено на МО ______________________ протокол №______ от «__»________ 20___г. |
Согласовано зам. директора по УВР _______/ _____________ «_____________ 20___г. |
Принято на заседании МС протокол № ______ От «__» ________ 20__г. |
Утверждаю директор школы ________ И.Н. Антуфьев «___» _________ 20___г. |
Рабочая программа
Развитие речи и окружающий природный мир
название учебного предмета (курса)
Начальное общее образование (вариант 6.4.)
3 класс
уровень образования, класс (группа)
1 год
срок реализации
Разработчик(и) программы
Зорина Марина Александровна
Ф.И.О.
учитель начальных классов должность
г. Северодвинск
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Я.Баряевой, Н.Н.Яковлевой (Спб.:ЦДК проф.Л.Б.Бряевой, 2011) и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4.) ГБОУ АО «ССКОШИ».
Нарушение речи у учащихся с НОДА с ТМНР имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную.
Программа учебного курса «Развитие речи и окружающий природный мир» обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственно наблюдаемых предметов и явлений окружающей действительности.
Целью обучения данному предмету является формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения.
Развитие речи и окружающий природный мир, как учебный предмет является одним из ведущих, так как речь играет основную роль в развитии высших психических функций, что в свою очередь определяет успешность всего школьного обучения.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.
Содержание, сроки ведения и продолжительность коррекционной работы осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей класса. В ходе реализации задач коррекционно — развивающей области, предмет «Развитие речи и окружающий природный мир» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционной работы.
Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей и потребностей обучающихся с НОДА с ТМНР. Дополнительно проводится специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения, затрудняющие коммуникацию (совместно с логопедом) и коррекционная работа по сенсорному развитию (совместно с дефектологом) в течение 3 года обучения и в последующих классах.
Учебный предмет «Развитие речи и окружающий природный мир» относится к образовательной области «Естествознание».
Дисциплина «Развитие речи и окружающий природный мир» изучается с 1 по 5 класс. По учебному плану школы на изучение предмета во 3 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).
Срок реализации программы – 1 год.
Текущий контроль осуществляется по безотметочной системе. Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по возрасту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ 3 КЛАССА
В процессе обучения у учащихся формируются следующие личностные БУД:
· наличие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
· владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
· владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
· наличие социально - значимых мотивов учебной деятельности, способность принимать и выполнять социальные роли обучающихся;
· проявление доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
В процессе обучения у учащихся формируются следующие предметные БУД:
· развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
· понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений);
· распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
· формирование первоначальных представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с природой.
СОДЕРЖАНИЕ
Обобщение представлений учащихся о лете. Составление коллективного рассказа о лете. Экскурсия «Изменения в природе осенью». Систематизация представлений об осени. Пополнение представлений об овощах. Составление по плану рассказа о моркови, репе. Составление описательного рассказа о свёкле и кабачке. Пополнение представлений о фруктах. Составление по плану рассказа о яблоке, груше. Составление по плану рассказа о лимоне, апельсине. Экскурсия «Наблюдение за птицами осенью». Расширение представлений о перелётных птицах. Составление коллективного рассказа «Ласточки». Составление рассказа по плану «Утки». Расширение представлений о бахчевых культурах. Составление коллективного рассказа «Арбуз». Составление коллективного рассказа «Дыня». Расширение представления о садовых ягодах. Составление рассказа по плану «Сливы», «Абрикосы». Расширение представления о лесных ягодах. Составление рассказа по плану «Брусника», «Клюква». Пополнение представлений о насекомых. Составление по плану рассказа о мухе. Составление описательного рассказа «Кузнечик». Экскурсия « Наблюдение за деревьями зимой». Расширение представлений о лиственных деревьях. Составление коллективного рассказа «Берёза». Составление рассказа по плану «Рябина». Пополнение представлений о хвойных деревьях. Составление коллективного рассказа «Ель». Составление сравнительного рассказа «Сосна». Экскурсия «Изменения в природе зимой». Систематизация представлений о зиме. Пополнение представлений о диких животных. Составление по плану рассказа «Ёж». Составление описательного рассказа о «Лось». Пополнение представлений о домашних животных. Составление по плану рассказа «Лошадь». Составление по плану рассказа «Коза». Расширение представлений о домашних птицах. Составление коллективного рассказа «Курицы». Составление рассказа по плану «Утки». Экскурсия «Наблюдение за птицами». Расширение представлений о зимующих птицах. Составление коллективного рассказа «Ворона». Составление рассказа по плану «Воробей». Пополнение представлений о комнатных растениях. Составление коллективного рассказа «Герань». Составление рассказа по плану «Хлорофитум». Экскурсия «Наблюдение за изменениями в природе весной». Систематизация представлений о весне. Формирование представлений о кустарниках. Составление коллективного рассказа «Акация». Обобщение представлений о кустарниках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы |
Тема |
Общее количество часов по программе |
Из них |
|
Контрольная часть |
Практическая часть |
|||
1 |
Временные представления |
12 |
|
4 (Экскурсии) |
2 |
Объекты неживой природы |
31 |
|
1 (Экскурсии) |
3 |
Животный мир |
25 |
|
1 (Экскурсии) |
|
Итого |
68 |
|
6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N |
Основное содержание темы (дидактические единицы) |
Основные виды деятельности ученика (на уровне БУД) |
Матер.-техн.обеспеч. |
Дата |
При ме ч. |
|
Пл. |
Фк. |
|||||
|
В процессе обучения у учащихся формируются следующие личностные БУД: · наличие адекватных представлений о собственных возможностях; · владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; · владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; · наличие социально - значимых мотивов учебной деятельности, способность принимать и выполнять социальные роли обучающихся; · проявление доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; В процессе обучения у учащихся формируются следующие предметные БУД: · развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка; · понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений); · распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта; · формирование первоначальных представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. |
|||||
1 |
Обобщение представлений учащихся о лете. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации. |
|
|
|
|
2 |
Составление коллективного рассказа о лете. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Составляют рассказ о лете. |
|
|
|
|
3 |
Экскурсия «Изменения в природе осенью». |
Наблюдают под руководством взрослого за изменениями в природе. |
|
|
|
|
4 |
Систематизация представлений об осени. |
Смотрят фильм «Осень». Штрихуют, раскрашивают. |
|
|
|
|
5 |
Пополнение представлений об овощах. |
Рассматривают овощи (морковь, репа), описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
6 |
Составление по плану рассказа о моркови, репе. |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, рисуют. |
|
|
|
|
7 |
Уточнение представлений об овощах. |
Рассматривают овощи (свёкла, кабачок), описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
8 |
Составление описательного рассказа о свёкле и кабачке. |
Составляют по плану рассказ; обводят по точкам, по трафарету, рисуют. |
|
|
|
|
9 |
Пополнение представлений о фруктах. |
Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
10 |
Составление по плану рассказа о яблоке, груше. |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету. |
|
|
|
|
11 |
Пополнение представлений о фруктах. |
Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
12 |
Составление по плану рассказа о лимоне, апельсине. |
Рассматривают, описывают, отвечают на вопросы, составляют рассказ. |
|
|
|
|
13 |
Экскурсия «Наблюдение за птицами осенью». |
Наблюдают под руководством взрослого, отвечают на вопросы. |
|
|
|
|
14 |
Расширение представлений о перелётных птицах. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации. |
|
|
|
|
15 |
Составление коллективного рассказа «Ласточки» |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету. |
|
|
|
|
16 |
Обобщение представлений о перелётных птицах. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации. |
|
|
|
|
17 |
Составление рассказа по плану «Утки» |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету. |
|
|
|
|
18 |
Расширение представлений о бахчевых культурах. |
Рассматривают, описывают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
19 |
Составление коллективного рассказа «Арбуз». |
Составляют рассказ по плану. |
|
|
|
|
20 |
Пополнение представлений о бахчевых культурах. |
Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
21 |
Составление коллективного рассказа «Дыня». |
Составляют рассказ по плану. |
|
|
|
|
22 |
Расширение представления о садовых ягодах. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации. |
|
|
|
|
23 |
Составление рассказа по плану «Сливы», «Абрикосы». |
Составляют рассказ по плану. |
|
|
|
|
24 |
Расширение представления о лесных ягодах. |
Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
25 |
Составление рассказа по плану «Брусника», «Клюква». |
Составляют рассказ по плану. |
|
|
|
|
26 |
Пополнение представлений о насекомых. |
Рассматривают картинки, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
27 |
Составление по плану рассказа о мухе. |
Составляют рассказ, отвечают на вопросы. |
|
|
|
|
28 |
Уточнение представлений о насекомых. |
Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
29 |
Составление описательного рассказа «Кузнечик». |
Рассматривают картинки, описывают, отвечают на вопросы, составляют рассказ. |
|
|
|
|
30 |
Экскурсия « Наблюдение за деревьями зимой» |
Наблюдают под руководством взрослого за изменениями в природе. |
|
|
|
|
31 |
Расширение представлений о лиственных деревьях. |
Рассматривают картинки, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
32 |
Составление коллективного рассказа «Берёза» |
Составляют рассказ, отвечают на вопросы. |
|
|
|
|
33 |
Обобщение представлений о лиственных деревьях. |
Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
34 |
Составление рассказа по плану «Рябина» |
Рассматривают картинки, описывают, отвечают на вопросы, составляют рассказ. |
|
|
|
|
35 |
Пополнение представлений о хвойных деревьях. |
Рассматривают картинки, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
36 |
Составление коллективного рассказа «Ель» |
Составляют рассказ, отвечают на вопросы. |
|
|
|
|
37 |
Обобщение представлений о хвойных деревьях. |
Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
38 |
Составление сравнительного рассказа «Сосна» |
Рассматривают картинки, сравнивают, отвечают на вопросы, составляют рассказ. |
|
|
|
|
39 |
Экскурсия «Изменения в природе зимой». |
Наблюдают под руководством взрослого за изменениями в природе. |
|
|
|
|
40 |
Систематизация представлений о зиме. |
Смотрят обуч.фильм «Признаки зимы». Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
41 |
Пополнение представлений о диких животных. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации. |
|
|
|
|
42 |
Составление по плану рассказа «Ёж». |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, дорисовывают. |
|
|
|
|
43 |
Систематизация представлений о диких животных. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации. |
|
|
|
|
44 |
Составление описательного рассказа о «Лось». |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, дорисовывают. |
|
|
|
|
45 |
Пополнение представлений о домашних животных. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают тематические картинки. |
|
|
|
|
46 |
Составление по плану рассказа «Лошадь». |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, дорисовывают. |
|
|
|
|
47 |
Пополнение представлений о домашних животных. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки. |
|
|
|
|
48 |
Составление по плану рассказа «Коза». |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, дорисовывают. |
|
|
|
|
49 |
Расширение представлений о домашних птицах. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки. |
|
|
|
|
50 |
Составление коллективного рассказа «Курицы» |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, дорисовывают. |
|
|
|
|
51 |
Обобщение представлений о домашних птицах. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки. |
|
|
|
|
52 |
Составление рассказа по плану «Утки» |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету. |
|
|
|
|
53 |
Экскурсия «Наблюдение за птицами» |
Наблюдают под руководством взрослого, отвечают на вопросы. |
|
|
|
|
54 |
Расширение представлений о зимующих птицах. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки, иллюстрации. |
|
|
|
|
55 |
Составление коллективного рассказа «Ворона» |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету. |
|
|
|
|
56 |
Обобщение представлений о зимующих птицах. |
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Рассматривают картинки. |
|
|
|
|
57 |
Составление рассказа по плану «Воробей» |
Составляют рассказ; обводят по точкам, по трафарету, рисуют. |
|
|
|
|
58 |
Пополнение представлений о комнатных растениях. |
Рассматривают, описывают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
59 |
Составление коллективного рассказа «Герань» |
Рассматривают растение и картинки. Описывают. Составляют коллективный рассказ по вопросам. |
|
|
|
|
60 |
Расширение представлений о комнатных растениях. |
Рассматривают, описывают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
61 |
Составление рассказа по плану «Хлорофитум» |
Рассматривают растение и картинки. Описывают. Составляют коллективный рассказ по вопросам. |
|
|
|
|
62 |
Экскурсия «Наблюдение за изменениями в природе весной» |
Наблюдают под руководством взрослого за изменениями в природе. |
|
|
|
|
63 |
Систематизация представлений о весне. |
Смотрят обуч.фильм «Признаки зимы». Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
64 |
Формирование представлений о кустарниках. |
Рассматривают картинки. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
65 |
Составление коллективного рассказа «Акация» |
Составляют рассказ, отвечают на вопросы. |
|
|
|
|
66 |
Обобщение представлений о кустарниках. |
Рассматривают, описывают их. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.