Рабочая программа
по предмету развитие устной речи на основе ознакомления
с предметами и явлениями окружающей действительности
3 СКК VIII вида
Срок реализации 2015-2016 уч. год
Год разработки: 2015
Настоящая рабочая программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для детей с умственной отсталостью, в соответствии с СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10"),
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы » под редакцией В. В. Воронковой, М. «Просвещение», 2011 г.
Количество часов всего:___70___, в неделю ___2___
с.п. Новосмолинский
Структура рабочей программы:
1. Титульный лист (название программы).
2. Содержание.
3. Пояснительная записка.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
6. Учебно-тематический план.
7. Развёрнутое календарно-тематическое планирование.
8. Средства контроля – оценочные материалы.
9. Методические материалы.
10. Перечень учебно-методического обеспечения, в т. ч. ЭОР.
11. Описание материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса
12. Список литературы (основной и дополнительной, для педагога и для обучающегося).
13. Приложения к программе.
Пояснительная записка
Занятия по данному учебному предмету имеет интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного мира.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируются значения слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятиям (роза-цветок), учащиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными явлениями в природе, в труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельность детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Пари формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умения правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках- на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, учащиеся учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Цели программы обучения:
-Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
-Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.
Задачи программы обучения:
· формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
· расширять и обогащать представление об окружающем мире;
· обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
· обогащать словарный запас учащихся;
· научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
· способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.
Учащиеся должны уметь:
-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
-активно участвовать в беседе;
-связно высказываться на предложенную тему на основе наблюдений;
-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
-соблюдать правила личной гигиены;
-соблюдать правили дорожного движения
Учащиеся должны знать:
-названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
-правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы
Коррекционные цели:
1. Коррекция зрительного, слухового восприятия посредством системы упражнений в рассматривании и назывании признаков натуральных предметов и их изображений, в распознавании звуков окружающей действительности, выделении звуков, слов из речи по заданию учителя и т. д.
2. Коррекция внимания на основе выполнения серии упражнений в наблюдениях за предметами и явлениями окружающей действительности, установлению отличительных и сходных признаков и т. д.
3. Коррекция памяти через выполнение упражнений в запоминании названий признаков предметов и явлений, составленных на уроке предложений, связных текстов и т.д.
4. Коррекция мышления посредством выполнения системы специальных упражнений, дидактических игр по обучению детей сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности и т.д.
5. Коррекция звукопроизношения через выполнение серии специальных упражнений (разучивание чистоговорок, выполнение артикуляционных упражнений...).
6. Развитие связной устной и письменной речи, обогащение активного словаря на основе выполнения специальных упражнений в подборе слов, составлении словосочетаний, предложений, связных текстов.
7. Развитие умения владеть диалогической и монологической речью посредством самостоятельных высказываний и с помощью наводящих вопросов учителя.
8. Развитие познавательных способностей через проведение экскурсий, практических работ, подбор дополнительного, занимательного материала.
Содержание предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 3 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
· Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
· Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
· Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
· Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
· Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
· Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
· Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
· Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
· Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
· Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
· Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
· Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
· Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
· Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
· Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
· Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
· Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
· Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
· Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
· Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
· Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
· Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
· Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
· Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
· Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате целенаправленной деятельности на уроках по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности обучающиес
я должны:
Обучающиеся должны уметь:
1-й уровень
2-й уровень
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов для реализации программы:
· 3 класс – 70 часов /2 часа в неделю/
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного учебного предмета являются следующие умения:
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе; понимание бережного отношения к своему здоровью; бережное отношение к природе; признание общепринятых морально-этических норм.
Предметными результатами:
-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
-участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
-связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
-ухаживать за одеждой и обувью;
-поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила уличного движения
-знать названия и свойства изученных предметов;
-знать выученные правила дорожного движения.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-понимать и принимать учебную задачу;
-действовать согласно плану, составленному учителем;
-адекватно понимать оценку взрослого.
Познавательные УУД:
-осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми;
-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений
-наблюдать объекты окружающего мира и описывать отличительные признаки (под руководством учителя);
-пользоваться простыми условными обозначениями.
Коммуникативные УУД:
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
При оценивании результатов необходимо учитывать, что каждый ребенок класса усваивает материал на индивидуальном уровне, промежуточная аттестация осуществляется с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п |
Раздел программы, тема урока в соответствии с разделом программы |
Содержание программного материала |
Словарь |
Формируемые УУД |
|
Сезонные изменения в природе. Погода. Беседа « Летние каникулы. Игры детей». |
Погода. Признаки лета : солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Детские игры в летний период. ТБЖ при организации игр летом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы. |
Костер, песок, погода, товарищ. Лето, теплый, жаркий.Каникулы, здоровье, отдых. |
Предметные: называть и характеризовать предметы, составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать в речи предлоги и некоторые наречия; проявлять интерес к окружающему миру, бережное отношение; соблюдать выученные ПДД; давать названия и свойства изученных предметов, их частей, предметов ближайшего окружения, обобщающие названия изученных групп предметов. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу; действовать согласно плану, составленному учителем; адекватно понимать оценку взрослого; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, обществе; бережное отношение к природе; признание общепринятых морально-этических норм
|
|
Тема №1. Улица, на которой расположена школа. |
Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц, номеров домов. Школьный и домашний адрес. Обогащение и уточнение словаря. |
Город, дорога. Портфель, дневник. Улица, адрес. Россия. |
|
|
Тема №2. Транспорт. Правила дорожного движения – 2ч. |
Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения : переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». Обогащение и уточнение словаря. |
Дорога, желтый, завод. Перекресток, пассажирский, подземный, наземный, водный. |
|
|
Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Практическая работа «Переход улицы». |
Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц, номеров домов. Школьный и домашний адрес. Правила дорожного движения : переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». Обогащение и уточнение словаря. |
Город, дорога. Соблюдать, ждать, переходить. Жизнь. |
|
|
Беседа «Признаки осени.Детские игры осенью». |
Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.ТБЖ при проведении детских игр осенью. Обогащение и уточнение словаря. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания. |
Желтый, корзина, яблоко. Окраска, туман, отлет, рассказ, беседа. |
|
|
Сезонные изменения в природе. Погода. Экскурсия «Сентябрь - начало осени». |
Изменения в природе, жизни растений, животных в сентябре. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь). Цветочная клумба. Участие в беседе. Правильные полные ответы. |
Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя. Ясно, пасмурно |
|
|
Ведение календаря природы и труда по результатам наблюдений. |
Итоги наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Обогащение и уточнение словаря. Составление под руководством учителя небольших рассказов о сезонных изменениях в природе, о явлениях природы. |
Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя. Итоги, наблюдения, сезон, осень, сентябрь. |
|
|
Тема № 3.Растения на клумбах – 2ч. Астры, бархатцы, ноготки и другие растения. |
Узнавание и называние растений. Различение частей растений : корень, стебель, листья, цветки. Участие в беседе. Правильные полные ответы. |
Корень, стебель, листья, цветки, клумба. Букет. |
|
|
Экскурсия в сквер « Растения на клумбах» |
Узнавание и называние растений. Различение частей растений : корень, стебель, листья, цветки. Описание под руководством учителя изученных растений после проведенных наблюдений, бесед. |
Корень, стебель, листья, цветки, клумба. |
|
|
Тема № 4.Бахчевые культуры-2ч. Арбуз. Практическая работа «Сбор семян арбуза». СГТ и охрана труда при выполнении работы. |
Бахчевые культуры, арбуз. Сбор семян для подкормки птиц. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам. |
Арбуз. Бахчевые культуры, семена, свойства. |
|
|
Дыня. Практическая работа «Сбор семян дыни». СГТ и охрана труда при выполнении работы. |
Бахчевые культуры, дыня. Сбор семян для подкормки птиц. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. |
Бахчевые культуры, семена, свойства. |
|
|
Тема № 5.Ягоды-2ч. Ягоды Вологодской области : рябина, калина. |
Узнавание и называние ягод, характеристика по основным свойствам ( окраска, форма, вкус). Обогащение и уточнение словаря. |
Ягоды, съедобные, лесные, окраска, форма, вкус. |
|
|
Ягоды Вологодской области : клюква, брусника. Сравнение. |
Узнавание и называние ягод, характеристика по основным свойствам ( окраска, форма, вкус). Обогащение и уточнение словаря. Сравнение изученных ягод по основным свойствам, с другими предметами. |
Ягоды, съедобные, лесные, окраска, форма, вкус. |
|
|
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде осенью. |
Участие в уборке урожая на пришкольном участке. Обогащение и уточнение словаря. ТБ при проведении работ в саду и на огороде. |
Огород, корзина, сапоги, черный. Участок, сад, труд. |
|
|
Сезонные изменения в природе. Погода. Экскурсия «Золотая осень». |
Изменения в природе, жизни растений, животных в октябре. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы. |
Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя. Краски, цвета, оттенки. |
|
|
Ведение календаря природы и труда по результатам наблюдений. Итоги 1 четверти. Викторина «Проверь себя!»
|
Итоги наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Обогащение и уточнение словаря. Составление под руководством учителя небольших рассказов о сезонных изменениях в природе, о явлениях природы. Систематизация и закрепление полученных знаний. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий. |
Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя. Итоги, наблюдения, сезон, осень, октябрь. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. |
|
|
Тема №6.Овощи – 5ч. Картофель. |
Внешний вид клубня картофеля. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам. |
Овощи , картофель, огород. Клубень, форма. Сажать, ухаживать, собирать урожай. |
Предметные: называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные; участвовать в беседе, полно ( по возможности) и правильно отвечать на поставленные вопросы, дополнять высказывания товарищей; соблюдать правила дорожного уличного движения, поддерживать порядок в классе, дома; проявлять интерес к окружающему миру, бережное отношение; давать названия и свойства изученных предметов, выученные правила дорожного движения Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу; действовать согласно плану, составленному учителем; адекватно понимать оценку взрослого; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, обществе; бережное отношение к природе; признание общепринятых морально-этических норм
|
|
Овощи. Капуста. |
Внешний вид кочана капусты. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам. |
Кочерыжка, листья, форма, грядка, шинковать, погреб, кессон. |
|
|
Овощи. Свекла. |
Внешний вид корня свеклы. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам. |
Грядка, корень, корешки, вершки. Щи, борщ, винегрет, салат. |
|
|
Овощи. Горох. Бобы. |
Внешний вид. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам, классификация предметов. |
Стручок, суп, варить, сушить. |
|
|
Сезонные изменения в природе. Погода. Экскурсия «Прощание с осенью. Ноябрь». |
Изменения в природе, жизни растений, животных в ноябре.Погода (ясно, пасмурно, снег). Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания. |
Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя. |
|
|
Ведение календаря природы и труда по результатам наблюдений. |
Итоги наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Обогащение и уточнение словаря. Составление под руководством учителя небольших рассказов о сезонных изменениях в природе, о явлениях природы. |
Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя. Итоги, наблюдения, сезон, осень, ноябрь. |
|
|
Тема № 7.Деревья- 2ч. Дуб. Деревья Вологодской области. |
Узнавание и называние деревьев. Части дерева : корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба. Описание под руководством учителя изученных предметов после проведенных наблюдений, бесед.
|
Корень, ствол, ветви, листья. Семена, дубрава, лиственное дерево. Свистулька, бумага. |
|
|
Деревья. Тополь. Деревья Вологодской области. |
Узнавание и называние деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена тополя. Описание под руководством учителя изученных предметов после проведенных наблюдений, бесед.
|
Корень, ствол, ветви, листья. Семена, роща, лиственное дерево. Охранять, мебель, предметы быта. |
|
|
Тема № 8.Комнатные растения-2ч. Традесканция. Герань. Практическая работа «Уход за комнатными растениями». СГТ и охрана труда при выполнении работы. |
Узнавание и называние комнатных растений. Уход за комнатными растениями (мытьё цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе). Описание под руководством учителя изученных предметов после проведенных наблюдений, бесед.
|
Газета, рисую, картина. Кашпо, полив, рыхление, подкормка. |
|
|
«Растение». Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. |
Узнавание, называние и различение изученных растений. Классификация .
|
Деревья, кустарники, травы, цветы. |
|
|
Беседа «Признаки зимы. Детские игры зимой». |
Признаки зимы : короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. ТБЖ при проведении зимних игр. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, дополнять высказывания. |
Валенки, праздник, рисую, картина. Зима, забавы, иней, праздник. |
|
|
Сезонные изменения в природе. Погода. Экскурсия «Декабрь – первый месяц зимы». |
Изменения в природе, жизни растений, животных в декабре. Погода. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания. |
Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя. |
|
|
Ведение календаря природы и труда по результатам наблюдений. |
Итоги наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Обогащение и уточнение словаря. Составление под руководством учителя небольших рассказов о сезонных изменениях в природе, о явлениях природы. |
Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя. Итоги, наблюдения, сезон, зима, декабрь. |
|
|
Обобщающий урок «Проверь себя!» |
Систематизация и закрепление полученных знаний. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий. |
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. |
Тематическое планирование по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления
с предметами и явлениями окружающей действительности»
№ п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Планируемые результаты или компетенции |
Вид (форма) контроля, измерители |
Элементы дополнительного содержания |
Домашнее задание |
Дата проведения урока |
||||
|
I четверть |
18 |
|
|
|
|
|
план |
факт |
|||
1 |
Летние каникулы. |
1 |
Беседа по теме урока. Работа с учебником. Упражнение на развитие понимания значения слов, фраз. Составление рассказа с опорой на картинку и схем |
Выявление уровня коммуникативных умений и навыков, понимания обращенной речи, словарного запаса, способности к ситуативной связности высказывания. Уметь употреблять слова в соответствии с ситуацией, задавать вопросы. |
|
Заполнение «Календаря погоды».
|
|
|
|
|||
2 |
Признаки лета. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Беседа по теме урока. Отгадывание загадок.
|
Активизация словаря; определение уровня словообразования, умения моделировать фразу,
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
Сентябрь – осенний месяц. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнения в развитии вербальной памяти. Упражнение на развитие внимания и техники чтения на время. Отгадывание загадок. Беседа по теме урока.
|
Активизация словаря; определение уровня словообразования, умения моделировать фразу, текст, используя местоименную связь при описании осени. Знать названия осенних месяцев. Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать интонацию для оформления высказывания |
. |
|
|
|
|
|||
4 |
Р. К. Сезонные изменения в природе нашего края осенью. (Экскурсия.) |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Инструктаж по ТБ. Организационный выход и проведение экскурсии. Самостоятельные наблюдения обучающихся. Отгадывание загадок. Обобщающая беседа. |
Выявление уровня сформированности диалогической речи; отработка моделирования описательного рассказа. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. |
|
|
|
|
|
|||
5 |
Растения на клумбе. (Экскурсия.) |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Инструктаж по ТБ. Проведение экскурсии. Определение объектов наблюдения. Описание цветов. Игра «Угадай, что это?». Упражнения в постановке вопросов.
|
Отработка умения задавать вопросы в логике описательного рассказа о цветах, формирование интонационной стороны речи. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. |
|
|
|
|
|
|||
6 |
Растения на клумбе.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение в составлении словосочетаний. Упражнения в описании цветов по вопросам обучающихся. Упражнения в узнавании и определении цветов. Выкладывание данных растений из рисунков-частей с подробным проговариванием. Заполнение «Календаря погоды». Упражнения в сравнении нескольких растений астр. Работа с учебником. |
Активизация словаря; формирование умения согласовывать слова во фразе при описании цветов. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. |
|
|
|
|
|
|||
7 |
Овощи: картофель.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение на развитие внимания. Упражнение в подборе антонимов. Работа с учебником. Игра «Угадай – картофель?». Рассказ учителя о картофеле. Составление осколочной картинки плода картофеля. Составление описания картофеля по графическим опорам. |
Формирование обобщенного понятия «овощи», отработка умения составлять совместный описательный рассказ, упражняться в подборе антонимов, синонимов. Знать название овощей. Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства. |
|
|
|
|
|
|||
8 |
Р. К. Овощ с огорода: капуста. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Лексические упражнения. Упражнение на развитие внимания. Беседа по теме урока. Работа с учебником. |
Развитие точности словоупотребления при описании капусты, формирование умения использовать смысловые оттенки значений слова. Знать название овощей. Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства. |
|
|
|
|
|
|||
9 |
Овощи: свёкла.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Игра «Волшебный мешочек». Беседа по теме урока. Игра «Расставь правильно стрелки». Работа с учебником. |
Формирование умения составлять описательный рассказ частей растения, всего растения по схеме. Знать название овощей. Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства. |
|
|
|
|
|
|||
10 |
Овощи: горох.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение на запоминание и воспроизведение. Упражнение в уточнении смысловых оттенков слов. Беседа по теме урока. Игра «Угадай». Работа с учебником. |
Развитие понимания смысловых оттенков слов; отработка навыка самостоятельно-го составления описательного рассказа на основе анализа описаний растений. Знать название овощей. Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства. |
|
|
|
|
|
|||
11 |
Бахчёвые культуры: арбуз, дыня. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию мышления. Беседа по теме урока. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
Отработка Словообразовательного навыка, умения вести диалог вопросно-ответной формы на основе анализа растений: арбуза, дыни. Знать названия бахчевых культур. Уметь называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общее и отличительные свойства. |
|
|
|
|
|
|||
12 |
Р. К. Ягоды нашего края: рябина, калина, клюква, брусника. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию мышления. Беседа по теме урока. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
Отработка словообразовательного навыка, умения вести диалог вопросно-ответной формы на основе анализа растений: рябины, калины, клюквы, брусники. Знать названия ягод. Уметь называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общее и отличительные свойства. |
|
|
|
|
|
|||
13 |
Сезонные изменения в природе: золотая осень. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнения по коррекции мышления. Самостоятельное описание обучающимися признаков золотой осени. Работа с календарем природы. Рассказ учителя «Золотая осень не наше настроение». Составление повествовательного рассказа по картинкам. Работа с учебником. |
Развитие навыка согласования слов во фразе, умения моделировать предложения и составлять повествовательный рассказ по серии картинок об осени. Знать названия осенних месяцев. Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать интонацию для оформления высказывания. |
|
|
|
|
|
|||
14 |
Улица, на которой расположена школа. (Экскурсия.) |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Работа по картинке, с планом улицы. Инструктаж по ТБ. Провидение экскурсии. |
Отработка навыков диалогической речи на основе ориентирования на местности Уметь употреблять слова в соответствии с ситуацией, задавать вопросы.. |
|
|
|
|
|
|||
15 |
Улица, на которой расположена школа. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию мышления. Лексические упражнения. Обобщающая беседа по экскурсии «Что мы знаем о нашей улице». Работа по составлению предложений с опорой на план – схему улицы. Работа с учебником. |
Отработка умения использовать в речи простое распространенное предложение Уметь употреблять слова в соответствии с ситуацией, задавать вопросы.. |
|
|
|
|
|
|||
16 |
Лиственные деревья: дуб. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнения по развитию памяти. Упражнения в составлении фразы по сюжетной картинке. Словарная работа. Рассказ учителя. Обобщающая беседа. Работа с конвертами – «Составь фразу». Игра «Что ты знаешь о дубе?». Работа с учебником. |
Отработка навыка самостоятельного составления описательного рассказа о растении, развитие словообразовательной функции речи. Знать отличительные признаки лиственного дерева дуб, его строение. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
17 |
Р. К. Лиственные деревья нашего края: тополь.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнения словообразований. Обобщающая беседа «Строение дерева». Игра «Угадай по описанию». Работа над составлением предложения. Беседа по теме урока. Рассказ учителя «Тополиный пух». Работа с учебником. |
Отработка навыка самостоятельного составления описательного рассказа о растении, развитие словообразовательной функции речи. Знать отличительные признаки лиственного дерева тополя, его строение. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
18 |
Растения в природе и их значение в жизни человека. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение на запоминание. Беседа по теме урока. Программированный диктант. Составление описания предметов. Работа с учебником. |
Формирование обобщенного понятия «растения», отработка умения составлять описательный рассказ, развитие словообразовательной речи. Знать отличительные признаки лиственного дерева. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
2 четверть 14 часов |
|
|
|
|||||||||
1 |
Сезонные изменения в природе: ноябрь. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию логического мышления. Лексические упражнения. Беседа по теме урока. Работа с календарем природы. Работа по серии осенних картинок. Составление совместного рассказа. Работа с учебником |
Отработка умения составлять повествовательный рассказ об изменениях в природе по серии картинок. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека |
|
. |
|
|
|
|||
2 |
Транспорт.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение на развитие внимания. Отгадывание кроссворда. Беседа по теме урока. Упражнение по развитию слухового внимания. Работа с учебником. |
Формирование обобщенного понятия «транспорт»; обогащение словаря, активизация глагольной лексики в устной речи. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать виды наземного и водного транспорта |
|
|
|
|
|
|||
3 |
Наземный транспорт.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение на развитие внимания. Лексические упражнения. Обобщающая беседа с опорой на наглядный материал. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
Развитие словообразовательной функции речи, умения согласовывать слова в словосочетаниях и грамматически правильно использовать их в устной речи. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать виды наземного транспорта |
|
|
|
|
|
|||
4 |
Р. К. Правила дорожного движения . |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Обобщающая беседа (фронтально) «по цепочке». Игра «Закончи фразу». Беседа по теме урока. Работа с учебником.
|
Отработка умения строить диалог в конкретной ситуации в форме «вопрос – утверждение», формирование вопросительной интонации. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать правила дорожного движения. |
|
|
|
|
|
|||
5 |
Посуда.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение на развитие логического мышления. Беседа по теме урока. Складывание «осколочной» картинки с изображением посуды и ее определение. Упражнение в составлении предложений по опорам. Работа с учебником. |
Развитие словообразовательной функции. Умения составлять распространенное предложение с предлогами в, на,за. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать виды и предназначение посуды. |
|
|
|
|
|
|||
6 |
Посуда, виды посуды.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение на развитие логического мышления. Обобщающая беседа. Упражнения по активизации словаря и согласованию слов. Рассказ учителя с демонстрацией действий – мытья посуды. Работа с учебником.
|
Формирование словообразовательной функции речи, активизация глагольной лексики, составление повествовательного рассказа об уходе за посудой по демонстрируемым действиям. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать виды и предназначение посуды. |
|
|
|
|
|
|||
7 |
Сезонные изменения в природе: декабрь – первый месяц зимы. (Экскурсия) |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию мышления. Вводная беседа «Изменения в погоде». Инструктаж по ТБ. Проведение экскурсии. Составление совместного описания «Декабрьский день». |
Отработка диалогической речи в вопросно-ответной, вопросно-утвердительной на основе наблюдений в природе. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. |
|
|
|
|
|
|||
8 |
Р. К. Сезонные изменения в природе нашего края: начало зимы. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнения в подборе антонимов. Игра «Назови слова по порядку». Работа с календарем природы. Описание первого месяца зимы декабря в форме беседы. Составление совместного повествовательного рассказа «Изменения погоды в декабре». Работа с учебником. |
Отработка умения составлять повествовательный рассказ о приметах зимы по результатам календаря природы Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.. |
|
|
|
|
|
|||
9 |
Одежда. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных слов. Упражнение в образовании существительных множественного числа. Беседа по теме урока. Работа с учебником. Составление рассказа по демонстрируемым действиям. Игра «Одень куклу». |
Знакомство с многозначностью слова «погладить», отработка словообразовательных навыков и умений составление фразы по демонстрируемым действиям. Знать виды одежды и обуви Уметь дифференцировать их. |
|
|
|
|
|
|||
10 |
Сезонная одежда: зимняя одежда. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию памяти «Запомни второе слово». Программированное задание «Дополни предложение». Беседа по теме урока. Рассказ учителя зимняя одежда. Составление «осколочных» картинок. Работа с учебником. Описание предмета зимней одежды по схемам – опорам. |
Отработка навыка составления простого распространенного предложения. Знать виды одежды и обуви Уметь дифференцировать их. |
|
|
|
|
|
|||
11 |
Обувь и уход за ней.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по классификации предметов. Беседа по теме урока. Сравнение зимнего сапога, ботинка, туфли. Работа с учебником. Беседа «Как ухаживать за обувью?». Работа над составлением окончания рассказа. |
Формирование словообразовательной функции речи, активизация глагольной лексики, развитие умения составлять рассказ – повествование. Знать названия сезонной обуви, её особенности. Уметь ухаживать за обувью. |
|
|
|
|
|
|||
12 |
Виды обуви: зимняя обувь. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнения в составлении предложения. Беседа «Как правильно подобрать обувь?». Рассказ учителя. Работа с учебником. |
Отработка умения вести диалог, закрепление навыка композиции простого распространенного предложения. Знать названия сезонной обуви, её особенности. Уметь ухаживать за обувью. |
|
|
|
|
|
|||
13 |
Р. К. Зимние забавы детей. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнения по активизации словаря. Беседа «Что ты знаешь о забавах?». Работа по картинкам. Рассказ учителя «Зимние забавы». Работа с учебником. |
Активизация глагольной лексики, отработка умения моделировать фразу. Знать зимние виды игр. Уметь задавать вопросы, составлять повествовательный рассказ по опорам. |
|
|
|
|
|
|||
14 |
Зима – время года. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение в сравнении и подборе эмоционального названия текстов. Беседа «Зима» по сюжетной картинке. Упражнение в завершении предложений. Составление рассказа – описания «Зима». Работа с учебником. |
Отработка умения составлять самостоятельно описательно-повествовательный рассказ о явлениях природы. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников.
|
|
|
|
|
|
|||
3 четверть 20 часов |
|
|
|
|||||||||
1 |
Сезонные изменения в природе: январь. (Экскурсия) |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнения на запоминание. Вводная беседа. Работа с календарем природы. Лексические упражнения. Организационный выход на экскурсию. |
Формирование навыка самостоятельно-го диалога, отработка интонационной стороны речи. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. |
|
|
|
|
|
|||
2 |
Зимующие птицы: снегирь. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение в составлении словосочетаний «Подбери слово». Беседа «Каких птиц ты знаешь?». Рассказ учителя «Снегирь». Упражнения в точности употребления слов «Угадай по описанию», «Узнай и выбери на ощупь», «Выбери цвет оперения снегиря и опиши его». Работа с учебником. |
Развитие умения согласовывать словосочетания, формирование умения составлять повествовательный рассказ с соблюдением композиции: начало – середина – конец. Знать отличитель-ные признаки птиц. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
3 |
Зимующие птицы: синица. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение в запоминании. Лексические упражнения. Беседа «Синицы». Рассказ учителя «Виды синиц». Работа с учебником. |
Формирование умения программировать устное высказывание, развитие понимания смысла слов. Знать отличительные признаки птиц. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
4 |
Р. К. Перелётные птицы нашего края: грач. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по классификации слов. Обобщающая беседа «Кто такие зимующие птицы?». Вводная беседа по вопросам учеников к учителю. Рассказ учителя «Перелетная птица – грач». Работа с учебником. |
Формирование умения программировать связное устное высказывание, отработка навыка группировки слов. Знать отличительные признаки птиц. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
5 |
Перелётные птицы: скворец. |
1 |
Лексические упражнения. Рассказ учителя «Скворец». Работа с учебником. |
Формирование умения самостоятельно описывать предмет. Знать отличительные признаки перелетных птиц. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
6 |
Человек и природа. Помощь зимующим птицам. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение классификации. Рассказ учителя «Человек и природа». Составление рассказа «Спасенный птицы» по серии картинок с использованием местоименной связи. Работа с учебником. |
Закрепление умения составлять повествовательный рассказ по серии картинок с использованием местоименной связи. Знать отличительные признаки зимующих птиц. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
7 |
Домашние птицы: курица.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по коррекции мышления. Обобщающая беседа «Можно ли жить без природы?». Рассказ учителя «Курица». Работа с учебником. |
Отработка словообразовательных навыков, упражнение в составлении развернутой фразы по графическим опорам. Знать отличительные признаки домашних птиц. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
8 |
Домашние птицы: утка.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по коррекции памяти. Упражнения в словообразовании. Рассказ «Водоплавающая птица утка». Работа с учебником. |
Формирование умения моделировать повествовательный текст. Знать отличительные признаки домашних птиц. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
9 |
Р. К. Сезонные изменения в природе нашего края: февраль. (Экскурсия.) |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение в запоминании картинок. Инструктаж по ТБ. Проведение экскурсии. Наблюдения на экскурсии. Анализ описания объектов. |
Формирование навыка диалогической речи. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. |
|
|
|
|
|
|||
10 |
Труд жителей города и села зимой. |
1
|
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по классификации «Раздели слова». Активизация словаря. Объяснительная беседа «Зима в городе и в селе». Словарная работа. Упражнение в составлении текста-рассуждения: «Что было в начале, что – потом?». Работа с учебником. |
Формирование умения моделировать текст-рассуждение на основе сравнения условий труда людей в городе и в деревне. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать о сезонных работах человека. |
|
|
|
|
|
|||
11 |
Домашние животные: коза.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Лексические упражнения. Упражнение в постановке инструкций. Беседа «Что ты знаешь о козе?». Рассказ учителя «Коза». Работа с учебником. |
Способствовать активизации словаря, отработка умений согласовывать слова во фразе при описании животных, развитие регулятивной функции речи. Знать отличительные признаки козы. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
12 |
Р. К. Домашние животные нашего края: овца.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение на развитие внимания. Упражнение по коррекции зрительного восприятия. Обобщающая беседа с опорой на наглядный материал. Упражнение в отборе слов и составлении фразы. Рассказ учителя «Овца». Работа с учебником. |
Формирование умения семантического отбора слов, отработка навыка составления описательного рассказа. Знать отличительные признаки овцы. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
13 |
Дикие животные: ёж.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию логического мышления. Разгадывание загадок. Рассказ учителя «Ёж». Работа с учебником. |
Знакомство с многозначностью слова «иголка», отработка словообразовательных навыков и умений, закрепление навыка моделирования повествовательного рассказа. Знать названия диких животных, их отличительные признаки от других животных. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
14 |
Дикие животные: медведь. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию памяти. Вводная беседа «Угадай, кто это?». Рассказ учителя «Медведь». Работа с учебником. |
Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей диких животных. Знать названия диких животных, их отличительные признаки от других животных. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
15 |
Растения и животные весной. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение в согласовании. Составление «осколочных» картинок. Беседа по теме урока. Игра «Угадай, что это?». Упражнения в постановке вопросов. Работа с учебником. |
Обработка умения использовать местоименную связь в речи при описании природы. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. |
|
|
|
|
|
|||
16 |
Р. К. Сезонные изменения в природе нашего края: март – весенний месяц. (Экскурсия.)
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по классификации. Инструктаж по ТБ. Проведение экскурсии. Наблюдение за состоянием погоды, природы. Обобщающая беседа «Как надо одеваться весной».
|
Формирование умения точности словоупотребления в речевом контексте на основе наблюдений за изменениями в природе. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. |
|
|
|
|
|
|||
17 |
Природа весной. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию внимания. Беседа «Весна и мое настроение». Рассказ учителя «Весна и забавы детей». Работа с учебником. |
Формирование умения точности словоупотребления в речевом контексте на основе наблюдений за изменениями в природе. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека. |
|
|
|
|
|
|||
18 |
Комнатные растения и уход за ними: традесканция. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Лексические упражнения. Рассказ «Традесканция и уход за ней». Практическая работа «Посадка традесканции». Работа с учебником. |
Отработка навыка составления повествования с использованием местоименной связи по демонстрируемым действиям. Знать названия комнатных растений. Уметь различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями. |
|
|
|
|
|
|||
19 |
Комнатные растения: герань. (Практическая работа.) |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Лексическое упражнение «Скажи ласково». Упражнение в узнавании и различении. Объяснительная беседа «Герань – бактерицидное растение». Работа с учебником. |
Формирование умения составлять совместный сюжетный рассказ на основе анализа условий ухода за растениями. Знать названия комнатных растений. Уметь различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями. |
|
|
|
|
|
|||
20 |
Р. К. Раннецветущие растения нашего края. Красная Книга. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение «Подбери слова – действия». Составление повествовательного рассказа «Как беречь природу?» по серии картинок. Работа с учебником. |
Формирование умения составлять повествовательный рассказ о растениях по серии картинок с разными вариантами их предъявления, активизация глагольной лексики. Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать интонацию для оформления высказывания. |
|
|
|
|
|
|||
4 четверть – 18 часов |
|
|
||||||||||
1 |
Насекомые: муравей.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по коррекции слухового восприятия. Отгадывание загадок. Объяснительная беседа «Муравей». Составление коллективно повествовательного рассказа об особенностях муравья по серии картинок. Работа с учебником. |
Отработка навыка согласования слов во фразе, составление коллективно повествовательного рассказа об особенностях муравья по серии картинок. Знать названия насекомых, их отличительные признаки от других животных. Уметь называть и характеризовать предметы, связно высказываться по плану. |
|
|
|
|
|
|||
2 |
Насекомые: муха.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по коррекции зрительной памяти. Упражнение в составлении предложения «по цепочке». Рассказ «Муха». Обобщающая беседа «Вредные насекомые». Работа с учебником. |
Отработка умения моделировать фразу при описании вредных насекомых. Знать названия насекомых, их отличительные признаки от других животных. Уметь называть и характеризовать предметы, связно высказываться по плану. |
|
|
|
|
|
|||
3 |
Насекомые: божья коровка.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение «Составь словосочетание». Рассказ учителя «Божья коровка». Составление коллективно повествовательного рассказа об особенностях божьей коровки по серии картинок. Работа с учебником. |
Отработка навыка согласования слов во фразе, составление коллективно повествователь-ного рассказа об особенностях божьей коровки по серии картинок. Знать названия насекомых, их отличительные признаки от других животных. Уметь называть и характеризовать предметы, связно высказываться по плану. |
|
|
|
|
|
|||
4 |
Насекомые: стрекоза.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Игра «Угадай по описанию». Рассказ учителя «Стрекоза». Составление коллективно повествовательного рассказа об особенностях стрекозы по серии картинок. Работа с учебником. |
Отработка навыка согласования слов во фразе, составление коллективно повествовательного рассказа об особенностях стрекозы по серии картинок. Знать названия насекомых, их отличительные признаки от других животных. Уметь называть и характеризовать предметы, связно высказываться по плану. |
|
|
|
|
|
|||
5 |
Разнообразие животного мира. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию внимания: «Кто быстрее ответит». Упражнение для развития зрительной памяти. Обобщающая беседа «Как называются объекты, изображённые на картинках?». Работа с учебником. Игра-инсценировка «Человек и животные».
|
Развитие точности употребления слов в контекстной речи при составлении рассказа о животных. Знать отличительные признаки диких животных от домашних. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
6 |
Охрана животных. Р. К. Местные заповедники и зоопарки.
|
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Работа со словарём в учебнике. Упражнение в классификации. Беседа по теме урока. Работа над понятиями «зоопарк», «заповедник». Составление описательного рассказа о животном зоопарка или заповедника. Игра «Угадай по описанию». Работа с учебником. |
Отработка самостоятельно-го навыка описания животных, работа над семантикой обобщённых понятий. Знать отличительные признаки диких животных от домашних. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
7 |
Экология воздуха и охрана окружающей среды. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по установлению логических связей. Беседа «Что отравляет нашу природу?». Работа с учебником. Работа над составлением текста-рассуждения. |
Формирование умений строить причинно-следственные конструкции при описании условий жизни растений, людей, моделировать по схеме текст-рассуждение. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
8 |
Сезонные изменения весной: апрель. (Экскурсия.) |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по классификации «Разделите слова на две группы». Обобщающая беседа «Приметы марта, апреля, мая». Работа над композицией текста. Работа с учебником. |
Формирование умения работать над композицией текста при составлении описания весны (начало весны, середина, конец) с разными вариантами предъявления картины. Знать сезонные изменения в природе с приходом весны. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
9,10 |
Человек. Охрана здоровья. Р. К. Мой организм и органы чувств. |
2 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение для тренировки памяти: «Запомни, какой запах ты почувствовал первым?». Вводная беседа «Человек и его основные органы». Упражнение в точном отборе слов. Упражнения в назывании и определении частей тела. Рассказ учителя «Организм человека». Заполнение схемы «Человек». |
Формирование навыка точного отбора слов при назывании основного органа человека, отработка умения составлять простое распространенное предложение. Знать названия частей тела человека. Уметь соблюдать правила личной гигиены.. |
|
|
|
|
|
|||
11 |
Глаза – органы зрения. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнения в установлении логики. Упражнения в подборе антонимов. Беседа по графической схеме «Человек». Объяснительная беседа «Глаза и охрана зрения». Работа с учебником. |
Закрепление навыка точного отбора слов, формирование умения программировать высказывание по опоре. Знать названия частей тела человека. Уметь соблюдать правила личной гигиены. |
|
|
|
|
|
|||
12 |
Органы слуха – уши и уход за ними. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение на запоминание. Беседа по теме урока. Работа с учебником. Рассказ учеников по опорам, схемам текста. |
Отработка умения моделировать фразу, самостоятельно составлять описательно-повествовательный рассказ о гигиене органов слуха. Знать названия частей тела человека. Уметь соблюдать правила личной гигиены. |
|
|
|
|
|
|||
13 |
Орган обоняния –нос. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по развитию памяти. Обобщающая беседа. Словарная работа. Рассказ учителя «Органы обоняния». Работа с учебником. Игра «Ароматы и запахи». |
Формирование умения строить монолог на основе описания органов обоняния и их роль в организации человека. Знать названия частей тела человека. Уметь соблюдать правила личной гигиены. |
|
|
|
|
|
|||
14 |
Орган осязания – язык. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение в установлении логических связей. Обобщающая беседа. Словарная работа. Рассказ учителя «Органы осязания». Работа с учебником. Игра «Угадай вкус». |
Формирование умения строить монолог на основе описания органов осязания и их роли в организации человека. Знать названия частей тела человека. Уметь соблюдать правила личной гигиены. |
|
|
|
|
|
|||
15 |
Зубы и уход за ними. |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение в соотнесении состояний человека и базовых эмоций. Беседа по теме урока. Работа с учебником. |
Формирование умения составлять повествовательный рассказ на основе демонстрируемых действий по уходу за зубами. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
16 |
Что мы узнали о человеке. |
2 |
Заполнение «Календаря погоды». Лексические упражнения «Заверши фразу». Беседа по теме урока. Самостоятельное составление учениками диалога или текста (описания, повествования). |
Формирование составлять диалог или текст (описание, повествование) по картинкам. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|
|||
17,18 |
Р. К. Сезонные изменения в природе нашего края: май. (Экскурсия.) |
1 |
Заполнение «Календаря погоды». Упражнение по классификации «Разделите слова на две группы». Обобщающая беседа «Приметы весны в мае». Составление рассказа «Весна». |
Формирование умения точности словоупотребления в речевом контексте на основе наблюдений за изменениями в природе. Знать сезонные изменения в природе с приходом весны. Уметь связно высказываться по плану, |
употребляя простые распространённые предложения. |
|
|
|
|
|||
Учебно-методический комплекс.
Дидактический материал по развитию речи «Стихи о временах года и игры». Издательство АРКТИ Москва 2004.
4. Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида:Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2004.
5. Худенко Е. Д., Терехова И. А., «Развитие речи»: учебник для 3класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Аркти, 2004.
6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. «Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» - Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.