Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида
Оценка 5

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Оценка 5
docx
14.01.2020
Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида
3 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по предмету развитие устной речи на основе ознакомления

с предметами и явлениями окружающей действительности

3 СКК VIII вида

 

Срок реализации 2015-2016 уч. год

Год разработки: 2015

 

Настоящая рабочая программа разработана на основе

 

-        Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для детей  с умственной отсталостью,  в соответствии с СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. 19993 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10"),

-        «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,  1-4 классы »  под редакцией  В. В. Воронковой, М. «Просвещение», 2011 г.

 

 

 

 

Количество часов  всего:___70___, в неделю ___2___

 

 

с.п. Новосмолинский


Структура рабочей программы:

 

1.      Титульный лист (название программы).

2.      Содержание.

3.      Пояснительная записка.

4.      Содержание тем учебного курса.

5.      Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

6.      Учебно-тематический план.

7.      Развёрнутое календарно-тематическое планирование.

8.      Средства контроля – оценочные материалы.

9.      Методические материалы.

10.  Перечень учебно-методического обеспечения, в т. ч. ЭОР.

11.  Описание материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса

12.  Список литературы (основной и дополнительной, для педагога и для обучающегося).

13.  Приложения к программе.

 


Пояснительная записка

 

Занятия по данному учебному предмету имеет интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной  деятельности.

  У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного мира.

   Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

  В связи с расширением и уточнением представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируются значения слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятиям (роза-цветок), учащиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

  Разговорная  устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

   Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными явлениями в природе, в труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельность детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Пари формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умения правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.

   На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на  предметных уроках- на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, учащиеся учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе,  расширяют представления об окружающем мире, развивают  внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

 

Цели программы обучения:

 

    -Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

  -Повышение  уровня  познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.

 

Задачи программы обучения:

 

·         формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

·         расширять и обогащать представление об окружающем мире;

·         обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

·         обогащать словарный запас учащихся;

·         научить учащихся участвовать в учебном диалоге;

·         способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.

 

Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

-активно участвовать в беседе;

-связно высказываться на предложенную тему  на основе наблюдений;

-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

-соблюдать правила личной гигиены;

-соблюдать правили дорожного движения

 

Учащиеся  должны знать:

-названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

-правила дорожного движения, все случаи  правильного перехода улицы

 

Коррекционные цели:

1.      Коррекция зрительного, слухового восприятия посредством системы упражнений в рассматривании и назывании признаков натуральных предметов и их изображений,  в распознавании звуков окружающей действительности, выделении звуков, слов из речи по заданию учителя и т. д.

2.       Коррекция внимания на основе выполнения серии упражнений в наблюдениях за предметами и явлениями окружающей действительности, установлению отличительных и сходных признаков и т. д.

3.       Коррекция памяти через выполнение упражнений в запоминании названий признаков предметов и явлений, составленных на уроке предложений, связных текстов и т.д.

4.      Коррекция мышления посредством выполнения системы специальных упражнений, дидактических игр по обучению детей  сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности и т.д.

5.      Коррекция звукопроизношения через выполнение серии специальных упражнений (разучивание чистоговорок, выполнение артикуляционных упражнений...).

6.      Развитие связной устной и письменной речи, обогащение активного словаря на основе выполнения специальных упражнений в подборе слов, составлении словосочетаний, предложений, связных текстов.

7.      Развитие умения владеть диалогической и монологической речью посредством самостоятельных высказываний и с помощью наводящих вопросов учителя.

8.      Развитие познавательных способностей через проведение экскурсий, практических работ, подбор дополнительного, занимательного материала.


 

Содержание предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 3 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

 

·         Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

·         Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

·         Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

·         Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

·         Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

·         Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

·         Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

·         Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

·         Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

·         Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

·         Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

·         Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

·         Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

·         Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

·         Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

·        Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

·         Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

·         Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

·         Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

·         Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

·         Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

·         Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.

Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

·         Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.

·         Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

·         Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

 


 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате целенаправленной деятельности на уроках по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности обучающиес

я должны:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  • участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников;
  • связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  • ухаживать за одеждой и обувью;
  • поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила уличного движения;
  • знать названия и свойства изученных предметов;
  • знать выученные правила дорожного движения.

Обучающиеся должны уметь:

1-й уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • различать домашних и диких животных, птиц, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • выполнять элементарные гигиенические правила;
  • различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

2-й уровень

  • называть изученные объекты и явления;
  • различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
  • различать изученных домашних и диких животных, птиц, рыб;
  • различать признаки времён года;
  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.     

 

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов для реализации программы:

·         3 класс – 70 часов /2 часа в неделю/

 


 

Результаты освоения учебного предмета

 

Личностными результатами изучения данного учебного предмета являются следующие умения:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе; понимание бережного отношения к своему здоровью; бережное отношение к природе; признание общепринятых морально-этических норм.

Предметными  результатами:  

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

-участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

-связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

-ухаживать за одеждой и обувью;

-поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила уличного движения

-знать названия и свойства изученных предметов;

-знать выученные правила дорожного движения.

         Метапредметными результатами изучения учебного предмета  «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-понимать и принимать учебную задачу;

-действовать согласно плану, составленному учителем;

-адекватно понимать оценку взрослого.

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений

-наблюдать объекты окружающего мира и описывать отличительные признаки (под руководством учителя);

-пользоваться простыми условными обозначениями.

Коммуникативные УУД:

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

        При оценивании результатов необходимо учитывать, что каждый ребенок класса  усваивает материал на индивидуальном уровне, промежуточная аттестация осуществляется с учетом индивидуальных психофизических особенностей.

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематическое планирование

 

 

п/п

Раздел программы, тема урока в соответствии с разделом программы

Содержание программного материала

Словарь

Формируемые УУД

 

Сезонные изменения в природе. Погода.

Беседа « Летние каникулы. Игры детей».

Погода. Признаки лета : солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Детские игры в летний период. ТБЖ при организации игр летом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.   

Костер, песок, погода, товарищ.

Лето, теплый, жаркий.Каникулы, здоровье, отдых.

Предметные:

называть и характеризовать предметы,

составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать в речи предлоги и некоторые наречия;

проявлять интерес к окружающему миру, бережное отношение; соблюдать выученные  ПДД;

давать названия  и свойства изученных предметов, их частей, предметов ближайшего окружения, обобщающие названия изученных групп предметов.

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу;

действовать согласно плану, составленному учителем;

адекватно понимать оценку взрослого;

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, обществе;

бережное отношение к природе; признание общепринятых морально-этических норм

 

 

Тема №1. Улица, на которой расположена школа.

Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц, номеров домов. Школьный и домашний адрес. Обогащение и уточнение словаря.    

Город, дорога. Портфель, дневник.

Улица, адрес.

Россия.

 

Тема №2. Транспорт. Правила дорожного движения – 2ч.

Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения : переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». Обогащение и уточнение словаря.            

Дорога, желтый, завод.

Перекресток, пассажирский, подземный, наземный, водный.

 

Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Практическая работа «Переход улицы».

Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц, номеров домов. Школьный и домашний адрес. Правила дорожного движения : переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». Обогащение и уточнение словаря.     

Город, дорога.

Соблюдать, ждать, переходить.

Жизнь.

 

Беседа «Признаки осени.Детские игры осенью».

Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.ТБЖ при проведении детских игр  осенью. Обогащение и уточнение словаря.  Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания.

Желтый, корзина, яблоко.

Окраска, туман, отлет, рассказ, беседа.

 

Сезонные изменения в природе. Погода.

Экскурсия «Сентябрь - начало осени».

Изменения в природе, жизни растений, животных  в сентябре. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь). Цветочная клумба. Участие в беседе. Правильные полные ответы.

 Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя.

Ясно, пасмурно

 

Ведение календаря природы  и труда по результатам наблюдений.

 Итоги  наблюдений  за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Обогащение и уточнение словаря. Составление под руководством учителя небольших рассказов о сезонных изменениях в природе, о явлениях природы.

Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя.

Итоги, наблюдения, сезон, осень, сентябрь.

 

Тема № 3.Растения на клумбах – 2ч.

Астры, бархатцы, ноготки и другие растения.

Узнавание и называние растений. Различение частей растений : корень, стебель, листья, цветки. Участие в беседе. Правильные полные ответы.

Корень, стебель, листья, цветки, клумба. Букет.

 

Экскурсия в сквер « Растения на клумбах»

Узнавание и называние растений. Различение частей растений : корень, стебель, листья, цветки. Описание под руководством учителя изученных растений после проведенных наблюдений, бесед.

Корень, стебель, листья, цветки, клумба.

 

Тема № 4.Бахчевые культуры-2ч.

Арбуз. Практическая работа «Сбор семян  арбуза». СГТ и охрана труда при выполнении

работы.

Бахчевые культуры, арбуз. Сбор семян для подкормки птиц. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам.

Арбуз.

Бахчевые культуры, семена, свойства.

 

Дыня. Практическая работа «Сбор семян  дыни». СГТ и охрана труда при выполнении работы.

Бахчевые культуры, дыня. Сбор семян для подкормки птиц. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху.

Бахчевые культуры, семена, свойства.

 

Тема № 5.Ягоды-2ч.

Ягоды Вологодской области : рябина, калина.

Узнавание и называние ягод, характеристика по основным свойствам ( окраска, форма, вкус). Обогащение и уточнение словаря.

Ягоды, съедобные, лесные, окраска, форма, вкус.

 

Ягоды Вологодской области : клюква, брусника. Сравнение.

Узнавание и называние ягод, характеристика по основным свойствам ( окраска, форма, вкус). Обогащение и уточнение словаря.

Сравнение изученных ягод по основным свойствам, с другими предметами.

Ягоды, съедобные, лесные, окраска, форма, вкус.

 

Сезонная работа на огороде,  в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде осенью.

Участие в уборке урожая на пришкольном участке. Обогащение и уточнение словаря. ТБ при проведении работ в саду и на огороде.

Огород, корзина, сапоги, черный.

Участок, сад, труд.

 

Сезонные изменения в природе. Погода.

Экскурсия «Золотая осень».

Изменения в природе, жизни растений, животных  в октябре. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы. 

Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя.

Краски, цвета, оттенки.

 

Ведение календаря природы и труда по результатам наблюдений. Итоги 1 четверти. Викторина «Проверь себя!»

 

 Итоги  наблюдений  за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Обогащение и уточнение словаря. Составление под руководством учителя небольших рассказов о сезонных изменениях в природе, о явлениях природы.

Систематизация и закрепление полученных знаний. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя.

Итоги, наблюдения, сезон, осень, октябрь.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

 

Тема №6.Овощи – 5ч.

Картофель.

Внешний вид клубня картофеля. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам.

Овощи , картофель, огород.

Клубень, форма.

 Сажать, ухаживать, собирать урожай.

Предметные:

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать  и классифицировать, устанавливать общие и отличительные;

участвовать в беседе, полно  ( по возможности) и правильно отвечать на поставленные вопросы, дополнять высказывания товарищей;

соблюдать правила дорожного уличного движения, поддерживать порядок в классе, дома; проявлять интерес к окружающему миру, бережное отношение;

давать названия и свойства изученных предметов, выученные правила  дорожного движения

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу;

действовать согласно плану, составленному учителем;

адекватно понимать оценку взрослого;

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, обществе;

бережное отношение к природе; признание общепринятых морально-этических норм

 

 

Овощи. Капуста.

Внешний вид кочана капусты. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам.

Кочерыжка, листья, форма, грядка, шинковать, погреб, кессон.

 

Овощи. Свекла.

Внешний вид корня свеклы. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам.

Грядка, корень, корешки, вершки.

Щи, борщ, винегрет, салат.

 

Овощи. Горох. Бобы.

Внешний вид. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой. Узнавание и называние изучаемого предмета, характеристика по основным свойствам, классификация предметов.

Стручок, суп, варить, сушить.

 

Сезонные изменения в природе. Погода.

Экскурсия «Прощание с осенью. Ноябрь».

Изменения в природе, жизни растений, животных  в ноябре.Погода (ясно, пасмурно, снег). Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания.

Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя.

 

Ведение календаря природы и труда по результатам наблюдений.

 Итоги  наблюдений  за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Обогащение и уточнение словаря. Составление под руководством учителя небольших рассказов о сезонных изменениях в природе, о явлениях природы.

Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя.

Итоги, наблюдения, сезон, осень, ноябрь.

 

Тема № 7.Деревья- 2ч.

Дуб. Деревья Вологодской области.

Узнавание и называние деревьев. Части дерева : корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба. Описание под руководством учителя изученных предметов после проведенных наблюдений, бесед.

 

Корень, ствол, ветви, листья. Семена, дубрава, лиственное дерево.

Свистулька, бумага.

 

Деревья.

Тополь. Деревья Вологодской области.

Узнавание и называние деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена тополя. Описание под руководством учителя изученных предметов после проведенных наблюдений, бесед.

 

Корень, ствол, ветви, листья. Семена, роща, лиственное дерево.

Охранять, мебель, предметы быта.

 

Тема № 8.Комнатные растения-2ч.

Традесканция. Герань. Практическая работа «Уход за комнатными растениями». СГТ и охрана труда при выполнении работы.

Узнавание и называние комнатных растений. Уход за комнатными растениями (мытьё цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе). Описание под руководством учителя изученных предметов после проведенных наблюдений, бесед.

 

Газета, рисую, картина.

Кашпо, полив, рыхление, подкормка.

 

«Растение». Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы.

Узнавание, называние и различение изученных растений. Классификация .

 

Деревья, кустарники, травы, цветы.

 

Беседа «Признаки зимы. Детские игры зимой».

Признаки зимы : короткие дни, длинные ночи, морозы,  иней, снегопады,  метели, оттепели.  ТБЖ при проведении зимних игр. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, дополнять высказывания.

Валенки, праздник, рисую, картина.

Зима, забавы, иней, праздник.

 

Сезонные изменения в природе. Погода.

Экскурсия «Декабрь – первый месяц зимы».

Изменения в природе, жизни растений, животных  в декабре. Погода. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания.

Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя.

 

Ведение календаря природы и труда по результатам наблюдений.

 Итоги  наблюдений  за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Обогащение и уточнение словаря. Составление под руководством учителя небольших рассказов о сезонных изменениях в природе, о явлениях природы.

Погода, сегодня, вчера, завтра, месяц, неделя.

Итоги, наблюдения, сезон, зима, декабрь.

 

Обобщающий урок «Проверь себя!»

Систематизация и закрепление полученных знаний. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

 


 

Тематическое  планирование по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления

с предметами и явлениями окружающей действительности»

 

№ п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Планируемые результаты или компетенции

Вид (форма) контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения урока

 

 I четверть

18

 

 

 

 

 

план

факт

1

Летние каникулы.

 

1

Беседа по теме урока.

Работа с учебником.

Упражнение на развитие понимания значения слов, фраз.

Составление рассказа с опорой на картинку и схем

Выявление уровня коммуникативных умений и навыков, понимания обращенной речи, словарного запаса, способности к ситуативной связности высказывания. Уметь употреблять слова в соответствии с ситуацией, задавать вопросы.

 

Заполнение «Календаря погоды».

 

 

 

 

2

Признаки лета.

1

Заполнение «Календаря погоды».

Беседа по теме урока.

Отгадывание загадок.

 

 

Активизация словаря; определение уровня словообразования, умения моделировать фразу,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Сентябрь – осенний месяц.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнения в развитии вербальной памяти.

Упражнение на развитие внимания и техники чтения на время.

Отгадывание загадок.

Беседа по теме урока.

 

Активизация словаря; определение уровня словообразования, умения моделировать фразу, текст, используя местоименную связь при описании осени. Знать названия осенних месяцев.

Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать интонацию для оформления высказывания

.

 

 

 

 

4

Р. К. Сезонные изменения в природе нашего края осенью. (Экскурсия.)

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Инструктаж по ТБ.

Организационный выход и проведение экскурсии.

Самостоятельные наблюдения обучающихся.

Отгадывание загадок.

Обобщающая беседа.

Выявление уровня сформированности диалогической речи; отработка моделирования описательного рассказа. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

 

 

 

 

 

5

Растения на клумбе. (Экскурсия.)

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Инструктаж по ТБ.

Проведение экскурсии.

Определение объектов наблюдения.

Описание цветов.

Игра «Угадай, что это?».

Упражнения в постановке вопросов.

 

Отработка умения задавать вопросы в логике описательного рассказа о цветах, формирование интонационной стороны речи. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников.

 

 

 

 

 

6

Растения на клумбе.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение в составлении словосочетаний. Упражнения в описании цветов по вопросам обучающихся.

Упражнения в узнавании и определении цветов.

Выкладывание данных растений из рисунков-частей с подробным проговариванием.

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнения в сравнении нескольких растений астр. Работа с учебником.

Активизация словаря; формирование умения согласовывать слова во фразе при описании цветов. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников.

 

 

 

 

 

7

Овощи: картофель.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение на развитие внимания.

Упражнение в подборе антонимов.

Работа с учебником.

Игра «Угадай – картофель?».

Рассказ учителя о картофеле.

Составление осколочной картинки плода картофеля.

Составление описания картофеля по графическим опорам.

Формирование обобщенного понятия «овощи», отработка умения составлять совместный описательный рассказ, упражняться в подборе антонимов, синонимов. Знать название овощей.

Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

 

 

 

 

 

8

Р. К. Овощ с огорода: капуста.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Лексические упражнения. Упражнение на развитие внимания. Беседа по теме урока. Работа с учебником.

Развитие точности словоупотребления при описании капусты, формирование умения использовать смысловые оттенки значений слова. Знать название овощей.

Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

 

 

 

 

 

9

Овощи: свёкла.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Игра «Волшебный мешочек».

Беседа по теме урока.

Игра «Расставь правильно стрелки».

Работа с учебником.

Формирование умения составлять описательный рассказ частей растения, всего растения по схеме.

Знать название овощей.

Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

 

 

 

 

 

10

Овощи: горох.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение на запоминание и воспроизведение.

Упражнение в уточнении смысловых оттенков слов. Беседа по теме урока. Игра «Угадай». Работа с учебником.

Развитие понимания смысловых оттенков слов; отработка навыка самостоятельно-го составления описательного рассказа на основе анализа описаний растений. Знать название овощей.

Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

 

 

 

 

 

11

Бахчёвые культуры: арбуз, дыня.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию мышления. Беседа по теме урока. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Отработка

Словообразовательного навыка, умения вести диалог вопросно-ответной формы на основе анализа растений: арбуза, дыни. Знать названия бахчевых культур.

Уметь называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общее и отличительные свойства.

 

 

 

 

 

12

Р. К. Ягоды нашего края: рябина, калина, клюква, брусника.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию мышления. Беседа по теме урока. Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Отработка словообразовательного навыка, умения вести диалог вопросно-ответной формы на основе анализа растений: рябины, калины, клюквы, брусники. Знать названия ягод.

Уметь называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общее и отличительные свойства.

 

 

 

 

 

13

Сезонные изменения в природе: золотая осень.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнения по коррекции мышления. Самостоятельное описание обучающимися признаков золотой осени. Работа с календарем природы. Рассказ учителя «Золотая осень не наше настроение». Составление повествовательного рассказа по картинкам. Работа с учебником.

Развитие навыка согласования слов во фразе, умения моделировать предложения и составлять повествовательный рассказ по серии картинок об осени. Знать названия осенних месяцев.

Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать интонацию для оформления высказывания.

 

 

 

 

 

14

Улица, на которой расположена школа. (Экскурсия.)

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Работа по картинке, с планом улицы. Инструктаж по ТБ. Провидение экскурсии.

Отработка навыков диалогической речи на основе ориентирования на местности Уметь употреблять слова в соответствии с ситуацией, задавать вопросы..

 

 

 

 

 

15

Улица, на которой расположена школа.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию мышления. Лексические упражнения. Обобщающая беседа по экскурсии «Что мы знаем о нашей улице». Работа по составлению предложений с опорой на план – схему улицы. Работа с учебником.

Отработка умения использовать в речи простое распространенное предложение Уметь употреблять слова в соответствии с ситуацией, задавать вопросы..

 

 

 

 

 

16

Лиственные деревья: дуб.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнения по развитию памяти. Упражнения в составлении фразы по сюжетной картинке. Словарная работа. Рассказ учителя. Обобщающая беседа. Работа с конвертами – «Составь фразу». Игра «Что ты знаешь о дубе?». Работа с учебником.

Отработка навыка самостоятельного составления описательного рассказа о растении, развитие словообразовательной функции речи. Знать отличительные признаки  лиственного дерева дуб, его строение.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

17

Р. К. Лиственные деревья нашего края: тополь.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнения словообразований. Обобщающая беседа «Строение дерева». Игра «Угадай по описанию». Работа над составлением предложения. Беседа по теме урока. Рассказ учителя «Тополиный пух». Работа с учебником.

Отработка навыка самостоятельного составления описательного рассказа о растении, развитие словообразовательной функции речи. Знать отличительные признаки  лиственного дерева тополя, его строение.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

18

Растения в природе и их значение в жизни человека.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение на запоминание. Беседа по теме урока. Программированный диктант. Составление описания предметов. Работа с учебником.

Формирование обобщенного понятия «растения», отработка умения составлять описательный рассказ, развитие словообразовательной речи. Знать отличительные признаки лиственного дерева. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

2 четверть          14 часов

 

 

 

1

Сезонные изменения в природе: ноябрь.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию логического мышления. Лексические упражнения. Беседа по теме урока. Работа с календарем природы. Работа по серии осенних картинок. Составление совместного рассказа. Работа с учебником

Отработка умения составлять повествовательный рассказ об изменениях в природе по серии картинок. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека

 

.

 

 

 

2

Транспорт.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение на развитие внимания. Отгадывание кроссворда. Беседа по теме урока.  Упражнение по развитию слухового внимания. Работа с учебником.

Формирование обобщенного понятия «транспорт»; обогащение словаря, активизация глагольной лексики в устной речи. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать виды наземного и водного транспорта

 

 

 

 

 

3

Наземный транспорт.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение на развитие внимания. Лексические упражнения. Обобщающая беседа с опорой на наглядный материал.  Рассказ учителя. Работа с учебником.

Развитие словообразовательной функции речи, умения согласовывать слова в словосочетаниях и грамматически правильно использовать их в устной речи. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать виды наземного транспорта

 

 

 

 

 

4

Р. К. Правила дорожного движения .

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Обобщающая беседа (фронтально) «по цепочке».

Игра «Закончи фразу». Беседа по теме урока. Работа с учебником.

 

Отработка умения строить диалог в конкретной ситуации в форме «вопрос – утверждение», формирование вопросительной интонации. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать правила дорожного движения.

 

 

 

 

 

5

Посуда.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение на развитие логического мышления. Беседа по теме урока. Складывание «осколочной» картинки с изображением посуды и ее определение. Упражнение в составлении предложений по опорам. Работа с учебником.

Развитие словообразовательной функции. Умения составлять распространенное предложение с предлогами в, на,за. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать виды и предназначение посуды.

 

 

 

 

 

6

Посуда, виды посуды.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение на развитие логического мышления. Обобщающая беседа. Упражнения по активизации словаря и согласованию слов. Рассказ учителя с демонстрацией действий – мытья посуды. Работа с учебником.

 

Формирование словообразовательной функции речи, активизация глагольной лексики, составление повествовательного рассказа об уходе за посудой по демонстрируемым действиям. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать виды и предназначение посуды.

 

 

 

 

 

7

 Сезонные изменения в природе: декабрь – первый месяц зимы. (Экскурсия)

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию мышления. Вводная беседа «Изменения в погоде». Инструктаж по ТБ. Проведение экскурсии. Составление совместного описания «Декабрьский день».

Отработка диалогической речи в вопросно-ответной, вопросно-утвердительной на основе наблюдений в природе.  Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

 

 

 

 

 

8

Р. К. Сезонные изменения в природе нашего края: начало зимы.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнения в подборе антонимов. Игра «Назови слова по порядку». Работа с календарем природы. Описание первого месяца зимы декабря в форме беседы. Составление совместного повествовательного рассказа «Изменения погоды в декабре». Работа с учебником.

Отработка умения составлять повествовательный рассказ о приметах зимы по результатам календаря природы Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека..

 

 

 

 

 

9

Одежда.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных слов. Упражнение в образовании существительных множественного числа. Беседа по теме урока. Работа с учебником. Составление рассказа по демонстрируемым действиям. Игра «Одень куклу».

Знакомство с многозначностью слова «погладить», отработка словообразовательных навыков и умений составление фразы по демонстрируемым действиям. Знать виды одежды и обуви

Уметь дифференцировать их.

 

 

 

 

 

10

Сезонная одежда: зимняя одежда.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию памяти «Запомни второе слово». Программированное задание «Дополни предложение». Беседа по теме урока. Рассказ учителя зимняя одежда. Составление «осколочных» картинок. Работа с учебником. Описание предмета зимней одежды по схемам – опорам.

Отработка навыка составления простого распространенного предложения. Знать виды одежды и обуви

Уметь дифференцировать их.

 

 

 

 

 

11

Обувь и уход за ней.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по классификации предметов. Беседа по теме урока. Сравнение зимнего сапога, ботинка, туфли. Работа с учебником. Беседа «Как ухаживать за обувью?». Работа над составлением окончания рассказа.

Формирование словообразовательной функции речи, активизация глагольной лексики, развитие умения составлять рассказ – повествование. Знать названия сезонной обуви, её особенности.

Уметь ухаживать за обувью.

 

 

 

 

 

12

Виды обуви: зимняя обувь.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнения в составлении предложения. Беседа «Как правильно подобрать обувь?». Рассказ учителя. Работа с учебником.

Отработка умения вести диалог, закрепление навыка композиции простого распространенного предложения. Знать названия сезонной обуви, её особенности.

Уметь ухаживать за обувью.

 

 

 

 

 

13

Р. К. Зимние забавы детей.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнения по активизации словаря. Беседа «Что ты знаешь о забавах?». Работа по картинкам. Рассказ учителя «Зимние забавы». Работа с учебником.

Активизация глагольной лексики, отработка умения моделировать фразу. Знать зимние виды игр.

Уметь задавать вопросы, составлять повествовательный рассказ по опорам.

 

 

 

 

 

14

Зима – время года.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение в сравнении и подборе эмоционального названия текстов. Беседа «Зима» по сюжетной картинке. Упражнение в завершении предложений. Составление рассказа – описания «Зима». Работа с учебником.

Отработка умения составлять самостоятельно описательно-повествовательный рассказ о явлениях природы. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников.

 

 

 

 

 

 

3 четверть         20 часов 

 

 

 

1

Сезонные изменения в природе: январь.

(Экскурсия)

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнения на запоминание. Вводная беседа. Работа с календарем природы. Лексические упражнения. Организационный выход на экскурсию.

Формирование навыка самостоятельно-го диалога, отработка интонационной стороны речи. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

 

 

 

 

 

2

Зимующие птицы: снегирь.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение в составлении словосочетаний «Подбери слово». Беседа «Каких птиц ты знаешь?». Рассказ учителя «Снегирь». Упражнения в точности употребления слов «Угадай по описанию», «Узнай и выбери на ощупь», «Выбери цвет оперения снегиря и опиши его». Работа с учебником.

Развитие умения согласовывать словосочетания, формирование умения составлять повествовательный рассказ с соблюдением композиции: начало – середина – конец. Знать отличитель-ные признаки птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

3

Зимующие птицы: синица.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение в запоминании. Лексические упражнения. Беседа «Синицы». Рассказ учителя «Виды синиц». Работа с учебником.

Формирование умения программировать устное высказывание, развитие понимания смысла слов. Знать отличительные признаки птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

4

Р. К. Перелётные птицы нашего края: грач.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по классификации слов. Обобщающая беседа «Кто такие зимующие птицы?». Вводная беседа по вопросам учеников к учителю. Рассказ учителя «Перелетная птица – грач». Работа с учебником.

Формирование умения программировать связное устное высказывание, отработка навыка группировки слов. Знать отличительные признаки птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

5

Перелётные птицы: скворец.

 

1

Лексические упражнения. Рассказ учителя «Скворец». Работа с учебником.

Формирование умения самостоятельно описывать предмет. Знать отличительные признаки перелетных птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

6

Человек и природа. Помощь зимующим птицам.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение классификации. Рассказ учителя «Человек и природа». Составление рассказа «Спасенный птицы» по серии картинок с использованием местоименной связи. Работа с учебником.

Закрепление умения составлять повествовательный рассказ по серии картинок с использованием местоименной связи. Знать отличительные признаки зимующих птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

7

Домашние птицы: курица.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по коррекции мышления. Обобщающая беседа «Можно ли жить без природы?». Рассказ учителя «Курица». Работа с учебником.

Отработка словообразовательных навыков, упражнение в составлении развернутой фразы по графическим опорам. Знать отличительные признаки домашних птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

8

Домашние птицы: утка.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по коррекции памяти.

 Упражнения в словообразовании.

Рассказ «Водоплавающая птица утка».

Работа с учебником.

Формирование умения моделировать повествовательный текст. Знать отличительные признаки домашних птиц.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

9

Р. К. Сезонные изменения в природе нашего края: февраль. (Экскурсия.)

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение в запоминании картинок.

Инструктаж по ТБ.

Проведение экскурсии.

Наблюдения на экскурсии. Анализ описания объектов.

Формирование навыка диалогической речи. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

 

 

 

 

 

10

Труд жителей города и села  зимой.

 

1

 

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по классификации «Раздели слова». Активизация словаря. Объяснительная беседа «Зима в городе и в селе».

Словарная работа.

Упражнение в составлении текста-рассуждения: «Что было в начале, что – потом?».

Работа с учебником.

Формирование умения моделировать текст-рассуждение на основе сравнения условий труда людей в городе и в деревне. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать о сезонных работах человека.

 

 

 

 

 

11

Домашние животные: коза.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Лексические упражнения. Упражнение в постановке инструкций. Беседа «Что ты знаешь о козе?».

Рассказ учителя «Коза». Работа с учебником.

Способствовать активизации словаря, отработка умений согласовывать слова во фразе при описании животных, развитие регулятивной функции речи. Знать отличительные признаки козы.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

12

Р. К. Домашние животные нашего края: овца.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение на развитие внимания.

Упражнение по коррекции зрительного восприятия.

Обобщающая беседа с опорой на наглядный материал.

Упражнение в отборе слов и составлении фразы.

Рассказ учителя «Овца».

Работа с учебником.

Формирование умения семантического отбора слов, отработка навыка составления описательного рассказа. Знать отличительные признаки овцы.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

13

Дикие животные: ёж.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию логического мышления.

Разгадывание загадок.

Рассказ учителя «Ёж».

Работа с учебником.

Знакомство с многозначностью слова «иголка», отработка словообразовательных навыков и умений, закрепление навыка моделирования повествовательного рассказа. Знать названия диких животных, их отличительные признаки от других животных.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

14

Дикие животные: медведь.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию памяти. Вводная беседа «Угадай, кто это?».

Рассказ учителя «Медведь».

Работа с учебником.

Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей диких животных. Знать названия диких животных, их отличительные признаки от других животных.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

15

Растения и животные весной.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение в согласовании. Составление «осколочных» картинок.

Беседа по теме урока.

Игра «Угадай, что это?».

Упражнения в постановке вопросов.

Работа с учебником.

Обработка умения использовать местоименную связь в речи при описании природы. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

 

 

 

 

 

16

Р. К. Сезонные изменения в природе нашего края: март – весенний месяц.

(Экскурсия.)

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по классификации. Инструктаж по ТБ.

Проведение экскурсии. Наблюдение за состоянием погоды, природы.

Обобщающая беседа «Как надо одеваться весной».

 

Формирование умения точности словоупотребления в речевом контексте на основе наблюдений за изменениями в природе. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

 

 

 

 

 

17

Природа весной.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию внимания. Беседа «Весна и мое настроение». Рассказ учителя «Весна и забавы детей». Работа с учебником.

Формирование умения точности словоупотребления в речевом контексте на основе наблюдений за изменениями в природе. Уметь участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников. Знать о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.

 

 

 

 

 

18

Комнатные растения и уход за ними: традесканция.

1

Заполнение «Календаря погоды».

Лексические упражнения. Рассказ «Традесканция и уход за ней». Практическая работа «Посадка традесканции». Работа с учебником.

Отработка навыка составления повествования с использованием местоименной связи по демонстрируемым действиям. Знать названия комнатных растений.

Уметь различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.

 

 

 

 

 

19

Комнатные растения: герань.

(Практическая работа.)

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Лексическое упражнение «Скажи ласково». Упражнение в узнавании и различении. Объяснительная беседа «Герань – бактерицидное растение». Работа с учебником.

Формирование умения составлять совместный сюжетный рассказ на основе анализа условий ухода за растениями. Знать названия комнатных растений.

Уметь различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.

 

 

 

 

 

20

Р. К. Раннецветущие растения нашего края. Красная Книга.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение «Подбери слова – действия». Составление повествовательного рассказа «Как беречь природу?» по серии картинок. Работа с учебником.

Формирование умения составлять повествовательный рассказ о растениях по серии картинок с разными вариантами их предъявления, активизация глагольной лексики. Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать интонацию для оформления высказывания.

 

 

 

 

 

4 четверть – 18 часов

 

 

1

Насекомые: муравей.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по коррекции слухового восприятия.

Отгадывание загадок. Объяснительная беседа «Муравей». Составление коллективно повествовательного рассказа об особенностях муравья по серии картинок. Работа с учебником.

Отработка навыка согласования слов во фразе, составление коллективно повествовательного рассказа об особенностях муравья по серии картинок. Знать названия насекомых, их отличительные признаки от других животных.

Уметь называть и характеризовать предметы, связно высказываться по плану.

 

 

 

 

 

2

Насекомые: муха.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по коррекции зрительной памяти.

Упражнение в составлении предложения «по цепочке».

Рассказ «Муха».

Обобщающая беседа «Вредные насекомые».

Работа с учебником.

Отработка умения моделировать фразу при описании вредных насекомых. Знать названия насекомых, их отличительные признаки от других животных.

Уметь называть и характеризовать предметы, связно высказываться по плану.

 

 

 

 

 

3

Насекомые: божья коровка.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение «Составь словосочетание». Рассказ учителя «Божья коровка». Составление коллективно повествовательного рассказа об особенностях божьей коровки по серии картинок.

Работа с учебником.

Отработка навыка согласования слов во фразе, составление коллективно повествователь-ного рассказа об особенностях божьей коровки по серии картинок. Знать названия насекомых, их отличительные признаки от других животных.

Уметь называть и характеризовать предметы, связно высказываться по плану.

 

 

 

 

 

4

Насекомые: стрекоза.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Игра «Угадай по описанию». Рассказ учителя «Стрекоза». Составление коллективно повествовательного рассказа об особенностях стрекозы по серии картинок.

Работа с учебником.

Отработка навыка согласования слов во фразе, составление коллективно повествовательного рассказа об особенностях стрекозы по серии картинок. Знать названия насекомых, их отличительные признаки от других животных.

Уметь называть и характеризовать предметы, связно высказываться по плану.

 

 

 

 

 

5

Разнообразие животного мира.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию внимания: «Кто быстрее ответит».

Упражнение для развития зрительной памяти.

Обобщающая беседа «Как называются объекты, изображённые на картинках?».

Работа с учебником.

Игра-инсценировка «Человек и животные».

 

Развитие точности употребления слов в контекстной речи при составлении рассказа о животных. Знать отличительные признаки диких животных от домашних.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

6

Охрана животных.

Р. К. Местные заповедники и зоопарки.

 

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Работа со словарём в учебнике.

Упражнение в классификации.

Беседа по теме урока. 

Работа над понятиями «зоопарк», «заповедник». Составление описательного рассказа о животном зоопарка или заповедника.

Игра «Угадай по описанию».

Работа с учебником.

Отработка самостоятельно-го навыка описания животных, работа над семантикой обобщённых понятий. Знать отличительные признаки диких животных от домашних.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

7

Экология воздуха и охрана окружающей среды.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по установлению логических связей. Беседа «Что отравляет нашу природу?». Работа с учебником. Работа над составлением текста-рассуждения.

Формирование умений строить причинно-следственные конструкции при описании условий жизни растений, людей, моделировать по схеме текст-рассуждение. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

8

Сезонные изменения весной: апрель. (Экскурсия.)

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по классификации «Разделите слова на две группы». Обобщающая беседа «Приметы марта, апреля, мая». Работа над композицией текста. Работа с учебником.

Формирование умения работать над композицией текста при составлении описания весны (начало весны, середина, конец) с разными вариантами предъявления картины. Знать сезонные изменения в природе с приходом весны.

Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

9,10

Человек. Охрана здоровья.

Р. К. Мой организм и органы чувств.

 

2

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение для тренировки памяти: «Запомни, какой запах ты почувствовал первым?». Вводная беседа «Человек и его основные органы». Упражнение в точном отборе слов. Упражнения в назывании и определении частей тела. Рассказ учителя «Организм человека». Заполнение схемы «Человек».

Формирование навыка точного отбора слов при назывании основного органа человека, отработка умения составлять простое распространенное предложение. Знать названия частей тела человека.

Уметь соблюдать правила личной гигиены..

 

 

 

 

 

11

Глаза – органы зрения.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнения в установлении логики. Упражнения в подборе антонимов. Беседа по графической схеме «Человек». Объяснительная беседа «Глаза и охрана зрения». Работа с учебником.

Закрепление навыка точного отбора слов, формирование умения программировать высказывание по опоре. Знать названия частей тела человека.

Уметь соблюдать правила личной гигиены.

 

 

 

 

 

12

Органы слуха – уши и уход за ними.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение на запоминание. Беседа по теме урока. Работа с учебником. Рассказ учеников по опорам, схемам текста.

Отработка умения моделировать фразу, самостоятельно составлять описательно-повествовательный рассказ о гигиене органов слуха. Знать названия частей тела человека.

Уметь соблюдать правила личной гигиены.

 

 

 

 

 

13

Орган обоняния –нос.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по развитию памяти. Обобщающая беседа. Словарная работа. Рассказ учителя «Органы обоняния». Работа с учебником.

Игра «Ароматы и запахи».

Формирование умения строить монолог на основе описания органов обоняния и их роль в организации человека. Знать названия частей тела человека.

Уметь соблюдать правила личной гигиены.

 

 

 

 

 

14

Орган осязания – язык.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение в установлении логических связей. Обобщающая беседа. Словарная работа. Рассказ учителя «Органы осязания». Работа с учебником.

Игра «Угадай вкус».

Формирование умения строить монолог на основе описания органов осязания и их роли в организации человека. Знать названия частей тела человека.

Уметь соблюдать правила личной гигиены.

 

 

 

 

 

15

Зубы и уход за ними.

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение в соотнесении состояний человека и базовых эмоций. Беседа по теме урока. Работа с учебником.

Формирование умения составлять повествовательный рассказ на основе демонстрируемых действий по уходу за зубами. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

16

Что мы узнали о человеке.

 

2

Заполнение «Календаря погоды».

Лексические упражнения «Заверши фразу». Беседа по теме урока. Самостоятельное составление учениками диалога или текста (описания, повествования).

Формирование составлять диалог или текст (описание, повествование) по картинкам. Уметь связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 

 

17,18

Р. К. Сезонные изменения в природе нашего края: май. (Экскурсия.)

 

1

Заполнение «Календаря погоды».

Упражнение по классификации «Разделите слова на две группы». Обобщающая беседа «Приметы весны в мае». Составление рассказа «Весна».

Формирование умения точности словоупотребления в речевом контексте на основе наблюдений за изменениями в природе. Знать сезонные изменения в природе с приходом весны.

Уметь связно высказываться по плану,

употребляя простые распространённые предложения.

 

 

 

 


 

Учебно-методический комплекс.

 

 

  1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». М.: Вако, 2004.

Дидактический материал по развитию речи «Стихи о временах года и игры». Издательство АРКТИ  Москва 2004.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 7-е издание - М.: «Просвещение», 2011.
  2. Ткаченко Т. А. «Совершенствование связной речи. Логопедическая тетрадь».- Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2000.

4.      Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида:Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2004.

5.      Худенко Е. Д., Терехова И. А., «Развитие речи»: учебник для 3класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Аркти, 2004.

6.      Шипицына Л. М., Защиринская  О. В. «Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» - Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2000.

 

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 3 СКК VIII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020