Программа
психолого-педагогического сопровождения
младших школьников
с особыми образовательными потребностями
Пояснительная записка.
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе Детского сада. Особое место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особый подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет, имеющими задержку психического развития.
В программе представлено инновационное содержание и современные технологии обучении детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходу к ребенку.
В отечественном специальном образовании обосновано положение о том, что ребенок с отклонениями в развитии – ребенок с особыми образовательными потребностями – не готов к усвоению не только общеобразовательными программ, но и жизненно значимых навыков на разных возрастных этапах развития.
Основной целью психолого-педагогической коррекции у младших школьников с ОВЗ является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
При организации коррекционной работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. Определяются актуальный уровень развития ребенка и зона его ближайшего развития, выявляются особенности эмоционально-волевой сферы, личностные характеристики ребенка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Коррекционно-развивающее направление многогранно, здесь определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей. Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Работа ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.
Планирование коррекционно-развивающей работы
с учащимися, занимающимися по специальным (коррекционным) программам
школы VII вида.
Мес. |
Нед. |
Направление работы,тема |
Задачи и содержание работы. |
С Е Н Т Я Б Р Ь
|
2 |
Диагностика уровня эмоционально-личностного развития. Рисуночный тест «Моя школа». |
Снятие эмоционального напряжения, выявление степени тревожности, значимости школы и уровня адаптации детей к школе. |
Рисуночные тесты «Автопортрет», «Моя семья». |
Психокоррекция. Сбор информации о детях, условиях семейного воспитания. |
||
Рисуночный тест «Кактус». |
Личностная диагностика. Выявление уровня тревожности и агрессии. |
||
3 |
Обследование звукопроизношения. |
Диагностика фонематического слуха, диагностика звукопроизношения. |
|
Мышление. |
Диагностика уровня познавательного развития, особенностей познавательной деятельности и психических функций. (методики на выбор педагога) |
||
Память. |
|||
4 |
Внимание. |
||
Общие представления об окружающем. |
|||
Подведение итогов комплексной диагностики. |
|||
О Т Я Б Р Ь
|
1 |
Развитие внимания. Объем внимания. |
Упражнения: «Сравни картинки», корректурные задания – шифровки на выделение символов, таблицы Шульте.(в пределах 6, 9, 25) |
Распределение внимания. |
Упражнения на цифровом материале – таблицы Шульте. (в пределах 6, 9, 25) |
||
Переключаемость внимания. |
Игры: «Сравни картинки», «Ищи безостановочно», «Посмотри-нарисуй». |
||
2 |
Чтение этических сказок. |
Беседа об этике поведения в обществе. Знакомство со сказками. Чтение сказок: «Мальчик-ябеда», «Королева – Зубная щетка» |
|
Коррекция звукопроизношения. |
Артикуляционная гимнастика – индивидуально. |
||
Корректурные пробы - развитие внимания. |
Знаковые таблицы. |
||
3 |
Узоры в квадратах. |
Рисование узора по образцу. Развитие объема, внимания, зрительной памяти. |
|
Распределение внимания. |
Упражнения на буквенном материале – Найди слова и буквы. |
||
Числовые квадраты. |
Таблицы Шульте -сосчитай по порядку (до9, 25). |
||
4 |
Посмотри – нарисуй. |
Рисование узоров в квадратах по образцу – развитие переключаемости внимания. |
|
Топ – Хлоп (кодирование информации). |
Упражнения с элементами кодирования – слоги со звуковым сопровождением. Развитие слуховой памяти, внимания. Развитие аналетико-синтетической деятельности, предупреждение и профилактика.дислексии. |
||
Числовые квадраты. |
Поиск и запись пропущенных чисел. (до9, 15, 35) |
||
5 |
Этические сказки. |
Беседа о хвастовстве и неискренности. Чтение сказки «Приключения новогодней мишуры», «Про чашечку». |
|
Пластические этюды. |
Психокоррекция, релаксация. «Я-кленовый листочек», «Бабочка», «Грибочки» |
||
Этические сказки. |
Беседа о жадности. Чтение сказки «Жадный кармашек» |
||
Н О Я Б Р Ь
|
2 |
Развитие памяти. Волшебные точки. |
Воссоздание точечного узора по памяти. (до 6 точек) |
Каскад слов. |
Запоминание цепочки слов на заданную тематику (до 8-10слов). |
||
Тренировка смысловой памяти. |
Запоминание текста по опорным словам.
|
||
3 |
Развитие логических приемов запоминания. |
Знакомство с приемами: группировка, классификация, планирование. |
|
На что похоже настроение? |
Снятие напряжения, релаксация. Графическое изображение настроение, отреагирование негативизма. |
||
Тренинги на создание положительного микроклимата в группе. |
Коллективные игры, беседы. Мини-этюд «Солнце» |
||
4 |
Топ-Хлоп. |
Упражнения с элементами звукового кодирования. |
|
Групповой тренинг на развитие внимания. |
«Не пропусти растение».
|
||
Приемы логического запоминания. |
Тренировочные упражнения. |
||
Д Е К А Б Р Ь
|
1 |
«Зеленые полянки»
|
Мозаика. Развитие переключения и распределения внимания. Развитие конструктивного мышления.
|
«Зеленые полянки»
|
|||
«Сложи квадрат». |
Развитие пространственного, конструктивного мышления. |
||
2 |
Тест «Несуществующее животное». |
Развитие воображения. Эмоционально-личностная диагностика – выявление тревожности и агрессивности.
|
|
«Уникуб»..
|
Развитие аналетико - синтетической деятельности, цветового и пространственного восприятия с использованием дидактического пособия «Уникуб» (Никитин) |
||
«Уникуб».
|
|||
3 |
Упражнения с элементами кодирования.
|
Профилактика дислексии и дисграфии. Письменное кодирование слов, запись и чтение шифровок. Развитие внимания, памяти, фонематического восприятия. |
|
Упражнения с элементами кодирования.
|
|||
Чтение этических сказок. Игра «Комплименты». |
Развитие базовых эмоций, корректировка микроклимата класса. |
||
4 |
Групповой тренинг. |
Развитие внимания, быстроты реакции - «Не пропусти профессию».
|
|
Игра «Зеркало».
|
Развитие базовых эмоций. Развитие способности конструктивного мышления. (жестовое изображение животных, отзеркаливание движений).
|
||
Пословицы. Творческое мышление. |
Развитие способности раскрывать скрытый смысл.
|
||
Я Н В А Р Ь
|
3 |
Промежуточная диагностика. |
Диагностика и мониторинг познавательного развития детей. |
Промежуточная диагностика. |
|||
Промежуточная диагностика.
|
|||
4 |
Игра «Муха». |
Развитие пространственной ориентировки, внимания, скорости реакции. |
|
Игра «Муха». |
|||
Игра «Найди пару». |
Распределение внимания, мышления.
|
||
5 |
«Отгадай словечко».
|
Групповой тренинг. Развитие конструктивного общения, мышления, умения слушать и понимать собеседника. |
|
«Отгадай словечко».
|
|||
Творческое мышление. |
Разгадывание смысла пословиц и отгадывание загадок. |
||
Ф Е В Р А Л Ь
|
1 |
Корректурные пробы. |
Развитие внимания. Работа со знаковыми таблицами. |
Волшебные точки. |
Упражнения на развитие мышления - «Путь в школу», «Найди все квадраты». |
||
Логические цепочки. |
Развитие мышление – составление последовательного ряда.
|
||
2 |
Составь слово.
|
Составление коротких слов и одного длинного. Развитие внимания, аналетико-синтетической деятельности. |
|
«Четвертый лишний» |
Развитие аналетико-синтетической деятельности, умения исключать лишний объект из ряда.
|
||
Решение логических задач. |
Развитие мыслительных операций с использованием печатного материала.
|
||
3 |
Сказки: «О старом платочке», «Маленькая табуреточка»
|
Чтение этических сказок. Беседа о чувствах человека: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный и т.д. Развитие адекватной реакции на события, контроля над своими чувствами.
|
|
Изображение предметов – пластические упражнения. |
Пластические изображения одушевленных и неодушевленных предметов. Развитие способности вживаться в роль. Развитие непринужденности общения. Формирование положительного микроклимата группы-класса. |
||
Я - скульптор. |
Развитие воображения, способности к саморасслаблению. Изучение восприятия и оценки членов группы каждым ребенком.
|
||
4 |
Когда я стану взрослым. |
Беседа о видении детьми себя в будущем. Графическое изображение будущего. |
|
«Страшная сказка». |
Анализ страхов детей, отреагирование негативных переживаний, создание благоприятного эмоционального фона.
|
||
Рисование страхов. |
Отреагирование негативных переживаний, рисование страхов и графическая коррекция. |
||
М А Р Т
|
1 |
Логопедия. Артикуляционная гимнастика. |
Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук. |
Индивидуальная работа – коррекция звукопроизношения. |
Постановка звуков и их автоматизация в индивидуальном порядке. |
||
Индивидуальная работа – коррекция звукопроизношения. |
|||
2 |
Лексические тренинги. (Коноваленко В.В.) |
Автоматизация в речи звуков [С, Ш.] Развитие внимания, памяти. |
|
Лексические тренинги. |
|||
Лексические тренинги. |
|||
3 |
Волшебные превращения слов. |
Развитие навыка словообразования (однокоренные слова – снег, суффиксальный способ - детеныши животных, приставочное словообразование, соединение слов).
|
|
Превращения слов. |
|||
Род и число имен существительных. |
Формирование представлений о роде существительных. Формирование связного высказывания с использованием данной грамматической категории (сущ., местоимение). |
||
А П Р Е Л Ь
|
1 |
Упражнения с элементами кодирования. «Топ-Хлоп» |
Устная и письменная кодировка гласных и согласных звуков геометрическими символами, составление и чтение штриховок. |
Развитие связной речи. |
Составление последовательного грамматически правильного рассказа по серии сюжетных картинок. |
||
Коррекция звукопроизношения. |
Работа с чистоговорками и скороговорками. Развитие артикуляции и четкой дикции. |
||
2 |
Пространственная ориентировка. Развитие временных представлений. |
Развитие пространственной и временной ориентировки. Формирование умения определять время по часам. Развитие умения ориентироваться во времени. |
|
Часы и время. |
|||
Часы и время. |
|||
3 |
Групповой тренинг. |
Развитие внимания, памяти, мышления. Формирование дружеских отношений в коллективе. |
|
«Кубики для всех». |
Развитие пространственного и конструктивного мышления. |
||
«Кубики для всех». |
|||
4 |
Веселые задачки. |
Решение задач с шуточным условием. Развитие аналетико-синтетической деятельности, самоконтроля. |
|
Чтение этических сказок. |
Развитие базовых эмоций, коррекция негативных проявлений. |
||
М А Й
|
1 |
Итоговая диагностика познавательной деятельности эмоционально-личностной сферы. |
Выявление и мониторинг уровня развития детей и ЗПР. |
2 |
Подготовка к ПМПК. |
Индивидуальные занятия с детьми. Подготовка документов, помощь учителям КВ, работа с родителями. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Младший и старший школьный возраст детей с глубокой умственной отсталостью – важнейший период формирования жизненного ресурса детей, этап становления его социализации, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия.
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Теоретической основой моей программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормального развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможности его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи;
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлений окружающего мира. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами. Только тогда появиться точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкала величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Проводя обследование детей на основе стандартных психологических методик (Забрамная С.Д., Усанова О.Н. «Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «лилия»), выявляя наличие сенсорных навыков и умений в контексте разных видов деятельности применительно к различному сенсорному содержанию, организуя психологическое наблюдение за детьми глубокой умственной отсталостью в процессе урока, анализируя совместно с учителем особенности овладения структурой учебной деятельности и запас имеющихся у них программных знаний, умений и навыков, можно определить содержание коррекционной работы по разделам программы, которые наиболее сложны для его усвоения и, подобрать соответствующие коррекционные приемы обучения. Главная задача психолога при обследовании: психолого – педагогическая дифференциация учащихся на группы по возможностям обучения для проведения коррекционных занятий в соответствии с предложенным курсом. Таким образом, календарно – тематический план курса занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
• Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с глубокой умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве;
• Формирование пространственно – временных ориентировок;
• Развитие слухоголосовых координации;
• Совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
• Обогащение словарного запаса детей с глубокой умственной отсталостью на основе использования соответствующей терминологии;
• Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации;
• Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
• Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
• Тактильно – двигательное восприятие;
• Кинестетическое и кинетическое развитие;
• Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
• Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
• Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
• Восприятие пространства;
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети могут научиться:
• Ориентироваться на сенсорные эталоны;
• Узнавать предметы по заданным признакам;
• Сравнивать предметы по внешним признакам;
• Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
• Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
• Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
• Давать полное описание объектов и явлений;
• Различать противоположно направленные действия и явления;
• Определить последовательность событий;
• Ориентироваться в пространстве;
• Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
• Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
• Опосредовать свою деятельность речью (если речь не отсутствует);
Результаты опубликованы в таблицах мониторинга (см. приложение)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (32 часа)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 2 часа |
|
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 8 часов |
|
Развитие крупной моторики |
|
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции психолога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). |
|
Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). |
|
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика |
|
Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей |
|
Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков) |
|
Обводка, штриховка по трафарету. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. |
|
Работа в технике «рваной» аппликации |
|
Тактильно – двигательное восприятие 4 часа. |
|
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины |
|
Работа с пластилином (раскатывание). |
|
Игры с крупной мозаикой. |
|
Игры с крупной мозаикой. |
|
Кинестетическое и кинетическое развитие 2 часа. |
|
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. . Выполнение упражнений по заданию психолога, обозначение, словом положения различных частей своего тела. |
|
Выразительность движений (имитация повадок зверей, птиц). |
|
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 6 часов. |
|
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. |
|
Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. |
|
Классификация предметов и их изображений по форме по показу. |
|
Работа с геометрическим конструктором. Различие и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
|
Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначением словом. |
|
Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). |
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 5 часов. |
|
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). |
|
Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение общих и отличительных признаков. |
|
Определение изменений в предъявленном ряду. |
|
Нахождение «лишней» игрушки, картинки. |
|
Упражнение для профилактики и коррекции зрения. |
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 2 часа. |
|
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) |
|
Различие речение и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. |
|
Восприятие пространства 4 часа. |
|
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой/руки/ноги, правой/левой/ части тела. |
|
Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). |
|
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции психолога |
|
Пространственная ориентировка на листе бумаге (центр, верх, низ, правая, левая сторона). |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс (32 часа)
Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий 2 часа |
|
Развитие крупной и мелкой моторики; графотомоторных навыков 6 часов |
|
Координация движений (игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции психолога(2 шага вперед, поворот направо, т.д.) |
|
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) |
|
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур |
|
Развитие координации движений руки и глаза (по инструкции психолога). Графический диктант (по показу) |
|
Работа в технике «объемной» аппликации |
|
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. |
|
Тактильно-двигательное восприятие 4 часа |
|
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). |
|
Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» |
|
Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние) |
|
Игры со средней мозаикой. |
|
Кинестетическое и кинетическое развитие 4 часа |
|
Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции психолога). |
|
Движение и позы головы (по инструкции психолога); вербализация собственных ощущений |
|
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало» |
|
Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) |
|
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 6 часов |
|
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб), группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) |
|
Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, по длине и ширине |
|
Группировка предметов по форме и величине, по форме и цвету (по инструкции психолога) |
|
Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. Конструирование предметов из геометрических фигур |
|
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» |
|
Выделение и различение частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.) Составление целого из частей (3 -4 детали) на разрезном наглядном материале |
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 5 часов |
|
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов (обследование предметов, состоящих из 3 – 4 деталей, по инструкции психолога) |
|
Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок) |
|
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4 – 5 предметов) |
|
Различение «наложенных» изображений предметов (2 -3 изображения) |
|
Упражнение для профилактики и коррекции зрения |
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 2 часа |
|
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) |
|
Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи?» (различение по голосу) |
|
Восприятие пространства 3 часа |
|
Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения |
|
Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа. Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа: словесное обозначение пространственных отношений между предметами. |
|
Пространственная ориентировка на поверхности парты. Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (32 часа)
Обследование вновь принятых детей 1 час |
|
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 6 часов |
|
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции психолога). Обучение целенаправленным действиям по двух – трехзвенной инструкции психолога (два шага вперед, поворот направо, один шаг назад, и т.д.) |
|
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) |
|
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений |
|
Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух) |
|
Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации |
|
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений |
|
Тактильно – двигательное восприятие 5 часов |
|
Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). |
|
Восприятие предметов на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)» |
|
Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» |
|
Игры с сюжетной мозаикой. |
|
Игры с сюжетной мозаикой. |
|
Кинестетическое и кинетическое развитие 2 часа |
|
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений |
|
Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) |
|
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 8 часов |
|
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Сравнение и обозначение словом формы предметов (3 – 4 предмета) |
|
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.) |
|
Составление сериационных рядов по величине из 4 – 5 предметов по заданному признаку. Дидактическая игра «Часть и целое» |
|
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку |
|
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного ряда из 4 – 5 кругов разной насыщенности одного цвета |
|
Дидактическая игра «Цветик – семицветик» |
|
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов |
|
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») |
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 5 часов |
|
Совершенствование зрительно – двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу |
|
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок) |
|
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами |
|
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось», «Повтори узор» («Сделай также») |
|
Упражнение для профилактики и коррекции зрения |
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 2 часа |
|
Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» |
|
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» |
|
Восприятие пространства 3 часа |
|
Ориентировка в пространстве; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов; развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь» |
|
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части |
|
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс (32 часа)
Обследование вновь принятых детей 1 час |
|
Развитие коммуникативных навыков 6 часов |
|
Невербальные средства общения: прикосновение ( «Рисунок на спине») |
|
Жесты. Работа с карточками «Угадай фразу». |
|
Мимика. Игра «Театр». |
|
Способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. |
|
Вербальные средства общения: опосредование в речи своей деятельности. |
|
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом |
|
Тактильно – двигательное восприятие 5 часов |
|
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) |
|
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином |
|
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) |
|
Игры с мелкой мозаикой. |
|
Игры с мелкой мозаикой. |
|
Кинестетическое и кинетическое развитие 2 часа |
|
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции психолога); вербализация поз и действий. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов |
|
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) |
|
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 8 часов |
|
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету |
|
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов |
|
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) |
|
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) |
|
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» |
|
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) |
|
Узнавание предмета по одному элементу |
|
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» |
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 5 часов |
|
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках |
|
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках |
|
Дидактическая игра «Лабиринт» |
|
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра « Нарисуй по памяти» |
|
Упражнение для профилактики и коррекции зрения. Гимнастика для глаз |
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 2 часа |
|
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых). Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых). Дидактическая игра «Определи самый громкий звук» |
|
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук», «Угадай по голосу» (ребенок, взрослый, пожилой, измененный голос ребенка) |
|
Восприятие пространства 3 часа |
|
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений |
|
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) |
|
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.