Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями
Оценка 4.6

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Оценка 4.6
docx
14.01.2020
Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями
программа для СКК.docx

 

 

 

 

 

 

Программа

психолого-педагогического сопровождения

младших школьников

 с особыми образовательными потребностями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

     Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе Детского сада. Особое место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особый подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.

     Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет, имеющими задержку психического развития.

     В программе представлено инновационное содержание и современные технологии обучении детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходу к ребенку.

     В отечественном специальном образовании обосновано положение о том, что ребенок с отклонениями в развитии – ребенок с особыми образовательными потребностями – не готов к усвоению не только общеобразовательными программ, но и жизненно значимых навыков на разных возрастных этапах развития.

     Основной целью психолого-педагогической коррекции у младших школьников с ОВЗ является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

     При организации коррекционной работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.

     Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. Определяются актуальный уровень развития ребенка и зона его ближайшего развития, выявляются  особенности эмоционально-волевой сферы, личностные характеристики ребенка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

     Коррекционно-развивающее направление многогранно, здесь определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

     Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

  • Предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной  мотивации;
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
  • Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
  • Развитие речи и коррекция звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, профилактики дизграфии и дислексии). 

     Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей. Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение  встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

     Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Работа ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.

 

 

 

 

 

Планирование коррекционно-развивающей работы

с учащимися, занимающимися по специальным (коррекционным) программам

 школы VII вида.

Мес.

Нед.

Направление работы,тема

Задачи и содержание работы.

 

 

 

 

 

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

 

 

 

 

2

Диагностика уровня эмоционально-личностного развития.

Рисуночный тест  «Моя школа».

Снятие эмоционального напряжения, выявление степени тревожности, значимости школы  и уровня адаптации детей к школе.

Рисуночные тесты «Автопортрет», «Моя семья».

Психокоррекция. Сбор информации о детях, условиях семейного воспитания.

Рисуночный тест «Кактус».

Личностная диагностика. Выявление уровня тревожности и агрессии.

 

3

Обследование звукопроизношения.

Диагностика фонематического слуха, диагностика звукопроизношения.

Мышление.

 

Диагностика уровня

познавательного развития,

особенностей познавательной деятельности

и психических функций.

(методики на выбор педагога)

Память.

 

 

4

Внимание.

Общие представления об окружающем.

Подведение итогов комплексной диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Т

Я

Б

Р

Ь

 

 

 

1

Развитие внимания.

Объем внимания.

Упражнения: «Сравни картинки», корректурные задания – шифровки на выделение символов, таблицы Шульте.(в пределах 6, 9, 25)

Распределение внимания.

Упражнения на цифровом материале – таблицы Шульте. (в пределах 6, 9, 25)

Переключаемость внимания.

Игры: «Сравни картинки», «Ищи безостановочно», «Посмотри-нарисуй».

 

 

2

Чтение этических сказок.

Беседа об этике поведения в обществе. Знакомство со сказками. Чтение сказок: «Мальчик-ябеда», «Королева – Зубная щетка»

Коррекция звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика – индивидуально.

Корректурные пробы - развитие внимания.

Знаковые таблицы.

 

 

3

Узоры в квадратах.

Рисование узора по образцу. Развитие объема, внимания, зрительной памяти.

Распределение внимания.

Упражнения на буквенном материале – Найди слова и буквы.

Числовые квадраты.

Таблицы Шульте -сосчитай по порядку (до9, 25).

 

 

 

4

Посмотри – нарисуй.

Рисование узоров в квадратах по образцу – развитие переключаемости внимания.

Топ – Хлоп (кодирование информации).

Упражнения с элементами кодирования – слоги со звуковым сопровождением. Развитие слуховой памяти, внимания. Развитие аналетико-синтетической деятельности, предупреждение и профилактика.дислексии.

Числовые квадраты.

Поиск и запись пропущенных чисел. (до9, 15, 35)

 

5

Этические сказки.

Беседа о хвастовстве и неискренности.  Чтение сказки «Приключения новогодней мишуры», «Про чашечку».

Пластические этюды.

Психокоррекция, релаксация.

«Я-кленовый листочек», «Бабочка», «Грибочки»

Этические сказки.

Беседа о жадности. Чтение сказки «Жадный кармашек»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

 

2

Развитие памяти.

Волшебные точки.

Воссоздание точечного узора по памяти.

(до 6 точек)

Каскад слов.

Запоминание цепочки слов на заданную тематику (до 8-10слов).

Тренировка смысловой памяти.

Запоминание текста по опорным словам.

 

3

Развитие логических приемов запоминания.

Знакомство с приемами: группировка, классификация, планирование.

На что похоже настроение?

Снятие напряжения, релаксация. Графическое изображение настроение, отреагирование негативизма.

Тренинги на создание положительного микроклимата в группе.

Коллективные игры, беседы.

Мини-этюд «Солнце»

4

Топ-Хлоп.

Упражнения с элементами звукового кодирования.

Групповой тренинг на развитие внимания.

«Не пропусти растение».

 

Приемы логического запоминания.

Тренировочные упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

 

 

1

«Зеленые полянки»

 

Мозаика. Развитие переключения и распределения внимания. Развитие конструктивного мышления.

 

«Зеленые полянки»

 

«Сложи квадрат».

Развитие пространственного, конструктивного мышления.

 

 

2

Тест «Несуществующее животное».

Развитие воображения. Эмоционально-личностная диагностика – выявление тревожности и агрессивности.

 

«Уникуб»..

 

Развитие аналетико - синтетической деятельности, цветового и пространственного восприятия с использованием дидактического пособия «Уникуб» (Никитин)

«Уникуб».

 

 

3

Упражнения с элементами кодирования.

 

Профилактика дислексии и дисграфии. Письменное кодирование слов, запись и чтение шифровок.

Развитие внимания, памяти, фонематического восприятия.

Упражнения с элементами кодирования.

 

Чтение этических сказок.

Игра «Комплименты».

Развитие базовых эмоций, корректировка микроклимата класса.

 

4

Групповой тренинг.

Развитие внимания, быстроты реакции -

«Не пропусти профессию».

 

Игра «Зеркало».

 

Развитие базовых эмоций. Развитие способности конструктивного мышления.

(жестовое изображение животных, отзеркаливание движений).

 

Пословицы.

Творческое мышление.

Развитие способности раскрывать скрытый смысл.

 

 

 

 

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

 

 

3

Промежуточная диагностика.

 

Диагностика и мониторинг познавательного развития детей.

Промежуточная диагностика.

Промежуточная диагностика.

 

 

4

Игра «Муха».

Развитие пространственной ориентировки, внимания, скорости реакции.

Игра «Муха».

Игра «Найди пару».

Распределение внимания, мышления.

 

 

5

«Отгадай словечко».

 

Групповой тренинг. Развитие конструктивного общения, мышления, умения слушать и понимать собеседника.

«Отгадай словечко».

 

Творческое мышление.

Разгадывание смысла пословиц и отгадывание загадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

 

 

 

1

Корректурные пробы.

Развитие внимания. Работа со знаковыми таблицами.

Волшебные точки.

Упражнения на развитие мышления -  «Путь в школу», «Найди все квадраты».

Логические цепочки.

Развитие мышление – составление последовательного ряда.

 

 

 

 

2

Составь слово.

 

Составление коротких слов и одного длинного.

Развитие внимания, аналетико-синтетической деятельности.

«Четвертый лишний»

Развитие аналетико-синтетической деятельности, умения исключать лишний объект из ряда.

 

Решение логических задач.

Развитие мыслительных операций с использованием печатного материала.

 

 

 

 

 

 

 

3

Сказки: «О старом платочке»,

«Маленькая табуреточка»

 

Чтение этических сказок.

Беседа о чувствах человека: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный и т.д.

Развитие адекватной реакции на события, контроля над своими чувствами.

 

Изображение предметов – пластические упражнения.

Пластические изображения одушевленных и неодушевленных предметов. Развитие способности вживаться в роль. Развитие непринужденности  общения. Формирование положительного микроклимата группы-класса.

Я - скульптор.

Развитие воображения, способности к саморасслаблению. Изучение восприятия и оценки членов группы каждым ребенком.

 

4

Когда я стану взрослым.

Беседа о  видении детьми себя в будущем.

Графическое изображение будущего.

«Страшная сказка».

Анализ страхов детей, отреагирование негативных переживаний, создание благоприятного эмоционального фона.

 

Рисование страхов.

Отреагирование негативных переживаний, рисование страхов и графическая коррекция.

 

 

 

 

 

 

 

 

М

А

Р

Т

 

 

 

1

Логопедия.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Индивидуальная работа – коррекция звукопроизношения.

 

Постановка звуков и их автоматизация в индивидуальном порядке.

Индивидуальная работа – коррекция звукопроизношения.

2

Лексические тренинги.

(Коноваленко В.В.)

 

Автоматизация в речи звуков [С, Ш.]

Развитие внимания, памяти.

Лексические тренинги.

Лексические тренинги.

3

 

Волшебные превращения слов.

Развитие навыка словообразования (однокоренные слова – снег, суффиксальный способ - детеныши животных, приставочное словообразование,  соединение слов).

 

 

Превращения слов.

Род и число имен существительных.

Формирование представлений о роде существительных. Формирование связного высказывания с использованием данной грамматической категории (сущ., местоимение).

 

 

 

 

 

 

 

 

А

П

Р

Е

Л

Ь

 

1

Упражнения с элементами кодирования. «Топ-Хлоп»

Устная и письменная кодировка гласных и согласных звуков геометрическими символами, составление и чтение штриховок.

Развитие связной речи.

Составление последовательного грамматически правильного рассказа по серии сюжетных картинок.

Коррекция звукопроизношения.

Работа с чистоговорками и скороговорками. Развитие артикуляции и четкой дикции.

2

Пространственная ориентировка.

Развитие временных представлений.

Развитие пространственной и временной ориентировки.

Формирование умения определять время по часам.

Развитие умения ориентироваться во времени.

Часы и время.

Часы и время.

3

Групповой тренинг.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Формирование дружеских отношений в  коллективе.

«Кубики для всех».

Развитие пространственного и конструктивного мышления.

«Кубики для всех».

4

 

Веселые задачки.

Решение задач с шуточным условием.

Развитие аналетико-синтетической деятельности, самоконтроля.

Чтение этических сказок.

Развитие базовых эмоций, коррекция негативных проявлений.

 

М

А

Й

 

1

Итоговая диагностика познавательной деятельности эмоционально-личностной сферы.

Выявление и мониторинг уровня развития детей и ЗПР. 

2

Подготовка к ПМПК.

Индивидуальные занятия с детьми.

Подготовка документов, помощь учителям КВ, работа с родителями.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Младший и старший школьный возраст детей с глубокой умственной отсталостью – важнейший период формирования жизненного ресурса детей, этап становления его социализации, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия.

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Теоретической основой моей программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормального развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможности его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи;

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлений окружающего мира. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит   неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами. Только тогда появиться точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкала величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.

 

Проводя обследование детей на основе стандартных психологических методик (Забрамная С.Д., Усанова О.Н. «Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «лилия»), выявляя наличие сенсорных навыков и умений в контексте разных видов деятельности применительно к различному сенсорному содержанию, организуя психологическое наблюдение за детьми глубокой умственной отсталостью в процессе урока, анализируя совместно с учителем особенности овладения структурой учебной деятельности и запас имеющихся у них программных знаний, умений и навыков, можно определить содержание коррекционной работы по разделам программы, которые наиболее сложны для его усвоения и, подобрать соответствующие коррекционные приемы обучения. Главная задача психолога при обследовании: психолого – педагогическая дифференциация учащихся на группы по возможностям обучения для проведения коррекционных занятий в соответствии с предложенным курсом. Таким образом, календарно – тематический план курса занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.

Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта,  его свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

 

Задачи:

• Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с глубокой умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств  предметов, их положение в пространстве;

• Формирование пространственно – временных ориентировок;

• Развитие слухоголосовых координации;

• Совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;

• Обогащение словарного запаса детей с глубокой умственной отсталостью на основе использования соответствующей терминологии;

• Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации;

• Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

 

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

• Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;

• Тактильно – двигательное восприятие;

• Кинестетическое и кинетическое развитие;

• Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

• Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

• Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

• Восприятие пространства;

 

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети могут научиться:

• Ориентироваться на сенсорные эталоны;

• Узнавать предметы по заданным признакам;

• Сравнивать предметы по внешним признакам;

• Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;

• Составлять сериационные  ряды предметов и их изображений по разным признакам;

•  Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

• Давать полное описание объектов и явлений;

• Различать противоположно направленные действия и явления;

• Определить последовательность событий;

• Ориентироваться в пространстве;

• Целенаправленно выполнять действия по инструкции;

• Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

• Опосредовать свою деятельность речью (если речь не отсутствует);

Результаты опубликованы в таблицах мониторинга (см. приложение)

 

 


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс (32 часа)

Обследование детей, комплектование групп  для коррекционных занятий       2 часа

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков                       8 часов

Развитие крупной моторики

 

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции психолога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).

 

Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).

 

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика

 

Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей

 

Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков)

 

Обводка, штриховка по трафарету. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

 

Работа в технике «рваной» аппликации

 

Тактильно – двигательное восприятие                                                                      4 часа.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины

 

Работа с пластилином (раскатывание).

 

Игры с крупной мозаикой.

 

Игры с крупной мозаикой.

 

Кинестетическое  и кинетическое развитие                                                              2 часа.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. . Выполнение упражнений по заданию психолога, обозначение, словом положения различных частей своего тела.

 

Выразительность движений (имитация повадок зверей, птиц).

 

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов                  6 часов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.

 

Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур.

 

Классификация предметов и их изображений по форме по показу.

 

Работа с геометрическим конструктором. Различие и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).

 

Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначением словом.

 

Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих  частей (2-3 детали).

 

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти                                      5 часов.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).

 

Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение общих и отличительных признаков.

 

Определение изменений в предъявленном ряду.

 

Нахождение «лишней» игрушки, картинки.

 

Упражнение для профилактики и коррекции зрения.

 

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти                                                2 часа.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) 

 

Различие речение и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

 

Восприятие пространства                                                                                            4 часа.    

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой/руки/ноги, правой/левой/ части тела.

 

Определение расположения  предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).

 

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции  психолога

 

Пространственная ориентировка на листе бумаге (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

 

                               

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс (32 часа)

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий      2 часа

Развитие крупной и мелкой моторики; графотомоторных навыков                 6 часов

Координация движений (игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции психолога(2 шага вперед, поворот направо, т.д.)

 

 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

 

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

 

Развитие координации движений руки и глаза (по инструкции психолога). Графический диктант (по показу)

 

Работа в технике «объемной» аппликации

 

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

 

Тактильно-двигательное восприятие                                                                         4 часа

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

 

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

 

Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние)

 

Игры со средней мозаикой.

 

Кинестетическое и кинетическое развитие                                                               4 часа

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции психолога).

 

Движение и позы головы (по инструкции психолога); вербализация собственных ощущений

 

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»

 

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

 

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов                    6 часов

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб), группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)

 

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, по длине и ширине

 

Группировка предметов по форме и величине, по форме и цвету (по инструкции психолога)

 

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. Конструирование предметов из геометрических фигур 

 

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»

 

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.)  Составление целого из частей (3 -4 детали) на разрезном наглядном материале

 

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти                                       5 часов

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов (обследование предметов, состоящих из 3 – 4 деталей, по инструкции психолога)

 

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)

 

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4 – 5 предметов)

 

Различение «наложенных» изображений предметов (2 -3 изображения)

 

Упражнение для профилактики и коррекции зрения

 

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти                                                2 часа

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

 

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи?» (различение по голосу)

 

Восприятие пространства                                                                                              3 часа

Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения

 

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа. Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа: словесное обозначение пространственных отношений между предметами.

 

Пространственная ориентировка на поверхности парты. Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.          

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс (32 часа)

Обследование вновь принятых детей                                                                           1 час

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков                         6 часов

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции психолога). Обучение целенаправленным действиям по двух – трехзвенной инструкции психолога (два шага вперед, поворот направо, один шаг назад, и т.д.)

 

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

 

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений

 

Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух)

 

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации

 

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

 

Тактильно – двигательное восприятие                                                                     5 часов

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

 

Восприятие предметов на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).  Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)»

 

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

 

Игры с сюжетной мозаикой.

 

Игры с сюжетной мозаикой.

 

Кинестетическое и кинетическое развитие                                                                2 часа

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений

 

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

 

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов                    8 часов

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Сравнение и обозначение словом формы предметов (3 – 4 предмета)

 

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.)

 

Составление сериационных рядов по величине из 4 – 5 предметов по заданному признаку. Дидактическая игра «Часть и целое»

 

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

 

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного ряда из 4 – 5 кругов разной насыщенности одного цвета

 

Дидактическая игра «Цветик – семицветик»

 

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

 

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

 

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти                                        5 часов

Совершенствование  зрительно – двигательной  координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу

 

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)

 

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

 

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось», «Повтори узор» («Сделай также»)

 

Упражнение для профилактики и коррекции зрения

 

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти                                                2 часа

Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

 

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

 

Восприятие пространства                                                                                               3 часа

Ориентировка в пространстве; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов; развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь»

 

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части

 

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты             

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс (32 часа)

Обследование вновь принятых детей                                                                          1 час

Развитие коммуникативных навыков                                                                        6 часов

Невербальные средства общения: прикосновение ( «Рисунок на спине»)

 

Жесты.  Работа с карточками «Угадай фразу».

 

Мимика.  Игра «Театр».

 

Способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

 

Вербальные средства общения: опосредование в речи своей деятельности.

 

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом

 

Тактильно – двигательное восприятие                                                                      5 часов

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

 

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином

 

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)

 

Игры с мелкой мозаикой.              

 

Игры с мелкой мозаикой.              

 

Кинестетическое и кинетическое развитие                                                               2 часа

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции психолога); вербализация поз и действий. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

 

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)       

 

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов                    8 часов

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

 

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов

 

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

 

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

 

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

 

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор»,

мелкие пазлы)

 

Узнавание предмета по одному элементу

 

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

 

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти                                        5 часов

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках

 

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках

 

Дидактическая игра «Лабиринт»

 

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра « Нарисуй по памяти»

 

Упражнение для профилактики и коррекции зрения. Гимнастика для глаз 

 

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти                                                 2 часа

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых). Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых). Дидактическая игра «Определи самый громкий звук»

 

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук», «Угадай по голосу» (ребенок, взрослый, пожилой, измененный голос ребенка)

 

Восприятие пространства                                                                                               3 часа

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений

 

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)

 

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

 

 

 

 

 

 

 

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями

Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников  с особыми образовательными потребностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020