Рабочая программа по предмету Речевая практика. 4 класс. Адаптированная программа. Вариант 1

  • docx
  • 16.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Реч практ 4.1.docx

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:

·         Учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018г.

Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Основная цель изучения предмета «речевая практика» -  социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в  современном обществе.

На уроках речевой практики используются следующие методы:

·         Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;

·         Репродуктивный;

·         Частично-поисковый или эвристический;

·         Исследовательский;

·         Беседа;

·         Наблюдение;

·         Работа с книгой;

·         Упражнение;

·         Самостоятельная работа;

·         Практическая работа;

·         ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

·         Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

·         Объяснительный / репродуктивный

·         Инструктивный / практический

·         Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

·         Учебная экскурсия;

·         Предметный урок;

·         Домашняя учебная работа;

·         Индивидуальная работа;

·         Фронтальная работа;

·         Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «речевая практика» ставит следующие задачи:

· Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

· Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;

· Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника;

          Учебный курс предусматривает следующую структуру:

·         Общение и его значение в жизни

·         Аудирование

·         Дикция и выразительность речи

·         Подготовка речевой ситуации

·         Культура общения

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 4 классе отводится 2 часа в неделю.

4. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;   

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

1)      Понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи, отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

2)      Понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

3)      Выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

4)      Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

5)      Правильно высказывать свои просьбы, здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

6)      Принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

7)      Воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

1)      осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

2)      способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

3)      целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

4)      самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

5)      понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

1)      всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

2)      использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

3)      обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

4)      слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

5)      сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

6)      договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

1)      адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

2)      при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

3)      активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

4)      соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

1)      выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

2)      устанавливать видо-родовые отношения предметов;

3)       делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

4)      пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

5)      читать; писать; выполнять арифметические действия;

6)      наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

7)      работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

          В программе по речевой практике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.          

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по речевой практике в 4 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.

Минимальный уровень:

- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствую-щие этикетные слова и выражения;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 4 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

·         - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

·         - оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;

·         - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;

·         - оценка «2» - не ставится.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

       В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные  диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

       Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

5. Содержание учебного предмета

 

В программе речевой практики выделяются разделы:

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.  Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Базовые формулы речевого общения.

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы  «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:  замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. 

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. 

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.  Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте  на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».  Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» 

Примерные темы речевых ситуаций

·         «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

·         «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

·         «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в  общественных местах (кино, кафе и др.) 

·         «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

·         Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».  

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

·         Выявление и расширение  представлений по теме речевой ситуации.

·         Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

·         Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

·         Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

·         Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. 

·         Моделирование речевой ситуации.

·         Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. 

6. Тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

 

Словарная работа

Наглядность

 

Основные виды учебной деятельности

1

Делимся новостями.

 

4

 

телевидение, радио, газета, журнал

периодическая печать

использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

2

Я выбираю книгу. Экскурсия в школьную библиотеку.

 

1

 

библиотека

книги

выбор  правил поведения в заданных ситуациях

3

Составление предложений по теме «Осень»

2

 

листопад

сюжетные картинки

составление предложений

4

Культура общения с малознакомыми людьми

1

 

малознакомый человек

сюжетные картины,

карточки - схемы

выбор  правила поведение в заданных ситуациях

5

Игры с друзьями.

2

 

 

сюжетные картинки

выбор  правил поведения в заданных ситуациях

6

Мы писатели

2

 

писатель

 

знакомство с правилами сочинения сказки

7

Петушок-Золотой гребешок

1

 

масляна, шелкова

книги со сказками

 

 

рассказывание сказки

 

8

Прослушивание сказки «Петушок - Золотой гребешок»

1

 

 

 

слушание аудиозаписи

9

Составление предложений по теме «Зима»

2

 

вьюга, метель

сюжетные картинки

составление предложений

10

Сочиняем сказку.

2

 

сказочник, писатель

книги со сказками

сочинение сказки

11

У телевизора.

 

2

 

телевидение, телепередача, диктор

плакат

знакомство с правилами

12

Просмотр сказки «Буратино»

2

 

 

 

обсуждение увиденного

13

Я за порогом дома.

2

 

наземный, подземный, надземный

иллюстрации

расширение кругозора

14

Экскурсия в школьную библиотеку.

1

 

библиотека

 

правила поведения в библиотеке

15

Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя, радости.

1

 

испуг, радость,

удивление,

             горе

сюжетные картинки

использование мимики

16

Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом                                                             

3

 

музыканты

книги

«Бременские музыканты», «Двенадцать месяцев»

17

Составление предложений по теме «Весна»

2

 

снеготаяние

сюжетные картинки

составление предложений

18

Культура общения с малознакомыми людьми

2

 

малознакомый человек

сюжетные картины,

карточки - схемы

выбор  правила поведение в заданных ситуациях

19

Знаки-помощники.

1

 

знаки-помощники

карточки - схемы

распознавания знаков-помощников (не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать)

20

Я в мире природы.

2

 

 

сюжетные картинки

составление предложений

21

Играем в сказку.

 

2

 

волшебные сказки

кукольный театр

 

инсценирование сказки

 

22

Сочиняем стихотворение.

2

 

поэт

 

сочинение стихотворения

23

В гостях у леса.

 

2

 

лесник, лекарственный

иллюстрации, видео фильмы о лесе

выбор  правил поведения в заданных ситуациях

24

Задушевный разговор.

 

2

 

задушевный

иллюстрации

использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

25

Беседа «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»

2

 

старший друг

 

составление предложений

26

Вместе в беде и в радости.

2

 

беда, радость

 

составление предложений

27

Приглашение.

 

2

 

приглашение

    виды приглашений

использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

28

Я гость.

2

 

гость

сюжетные картинки

составление предложений

29

Поздравляю!

 

2

 

 

пожелание, поздравление

открытки

 

использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

30

Я дома.

 

2

 

домашние хлопоты

 

иллюстрации

 

знакомство с правилами

31

Придумываем сказку.

3

 

 

сказочник

книги со сказками

 

сочинение сказки

 

32

Мой помощник телефон.

2

 

связь

мультимедийная презентация

знакомство с правилами

33

Составление предложений по теме «Лето»

2

 

 

сюжетные картинки

составление предложений

34

Лексическая тема: «Летние каникулы»

3

 

летние каникулы

сюжетные картинки

составление предложений

 

7. Учебно-методическое обеспечение

1. Учебная литература

·         Учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018г.

2. Научно-методическая литература

• Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)

• Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997. - 180 с. Тираж 1000 экз.

 

Материально-техническое обеспечение

                                                                                   

Демонстрационные и печатные пособия                                                                         Технические средства обучения

 

- Предметные картинки в соответствии с тематикой произведений                                        - Ноутбук

- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений                                           - Принтер-ксерокс

- Слова для словарной работы

- Маски для инсценирования

- Карточки – схемы

- Карточки с заданиями

- Плакаты с чистоговорками

- Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям.

- Игровые атрибуты.

- Наглядно-дидактический материал.

- Презентации по речевым ситуациям.

- Сюжетные картинки.

- Презентации по темам.