РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
· Учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018г.
Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основная цель изучения предмета «речевая практика» - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
На уроках речевой практики используются следующие методы:
· Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
· Репродуктивный;
· Частично-поисковый или эвристический;
· Исследовательский;
· Беседа;
· Наблюдение;
· Работа с книгой;
· Упражнение;
· Самостоятельная работа;
· Практическая работа;
· ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
· Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
· Объяснительный / репродуктивный
· Инструктивный / практический
· Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
· Учебная экскурсия;
· Предметный урок;
· Домашняя учебная работа;
· Индивидуальная работа;
· Фронтальная работа;
· Групповая работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «речевая практика» ставит следующие задачи:
· Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
· Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;
· Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника;
Учебный курс предусматривает следующую структуру:
· Общение и его значение в жизни
· Аудирование
· Дикция и выразительность речи
· Подготовка речевой ситуации
· Культура общения
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 4 классе отводится 2 часа в неделю.
4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
1) Понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи, отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
2) Понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
3) Выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
4) Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
5) Правильно высказывать свои просьбы, здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
6) Принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
7) Воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
3) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
4) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
5) понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
1) вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
3) обращаться за помощью и принимать помощь;
4) слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
5) сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
6) договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
1) адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
2) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
3) активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
4) соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
1) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
2) устанавливать видо-родовые отношения предметов;
3) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
4) пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
5) читать; писать; выполнять арифметические действия;
6) наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
7) работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
В программе по речевой практике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по речевой практике в 4 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствую-щие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 4 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
· - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
· - оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
· - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
· - оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
5. Содержание учебного предмета
В программе речевой практики выделяются разделы:
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Базовые формулы речевого общения.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
· «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
· «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
· «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
· «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
· Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
· Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
· Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
· Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
· Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
· Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
· Моделирование речевой ситуации.
· Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
6. Тематическое планирование
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата
|
Словарная работа |
Наглядность
|
Основные виды учебной деятельности |
|
1 |
Делимся новостями.
|
4 |
|
телевидение, радио, газета, журнал |
периодическая печать |
использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. |
|
2 |
Я выбираю книгу. Экскурсия в школьную библиотеку.
|
1 |
|
библиотека |
книги |
выбор правил поведения в заданных ситуациях |
|
3 |
Составление предложений по теме «Осень» |
2 |
|
листопад |
сюжетные картинки |
составление предложений |
|
4 |
Культура общения с малознакомыми людьми |
1 |
|
малознакомый человек |
сюжетные картины, карточки - схемы |
выбор правила поведение в заданных ситуациях |
|
5 |
Игры с друзьями. |
2 |
|
|
сюжетные картинки |
выбор правил поведения в заданных ситуациях |
|
6 |
Мы писатели |
2 |
|
писатель |
|
знакомство с правилами сочинения сказки |
|
7 |
Петушок-Золотой гребешок |
1 |
|
масляна, шелкова |
книги со сказками
|
рассказывание сказки
|
|
8 |
Прослушивание сказки «Петушок - Золотой гребешок» |
1 |
|
|
|
слушание аудиозаписи |
|
9 |
Составление предложений по теме «Зима» |
2 |
|
вьюга, метель |
сюжетные картинки |
составление предложений |
|
10 |
Сочиняем сказку. |
2 |
|
сказочник, писатель |
книги со сказками |
сочинение сказки |
|
11 |
У телевизора.
|
2 |
|
телевидение, телепередача, диктор |
плакат |
знакомство с правилами |
|
12 |
Просмотр сказки «Буратино» |
2 |
|
|
|
обсуждение увиденного |
|
13 |
Я за порогом дома. |
2 |
|
наземный, подземный, надземный |
иллюстрации |
расширение кругозора |
|
14 |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
1 |
|
библиотека |
|
правила поведения в библиотеке |
|
15 |
Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя, радости. |
1 |
|
испуг, радость, удивление, горе |
сюжетные картинки |
использование мимики |
|
16 |
Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом |
3 |
|
музыканты |
книги |
«Бременские музыканты», «Двенадцать месяцев» |
|
17 |
Составление предложений по теме «Весна» |
2 |
|
снеготаяние |
сюжетные картинки |
составление предложений |
|
18 |
Культура общения с малознакомыми людьми |
2 |
|
малознакомый человек |
сюжетные картины, карточки - схемы |
выбор правила поведение в заданных ситуациях |
|
19 |
Знаки-помощники. |
1 |
|
знаки-помощники |
карточки - схемы |
распознавания знаков-помощников (не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать) |
|
20 |
Я в мире природы. |
2 |
|
|
сюжетные картинки |
составление предложений |
|
21 |
Играем в сказку.
|
2 |
|
волшебные сказки |
кукольный театр
|
инсценирование сказки
|
|
22 |
Сочиняем стихотворение. |
2 |
|
поэт |
|
сочинение стихотворения |
|
23 |
В гостях у леса.
|
2 |
|
лесник, лекарственный |
иллюстрации, видео фильмы о лесе |
выбор правил поведения в заданных ситуациях |
|
24 |
Задушевный разговор.
|
2 |
|
задушевный |
иллюстрации |
использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. |
|
25 |
Беседа «Мой старший друг. Почему с ним интересно?» |
2 |
|
старший друг |
|
составление предложений |
|
26 |
Вместе в беде и в радости. |
2 |
|
беда, радость |
|
составление предложений |
|
27 |
Приглашение.
|
2 |
|
приглашение |
виды приглашений |
использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. |
|
28 |
Я гость. |
2 |
|
гость |
сюжетные картинки |
составление предложений |
|
29 |
Поздравляю!
|
2
|
|
пожелание, поздравление |
открытки
|
использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. |
|
30 |
Я дома.
|
2 |
|
домашние хлопоты
|
иллюстрации
|
знакомство с правилами |
|
31 |
Придумываем сказку. |
3
|
|
сказочник |
книги со сказками
|
сочинение сказки
|
|
32 |
Мой помощник телефон. |
2 |
|
связь |
мультимедийная презентация |
знакомство с правилами |
|
33 |
Составление предложений по теме «Лето» |
2 |
|
|
сюжетные картинки |
составление предложений |
|
34 |
Лексическая тема: «Летние каникулы» |
3 |
|
летние каникулы |
сюжетные картинки |
составление предложений |
7. Учебно-методическое обеспечение
1. Учебная литература
· Учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018г.
2. Научно-методическая литература
• Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)
• Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997. - 180 с. Тираж 1000 экз.
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия Технические средства обучения
- Предметные картинки в соответствии с тематикой произведений - Ноутбук
- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений - Принтер-ксерокс
- Слова для словарной работы
- Маски для инсценирования
- Карточки – схемы
- Карточки с заданиями
- Плакаты с чистоговорками
- Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям.
- Игровые атрибуты.
- Наглядно-дидактический материал.
- Презентации по речевым ситуациям.
- Сюжетные картинки.
- Презентации по темам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.