РИСОВАНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 час в неделю.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к развитию личности школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе
занятий изобразительной деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках рисования решаются следующие задачи:
• Формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
• Учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
• Корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
• Развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения.
• Знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;
• Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и тд);
• обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
• воспитывать интерес к рисованию, эстетические чувства и понимание
красоты окружающего мира;
• воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.
Содержание программы отражено в пяти разделах:
«Подготовительный период обучения»;
«Обучение композиционной деятельности»;
«Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи»;
«Обучение восприятию произведений искусства».
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами и др.
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, а также бесед по изобразительному искусству.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
• рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
• проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Работа с натурой в рисовании является ведущей. Для образования у детей представлений о предметах их нужно учить приемам обследования
изображаемых предметов. Насколько эти представления будут богаты деталями, точны, отчетливы, настолько легче будет ребенку воспроизвести образы этих предметов в лепке или рисунке. На основе обогащенного зрительного опыта открываются некоторые возможности развития у умственно отсталых детей воображения и творческой художественно- изобразительной деятельности.
Школьники учатся приёмам исследования предмета для более точного его изображения.
Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов.
Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нем конструктивно важные части, полезно использовать разборные игрушки. Предварительное расчленение игрушки, а затем ее сборка
при фиксации внимания детей к месту расположения в целом каждой из этих частей помогает им осознать ее строение.
В подготовительный период обучение детей с нарушением интеллекта осуществляется особым образом. Специфичность занятий заключается в использовании нескольких видов работ, небольших по объему заданий, быстрая смена видов работ в течение одного занятия: упражнения игрового
характера на развитие внимания, зрительной памяти и восприятия или других познавательных процессов; обучение приемам организации рабочего места, приемам работы в рисовании ; работа над развитием речи детей и др. Разнообразие видов деятельности, их быстрая смена, доступность заданий позволяет легко активизировать внимание детей, вызывать интерес к работе, тем самым способствовать лучшему усвоению и запоминанию учебного материала.
В подготовительный период важно формировать у детей первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, прививать интерес с изобразительной деятельности.
Наряду с формированием у детей практических умений и развитием и связи с этим моторики руки, налаживанию “взаимодействия руки и глаза”, необходимо поработать над развитием у учеников цветовоcприятия, помочь установить связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами и т.д. Игровая форма сообщения знаний, использование проблемных ситуаций в игре поможет учащимся усвоить предлагаемый учебный материал.
Успех работы учителя зависит от тщательной отработки программного содержания подготовительного периода обучения, поскольку дальнейшая работа основывается на обозначенных выше знаниях и умениях учащихся.
В композиционной деятельности нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью учителю предлагается широко использовать методики работы с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в альбоме.
В работе над декоративной композицией в полосе при составлении узора у детей развивается чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкции осуществляется с учетом особенностей развития познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта. В этом разделе работы перед учителем ставится задача научить детей с
интересом рассматривать предмет, который они собираются нарисовать, выделять главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносить выделенные
части в отношении друг друга и по отношению к целому, то есть осознавать конструкцию предмета (например, кораблика) или его строение (например, дерева).
В разделе работы над развитием восприятия цвета формированию у них умений передавать его в живописи важно в первую очередь уделить внимание обучению детей умению организовывать свое рабочее место , пользоваться красками и кистью, выполнять работы различными приемами кистевой росписи.
Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит
в практической деятельности. Здесь важную роль играют демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета (например, приемы получения смешанных цветов из главных, приемы осветления цвета путем добавления белил или разведения краски водой, прием затемнения цвета черной краской
для уменьшения ее яркости, насыщенности). Немаловажным является подбор доступных для исполнения и наряду с этим интересных для детей заданий.
Среди приемов обучения цветовое восприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умений рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. На уроке рекомендуется рассматривать 1-2 объекта.
Сначала дети при анализе картины, иллюстрации должны научиться называть изображенные предметы, их признаки, изображенные действия, затем - устанавливать различные связи, отраженные в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Таким образом, важно добиться, чтобы детине только посмотрели на демонстрируемые объекты - нужно научить их рассматривать картину, устанавливать ее содержание, сходство с реальностью, высказывать свое отношение к изображенному.
Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам.
На уроках рисования обязательно проводится работа над развитием речи
учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Примечания |
1. |
Подготовительный период |
6 |
|
2. |
Обучение композиционной деятельности. |
16 |
|
3. |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. |
20 |
|
4. |
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. |
18 |
|
5. |
Обучение восприятию произведений искусства. |
8 |
|
ИТОГО |
68 |
Требования к результатам освоения учебного материала «Рисование» .
Личностные результаты:
• формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка,
тампоны и трафареты)
• формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные
режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
• проявлять интерес к изобразительному искусству
• развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
• развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему
миру
Регулятивные БУД
• Учить понимать учебную задачу
• Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
• Определять план выполнения задания на уроках рисования под руководством учителя
• Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
• Проверять работу, сверяясь с образцом
Познавательные БУД:
• Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
• Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру,
материалу); находить общее и различие с помощью учителя
• Группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя
• Формировать приемы работы различными графическими материалами
• Наблюдать за природой и природными явлениями
• Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости
Коммуникативные БУД:
• Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
• Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях
(красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)
• Оформлять свои мысли в устной речи
• Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
• Слушать и понимать речь других
• Уметь работать в паре
• Умение отвечать на вопросы различного характера
Предметные результаты
Минимально достижимый уровень:
• Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
• Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с
ними;
• Пользование материалами для рисования, знание названий предметов,
подлежащих рисованию ;
• знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изображению игрушки:
Дымково
• следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
• ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
• узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта
• узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
• выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
• обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки
вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
• закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление
штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
• узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
• передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными
геометрическими формами с помощью учителя;
• узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных
детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Достаточный уровень:
• Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково)
• знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании
• следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в
других информационных источниках;
• оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
• рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
• выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
• обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки
вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
• ориентироваться на плоскости листа бумаги;
• закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление
штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
• различать и называть цвета;
• узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
• передавать в рисунках основную форму предметов;
• узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных
детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Развитие жизненной компетенции
• овладение навыками коммуникации в ближнем окружении умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов
• осмысление роли ученика;
• расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
• развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
• формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
• формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми
разного социального статуса.
• Умение ценить красоту народной игрушек.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.