Рабочая программа по предмету "Родная литература" 5-9 класс

  • docx
  • 28.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа Родная лит (с краеведением).docx

 

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для уровня основного общего образования разработана на основе следующих документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

 «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

             Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Краеведческая составляющая обеспечивает практико-ориентированную направленность, способствует формированию представлений об особенностях Дальнего Востока, Приморского края, пониманию и применению сведений о развитии территории региона, культурно-историческом наследии, национально-культурном компоненте.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

·         формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

·          обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

·          приобщение к литературному наследию своего народа;

·          формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

·         обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

В программе представлены следующие разделы:

·         Устное народное творчество.

·         Древнерусская литература.

·         Русская литература XVIII в.

·         Русская литература XIX в.

·         Русская литература XX в.

 

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.  

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах; рассчитана на 17 часов в 5-8 классах, в 9 классе – 34 часа. 

 

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

1

34

 

 

 

 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»  

                                                        5 класс

Личностные результаты:

-воспитание патриотизма, любви, уважения к Отечеству;

- формирование уважительного отношения к другому человеку;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

- развитие чувства прекрасного.

Ученик научится:

- уважительно относиться к родной литературе;

- оценивать свои и чужие поступки;

- понимать роль литературы в развитии творческих способностей и моральных качеств личности.

Метапредметными результатами изучения курса «Родная литература» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- анализу достижения цели.

Ученик научится:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

- оценивать уровень владения учебным действием;

-осуществлять контроль деятельности.

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- излагать содержание прочитанного (подробно, сжато, выборочно);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик научится:

- строить сообщение в устной форме;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные УУД:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- слышать и слушать других;

-уметь задавать вопросы;

-уметь осуществлять взаимоконтроль и работать в сотрудничестве

Ученик научится:

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

 - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-договариваться и находить общее решение.

Предметные результаты обучения:

- осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-овладение способами смыслового чтения;

Ученик научится:

- владеть различными видами пересказа;

-характеризовать героев;

- находить изобразительно-выразительные средства;

- выражать личное отношение к прочитанному.

                 Древнерусская литература

Ученик научится:

- характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений;

- характеризовать персонажей прочитанных произведений.

              Русская литература ХIХ - ХХ века

Ученик научится:

- формулировать идею произведения;

- характеризовать нравственную позицию героя;

- формулировать вопросы для размышления;

- выразительно читать лирические произведения.

                                     Содержание курса

1.Введение-1ч. Своеобразие родной литературы. Родная литература как национально-культурная ценность народа.

2.Древнерусская литература-1ч. А.Никитин.  Из «Хождения за три моря». Уникальность народов мира. Традиции народов.

3.Литература 19 века – 3ч.

В.И.Даль. Сказка «Что значит досуг?» Труд – это проверка для каждого человека.

П.А. Вяземский. Стихи. «Первый снег». Радостные впечатления, труд, волнения сердца лирического героя.

К.М.Станюкович «Рождественская ночь». Сострадание к обездоленным людям- основной мотив рассказа.

 

4. Литература 20 века – 5 ч.

 Е.А.Пермяк Сказка «Березовая роща». Решение философских проблем добра и зла языком сказки.

А.И. Куприн «Ю-ю». История о «братьях наших меньших».

Н.М.Рубцов. Стихи о родине. А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте…».  Любовь к малой родине.

Д.Самойлов «Сказка. В.Берестов «Почему-то в детстве». Образ ребенка в лирике.

 А.И.Приставкин «Золотая рыбка» Нравственная проблематика повести. Чувство 

милосердия, сострадания.

5.Литература Дальнего Востока -7ч.  

В.Янов «Тайна таежного талисмана».

М. Деменюк «Таежные встречи». «Здравствуй, белолапый». Любовь к животным. Красота родного края.

О. Щербановский «Ловцы трепанга». Сила человеческого духа.

В. Арсеньев «Сквозь тайгу». Красота родного края.

Удэгейская сказка «Два охотника». Хитрость и смекалка человека.

И.У. Басаргин «Владыка уссурийских дебрей». Мощь и сила природы.

Итоговое занятие. Зачетная работа.   

    

                   Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература» 6 класс

Личностные результаты:

-воспитание патриотизма, любви, уважения к Отечеству;

- формирование уважительного отношения к другому человеку;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

- развитие чувства прекрасного.

Ученик научится:

- уважительно относиться к родной литературе;

- оценивать свои и чужие поступки;

- понимать роль литературы в развитии творческих способностей и моральных качеств личности.

Метапредметными результатами изучения курса «Родная литература» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- анализу достижения цели.

Ученик  научится:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

- оценивать уровень владения учебным действием;

-осуществлять контроль деятельности.

Познавательные УУД

- овладение навыками смыслового чтения;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- излагать содержание прочитанного (подробно, сжато, выборочно);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик научится:

- строить сообщение в устной форме;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные УУД:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- слышать и слушать других;

-уметь задавать вопросы;

-уметь осуществлять взаимоконтроль и работать в сотрудничестве

Ученик научится:

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

 - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  -договариваться и находить общее решение.

Предметные результаты обучения:

- осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-овладение способами смыслового чтения;

Ученик научится:

- владеть различными видами пересказа;

-характеризовать героев;

- находить изобразительно-выразительные средства;

- выражать личное отношение к прочитанному.

                 

                                  Устное народное творчество

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- пересказывать сказку, выделяя сюжетные линии, используя характерные художественные средства;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

              Русская литература ХIХ - ХХ века

Ученик научится:

- формулировать идею произведения;

- характеризовать нравственную позицию героя;

- формулировать вопросы для размышления;

- выразительно читать лирические произведения

                                     Содержание курса

1. Введение-1ч

 

2. Русский фольклор-1ч. Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений

 

3. Древнерусская литература-1ч. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях Теория литературы. Летопись (развитие представления).

 

4. Литература XIX века-2ч.  Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Мечты и попытки их реализовать. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены»

Н.С. Лесков «Человек на часах».  Деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности.

5. Литература XX века-2ч

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.                

А.Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь

6. Современная литература-2ч.  С. Радзиевская «Джумбо». Отношения человека и животного.

     Е. Басова «Подросток Ашим». Проблемы современных подростков. Взаимоотношения взрослых и детей.

7. Литература Дальнего Востока-8ч.

М. Деменюк «Тропинка в лесу», «Олень-цветок». Красота родного края.

В. Арсеньев «Лесной лакомка». Природа и человек.

В. Арсеньев «Птичий базар». Природа и человек.

В. Арсеньев «Фальшивый зверь». Природа и человек.

В. Арсеньев «Пурга на озере Ханка». Природа и человек.

Поэты Дальнего Востока о любимом крае.

Итоговое занятие. Зачетная работа.

                      

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

                                                      7 класс

Личностные результаты:

-воспитание патриотизма, любви, уважения к Отечеству;

- формирование уважительного отношения к другому человеку;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества;

- развитие чувства прекрасного, познавательный интерес к чтению

Ученик научится:

- уважительно относиться к родной литературе;

- оценивать свои и чужие поступки;

- понимать роль литературы в развитии творческих способностей и моральных качеств личности.

Метапредметными результатами изучения курса «Родная литература» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

-формулировать проблему и цели урока;

- работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- анализу достижения цели.

Ученик научится:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

- оценивать уровень владения учебным действием;

-осуществлять контроль деятельности.

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- излагать содержание прочитанного (подробно, сжато, выборочно);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

- пользоваться словарями, справочниками.

Ученик научится:

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- строить сообщение в устной форме;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные УУД:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- слышать и слушать других;

-уметь задавать вопросы;

-уметь осуществлять взаимоконтроль и работать в сотрудничестве

Ученик научится:

- аргументировать свою точку зрения;

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

 - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  -договариваться и находить общее решение.

Предметные результаты обучения:

- осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-овладение способами смыслового чтения;

Ученик научится:

- владеть различными видами пересказа;

-характеризовать героев;

- находить изобразительно-выразительные средства;

- выражать личное отношение к прочитанному.

                 Устное народное творчество

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях былин, видеть черты национального характера своего народа в героях произведений;

- пересказывать былины, выделяя сюжетные линии, используя характерные художественные средства;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

                  Древнерусская литература

Ученик научится:

- характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений;

- характеризовать персонажей прочитанных произведений.

              Русская литература ХIХ - ХХ века

Ученик научится:

- формулировать идею произведения;

- характеризовать нравственную позицию героя;

- формулировать вопросы для размышления;

                                    Содержание курса                    

 

1.Русский фольклор-1ч.  Былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь».

 

2. Древнерусская литература-1ч.  «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

 

3. Литература XIX века-3ч.   А.С. Пушкин. «Скупой рыцарь». Влияние денег на душу человека, проблема взаимоотношения родителей и детей в трагедии.

А.П. Чехов.  «Размазня».

А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

 

4. Литература XX века-5ч.

А.Аверченко. «Вечером». Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты внешней и внутренней.

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

В. Железников «Чучело».  Взаимоотношения подростков.

5. Литература Дальнего Востока-7ч.

В. Арсеньев «Зверолов». Человек и природа.

В. Арсеньев. Сборник рассказов «Встречи в тайге».

В. Арсеньев «Шаровая молния». Человек и природа.

В. Арсеньев. Цикл рассказов «У моря». Красота родного края.

Поэты Приморского края о родной земле.

Итоговое занятие. Зачетная работа.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

                                               8 класс

Личностные результаты:

-воспитание патриотизма, любви, уважения к Отечеству;

- формирование уважительного отношения к другому человеку;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества;

- развитие чувства прекрасного, познавательный интерес к чтению

Ученик научится:

- уважительно относиться к родной литературе;

- оценивать свои и чужие поступки;

- понимать роль литературы в развитии творческих способностей и моральных качеств личности.

Метапредметными результатами изучения курса «Родная литература» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

-формулировать проблему и цели урока;

- работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- анализу достижения цели.

Ученик научится:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

- оценивать уровень владения учебным действием;

-осуществлять контроль деятельности.

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- излагать содержание прочитанного (подробно, сжато, выборочно);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

- пользоваться словарями, справочниками.

Ученик научится:

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- строить сообщение в устной форме;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные УУД:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- слышать и слушать других;

-уметь задавать вопросы;

-уметь осуществлять взаимоконтроль и работать в сотрудничестве

Ученик научится:

- аргументировать свою точку зрения;

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

 - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  -договариваться и находить общее решение.

Предметные результаты обучения:

- осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-овладение способами смыслового чтения;

Ученик научится:

- владеть различными видами пересказа;

-характеризовать героев;

- находить изобразительно-выразительные средства;

- выражать личное отношение к прочитанному.

                 Устное народное творчество

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях народных песен;

- анализировать идейное содержание народных песен, используя характерные художественные средства;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

                   Литература XVIII века

Ученик научится:

- характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений;

- характеризовать персонажей прочитанных произведений.

              Русская литература  ХХ века

Ученик научится:

- формулировать идею произведения;

- характеризовать нравственную позицию героя;

- формулировать вопросы для размышления;

                                          Содержание курса

1.Введение-1ч. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

2.Устное народное творчество-1ч. Народные песни в произведениях русской литературы («Дубровский», «Б.Годунов», «Капитанская дочка»).

3.Литература XVIII века-1ч.Н.М.Карамзин «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».

5.Литература XX века-1ч. А.Т.Аверченко «Специалист» и другие рассказы. Сатира и юмор в произведениях.

6. Современная литература-6ч. Д. Доцук «Голос» Жизнь современных подростков в 6жестоком мире взрослых.

Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты) Жизнь детей в больнице, борьба за жизнь.

В.Козлов «Сократ мой друг». Поступок героя как отражение характера.

Л.Романова «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

Е.Мурашова «Класс коррекции». Дети, отвергнутые обществом.

А.Алексин «Самый счастливый день» Необходимость бережного отношения к близким.

7. Литература Дальнего Востока-7ч.

Л.Смирнова «Переселенцы» Освоение территорий Дальнего Востока.

В. Арсеньев Дерсу Узала». Сила человеческого духа, любовь к родному краю.

С.Ф. Крившенко «»По духу брат мне океан». Сила и мощь природы.

И.У. Басаргин «Владыка Уссурийских дебрей». Человек и природа.

Поэты Приморского края о родной земле.

Итоговое занятие. Зачетная работа.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература» 9 класс

 

Личностные результаты:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к     Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее;

• знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;

•воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

 • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

 • формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, способности вести диалог с другими людьми;

 • освоение социальных норм, правил поведения, социальной жизни в группах и сообществах,

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской деятельности;

 формирование, бережного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Ученик научится:

• уважительно относиться к родной литературе;

•оценивать свои и чужие поступки;

•понимать роль литературы в развитии творческих способностей и моральных качеств личности.

Метапредметными результатами изучения курса «Родная литература» является формирование УУД.

 Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Ученик научится:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

- оценивать уровень владения учебным действием;

-осуществлять контроль деятельности.

Познавательные УУД.

 умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

•овладение навыками смыслового чтения;

•владеть различными видами аудирования;

•излагать содержание прочитанного;

 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Ученик научится:

•извлекать информацию, представленную в разных формах;

•строить сообщение в устной форме;

• первоначальному умению смыслового восприятия текста;

•проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные УУД

 • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

• владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

•осознанно использовать речевые средства;

•уметь задавать вопросы, слушать и слышать других

•уметь осуществлять взаимный контроль

•формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.

Ученик научится:

• аргументировать свою точку зрения;

•учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

 •понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

 •договариваться и находить общее решение.

Предметные результаты:

 •осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

•понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

•воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров;

•развитие способности понимать литературные художественные произведения;

•овладение процедурами смыслового анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, оценивать и интерпретировать прочитанное,

Учащийся научится:

 • выявлять особенности языка и стиля писателя;

 •определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

 •объяснять свое понимание проблематики произведений;

 •выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий;

 •пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями для анализа и интерпретации художественного текста;

 •представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (на своем уровне);

 •собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, конспекта, доклада, сочинения, создания проекта на заранее выбранную литературную или публицистическую тему;

 •выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (на своем уровне);

 •выразительно читать с листа произведения, передавая личное отношение к произведению;

 •ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

                  Древнерусская литература

Ученик научится:

- характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений;

- характеризовать персонажей прочитанных произведений;

- формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

              Русская литература ХIХ – ХХ века

Ученик научится:

- формулировать идею произведения;

- характеризовать нравственную позицию героя;

- формулировать вопросы для размышления;

- участвовать в диспуте, отстаивать свою точку зрения;

- давать характеристику поступкам героев; в

- выразительно читать произведения лирики

                                                     Содержание курса

 

1.Древнерусская литература-1ч.

Н.М.Карамзин «История государства Российского» (фрагменты) «Уважение к минувшему».

2. Литература 18 века-1ч. Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

       3. Литература 19 века-1ч.

        А.А. Бестужев-Марлинский «Вечер на бивуаке».  Лицемерие и эгоизм светского общества, благородство чувств героя.

        4.Литература 20 века-14ч. И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

         А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

         А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Глубина философского обобщения в рассказе

         Ю.Казаков «Запах хлеба. Психологизм рассказа.

         К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение детей к родителям.

         А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждений о русском человеке. 

         А.И. Солженицын Цикл «Крохотки» – раздумья о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

        Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»  Безнравственность забвения. Тема благодарности и памяти.

         Б.Васильев «Завтра была война». Проблема ответственности молодых людей за свои поступки.

         Б.Екимов «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

        К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь - высшая нравственная основа в человеке.

       5.   Современная литература о подростках-11ч.

       Захар Прилепин. «Белый квадрат». Проблемы памяти, долга, ответственности.

       Т. Толстая «Соня». Проблема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»

       Е. Габова.  Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

        Ю.Поляков. «Работа над ошибками».  Взаимоотношения педагогов и учеников, родителей и детей.

       В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.

       Т. Крюкова «Костя+Ника». Проблема человеческих взаимоотношений

   6. Литература Дальнего Востока-6ч.

       В..Арсеньев «По Уссурийскому краю» (главы). История открытия новых мест.

В. Арсеньев «Женьшеневая плантация». Красота родного края.

В. Арсеньев. Рассказы. Взаимоотношения человека и природы.

       Г. Халилецкий «Веселый месяц май» (другие произведения по выбору). Нравственные проблемы современного поколения.

Поэты г. Находка. Особенности творчества.

Итоговое занятие. Зачетная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также