Рабочая программа по предмету Родная литература 5 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету Родная литература 5 класс

Оценка 4.6
Документация
docx
преподавание
5 кл
25.03.2023
Рабочая программа по предмету Родная литература 5 класс
Рабочая программа по предмету Родная литература 5 класс составлена через конструктор
Рабочая программа родная литература ID4052317.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Кузбасса

Администрация Крапивинского муниципального округа

МБОУ "Банновская основная общеобразовательная школа"


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

______________Лыкашева А.В.


УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Петренко Р.Н.


Протокол №
от ""    г.

Приказ №
от ""   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4052317)

учебного предмета
«Родная литература (русская)»

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023  учебный год

Составитель: Конев Роман Викторович
учитель русского языка и литературы

с. Банново 2022



 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией
Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

—  отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

—  более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык


 

и литература».    Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

    В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

—  «Россия — родина моя»;

—  «Русские традиции»;

—  «Русский характер — русская душа».

Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к
литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.

Проблемно-тематические блоки  объединяют  произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).

В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).

В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.

    Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

—  воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать


 

произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

—  формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

—  осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

—  развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

—  приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

—  осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

—  выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

—  получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

—  выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

—  формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

—  накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

—  формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

—  развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из  различных  источников,  включая  Интернет, и др.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти произведений).

Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».

Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы
Русский лес
Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др.

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Рождество
Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др.

А. И. Куприн. «Бедный принц».

Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».

Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык».

В. И. Белов. «Скворцы».

Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов«Партизан» (отрывок) и др.

Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).


 

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
Стихотворения (не  менее  двух).  Например:  И.  А.  Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь»и др.


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

—  готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

—  активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;

—  неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

—  понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

—  представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

—  представление о способах противодействия коррупции;

—  готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

—  готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

 Патриотического воспитания:

—  осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

—  ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

—  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

 Духовно-нравственного воспитания:

—  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;


 

—  готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

—  активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

 Эстетического воспитания:

—  восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

—  осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

—  понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

—  стремление к самовыражению в разных видах искусства;

 Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—  осознание ценности жизни;

—  ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

—  осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

—  соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

—  способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

—  умение принимать себя и других, не осуждая;

—  умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

—  сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

 Трудового воспитания:

—  установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

—  интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

—  осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;


 

—  готовность адаптироваться в профессиональной среде;

—  уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

—  осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

 Экологического воспитания:

—  ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—  повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

—  активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

—  осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;

—  готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

 Ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

—  овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

—  овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.

    Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

—  способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

—  способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

—  навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

—  умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;


 

—  умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

—  умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

—  способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

 Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

—  устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

—  с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

—  выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

—  самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

 Базовые исследовательские действия:

—  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

—  формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

—  формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

—  проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

—  оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых


 

условиях и контекстах.

 Работа с информацией:

—  применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—  выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—  находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

—  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

—  оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

—  эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

1) Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

—  выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

—  распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

—  понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

—  в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

—  понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;

—  принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;


 

—  планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
—  выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
—  оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
—  сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

1) Самоорганизация:
—  выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
—  ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
—  самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—  составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
—  делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:
—  владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—  давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
—  учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—  объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
—  вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—  оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:
—  различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; —  выявлять и анализировать причины эмоций;
—  ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; —  регулировать способ выражения эмоций.


 

4) Принятие себя и других:

—  осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

—  признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

—  принимать себя и других, не осуждая;

—  открытость себе и другим;

—  осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;     2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;
   
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
   
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;
   
5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками информации.


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

1.1.

Преданья старины глубокой

1

0

0

01.09.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;
Выразительно читать пословицы;
Участвовать в аналитической беседе;
Проводить сопоставительный анализ пословиц разных народов;
Выразительно читать, в том числе по ролям, и эмоционально воспринимать сказки;
Владеть разными видами пересказа;
Работать со словом, в том числе составлять историко-культурный
комментарий;
Проводить сопоставительный анализ сходных по тематике и образам-персонажам сказок разных народов, фольклорных и литературных сказок;

Устный
опрос;

Российская электронная школа http://resh.edu.ru/subject/14/5/ http://www.edu.ru/modules.php?

1.2.

Города земли русской

3

0

0

15.09.2022 13.10.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;
Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения и прозаический текст;
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования); Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста;
Владеть разными видами пересказа;
Сопоставлять тематически близкие произведения;
Работать с иллюстративным материалом учебника;
Готовиться к написанию сочинения;

Устный
опрос;

http://lit.1september.ru/ - Электронная версия газеты "Литература". сайт для учителей "Я иду на урок литературы".

1.3.

Родные просторы

2

0

0.25

27.10.2022 17.11.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;
Знакомиться с фактами биографии писателя;
Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, и прозаический текст;
Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности, составлять историко-культурный комментарий;
Владеть различными видами пересказа;
Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста;
Сопоставлять тематически близкие произведения;
Работать с иллюстративным материалом учебника;
Готовиться к написанию сочинения;

Сочинение;

http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь

Итого по разделу

6

 

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

 


 

2.1.

Праздники
русского мира

2

0

0

01.12.2022 15.12.2022

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;
Знакомиться с фактами биографии поэтов и писателей;
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворный (в том числе наизусть) и прозаический текст;
Выражать личное читательское отношение к прочитанному;
Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения;
Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер,
межпредметные связи;
Работать с иллюстративным материалом учебника;
Составлять краткий пересказ прозаических текстов;
Характеризовать образ главного героя рассказа;

Устный
опрос;

http://lit.1september.ru/ - Электронная версия газеты "Литература". сайт для учителей "Я иду на урок литературы".

2..2.

Тепло родного дома

2

0

0.25

29.12.2022 26.01.2023

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;
Эмоционально воспринимать и выразительно читать, в том числе по ролям, а также инсценировать басню, определять художественно-тематические особенности басенного жанра;
Знакомиться с фактами биографии писателей;
Читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) рассказы, отвечать на вопросы;
Выражать личное читательское отношение к прочитанному;
Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения;
Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер,
межпредметные связи;
Работать с иллюстративным материалом учебника;

Практическая работа;

http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь

Итого по разделу

4

 

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША

3.1.

Не до ордена —была бы Родина

1

0

0

02.02.2023

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;
Выразительно читать стихотворения;
Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство стихотворений;
Выявлять средства художественной изобразительности в лирических
произведениях (эпитет, олицетворение, сравнение);
Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть;

Устный
опрос;

Российская электронная школа http://resh.edu.ru/subject/14/5/ http://www.edu.ru/modules.php?

3.2.

Загадки русской души

1

0

0

16.02.2023

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;
Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы;
Учиться самостоятельно формулировать вопросы;
Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст эпического произведения; Составлять план;
Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения;
Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повествования;
Определять близость сказки и рассказа к фольклорным произведениям;

Устный
опрос;

http://lit.1september.ru/ - Электронная версия газеты "Литература". сайт для учителей "Я иду на урок литературы".

 


 

3.3.

О ваших
ровесниках

2

0

0

02.03.2023 16.03.2023

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию
теоретической статьи к разделу учебника;
Выразительно читать фрагменты эпического и драматического произведений, в том числе по ролям;
Отвечать на вопросы по содержанию;
Определять тему, идею произведения;
Характеризовать героев, составлять их словесные портреты;
Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении;

Устный
опрос;

http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь

3.4.

Лишь слову жизнь дана

2

0

0.25

13.04.2023 27.04.2023

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;
Выразительно читать стихотворения, определять их тематическое содержание, средства художественной выразительности;
Выявлять музыкальность поэтического текста;
Заучивать стихотворения наизусть;

Практическая работа;

http://lit.1september.ru/ - Электронная версия газеты "Литература". сайт для учителей "Я иду на урок литературы".

Итого по разделу

6

 

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

4.1.

Развитие устной и письменной речи

0

0

0

 

 

 

 

Итого по разделу

0

 

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

5.1.

Итоговая
контрольная работа

1

1

0

18.05.2023

Итоговая контрольная работа по изученным произведениям

Тестирование;

http://resh.edu.ru/subject/14/5/ http://www.edu.ru/modules.php?

Итого по разделу

1

 

Резервное время

0

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

1

0.75

 

 


 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Знакомство с предметом. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. русская народная сказка "Лиса и медведь".

К.Д. Паустовский
"Дремучий медведь".

1

0

0

01.09.2022

Рабочие листы;

2.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова и А.С.
Пушкина о Москве.

1

0

0

15.09.2022

Индивидуальные задания;

3.

Москва в произведениях русских писателей. Л.Н.

Мартынов "Красные ворота".

1

0

0

13.10.2022

Индивидуальные задания;

4.

Москва в произведениях русских писателей. А.П.

Чехов "В Москве на Трубной".

1

0

0

27.10.2022

Индивидуальные задания;

5.

"Страна березового
ситца". И.С. Соколов-Микитов "Русский лес".

Е.Д. Айпин "Наедине с
осенью. Вместо пролога".

1

0

0

17.11.2022

Рабочие листы;

6.

Мне лепетал любимый лес..." Стихотворения о русском лесе А.В.

Кольцова, В.А.

Рождественского, В.А. Солоухина.

1

0

0.25

01.12.2022

Практическая работа;

7.

Светлый праздник Рождества. Б.Л.

Пастернак
"Рождественская звезда".

А.И. Куприн "Бедный принц".

1

0

0

15.12.2022

Устный опрос;

 


 

8.

Светлый праздник
Рождества. И.А. Ильин
"Рождественское письмо".

1

0

0

29.12.2022

Индивидуальные задания;

9.

Семейные ценности. И.А. Крылов "Дерево".

1

0

0

26.01.2023

индивидуальные задания;

10.

Семейные ценности. И.А. Бунин "Снежный бык". В.И. Белов ""Скворцы".

1

0

0.25

02.02.2023

Практическая работа;

11.

Отечественная война 1812 года. Ф.Н. Глинка
"Авангардная песнь". Д.В.

Давыдов "Партизан"

1

0

0

16.02.2023

Устный опрос;

12.

К.Г. Паустовский "Похождения жука-носорога"

1

0

0

02.03.2023

Рабочие листы;

13.

Ю.Я. Яковлев "Сыновья Пешеходова".

1

0

0

16.03.2023

Фронтальный опрос;

14.

К.И. Чуковский
"Серебряный герб".

1

0

0

13.04.2023

Устный опрос;

15.

А.А. Гиваргизов
"Контрольный диктант"

1

0

0

27.04.2023

Фронтальный опрос;

16.

И.А. Бунин ""Слово". В.Г. Гордичев "Родная речь".

1

0

0.25

04.05.2023

Практическая работа;

17.

Итоговая контрольная работа

1

1

0

18.05.2023

Контрольная работа;

18.

 

0

 

 

 

 

19.

 

0

 

 

 

 

20.

 

0

 

 

 

 

21.

 

0

 

 

 

 

22.

 

0

 

 

 

 

23.

 

0

 

 

 

 

24.

 

0

 

 

 

 

25.

 

0

 

 

 

 

26.

 

0

 

 

 

 

27.

 

0

 

 

 

 

28.

 

0

 

 

 

 

 


 

29.

 

0

 

 

 

 

30.

 

0

 

 

 

 

31.

 

0

 

 

 

 

32.

 

0

 

 

 

 

33.

 

0

 

 

 

 

34.

 

0

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

1

0.75

 

 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Введите свой вариант:
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ



 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Рабочая программа по предмету Родная литература 5 класс

Рабочая программа по предмету Родная литература 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией

Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт…

Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт…

России; — формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле…

России; — формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова»

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; — осознание важности художественной культуры как…

Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; — осознание важности художественной культуры как…

Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных…

Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и…

Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и…

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; — принимать…

Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; — принимать…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Праздники русского мира 2 0 0 01

Праздники русского мира 2 0 0 01

О ваших ровесниках 2 0 0 02

О ваших ровесниках 2 0 0 02

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Светлый праздник Рождества.

Светлый праздник Рождества.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 1 0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 1 0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2023