Липовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
|
назаседаниимежшкольного |
Председательмежшкольного |
Директоршколы |
|
методическогообъединения |
методическогосовета |
__________Акатушев С. М. |
|
Руководительмежшкольного |
__________Чупахина Г. А. |
||
Приказ №95 о/д |
|||
методическогообъединения |
|||
____________ Старчикова О. В. |
Протокол №1 |
от "30" августа 2022 г. |
|
Протокол №1 |
от "26" августа 2022 г. |
от "25" августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Разработчик Лядова Елена Анатольевна
Липовка 2022
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Целями изучения учебного курса являются:
-формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Цели курса определяют следующие задачи:
освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Внеурочный курс "Функциональная грамотность" изучается в 5 классе. Всего часов по учебному плану: 17. Общая недельная нагрузка обучения составляет 0,5 час.
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (3 часа).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (2часа).
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (6 часов).
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
ПОУ «Финансовая грамотность».
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Профориентация»;
— готовность к разнообразной совместной деятельности;
— выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи
2. Патриотическое воспитание:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятия своего региона
3.Духовно-нравственное воспитание:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии
4.эстетическое воспитание:
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
— стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем .
5.Физическое воспитание, формирование культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
6. Трудовое воспитание:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения курса «Основы математической грамотности»;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей
7. экологическое воспитание:
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред
8. Понимание ценности научного познания:
— ориентация в деятельности, связанной с освоением курса «Профориентация», на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия
9. Адаптация к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
— освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую де деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
— навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;
— умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие
и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные учебные действия:
— аргументировать свою позицию, мнение;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет- источниками;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников курса «Финансовая грамотность» .
2. Коммуникативные универсальные учебные действия:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс «Финансовая грамотность»;
— выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
— понимать намерения других участников занятий курса «Финансовая грамотность», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса;
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких участников курса «Финансовая грамотность», проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др );
-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников курса.
3. Регулятивные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;
— уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— различать, называть и управлять собственными эмоциями;
— уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним .
Предметные результаты:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема (раздел, глава, модуль) |
Всего |
В том числе: |
Используемые ЭОР |
Примечание |
||
часов |
Теория |
Практика |
Контроль |
|
|||
1 |
Раздел1. Доходы и расходы семьи |
5 |
1 |
4 |
0 |
https://100urokov.ru/predmety/dohody-i-rashody-semi |
|
2 |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
3 |
1 |
2 |
0 |
https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2031608/view |
|
3 |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют |
2 |
1 |
1 |
0 |
https://100urokov.ru/predmety/semya-kak-potrebitel |
|
4 |
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье |
6 |
1 |
5 |
0 |
https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2022/09/06/razrabotka-vneurochnogo-zanyatiya-s-prezentatsiey-po-finansovoy |
|
5 |
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность |
1 |
0 |
1 |
0 |
https://fulledu.ru/articles/1154_uroki-finansovoy-gramotnosti-v-shkole-dlya-chego-n.html |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Используемые ЭОР |
Вид контроля |
Дата проведения |
Примечание |
|
По плану |
факт. |
||||||
1 |
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2056457 |
Устный опрос |
|
|
|
2 |
Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2031576 |
Устный опрос |
|
|
|
3 |
Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2031580 |
Устный опрос |
|
|
|
4 |
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра«Семейный бюджет». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2031594 |
Устный опрос |
|
|
|
5 |
Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2056599 |
Устный опрос |
|
|
|
6 |
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2056608 |
Устный опрос |
|
|
|
7 |
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Решение логических задач «Страхование». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2031609 |
Устный опрос |
|
|
|
8 |
Практическая работа «Принципы работы страховой компании». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2031629 |
Устный опрос |
|
|
|
9 |
Аналитическая работа «Виды налогов». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2024751 |
Устный опрос |
|
|
|
10 |
Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2031629 |
Устный опрос |
|
|
|
11 |
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2042561 |
Устный опрос |
|
|
|
12 |
Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2042554 |
Устный опрос |
|
|
|
13 |
Деловая игра «Кредит. Залог». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2042320 |
Устный опрос |
|
|
|
14 |
Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Разработка бизнес-плана. |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2043631 |
Устный опрос |
|
|
|
15 |
Познавательная беседа «Валюта разных стран». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2043714 |
Устный опрос |
|
|
|
16 |
Мини-проект «Благотворительность». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2028824 |
Устный опрос |
|
|
|
17 |
Конференция по курсу «Финансовая грамотность». |
Освоение новых знаний |
https://uchebnik.mos.ru/my _materials/material_view/le sson_templates/2031667 |
Устный опрос |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru; |
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
19. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
20. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер
Электронные пособия
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
2. http://www.banki.ru/products/deposits/
3. http://www.sravni.ru/vklady/
4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
5. http://www.ndscalc.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.