муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Андрея Антошечкина»
(МБОУ «СОШ им. А. Антошечкина»)
«Рассмотрено» Руководитель МО Волосатова Н.А. __________________ «___» ______ 202__ г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР Корнеева Н.Ф. __________________ «___» ______ 202__ г. |
«Утверждаю» Директор школы Дикарев Р.Г. __________________ «___» ______ 202__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский родной язык
для 4 «а» класса
учитель
Волосатова Наталья Алексеевна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы Русский родной язык. 1–4 классы. / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Русский родной язык» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты :
Обучающиеся научатся:
· распознавать многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
· изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
· стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
· особенности эпистолярного жанра;
· типы текстов;
· понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;
· основные элементы композиции текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
· использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
· понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
· уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
· выразительно читать небольшой текст по образцу;
· определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
· вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
· быть хорошим слушателем;
· определять лексическое значение слова;
· отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
· редактировать предложения;
· определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
· сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
· распознавать типы текстов;
· устанавливать связь основных элементов композиции текста;
· распознавать стили речи.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
· осознание роли речи в общении людей;
· понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
· устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
· чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
· интерес к изучению языка;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
· в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
· моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
· использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
· выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
· вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
· пользоваться словарями, справочниками;
· строить рассуждения;
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
· вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
· выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
· владеть монологической и диалогической формами речи.
Виды деятельности:
анализ текста; составление плана (простого, сложного, цитатного) текста; работа с дополнительными источниками (научно-популярной литературой, справочниками, словарями) ; поиск и отбор материала; подготовка докладов, сообщений, презентаций, проектов; публичное выступление.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии ( 7 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (13 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). Что мы узнали и чему научились на уроках родного языка в начальной школе (1 час).
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов) |
14 |
|
|
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный). |
1 |
|
Слова, связанные с обучением. |
1 |
|
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). |
1 |
|
Пословицы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями. |
1 |
|
Поговорки, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями. |
1 |
|
Фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями. |
1 |
|
Сравнение русских пословиц с пословицами и поговорками других народов. |
1 |
|
Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. |
1 |
|
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора. |
1 |
|
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях художественной литературы. |
1 |
|
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. |
1 |
|
Русские слова в языках других народов. |
1 |
|
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». |
1 |
|
Презентация проектов. |
1 |
|
Раздел 2. Язык в действии (7 часов) |
7 |
|
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). |
1 |
|
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). |
1 |
|
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). |
1 |
|
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний (на пропедевтическом уровне). |
1 |
|
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне предложений (на пропедевтическом уровне). |
1 |
|
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). |
1 |
|
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. |
1 |
|
Раздел 3. Секреты речи и текста (13 часов) |
13 |
|
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. |
1 |
|
Информативная функция заголовков. |
1 |
|
Типы заголовков. |
1 |
|
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. |
1 |
|
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. |
1 |
|
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. |
1 |
|
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. |
1 |
|
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. |
1 |
|
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. |
1 |
|
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. |
1 |
|
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. |
1 |
|
Синонимия речевых формул (на практическом уровне). |
1 |
|
Что мы узнали и чему научились на уроках родного языка в начальной школе. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.