1. Пояснительная записка
Цели и задачи образовательно-коррекционной программы
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень: |
Требования Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
|
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». |
|
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии». |
|
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». Перечень учебников, учебных пособий, используемых в учебном процессе ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» в 2021/22 учебном году. |
|
Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Программа воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» на 2021/22 г. |
|
Примерные учебные планы АООП (http://fgosreestr.ru). |
|
Региональный уровень: |
Письмо министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, совместно с ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» от 08 июня 2016г. №04-20/5680 «Рекомендации по разработке и утверждению учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС НОО образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями». |
Уровень ОУ: |
Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 для детей с ограниченными возможностями здоровья». |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1). |
В основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
–овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
–развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
–развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Основной целью данной программы является:
- формирование и совершенствование знаний, умений, навыков владения языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
- заложить основы для овладения устной и письменной речи.
- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
- развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
- воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа по предмету «Русский язык» во 2 классе составлена с учетом уровня обученности обучающихся, максимального развития их познавательных интересов, организации индивидуального и дифференцированного подхода. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов обучающихся, воспитанников, формирование элементарных навыков письма.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.
На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, воспитанников, максимального развития их познавательных интересов, организации индивидуального и дифференцированного подхода. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов обучающихся, воспитанников, формирование элементарных навыков письма.
Рабочая программа максимально направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки, развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Предполагает усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв, письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм, овладение разборчивым, аккуратным письмом, а также дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем, усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
3. Воспитательный компонент
Модуль «Школьный урок» из программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» реализуется в разделах: «Повторение изученного в 1 классе», «Звуки и буквы», «Шипящие и свистящие согласные», «Твердые и мягкие согласные», «Название предметов», «Названия действий», « Повторение изученного во 2 классе» рабочей программы по предмету «Русский язык» (Приложение 1. Календарно-тематическое планирование).
4. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов, предмет русского языка во 2 классе рассчитан на 170 ч (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в 1 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23» для I-IV классов и составляет 5 ч в неделю.
5. Блок дистанционного обучения
В случае сложной эпидемиологической ситуации в стране, в Ставропольском крае и невозможности получать образовательные услуги в традиционной форме возможен переход в формат дистанционного обучения. Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020).
(Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).
Основной целью дистанционного обучения школьников является:
- предоставление учащимся школы доступа к качественному образованию, посредством почты, факса, телефонной связи, учебных телевизионных программ, учебных материалов на дисках, использования ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов.
В случае перехода на дистанционный формат обучения уроки проводятся в соответствии с расписанием. При необходимости будет проведено укрупнение и уплотнение тем по разделам, что позволит выдать программный материал в полном объёме.
6. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся научатся:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Учащиеся должны знать:
- прописные и строчные буквы;
- гласные и согласные буквы;
- звонкие и глухие согласные;
- твердые и мягкие согласные;
- знак ударения;
- правила переноса слов;
- правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;
- правила оформления предложения.
Базовые учебные действия
Познавательные УД
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено формирование навыка безотрывного письма с наклоном.
Он научится:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя.
Коммуникативные УД
Обучающийся научится:
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
- устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в паре;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Регулятивные УД
Обучающийся научится:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
- формирование правильной посадки за столом;
- правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради;
- определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;
- использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Личностные УД
Обучающийся научится:
- формировать навыки аккуратного письма с учётом индивидуальных требований;
- воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
- освоить роль ученика;
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
- воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
- ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте.
На занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
7. Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
8. Содержание учебного предмета
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие, артикулярносходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
- различение основных частей хорошо знакомых предметов;
- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
группировка действий по признаку их однородности;
различение предметов по их действиям;
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
- составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
- заканчивание начатого предложения;
- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
- выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
(упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку)
Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.
Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)
9. Тематическое планирование учебного предмета
Краткое содержание раздела |
Количест во часов |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
1.Повторение изученного в 1 классе |
8 |
Умение анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; списывать по слогам с рукописного и печатного текста; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; писать предложения с заглавной буквы; составлять предложения по картинкам и вопросам, выделять предложения из речи и текста. |
2. Звуки и буквы |
9 |
|
3. Слог |
7 |
|
4. Парные звонкие и глухие согласные |
8 |
|
5.Гласные буквы Е, Ё,Ю,Я в начале слова или слога |
7 |
|
6. Шипящие и свистящие согласные |
3 |
|
7. Твердые и мягкие согласные |
7 |
|
8. Мягкий знак на конце слова |
5 |
|
9.Название предметов |
19 |
|
10. Названия действий |
8 |
|
11. Предлоги |
5 |
|
13. Предложение |
10 |
|
14. Повторение изученного во 2 классе |
6 |
10. Критерии оценки знаний и умений обучающихся
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, но затрудняется в подтверждении правил примерами; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правилами примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ:
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и тд). Основные виды контрольных работ во 2-4 классах – списывания и диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфоргафическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объем текстов контрольных работ:
2 класс – 10-12 слов (начало учебного года), 16-18 слов (конец учебного года)
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с тремя – пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть и более ошибок.
Итоговая оценка знаний и умений обучающихся
За учебную четверть и за год знания и умения обучающихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
График контрольных работ по предмету в 2021/22 учебном году
1 четверть |
|
Входная контрольная работа № 1 |
|
Контрольная работа № 2 по теме: «Написание слов с парными согласными» |
|
|
2 четверть |
3. |
Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание слов с буквами е, ё, и, ю, я» |
4. |
Итоговая контрольная работа № 4 по теме «Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласного» |
|
3 четверть |
5. |
Контрольная работа № 5 по теме: «Слова, обозначающие предметы» |
6. |
Контрольная работа № 6 по теме: «Слова, обозначающие действия предметов». |
7. |
Итоговая контрольная работа № 7 по теме: «Слова- предметы и слова-действия предметов». |
|
4 четверть |
8. |
Контрольная работа № 8 по теме: «Предложение – единица речи». |
9. |
Итоговая контрольная работа № 9 за 2021/22 учебный год |
(Приложение 2 Контрольно-измерительные материалы)
11. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Электронные образовательные ресурсы:
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
3. электронные образовательные ресурсы для коррекционных школ. http://easyen.ru/index/razrabotki_dlja_korrekcionnoj_shkoly/0-97
4. портал для учителей «Инфоурок» https://infourok.ru/
5. фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://открытыйурок.рф/
6. портал «Мультиурок» https://multiurok.ru/
7. портал «Копилка уроков» https://kopilkaurokov.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. магнитная доска.
3. настольные развивающие игры по тематике предмета (лото, игры – путешествия и т.д.)
4. наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку и чтению.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
1. слайды (мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения)
2. аудиозаписи
3. видеофильмы
4. технические средства обучения (ТСО).
5. персональный компьютер.
Учебно-методический комплект
1. Лента букв.
2. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словарь.
3. Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, правильной посадке.
4. Н.М. Барская «Русский язык» 2 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); М.: Просвещение, 2018.
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка
2класс (5 часов в неделю)
Дата |
Тема урока |
Словарь |
Кол-во часов |
Тип урока |
|||
план |
факт |
||||||
|
|
Повторение |
|
10 |
|
||
1. |
01.09. |
|
Предложение |
|
1 |
Урок закрепления |
|
02.09. |
|
Предложение |
|
1 |
Урок закрепления |
||
03.09. |
|
Предложение и его схема |
собака |
1 |
Урок закрепления |
||
06.09. |
|
Предложение и его схема |
1 |
Урок закрепления |
|||
07.09. |
|
Распространение предложений |
1 |
Урок закрепления |
|||
08.09. |
|
Распространение предложений |
капуста |
1 |
Урок закрепления |
||
09.09. |
|
Слово |
1 |
Урок закрепления |
|||
10.09. |
|
Слово |
|
1 |
Урок закрепления |
||
13.09. |
|
Составление предложений с данным словом |
карандаш |
1 |
Урок закрепления |
||
10. |
14.09. |
|
Составление предложений с данным словом |
|
1 |
|
|
|
|
Звуки и буквы |
78 |
|
|||
11. |
15.09. |
|
Звуки и буквы |
|
1 |
Комбинированный |
|
16.09. |
|
Звуки и буквы |
1 |
Комбинированный |
|||
17.09. |
|
Гласные звуки и буквы |
1 |
Комбинированный |
|||
20.09. |
|
Согласные звуки и буквы |
1 |
Комбинированный |
|||
21.09. |
|
Входная контрольная работа №1 |
ветер |
1 |
Комбинированный |
||
22.09. |
|
Работа над ошибками по теме: «Согласные звуки и буквы» |
|
|
|
||
23.09. |
|
Слова, которые различаются одним звуком |
|
|
|
||
24.09. |
|
Слова, которые различаются одним звуком |
|
1 |
Комбинированный |
||
27.09. |
|
Слова, которые различаются количеством звуков |
1 |
Комбинированный |
|||
28.09. |
|
Слова, которые различаются количеством звуков |
|
1 |
Комбинированный |
||
29.09. |
|
Слова, которые различаются последовательностью звуков |
|
1 |
Комбинированный |
||
30.09. |
|
Слова, которые различаются последовательностью звуков |
|
1 |
Комбинированный |
||
01.10. |
|
Ударение в словах |
Москва |
1 |
Комбинированный |
||
04.10. |
|
Ударение в словах |
|
1 |
Комбинированный |
||
05.10. |
|
Выделение ударного гласного в слове. Списывание с печатного текста |
1 |
Комбинированный |
|||
06.10. |
|
Выделение ударного гласного в слове. Списывание с печатного текста |
1 |
Комбинированный |
|||
07.10. |
|
Слог. Деление слов на слоги |
|
1 |
Комбинированный |
||
08.10. |
|
Слог. Деление слов на слоги |
|
1 |
Комбинированный |
||
11.10. |
|
Гласные в образовании слогов |
помидор |
1 |
Комбинированный |
||
12.10. |
|
Гласные в образовании слогов |
|
1 |
Комбинированный |
||
13.10. |
|
Перенос слов по слогам. Картинный диктант |
|
1 |
Комбинированный |
||
14.10. |
|
Перенос слов по слогам. Картинный диктант |
|
1 |
Комбинированный |
||
15.10. |
|
Деление слов со звуками И - Й на слоги |
морковь |
1 |
Комбинированный |
||
18.10. |
|
Деление слов со звуками И - Й на слоги |
|
1 |
Комбинированный |
||
19.10. |
|
Итоговая контрольная работа № 2 за 1 четверть |
мороз |
1 |
Комбинированный |
||
20.10. |
|
Работа над ошибками по теме: «Слог» |
|
|
|||
21.10. |
|
Дифференциация звуков Л – Р |
|
|
|||
22.10. |
|
Дифференциация звуков Л – Р |
1 |
Комбинированный |
|||
22.10. |
|
Дифференциация звуков Б – П |
|
1 |
Комбинированный |
||
25.10. |
|
Дифференциация звуков Б – П |
|
1 |
Комбинированный |
||
26.10. |
|
Дифференциация звуков В – Ф |
|
1 |
Комбинированный |
||
27.10. |
|
Дифференциация звуков В – Ф |
|
1 |
Комбинированный |
||
28.10. |
|
Дифференциация звуков Г – К |
|
1 |
Комбинированный |
||
29.10. |
|
Дифференциация звуков Г – К |
1 |
Комбинированный |
|||
45. |
08.11. |
|
Дифференциация звуков Д – Т |
|
1 |
Комбинированный |
|
46. |
09.11. |
|
Дифференциация звуков Д – Т |
|
1 |
Комбинированный |
|
47. |
10.11. |
|
Дифференциация звуков Ж – Ш |
|
1 |
Комбинированный |
|
48. |
11.11. |
|
Дифференциация звуков Ж – Ш |
|
1 |
Комбинированный |
|
49. |
12.11. |
|
Обобщение знаний по теме: «Парные звонкие и глухие согласные» |
|
1 |
Обобщающий |
|
50. |
15.11. |
|
Дифференциация звуков З – С. Составление рассказа по картинке |
|
1 |
Комбинированный |
|
51. |
16.11. |
|
Дифференциация звуков З – С. Составление рассказа по картинке |
|
1 |
Комбинированный |
|
52. |
17.11. |
|
Обобщение знаний по теме: «Парные звонкие и глухие согласные» |
|
1 |
Обобщающий |
|
53. |
18.11. |
|
Контрольная работа № 3 «Парные звонкие и глухие согласные» |
|
1 |
Контрольный |
|
54. |
19.11. |
|
Работа над ошибками «Дифференциация звонких и глухих согласных» |
|
1 |
Повторительно-обобщающий |
|
55. |
22.11. |
|
Шипящие согласные |
|
1 |
Комбинированный |
|
56. |
23.11. |
|
Шипящие согласные |
|
1 |
Комбинированный |
|
57. |
24.11. |
|
Свистящие согласные |
улица |
1 |
Комбинированный |
|
58. |
25.11. |
|
Свистящие согласные |
|
1 |
Комбинированный |
|
59. |
26.11. |
|
Дифференциация шипящих и свистящих согласных |
|
1 |
Комбинированный |
|
60. |
26.11. |
|
Дифференциация шипящих и свистящих согласных |
|
1 |
Комбинированный |
|
61. |
29.11. |
|
Буква Е в начале слова или слога |
|
1 |
Комбинированный |
|
62. |
30.11. |
|
Буква Е в начале слова или слога |
|
1 |
Комбинированный |
|
63. |
01.12. |
|
Буква Ё в начале слога или слова |
|
1 |
Комбинированный |
|
64. |
02.12. |
|
Буква Ё в начале слога или слова |
|
1 |
Комбинированный |
|
65. |
03.12. |
|
Буква Ю в начале слова или слога |
|
1 |
Комбинированный |
|
66. |
06.12. |
|
Буква Ю в начале слова или слога |
|
1 |
Комбинированный |
|
67. |
07.12. |
|
Буква Я в начале слога или слова |
заяц |
1 |
Комбинированный |
|
68. |
08.12. |
|
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога |
|
1 |
Комбинированный |
|
69. |
09.12. |
|
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога |
|
1 |
Комбинированный |
|
70. |
10.12. |
|
Гласные Ы – И после твёрдых и мягких согласных |
|
1 |
Контрольный |
|
71. |
13.12. |
|
Гласные Ы – И после твёрдых и мягких согласных |
|
1 |
Повторительно-обобщающий |
|
72. |
14.12. |
|
Гласные О – Ё после твёрдых и мягких согласных |
|
1 |
Комбинированный |
|
73. |
15.12. |
|
Гласные О – Ё после твёрдых и мягких согласных |
|
1 |
Комбинированный |
|
74. |
16.12. |
|
Гласные У – Ю после твёрдых и мягких согласных |
|
1 |
Комбинированный |
|
75. |
17.12. |
|
Гласные А – Я после твёрдых и мягких согласных» |
|
1 |
Комбинированный |
|
76. |
20.12. |
|
Итоговая контрольная работа № 4 «Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога» |
|
1 |
Комбинированный |
|
77. |
21.12. |
|
Работа над ошибками по теме: «Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога» |
|
|
|
|
78. |
22.12. |
|
Гласные А – Я после твёрдых и мягких согласных» |
|
1 |
Комбинированный |
|
79. |
23.12. |
|
Гласная буква Е после мягких согласных |
|
1 |
Комбинированный |
|
80. |
24.12. |
|
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова |
|
1 |
Комбинированный |
|
81. |
27.12. |
|
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова |
|
1 |
Комбинированный |
|
82. |
28.12. |
|
Письмо слов с мягкими согласными на конце |
|
1 |
Комбинированный |
|
83. |
29.12. |
|
Письмо слов с мягкими согласными на конце |
|
1 |
Комбинированный |
|
84. |
30.12. |
|
Различие твёрдых и мягких согласных на конце слова |
|
1 |
Комбинированный |
|
85. |
10.01. |
|
Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце слов |
|
1 |
Комбинированный |
|
86. |
11.01. |
|
Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце слов |
|
1 |
Комбинированный |
|
87. |
12.01. |
|
Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце слов |
|
1 |
Комбинированный |
|
88. |
13.01. |
|
Закрепление по теме: «Мягкий знак на конце слова» |
|
1 |
Обобщающий |
|
|
|
|
СЛОВО |
|
50 |
|
|
89. |
14.01. |
|
Предмет и его название |
коньки |
1 |
Комбинированный |
|
90. |
17.01. |
|
Предмет и его название |
|
1 |
Комбинированный |
|
91. |
19.01. |
|
Названия предметов, отвечающих на вопрос что? |
|
1 |
Комбинированный |
|
92. |
20.01. |
|
Названия предметов, отвечающих на вопрос что? |
|
1 |
Комбинированный |
|
93. |
21.01. |
|
Названия частей предмета |
пальто |
1 |
Комбинированный |
|
94. |
24.01. |
|
Названия частей предмета |
|
1 |
Комбинированный |
|
95. |
25.01. |
|
Сходные предметы и их названия |
|
1 |
Комбинированный |
|
96. |
26.01. |
|
Сходные предметы и их названия |
|
1 |
Комбинированный |
|
97. |
27.01. |
|
Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? |
огурец |
1 |
Комбинированный |
|
98. |
28.01. |
|
Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? |
|
1 |
Комбинированный |
|
99. |
31.01. |
|
Контрольная работа по теме: «Слова, обозначающие предметы». |
|
1 |
Контрольный |
|
100. |
01.02. |
|
Работа над ошибками по теме: «Слова, обозначающие предметы» |
|
1 |
Повторительно-обобщающий |
|
101. |
02.02. |
|
Обобщающее слово для группы однородных предметов |
ворона |
1 |
Комбинированный |
|
102. |
03.02. |
|
Обобщающее слово для группы однородных предметов |
|
1 |
Комбинированный |
|
103. |
04.02. |
|
Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? и что? |
|
1 |
Комбинированный |
|
104. |
07.02. |
|
Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? и что? |
|
1 |
Комбинированный |
|
105. |
08.02. |
|
Дифференциация слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов |
ребята |
1 |
Комбинированный |
|
106. |
09.02. |
|
Дифференциация слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов |
|
1 |
Комбинированный |
|
107. |
17.02. |
|
Большая буква в именах людей |
|
1 |
Комбинированный |
|
108. |
18.02. |
|
Большая буква в именах людей |
|
1 |
Комбинированный |
|
109. |
21.02. |
|
Большая буква в именах и фамилиях людей |
|
1 |
Комбинированный |
|
110. |
22.02. |
|
Большая буква в именах и фамилиях людей |
|
1 |
Комбинированный |
|
111. |
24.02. |
|
Большая буква в кличках животных |
|
1 |
Комбинированный |
|
112. |
25.02. |
|
Большая буква в кличках животных |
|
1 |
Комбинированный |
|
113. |
25.02. |
|
Большая буква в кличках животных |
|
1 |
Комбинированный |
|
114. |
28.02. |
|
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных |
|
1 |
Комбинированный |
|
115. |
01.03. |
|
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных |
|
1 |
Комбинированный |
|
116. |
02.03. |
|
Контрольная работа по теме: «Слова, обозначающие названия предметов». |
|
1 |
Контрольный |
|
117. |
03.03. |
|
Работа над ошибками по теме: «Слова, обозначающие названия предметов» |
|
1 |
Повторительно-обобщающий |
|
118. |
04.03. |
|
Действие и его название |
|
1 |
Комбинированный |
|
119. |
05.03. |
|
Действие и его название |
|
1 |
Комбинированный |
|
120. |
09.03. |
|
Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? |
|
1 |
Комбинированный |
|
121. |
10.03. |
|
Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? |
|
1 |
Комбинированный |
|
122. |
11.03. |
|
Названия действий, отвечающих на вопрос что делают? |
|
1 |
Комбинированный |
|
123. |
14.03. |
|
Названия действий, отвечающих на вопрос что делают? |
|
1 |
Комбинированный |
|
124. |
15.03. |
|
Практическое употребление слов, обозначающих действия предметов |
|
1 |
Комбинированный |
|
125. |
16.03. |
|
Практическое употребление слов, обозначающих действия предметов |
|
1 |
Комбинированный |
|
126. |
17.03. |
|
Итоговая контрольная работа за 3 четверть. |
|
1 |
Контрольный |
|
127. |
18.03. |
|
Работа над ошибками по теме: «Слова, обозначающие действия предметов» |
|
1 |
Повторительно-обобщающий |
|
128. |
21.03. |
|
Слова собственные, отвечающие на вопрос что делает? что делают? |
|
1 |
Комбинированный |
|
129. |
22.03. |
|
Слова нарицательные, отвечающие на вопрос что делает? что делают? |
|
1 |
Комбинированный |
|
130. |
23.03. |
|
Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы |
воробей |
1 |
Комбинированный |
|
131. |
24.03. |
|
Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы |
|
1 |
Комбинированный |
|
132. |
01.04. |
|
Дифференциация названия предметов и названия действий по вопросам |
|
1 |
Комбинированный |
|
133. |
04.04. |
|
Предлог как отдельное слово |
берёза |
1 |
Комбинированный |
|
134. |
05.04. |
|
Предлог как отдельное слово |
|
1 |
Комбинированный |
|
135. |
06.04. |
|
Употребление предлогов в предложении |
машина |
1 |
Комбинированный |
|
136. |
07.04. |
|
Употребление предлогов в предложении |
|
1 |
Комбинированный |
|
137. |
08.04. |
|
Выделение гласной в словарных словах |
|
1 |
Комбинированный |
|
138. |
11.04. |
|
Выделение гласной в словарных словах |
|
11 |
Комбинированный |
|
|
|
|
Предложение |
|
17 |
|
|
139. |
12.04. |
|
Выделение предложения из текста. Правила записи предложения |
|
1 |
Комбинированный |
|
140. |
13.04. |
|
Выделение предложения из текста. Правила записи предложения |
|
1 |
Комбинированный |
|
141. |
14.04. |
|
Предложение и его схема |
|
1 |
Комбинированный |
|
142. |
15.04. |
|
Предложение и его схема |
|
1 |
Комбинированный |
|
143. |
15.04. |
|
Построение предложений из данных вразбивку слов |
|
1 |
Комбинированный |
|
144. |
18.04. |
|
Построение предложений из данных вразбивку слов |
|
1 |
Комбинированный |
|
145. |
19.04. |
|
Порядок слов в предложении |
молоко |
1 |
Комбинированный |
|
146. |
20.04. |
|
Порядок слов в предложении |
|
1 |
Комбинированный |
|
147. |
21.04. |
|
Завершение начатого предложения |
|
1 |
Комбинированный |
|
148. |
22.04. |
|
Завершение начатого предложения |
|
1 |
Комбинированный |
|
149. |
25.04. |
|
Составление предложений по предметной картинке |
|
1 |
Комбинированный |
|
150. |
26.04. |
|
Контрольная работа по теме: «Предложение» |
|
1 |
Контрольный |
|
151. |
27.04. |
|
Работа над ошибками по теме: «Предложение» |
|
1 |
Повторительно-обобщающий |
|
152. |
28.04. |
|
Составление предложений по предметной картинке |
|
1 |
Комбинированный |
|
153. |
29.04. |
|
Знаки препинания в конце предложения |
|
1 |
Комбинированный |
|
154. |
04.05. |
|
Знаки препинания в конце предложения |
|
1 |
Комбинированный |
|
155. |
05.05. |
|
Знаки препинания в конце предложения |
|
1 |
Комбинированный |
|
|
|
|
Повторение |
|
15 |
|
|
156. |
06.05. |
|
Повторение пройденного. Звонкие и глухие согласные |
|
1 |
Урок закрепления |
|
157. |
11.05. |
|
Повторение пройденного. Звонкие и глухие согласные |
|
|
Урок закрепления |
|
158. |
12.05. |
|
Повторение пройденного. Твёрдые и мягкие согласные |
|
1 |
Урок закрепления |
|
159. |
13.05. |
|
Повторение пройденного. Твёрдые и мягкие согласные |
|
1 |
Урок закрепления |
|
160. |
16.05. |
|
Повторение пройденного. Мягкий знак на конце слова |
|
1 |
Урок закрепления |
|
161. |
17.05. |
|
Годовой контрольный диктант |
|
1 |
Контрольный урок |
|
162. |
18.05. |
|
Работа над ошибками по теме: «Повторение изученного во 2 классе» |
|
1 |
Повторительно-обобщающий |
|
163. |
19.05. |
|
Повторение пройденного. Мягкий знак на конце слова |
|
1 |
Урок закрепления |
|
164. |
20.05. |
|
Повторение пройденного. Большая буква в именах собственных |
|
1 |
Урок закрепления |
|
165. |
23.05. |
|
Повторение пройденного. Большая буква в именах собственных |
|
1 |
Урок закрепления |
|
166. |
24.05. |
|
Повторение пройденного. Названия предметов |
|
1 |
Урок закрепления |
|
167. |
25.05. |
|
Повторение пройденного. Названия предметов |
|
1 |
Урок закрепления |
|
168. |
26.05. |
|
Повторение пройденного. Названия действий. |
|
1 |
Урок закрепления |
|
169. |
27.05. |
|
Повторение пройденного. Названия действий |
|
1 |
Урок закрепления |
|
170. |
30.05. |
|
Повторение пройденного. Предложение |
|
|
Урок закрепления |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.