Рабочая программа по предмету "Русский язык"
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету "Русский язык"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл—11 кл
19.03.2023
Рабочая программа по предмету "Русский  язык"
Русский язык (темат) Мастер.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС  С(П)ОО)  среднего (полного) общего образования   .

 

 

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ НСО «Здвинский межрайонный аграрный лицей».

 

Разработчик: Бекарева Лариса Геннадьевна , преподаватель русского языка и литературы.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.    СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

3.Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

 

4.условия реализации программы учебной дисциплины

 

5.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

 


 

1.      паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»

1.1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью образовательной программы среднего профессионального образования (далее – СПО) на базе основного общего образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

1.2.  Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:

         Дисциплина «Русский язык» входит в общеобразовательный цикл (общие дисциплины – предметная область «Филология») на базе  основного общего образования  с получением среднего общего образования (ППКРС) с учетом требований ФГОС  .

1.3. Цели дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Общие цели изучения дисциплины:

 - совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

1.4.  Планируемые результаты освоения обучающимися  основной общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01  «Русский язык»  (базовый уровень)

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык»обеспечивает достижения студентами следующих результатов:

•          личностных:

- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

 - владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

 - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

 - сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.5.  Планируемые результаты

В результате изучения учебного предмета «Русский язык»  на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

 – создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; –использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации

 – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

 – преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

 – выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

 – соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

 – отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

 – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

 – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

 – создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

 – соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

 – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины (базовый уровень):

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 45 часов.

Освоение обучающимися дисциплины «Русский язык» завершается промежуточной аттестацией в виде письменного экзамена.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Практические занятия

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.

1. Язык и речь. Функциональные стили речи

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Лингвостилистический анализ текста.

Практические занятия

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

Анализ структуры текста.

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Освоение видов переработки текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

Практические занятия

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

Наблюдение над выразительными средствами фонетики.

3. Лексикология и фразеология

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практические занятия

Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

Лексический и фразеологический анализ слова.

Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.

4. Морфемика, словообразование, орфография

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.

Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.

Практические занятия

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.

Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

5. Морфология и орфография

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Особенности построения предложений с деепричастиями.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Практические занятия

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.

Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.

Сопоставление лексического и грамматического значения слов.

Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся.

Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

6. Синтаксис и пунктуация

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетанийЗначение словосочетания в построении предложения.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложение.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в нихОднородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Практические занятия

Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.

Наблюдение над существенными признаками словосочетания.

Особенности употребления словосочетаний.

Синонимия словосочетаний.

Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.

Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.

Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.

Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

 

Тематика рефератов


1.      Русский язык среди других языков мира.

2.      Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.

3.      Языковой портрет современника.

4.      Молодежный сленг и жаргон.

5.      Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.

6.      А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.

7.      Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.

8.      Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.

9.      Язык и культура.

10.  Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.

11.  Вопросы экологии русского языка.

12.  Виды делового общения, их языковые особенности.

13.  Языковые особенности научного стиля речи.

14.  Особенности художественного стиля.

15.  Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.

16.  Экспрессивные средства языка в художественном тексте.

17.  СМИ и культура речи.

18.  Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

19.  Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.

20.  Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

21.  Русское письмо и его эволюция.

22.  Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

23.  Антонимы и их роль в речи.

24.  Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.

25.  Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.

26.  Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.

27.  В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

28.  Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

29.  Исторические изменения в структуре слова.

30.  Учение о частях речи в русской грамматике.

31.  Грамматические нормы русского языка.

32.  Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).

33.  Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).

34.  Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.

35.  Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.

36.  Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.

37.  Слова-омонимы в морфологии русского языка.

38.  Роль словосочетания в построении предложения.

39.  Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.

40.  Синтаксическая роль инфинитива.

41.  Предложения с однородными членами и их функции в речи.

42.  Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.

43.  Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.

44.  Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.

45.  Синонимика простых предложений.

46.  Синонимика сложных предложений.

47.  Использование сложных предложений в речи.

48.  Способы введения чужой речи в текст.

49.  Русская пунктуация и ее назначение.

50.  Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.


2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов (базовый уровень)

Максимальная учебная нагрузка (всего)

203

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

136

I семестр

46

II семестр

60

3 семестр

30

в том числе:

 

практические занятия

контрольные работы

15

6

Самостоятельная работа обучающегося

68

Итоговая аттестация

экзамен

 


2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень)

Наименование разделов и тем

 

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов/СРО

Уровень освоения

1.Введение.

2/0

 

 

1.        

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.

2/0

2

2.        

Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи.

17/14

 

Тема 2.1. Язык и речь.

3.        

Виды речевой деятельности. Язык и культура. Язык и история народа. Речевая ситуация и её компоненты.

2/6

1

4.        

Практическое занятие №1. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

ВСР №1.Написание реферат а «Русский язык в современном мире»

ВСР №2. Написание  реферата «Активные процессы в русском языке на современном этапе»

8

 

Тема 2.2. Функциональные стили речи и их особенности.

 

5.        

Практическое занятие №2. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

8/2

2

6.        

Практическое занятие №3. Научный стиль речи.

2

7.        

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

 

8.        

Практическое занятие №4. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.

2

9.        

Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

 

10.    

Практическое занятие №5. Публицистический стиль речи, его назначение.

2

11.    

Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

 

12.    

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

2

ВСР №3.  Составление таблицы  «Стили речи. Типы речи».

2

 

Тема 2.3. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.

13.    

Текст. Признаки, структура текста.

Практическое занятие №6.Анализ структуры текста.

7/4

 

1

14.    

Тема, основная мысль текста.

2

15.    

Средства и виды связи предложений в тексте.

2

16.    

Абзац как средство смыслового членения текста.

2

17.    

Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Составление связного высказывания на заданную тему.

2

18.    

Соединение в тексте различных типов речи.

2

ВСР №4.  Создание презентации  «Текст. Строение текста. Преобразование текста»

4

 

19.    

Контрольная работа №1. Язык и речь. Функциональные стили речи. Анализ контрольной работы.

1

3

Раздел 3. Лексикология и фразеология.

14/10

 

Тема 3.1. Слово в лексической системе языка.

20.    

Слово .Лексическое и грамматическое значения слова.

4/4

2

21.    

Многозначность слова.Прямое и переносное значение слова.

2

22.    

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление

 

23.    

Метафора, метонимия как выразительные  средства языка.

 

ВСР №5. Написание  сообщения «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».

1

Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

24.    

Исконно русская лексика. Старославянизмы. Заимствованная лексика.

10/6

2

25.    

Нейтральная лексика. Книжная лексика.

2

26.    

Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).

2

27.    

Профессионализмы. Терминологическая лексика.

2

28.    

Архаизмы. Историзмы. Неологизмы.

2

ВСР №6. Написание реферата « Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта»

2

29.    

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Афоризмы.

2

30.    

Практическое занятие №7. Употребление фразеологизмов в речи

2

31.    

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

2

32.    

Лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

ВСР №7.Выполнение упражнения  «Фразеологизмы и их употребление»

2

33.    

Контрольная работа № 2. «Лексика и фразеология»

1

3

Раздел 4.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

13/10

 

Тема 4.1. Фонетические единицы.

34.    

Звук и фонема. Соотношение буквы и звука.

4/2

2

35.    

Открытый и закрытый слог. Фонетическая фраза.

 

36.    

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

 

37.    

Практическое занятие №8.Фонетический, орфоэпический, графический анализ слова.

2

ВСР №8. Составление конспекта  «Фонетические средства выразительности».

 

 

Тема 4.2. Орфоэпические нормы.

 

38.    

Произносительные нормы  и нормы ударения.

3/2

2

39.    

Практическое занятие №9. Использование орфоэпического словаря.

2

ВСР №9.Работа со словарём

2

 

Тема 4.3. Орфография.

 

40.    

Правописание безударных гласных в корне. 

6/6

2

41.    

Правописание звонких и глухих согласных в корне. 

 

42.    

Употребление буквы Ь. Употребление разделительных ъ и ь.

2

43.    

 Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

2

44.    

Правописание приставок на З - / С - .

2

45.    

Правописание И – Ы после приставок.

2

ВСР №10. Выполнение упражнение «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова».

 ВСР №11 . Выполнение упражнение  «Правописание приставок»

ВСР №12 . Выполнение упражнение  «Правописание гласных и согласных в корне»

 

3

46.    

Контрольная работа № 3 за 1 семестр  «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

1

3

Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография.

8/6

 

Тема 5.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.

 

47.    

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем.

6/4

 

 

 

1

48.    

Морфемный разбор слова.

2

49.    

Способы словообразования.

Словообразование знаменательных частей речи.

1

50.    

Практическая работа № 10. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ

1

ВСР №13 .  Написание реферата  «Словообразовательный анализ».

2

Тема 5.2. Орфография.

 

51.    

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

9/2

2

52.    

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Сочетания гласных на стыке приставки и корня.

2

53.    

Практическая работа № 11. Орфография.

 

 

54.    

Контрольная работа № 4 «Морфемика, словообразование, орфография»

 

1

 

3

ВСР №14 .   Выполнение  упражнения  «Орфография».

 

2

 

Раздел 6. Морфология и орфография.

41/12

 

Тема6.1. Имя существительное.

 

55.    

Имя существительноеЛексико-грамматические разряды имен существительных.

 

 

56.    

Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных.

4/2

2

57.    

Морфологический разбор имени существительного.

 

58.    

Правописание окончаний имен существительных.

2

59.    

Правописание сложных существительных. Правописание собственных имен.

2

ВСР№15. Выполнение  упражнения «Правописание сложных существительных»

2

Тема 6.2. Имя прилагательное.

 

60.    

Имя прилагательноеСтепени сравнения имен прилагательных.

5/2

2

61.    

Морфологический разбор имени прилагательного.

 

62.    

Правописание окончаний имен прилагательных

2

63.    

Правописание суффиксов прилагательных

2

64.    

Правописание сложных имён прилагательных

2

65.    

Правописание имени существительного и прилагательного.

 

ВСР № 16.  Выполнение  упражнения «Правописание  существительных, прилагательных»

2

Тема 6.3. Имя числительное. Местоимение.

66.    

Имя числительноеЛексико-грамматические разряды имен числительных. 

 

4/4

2

67.    

Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи.

 

68.    

Местоимение. Значение местоимения.

 

69.    

 Морфологический разбор местоимения.

 

70.    

Особенности употребления местоимений

2

71.    

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

2

ВСР№17. Выполнение  упражнения «Употребление числительных в речи.

ВСР№18.  Выполнение упражнения «Употребление местоимений в речи».

2

 

Тема 6.4.  Глагол.

72.    

Глагол. Грамматические признаки глагола.

 

 

73.    

                 Спряжение глаголов

 

3/0

2

74.    

Правописание глаголов. Морфологический разбор глагола.

2

Тема 6.5.  Причастие. Деепричастие.

 

75.    

Причастие как особая форма глагола.

 

 

76.    

 Образование действительных и страдательных причастий.

 

 

77.    

Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

 

 

78.    

Морфологический разбор причастия.

 

 

79.    

Правописание суффиксов причастий. Правописание НЕ с причастиями.

5/2

2

80.    

Деепричастие как особая форма глагола.

2

81.    

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

 

82.    

Значение и употребление деепричастий

 

ВСР№19. Составление  таблицы  «Правописание  Не с причастиями и деепричастиями»

3

Тема 6.6.  Наречие. Слова категории состояния.

83.    

Наречие. Грамматические признаки наречия.

 

 

84.    

Степени сравнения наречий.

 

 

85.    

Правописание наречий.

 

 

86.    

 Группы слов категории состояния. Их функции в речи 

 

 

87.    

Практическое занятие №12. Правописание наречий.

3/0

3

Тема 6.7. Предлог. Союз. Частица

88.    

Особенности употребления некоторых предлогов

3/2

2

89.    

Правописание предлогов.

 

90.    

Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

 

91.    

Употребление союзов в простом и сложном предложении.

 

92.    

Союзы как средство вязи предложений в тексте

3

93.    

Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. 

3

94.    

Междометия и звукоподражательные словаПравописание междометий и

звукоподражаний.

 

 

ВСР№20.  Составление  таблицы  « Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи»

 

 

95.    

Контрольная работа № 5. Морфология и орфография

1/0

3

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

41/16

 

Тема 7.1. Словосочетание

96.    

Строение словосочетания.

1/0

 

97.    

Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний.

 

 

98.    

 Синтаксический разбор словосочетаний.

 

 

Тема 7.2 Простое предложение

99.    

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения.

4/4

 

100.       

Предложения двусоставные и односоставные.

 

 

101.       

Неполные предложения..

 

 

102.       

Тире между подлежащим и сказуемым.

 

 

103.       

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

 

 

ВСР№21. Написание  конспекта   «Простое предложение»

ВСР№22. Написание  конспекта «Особенности употребления ВЧП»

 

 

Тема 7.3 Предложения с однородными членами

104.       

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. 

2/2

 

105.       

Однородные и неоднородные определения.

2/0

 

106.       

Контрольная работа   №6  за 3 семестр

 

 

2 курс

107.       

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

 

 

108.       

Практическое занятие № 13 Знаки препинания между однородными членами.Согласование в предложениях с однородными членами

 

 

Тема 7.4. Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения

109.       

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

 

 

110.       

Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными.

4/4

 

111.       

Обособленные приложения и дополнения.

 

 

112.       

Обособления обстоятельств. Уточняющие обстоятельства

 

 

113.       

Сравнительные обороты.

 

 

ВСР№23. Написание  конспекта  « Предложения с обособленными членами»

 

 

Тема 7.5. Вводные слова, обращения и междометия

114.       

Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции.

3/2

 

115.       

Обращение.

 

 

116.       

Междометия в составе предложения и слова-предложения, да и нет.

 

 

ВСР№24. Выполнение   упражнения  «Вводные слова, обращения и междометия»

 

 

Тема 7.6. Сложносочиненное предложение

117.       

Сложносочиненное предложение.

 

 

118.       

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

 

 

119.       

Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2/0

 

Тема 7.7. Сложноподчиненное предложение

120.       

Сложноподчиненное предложение.

 

 

121.       

 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

 

 

122.       

СПП с одним придаточным. Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами.

4/2

 

123.       

СПП с двумя или несколькими придаточными. Некоторые недочеты и ошибки в построении СПП.

 

 

ВСР№25.   Выполнение упражнения  «Сложноподчиненное предложение»

 

 

Тема 7.8  Бессоюзное сложное предложение

124.       

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

 

125.       

Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

 

 

126.       

Знаки препинания в БСП

3/1

 

ВСР№26.   Выполнение  упражнения «Бессоюзное сложное предложение»

 

 

Тема 7.9. Сложные предложения с разными видами связи

127.       

Знаки препинания в СП с разными видами связи

3/1

 

128.       

Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

 

 

129.       

Практическая работа № 14. Сложные предложения с разными видами связи

 

 

ВСР№27.  Выполнение упражнения «Сложные предложения с разными видами связи»

 

 

Тема 7.10 Прямая и косвенная речь.

130.       

Способы передачи чужой речи.

 

 

131.       

Прямая речь.

2/0

 

132.       

Замена прямой речи косвенной.

 

 

133.       

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

 

 

134.       

Знаки препинания при цитатах.

 

 

135.       

Практическое занятие № 15  Контрольно-обобщающие упражнения.

2/0

3

136.       

Экзамен

 

 

 


 


3. Характеристика основных видов учебной деятельности ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Введение

    Извлекать из разных источников и преобразовывать инфор­мацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

    характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

    составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

    приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

    определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

    вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

    преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Язык и речь. Функцио­нальные стили речи

    Выразительно читать текст, определять тему, функциональ­ный тип речи, формулировать основную мысль художествен­ных текстов;

    вычитывать разные виды информации;

    характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

    выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

    характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

    составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;

    анализировать речь с точки зрения правильности, точности, вы­разительности, уместности употребления языковых средств;

    подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художе­ственных произведений;

    оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русско­го литературного языка;

    исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

    выступать перед аудиторией сверстников с небольшими ин­формационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

    анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;

    различать тексты разных функциональных стилей (экстра­лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных син­таксических конструкций);

    анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;

    создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);

    подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

    Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую ин­формацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

    извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

    строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

           проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;

    извлекать необходимую информацию из орфоэпических сло­варей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Лексикология и фразеология

    Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

    объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

    познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Морфемика,

словообразование,

орфография

    Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста;

    проводить морфемный, словообразовательный, этимологиче­ский, орфографический анализ;

    извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

    характеризовать словообразовательные цепочки и словообра­зовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

    опознавать основные выразительные средства словообразова­ния в художественной речи и оценивать их;

    извлекать необходимую информацию из морфемных, слово­образовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

    использовать этимологическую справку для объяснения право­писания и лексического значения слова

Морфология и орфография

    Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста, анализировать с точки зрения текстообра-зующей роли;

    проводить морфологический, орфографический, пунктуаци­онный анализ;

    извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

    определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

    проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при­знаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

    составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфо­грамм, пунктограмм;извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Синтаксис и пунктуация

    Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста, анализировать с точки зрения тексто- образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологи­ческий, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);

    комментировать ответы товарищей;

    извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунк­туационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

    составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;

    проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при­знаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

    определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;

    составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистиче­скую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

    извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;

    производить синонимическую замену синтаксических кон­струкций;

    составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

    пунктуационно оформлять предложения с разными смысловы­ми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;

    составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам.

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.        Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете для дисциплин общеобразовательного цикла в соответствии с ФГОСС(П)ОО.

Оборудование учебного кабинета:

-  рабочие места по количеству обучающихся;

-  рабочее место преподавателя;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

4.2.  Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

ü  Власенков А.И., РыбченковаЛ.М.Русский язык и литература. Русский язык. ОАО "Издательство" Просвещение",2012

ü  ВоителеваТ.М.Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень)Образовательно-издательский центр "Академия",2012

ü  Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т. Ф., Литература (базовый уровень). М, ООО "ДРОФА", 2014

ü  Сухих И.Н Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2 ч. Образовательно-издательский центр "Академия", 2014

Дополнительные источники:

ü  Александров В.Н. Анализ поэтического текста. – Челябинск: Взгляд, 2006.

ü  Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: 

ü  Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 9-е изд. – М., 2012.

ü  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

ü  Беляева Н.В., А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

ü  Егорова Н.В Поурочные разработки по русской литературе (в 2-х частях) 20 век: 11 класс.– М.: Издательство «Вако», 2005

ü  Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2010.

ü  Золотарева И.В, Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе .10 класс, М.: Издательство «Вако», 2005

ü  Квятковский. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 2010.

ü    Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

ü  Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис-пресс, 2007.

ü  Тихонов А..Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2 изд., перераб. – м., 1991.

ü  Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь.- 41-е изд. – М., 1990.

ü  Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

ü  Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.

Интернет –источники:

ü  Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»

ü  http://rus.1september.ru

ü  Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

ü  http://www.gramota.ru

ü  Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

ü  http://www.philolog.ru/dahl/

ü  Имена.org — популярно об именах и фамилиях

ü  http://www.imena.org

ü  Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка

ü  http://www.gimn13.tl.ru/rus/

ü  Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

ü  http://ruslit.ioso.ru

ü  Крылатые слова и выражения

ü  http://slova.ndo.ru

ü  http://www.mapryal.org

ü  Мир слова русского

ü  http://www.rusword.org

ü  Основные правила грамматики русского языка

ü  http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

ü  Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

ü  http://gramota.ru/book/ritorika/

ü  Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

ü  http://www.ropryal.ru

5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

5.1. Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины «Русский язык» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-  Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»).

- Устный опрос обучающегося.

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-   Выборочный диктант с языковым разбором.

- Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-  Карточки с заданиями.

- Лингвистический анализ текста:  лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-     Аудирование.

-   Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося).

- Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-      Работа со словарями.

-   Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).

-  Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья).

- Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

-     Фронтальный опрос

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- Построение диалогов разговорного стиля.

-Доклад обучающегося (учитывается ораторское искусство).

- Создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-  Фонетический разбор слова.

-  Морфемный разбор слова.

-  Орфоэпический анализ слова.

- Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися.

-  Пунктуационный анализ предложения.

-  Орфографический диктант.

-  Изложение с элементами сочинения.

-  Контрольный диктант

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- Участие в дискуссии.

- Речеведческий анализ текста

 

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование

-использовать приобретенные

 знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                    осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- Участие в дискуссии.

- Выступление обучающихся с докладом, рефератом.

- Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка).

- Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ.

- Беседа с обучающимися

·                    развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение).

- Тестирование.

-Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи

·                    увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.).

- Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

- Практическое овладение диалогической формой речи.

- Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)

·                   совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения

·                   самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

- Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты

 

Знания:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья)

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

- Восстановление деформированного текста повествовательного характера

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- Осознание цели и ситуации устного общения.

- Адекватное восприятие звучащей речи.

- Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

- Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий)

-  нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

- Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

 - Рецензирование.

- Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по предмету "Русский язык"

Рабочая программа по предмету "Русский  язык"

П рограмма учебной дисциплиныразработана на основе

П рограмма учебной дисциплиныразработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 1

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык» 1

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык» 1

Планируемые результаты В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Планируемые результаты В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке…

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке…

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины (базовый уровень): - максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося…

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины (базовый уровень): - максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося…

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова)

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова)

Предложения с обособленными и уточняющими членами

Предложения с обособленными и уточняющими членами

Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи

Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень)

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень)

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень)

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень)

Контрольная работа №1. Язык и речь

Контрольная работа №1. Язык и речь

ВСР №10. Выполнение упражнение «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова»

ВСР №10. Выполнение упражнение «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова»

Морфологический разбор местоимения

Морфологический разбор местоимения

Синтаксический разбор словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетаний

Характеристика основных видов учебной деятельности

Характеристика основных видов учебной деятельности

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография •

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография •

Морфология и орфография •

Морфология и орфография •

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений ü http://www

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений ü http://www

Аудирование. - Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося)

Аудирование. - Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося)

Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение)

Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2023