МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЮПКУТАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
Директором школы с зам.директора по УВР
_________/Алипхановой М.С./ __________/Сайдуловой С.Ш./
«____»___________2019г. «____»_____________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык» для 4 «Б» класса
учителя начальных классов
Мусагаджиевой Джаминат Ибадуллаевны
на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа
(с исправлениями по Приказу Минобразования №1576 от 31 декабря 2015 г. )
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Левобережненская СОШ» Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией М.И.Моро, М.А. Бантовой, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Данная программа разработана с учетом психологических особенностей класса.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В 4 классе на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы
· Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
· представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
· позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
· овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
· приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
· освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
· овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
· овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
· осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
· практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
· выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
· использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
· оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
· владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
· работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
· пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
· письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
· сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
· составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
· письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
· проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
· пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
· подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
· различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
· создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
· анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
· оформлять результаты исследовательской работы;
· редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
· произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
· характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
· соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
· пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
· различать звуки и буквы;
· классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
· знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
· пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
· выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
· осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
· выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
· определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
· распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
· подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
· понимать этимологию мотивированных слов-названий;
· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
· находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
· пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
· оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
· подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
· иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
· работать с разными словарями;
· приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
· различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
· находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
· находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
· узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
· сравнивать, классифицировать слова по их составу;
· соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
· самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
· понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
· образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
· понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
· понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
· узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
· разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
· подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
· определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
· распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
· пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
· выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
· определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
· определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
· определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
· распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
· определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
· распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
· различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
· понимать роль союзов и частицы не в речи;
· подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
· разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
· сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
· различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
· склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
· различать родовые и личные окончания глагола;
· наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
· проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
· находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
· находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
· различать предложение, словосочетание и слово;
· устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
· составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
· устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
· соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
· классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
· выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
· находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
· распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
· составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
· различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
· находить в предложении обращение;
· выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
· сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
· сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
· перенос слов;
· прописная буква в начале предложения, именах собственных;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроизносимые согласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
· разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
· мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
· соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
· е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
· безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
· безударные падежные окончания имён прилагательных;
· раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
· мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
· мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
· безударные личные окончания глаголов;
· раздельное написание предлогов с другими словами;
· знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
· знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
· соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
· е и и в суффиксах -ек, -ик;
· запятая при обращении;
· запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма.Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС |
4 КЛАСС (170 Ч) |
Повторение (11 ч) |
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. |
Предложение (9ч) |
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. |
Слово в языке и речи (21 ч) |
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. |
Имя существительное (43 ч) |
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. |
Имя прилагательное (30 ч) |
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
Личные местоимения (7 ч) |
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. |
Глагол (34 ч) |
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Iи II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. |
Повторение (15 ч) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку в 4 классе
на 2019-2020 учебный год (5 часа в неделю).
№ урока |
Тема урока |
Кол-во час. |
Дата |
|||
план. |
факт. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
I четверть (45ч) |
||||||
Наша речь и наш язык |
||||||
1 |
Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. |
1 |
|
|
||
2 |
Язык и речь. Формулы вежливости. |
1 |
|
|
||
Текст |
||||||
3 |
Текст. План текста. |
1 |
|
|
||
4 |
Текст. Подробное изложение текста «Первая вахта». |
1 |
|
|
||
5 |
Текст. Типы текста. |
1 |
|
|
||
6-7 |
Входная диагностическая работа Анализ диагностической работы |
2 |
|
|
||
8 |
Контрольное списывание № 1. |
1 |
|
|
||
Предложение |
||||||
9 |
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. |
1 |
|
|
||
10 |
Виды предложений по интонации. |
1 |
|
|
||
11 |
Диалог. Обращение. |
1 |
|
|
||
12 |
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
|
|
||
13 |
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
|
|
||
Словосочетание |
||||||
14 |
Что такое словосочетание? |
1 |
|
|
||
15-16 |
Входной диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками |
2 |
|
|
||
Однородные члены предложения |
||||||
17 |
Однородные члены предложения (общее понятие). |
1 |
|
|
||
18 |
Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. |
1 |
|
|
||
19 |
Запятая между однородными членами, соединенными союзами. |
1 |
|
|
||
Простые и сложные предложения |
||||||
20 |
Как отличить сложное предложение от простого предложения? |
1 |
|
|
||
21 |
Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? |
1 |
|
|
||
22 |
Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.Учебник, с. 39, упр. 56. |
1 |
|
|
||
23 |
Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания». |
1 |
|
|
||
Лексическое значение слова |
||||||
24 |
Слово и его лексическое значение. |
1 |
|
|
||
25 |
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова |
1 |
|
|
||
26 |
Синонимы, антонимы, омонимы. |
1 |
|
|
||
27 |
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. |
1 |
|
|
||
28 |
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Учебник, с. 32–34. |
1 |
|
|
||
Состав слова |
||||||
29 |
Состав слова. Значимые части слова. |
1 |
|
|
||
30 |
Состав слова. Однокоренные слова. |
1 |
|
|
||
31 |
Состав слова. Однокоренные слова. |
1 |
|
|
||
32 |
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. |
1 |
|
|
||
33 |
Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов. |
1 |
|
|
||
34 |
Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах. |
1 |
|
|
||
35 |
Упражнение в написании приставок и суффиксов. |
1 |
|
|
||
36 |
Разделительные ъ и ь. |
1 |
|
|
||
37-38 |
Проверочный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова». Работа над ошибками. |
2 |
|
|
||
Части речи |
||||||
39 |
Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи. |
1 |
|
|
||
40-41 |
Грамматические признаки частей речи. |
2 |
|
|
||
42-43 |
Наречие как часть речи. |
2 |
|
|
||
44 |
Творческое сочинение с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке». Учебник, с. 77, упр. 134. |
1 |
|
|
||
45 |
Проверочная работа по теме «Части речи». |
1 |
|
|
||
II четверть (35ч) |
||||||
Изменение по падежам имен существительных |
||||||
46 |
Как определить падеж имени существительного. |
1 |
|
|
||
47 |
Признаки падежных форм имен существительных. |
1 |
|
|
||
48 |
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных. |
1 |
|
|
||
49 |
Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных. |
1 |
|
|
||
50 |
Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных. |
1 |
|
|
||
51 |
Как определить падеж неизменяемых имен существительных. |
1 |
|
|
||
Три склонения имен существительных |
||||||
52 |
Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных. |
|
|
|
||
53 |
Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения. |
|
|
|
||
54 |
Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Учебник, с. 92, упр. 161. |
|
|
|
||
55 |
Второе склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения. |
|
|
|
||
56 |
Третье склонение имен существительных. |
|
|
|
||
57 |
Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения. |
|
|
|
||
58 |
Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений. |
|
|
|
||
59 |
Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник, с. 101, упр. 180. |
|
|
|
||
Склонение и правописание окончаний имен существительных в единственном числе |
||||||
60 |
Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. |
|
|
|
||
61 |
Именительный и винительный падежи. |
|
|
|
||
62 |
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. |
|
|
|
||
63 |
Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже. |
|
|
|
||
64 |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. |
|
|
|
||
65 |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. |
|
|
|
||
66 |
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже . |
|
|
|
||
67 |
Контрольное списывание №2. |
|
|
|
||
68 |
Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах. |
|
|
|
||
69 |
Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. |
|
|
|
||
70 |
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. |
|
|
|
||
71 |
Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже. |
|
|
|
||
72 |
Правописание окончаний имен существительных |
|
|
|
||
73 |
Правописание окончаний имен существительных |
|
|
|
||
74 |
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. |
|
|
|
||
75 |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. |
|
|
|
||
76 |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. |
|
|
|
||
77-78 |
Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». Работа над ошибками. |
|
|
|
||
79-80 |
Промежуточная диагностическая работа. Анализ диагностической работы. |
|
|
|
||
III четверть (50ч) |
||||||
Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе |
||||||
81 |
Множественное число имен существительных. |
|
|
|
||
82 |
Именительный падеж имен существительных множественного числа. |
|
|
|
||
83 |
Родительный падеж имен существительных множественного числа. |
|
|
|
||
84 |
Родительный падеж имен существительных множественного числа. |
|
|
|
||
85 |
Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа. |
|
|
|
||
86 |
Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. |
|
|
|
||
87 |
Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник, с. 141, упр. 273 |
|
|
|
||
88 |
Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний». |
|
|
|
||
89 |
Защита проектов «Говорите правильно!». |
|
|
|
||
Повторение сведений об имени прилагательном как части речи |
||||||
90 |
Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные. |
|
|
|
||
91 |
Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? |
|
|
|
||
92 |
Род и число имен прилагательных. |
|
|
|
||
93 |
Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных. Выборочное списывание. Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка». |
|
|
|
||
Склонение имен прилагательных |
||||||
94 |
Падеж имени прилагательного. |
|
|
|
||
95 |
Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». Учебник, с. 13. |
|
|
|
||
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных |
||||||
96 |
Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
|
|
|
||
97 |
Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. |
|
|
|
||
98 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. |
|
|
|
||
99 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. |
|
|
|
||
100 |
Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах и правописании их падежных окончаний. |
|
|
|
||
101 |
Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах. |
|
|
|
||
102 |
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. |
|
|
|
||
103 |
Контрольное списывание № 3. |
|
|
|
||
104 |
Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. |
|
|
|
||
105 |
Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. |
|
|
|
||
106 |
Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. |
|
|
|
||
107 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. |
|
|
|
||
108 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. |
|
|
|
||
109 |
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.
|
|
|
|
||
110 |
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода. |
|
|
|
||
111 |
Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
|
|
|
||
112 |
Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Учебник, с. 49. |
|
|
|
||
113 |
Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. |
|
|
|
||
114 |
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. |
|
|
|
||
115 |
Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах. |
|
|
|
||
116 |
Проверочный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе». |
|
|
|
||
117 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. |
|
|
|
||
118 |
Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных». |
|
|
|
||
Местоимение |
||||||
119 |
Роль местоимений в речи. |
|
|
|
||
120 |
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. |
|
|
|
||
121 |
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. |
|
|
|
||
122 |
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. |
|
|
|
||
123 |
Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. |
|
|
|
||
124 |
Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. |
|
|
|
||
125 |
Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник, с. 65, упр. 138. |
|
|
|
||
126 |
Проверочный диктант по теме «Изменение личных местоимений по падежам». |
|
|
|
||
127 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
||
Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи |
||||||
128 |
Роль глаголов в языке. |
|
|
|
||
129 |
Роль глаголов в языке. |
|
|
|
||
130 |
Изменение глаголов по временам. |
|
|
|
||
IV четверть (40ч) |
||||||
Неопределенная форма глагола |
||||||
131 |
Неопределенная форма глагола. |
|
|
|
||
132 |
Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами. |
|
|
|
||
133 |
Образование временных форм от глагола в неопределенной форме. |
|
|
|
||
134 |
Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по самостоятельно составленному плану. Учебник, с. 78–79, упр. 162. |
|
|
|
||
Спряжение глаголов |
||||||
135 |
Спряжение глаголов (общее понятие). |
|
|
|
||
136 |
Распознавание лица и числа глаголов. |
|
|
|
||
137 |
Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. |
|
|
|
||
138 |
Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами. |
|
|
|
||
139 |
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Учебник, с. 87. |
|
|
|
||
I и II спряжения глаголов |
||||||
140 |
I и II спряжения глаголов. |
|
|
|
||
141 |
Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения. |
|
|
|
||
142 |
Наши проекты. «Пословицы и поговорки». Учебник, с. 92. |
|
|
|
||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени |
||||||
143 |
Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. |
|
|
|
||
144 |
Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. |
|
|
|
||
145 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
|
|
|
||
146 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
|
|
|
||
147 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
|
|
|
||
148 |
Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». |
|
|
|
||
149 |
Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
|
|
|
||
Правописание возвратных глаголов |
||||||
150 |
Возвратные глаголы (общее представление). |
|
|
|
||
151 |
Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. |
|
|
|
||
152 |
Упражнение в правописании безударных окончаний, -тся и -ться в возвратных глаголах. |
|
|
|
||
Правописание глаголов в прошедшем времени |
||||||
153 |
Контрольное списывание № 4. |
|
|
|
||
154 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
|
|
|
||
155 |
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. |
|
|
|
||
156 |
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. |
|
|
|
||
Обобщение по теме «Глагол» |
||||||
157 |
Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи. |
|
|
|
||
158 |
Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола. |
|
|
|
||
Повторение |
||||||
159 |
Проверочный диктант за год. |
|
|
|
||
160 |
Работа над ошибками. Язык и речь. |
|
|
|
||
161 |
Текст. Типы текстов. |
|
|
|
||
162 |
Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. |
|
|
|
||
163 |
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. |
|
|
|
||
164 |
Слово и его лексическое значение. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». |
|
|
|
||
165 |
Итоговая диагностическая работа. |
|
|
|
||
166 |
Анализ диагностической работы. |
|
|
|
||
167 |
Значимые части слова. Словообразование. |
|
|
|
||
168 |
Правописание гласных и согласных в корне слов. |
|
|
|
||
169 |
Части речи. Морфологические признаки частей речи. |
|
|
|
||
170 |
Звуко-буквенный и звуковой разбор слов. |
|
|
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.