Министерство образования Московской области
Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет»
в городе Зарайске – Зарайский педагогический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ.03 География
по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Зарайск 2020
Рабочая программа учебного предмета УПВ.03. География разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413
- примерной программы учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от 21 июля 2015г., регистрационный номер рецензии № 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Организация-разработчик: Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Зарайске – Зарайский педагогический колледж
Разработчик:
Новикова Ж.Н., преподаватель
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин
Протокол № 01 от 27 августа 2020 г.
Председатель ПЦК_______________________ _Коновалова А.А.
подпись расшифровка подписи
Рабочая программа утверждена и рекомендована к использованию решением Методического совета Филиала ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» в г.Зарайске
Протокол заседания методического совета колледжа № 01 от 28 августа 2020 года
Заместитель директора по учебно-методической работе ______________ Л.В. Cамодурова
|
|
стр. |
1. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА …………………………….
|
4 |
2. |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА …………………………………… |
7 |
3. |
условия реализации УЧЕБНОГО предмета ….……………………………………… |
14 |
1. паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ.03 География
1.1. Общая характеристика учебного предмета УПВ.03 География
Программа общеобразовательной учебного предмета «География» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «География».
Содержание программы учебного предмета «География» направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебный предмет «География» является предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования, изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ.
1.3. Результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
· личностных:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
· метапредметных:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической – информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
· предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
В результате освоения предмета обучающиеся осваивают элементы компетенций
Код |
Компетенция |
ОК.1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК.2 |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.4 |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК.6 |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
106 |
|
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) |
72 |
|
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
34 |
|
в том числе: |
||
подготовка сообщений, создание презентаций, индивидуальные работы с картой, атласом, Интернет-ресурсами |
||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета, экзамена |
||
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета |
УПВ.03 География |
|
код и наименование дисциплины |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. География |
106 |
|||
Тема 1.1. Общая характеристика учебного предмета |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Введение |
· личностных: - сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; - критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; - креативность мышления, инициативность и находчивость; · метапредметных: - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - умение ориентироваться в различных источниках географической – информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; - представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира; - понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии; · предметных: - владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; - владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; - сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; - владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; - владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; - владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; - владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; - сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. |
||
2. |
География как наука |
|||
Тема 1.2. Источники географической информации |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1. |
Источники географической информации |
|||
2. |
Сравнительный анализ карт различной тематики |
|||
3. |
Обозначение на контурной карте основных географических объектов |
|||
4. |
Составление картосхем и простейших карт |
|||
Самостоятельная работа |
5 |
|||
1. |
Подготовить сообщение на тему: «Источники географической информации в ХХ1 веке» |
|||
2. |
Индивидуальная работа с картой, атласом и Интернет-ресурсами (4 ч) |
|||
Тема 1.3. Политическое устройство мира |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1. |
Количество, группировка и типология стран |
|||
2. |
Государственное устройство стран мира |
|||
Тема 1.4. География населения мира |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1. |
Численность и воспроизводство населения мира |
|||
2. |
Состав и структура населения |
|||
3. |
Размещение и миграция населения |
|||
4. |
Урбанизация |
|||
5. |
Сопоставление культурных традиций разных народов |
|||
Самостоятельная работа |
7 |
|||
1. |
Подготовить сообщение на тему: «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира» (1ч) |
|||
2. |
Подготовить сообщение на тему: «Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы» (1 ч) |
|||
3. |
Подготовить презентацию на тему: «Сопоставление культурных традиции населения мира» (5 ч) |
|||
Тема 1.5. География мировых природных ресурсов |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1. |
Взаимодействие общества и природы |
|||
2. |
Ресурсы Мирового океана |
|||
3. |
Определение и пути решения наиболее типичных экологических проблем |
|||
Тема 1.6. География мирового хозяйства |
Содержание учебного материала |
15 |
||
1. |
География мирового хозяйства (Характеристика НТР)(1ч ) |
|||
2. |
Современное мировое хозяйство (3ч) |
|||
3. |
География мирового хозяйства (7 ч) |
|||
4. |
Основные формы экономических отношений (4 ч) |
|||
Дифференцированный зачет |
2 |
|||
Самостоятельная работа |
15 |
|||
1. |
Создать презентацию на тему: «Современное мировое хозяйство» (по выбору) (5 ч) |
|||
2. |
Создание презентации на тему: «Экономические союзы мира» (5 ч) |
|||
3. |
Создание презентации на тему: «Страны международного туризма и отдыха» (5 ч) |
|||
Тема 1.7. Регионы и страны мира |
Содержание учебного материала |
25 |
||
1. |
Общая характеристика стран мира (1 ч) |
|||
2. |
Общая характеристика Зарубежной Европы (6 ч) |
|||
3. |
Общая характеристика Зарубежной Азии (7 ч) |
|||
4. |
Общая характеристика Африки (3 ч) |
|||
5. |
Общая характеристика Северной Америки (2ч) |
|||
6. |
Общая характеристика Южной Америки (2ч) |
|||
7. |
Комплексная географическая характеристика стран регионов мира (4 ч) |
|||
Самостоятельная работа |
6 |
|||
1. |
Создание презентации на тему «Страны-малютки» (5 ч) |
|||
2. |
Подготовить сообщение на тему: «НИС Азии» |
|||
Тема 1.8. Россия в современном мире |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1. |
Россия на политической карте мира (1 ч) |
|||
2. |
Внешние экономические связи России |
|||
3. |
Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития |
|||
4. |
Роль России и ее отдельных регионов в МГРТ |
|||
Самостоятельная работа |
1 |
|||
1. |
Подготовить сообщение на тему: «Современная Россия» |
|||
Тема 1.9. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1. |
Глобальные проблемы человечества (1 ч) |
|||
2. |
Регионы мира с неблагоприятной экологической ситуацией а также географические аспекты других глобальных проблем человечества (1 ч) |
|||
3. |
Экономическая и социальная география мира (2 ч) |
|||
|
|
|
||
Всего: |
106 |
|
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения (при наличии):
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Баранчиков Е.В., География: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – 5-е изд., стер. - М., «Академия», 2018г.
Преподаватель Ж.Н. Новикова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.