Рабочая программа по предмету"Математические представления"
Оценка 5

Рабочая программа по предмету"Математические представления"

Оценка 5
docx
06.12.2023
Рабочая программа по предмету"Математические представления"
математич представления+.docx

Математические представления

 

Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Основными задачами программы «Математические представления» являются: коррекция и развитие  познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка; воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности; формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Учебный предмет направлен на формирование учащимися элементарного математического  опыта и осознанного овладения ими социальной картиной мира, значимой для их социально-бытовой адаптации.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Задачи и направления:

– умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

– умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

– умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;

– умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий

Методы:

o   Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1) практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала);

2) репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности);

3) индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

o        Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1) устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.

o   Метод мониторингов.

o   Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

1) определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Направления коррекционной работы:

В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе:

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;

- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

- одним из показателей активности ребенка является формировать и  поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;

- развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную.

                                    

                             Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Математические представления» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Предмет «Математические представления» относится к предметной области «Математика».

Количество часов на изучение данного предмета: 2 часа в неделю, 34 недели, 69 часов в год.

 

Личностные, предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ   представляют   собой   описание   возможных  результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья.

Гендерная идентичность:

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования).

Возрастная идентификация:

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»:

- осознает, что может, а что ему пока не удается.

«Чувства, желания, взгляды»:

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства.

«Социальные навыки»:

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).

Мотивационно – личностный блок:

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);

- стремится помогать окружающим.

Биологический уровень:

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых.

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки).

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него.

Ответственность за собственные вещи:

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.

Экологическая ответственность:

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья.

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Предметные результаты

1)   Элементарные математические представления о форме, величине;

количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

·     умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;

·     умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

·     умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

2)        Представления  о  количестве,  числе,  знакомство  с  цифрами,

составом  числа  в  доступных  ребенку  пределах,  счет,  решение  простых

арифметических задач с опорой на наглядность:

·     умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

·     умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

·     умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти;

·     умение обозначать арифметические действия знаками;

·     умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

3)                Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач:

·     умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.;

·     умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

·     умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

·     умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.;

·       умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

·                   направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

·                   умение выполнять инструкции педагога;

·                   использование по назначению учебных материалов;

·                   умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

·                   в течение определенного периода времени;

·                   от начала до конца;

·                   с заданными качественными параметрами.

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,  действия)  к  другому  в  соответствии  с  расписанием  занятий, алгоритмом действия и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

 

СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(2 часа в неделю)

Содержание предмета «Математические представления» представлено следующими разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Пространственные представления», «Временные представления», «Представления о величине».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д.

Изучая цифры, у ребёнка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Представления об объёмных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах. Их свойствах пригодятся ребёнку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умение пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребёнку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определённое количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.

Количественные представления.

Нахождение        одинаковых    предметов.    Разъединение    множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности.

Состав  числа  2  (3,  4,  …,  10)  из  двух  слагаемых.  Сложение  (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине.

Различение однородных (разнородных)  предметов  по  ширине.  Сравнение  предметов  по  ширине.

Различение предметов   по   высоте.   Сравнение   предметов   по   высоте.

Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов.

Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.

Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.  Узнавание  (различение)  геометрических  фигур:  треугольник, квадрат,  круг,  прямоугольник,  точка,  линия  (прямая,  ломаная),  отрезок.

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей.

Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Обводка     геометрической    фигуры    (треугольник,    квадрат,    круг,

прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).

Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок)  по  точкам. 

Рисование  геометрической  фигуры  (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

Пространственные представления.

Ориентация  в  пространственном  расположении  частей  тела  на  себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди),  зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).

Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в,  внутри,  перед,  за,  над,  под,  напротив,  между,  в  середине,  в  центре.

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.

Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.

Составление предмета (изображения) из нескольких  частей.  Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.  

Определение   отношения   порядка   следования: первый, последний,  крайний,  перед,  после,  за,  следующий  за,  следом,  между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.

Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.

Различение  времен  года.  Знание  порядка  следования  сезонов  в  году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году.  Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов  по величине.

Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения, «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).

Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине.

Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине.

Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.

Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.

Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.

Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.

 

Критерии и нормы оценки достижения результатов освоения программы учебного предмета

Система оценки достижений обучающихся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К  процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи, воспитателей группы.

Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

 По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Итоговая  оценка  качества  освоения  обучающимися  с  умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

·     что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

·     что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

·     насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При   оценке   результативности   обучения   должны   учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной   или   невербальной),   «выполняет   действие   по   образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 - не выполняет, помощь не принимает;

1 - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;

2 - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом;

3 - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;

5 - выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;

1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;

2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;

3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;

4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;

5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:

0 - отсутствие динамики или регресс;

1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия;

2 - минимальная динамика;

3  - средняя динамика;

4 - выраженная динамика;

5 - полное освоение действия.

 

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Примечания

1

Представления о форме

18

 

2

Пространственные представления

14

 

3

Представления о величине

20

 

4

Временные представления

17

 

 

Итого:

69

 

 

Материально- техническое обеспечение предмета включает:

                    различные по форме, величине пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до10);

                    мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

                    карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

                    обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступны математических представлений.

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

 2 класс – 69 ч.

 

№ п/п

Тема

Дата проведения

Кол-во часов

Содержание

По плану

По факту

1 четверть – 19ч.

Раздел « Представление о форме»

1-2

Цвет и назначение предметов.

 

01.09

02.09

 

01.09

02.09

 

Умение различать и сравнивать предметы по цвету и назначению.

3-4

Круг. Размеры предметов: большой – маленький.

08.09

09.09

08.09

09.09

Называть геометрическую фигуру –круг. Различать её среди других фигур.

Различать круги по цвету. Обводить её по трафарету.

5-6

Сравнение предметов. Одинаковые, равные по величине.

15.09

16.09

15.09

16.09

Сравнение предметов по размерам

 

7-8                                 

Квадрат.

22.09

23.09

22.09

23.09

Называть квадрат.

Различать его среди других фигур.

Обводить её по трафарету. Обводка

клеточки в тетради.

9-10

Прямоугольник.

29.09

30.09

29.09

30.09

Называть геометрическую фигуру – прямоугольник.

11 -12

Треугольник.

06.10

07.10

06.10

07.10

Называть геометрическую фигуру – треугольник. Составление из геометрических фигур предметов (светофор, машинка, ёлочка…)

13-14

Внутри – снаружи, в, рядом, около. Треугольник

13.10

14.10

13.10

14.10

Называть

геометрическую

фигуру–треугольник. Составление из геометрических фигур предметов (светофор, машинка, ёлочка…)

15-16

Слева – справа. В середине, между. Квадрат

20.10

21.10

20.10

21.10

Называть квадрат.

Различать его среди

других фигур.

Обводить её по

трафарету. Обводка

клеточки в тетради

17-18

Найди пару

(геометрических  фигур)

Повторение геометрических фигур. Штриховка геометрических фигур.

27.10

28.10

27.10

28.10

Повторение названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

2 четверть –  14 ч.

Раздел «Пространственные представления»

 

1-2

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

10.11

11.11

10.11

11.11

Сравнение предметов. Сравнить предметы по высоте. Отвечать

на вопрос: кто выше, кто ниже.

 

3-4

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях.

17.11

18.11

17.11

18.11

Сравнение объемов

5-6

Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад.

24.11

25.11

24.11

25.11

Определить место предмета. Умение ориентироваться на листе бумаги. Отвечать на вопрос: где? Называть и

показывать правую

и левую руки,

правую и левую

стороны.

Ориентироваться на

листе бумаги.

7-8

Высокий – низкий.

01.12

02.12

01.12

02.12

Сравнение предметов по длине. Закрепить у детей представление о высоте предметов, развивать логическое мышление, уметь отвечать на вопросы полным предложением.

 Упражнять детей в сравнении предметов по высоте

Закрепить умение выделять из группы предметов самый высокий и самый низкий.

Составлять ряд предметов от самого высокого до самого низкого

Закрепить названия геометрических фигур.  

 

 

9-10

Повторение. Пространственные представления.

08.12

09.12

08.12

09.12

Выполнение упражнений Развивать интерес к математике. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10.Совершенствовать умение узнавать в окружающих предметах форму геометрических фигур;Развивать умение узнавать, находить из представленного ряда лишний по характерному признаку предмет и т д; развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве; развивать мелкую моторику, любознательность.

 

11-12

Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).

15.12

16.12

15.12

16.12

Перемещаться по классу по командам учителя.

 

 

 

 

13-14

Впереди – сзади, перед, за.

22.12

23.12

22.12

23.12

Сравнение

предметов по месту

3 четверть – 19 ч.

Раздел «Представления о величине»

 

1-2

Толстый – тонкий. Сравнение двух предметов.

12.01

13.01

12.01

13.01

Сравнение  предметов по толщине

3-4

Сравнение двух предметов: длинный – короткий.

19.01

20.01

19.01

20.01

Сравнение предметов. Сравнить предметы по длине. Отвечать на вопрос: какой предмет короче или длиннее?

5-6

Понятие о количестве: много – мало, один, больше, меньше, поровну, столько же.

26.01

27.01

26.01

27.01

Сравнение предметов  по количеству

7-8

Сравнение предметных совокупностей. Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

02.02

03.02

02.02

03.02

Повторение понятий один, много, большой, маленький

9-10

Сравнение двух предметов: широкий – узкий.

09.02

10.02

09.02

10.02

Сравнивать предметы по ширине. Отвечать на вопрос: какой? предмет шире или уже?

11-12

Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.

16.02

17.02

16.02

17.02

Сравнивать предметы по массе. Отвечать на вопрос: какой предмет тяжелый или легкий?

13-14

Сравнение предметов по размеру, по длине, по массе.

24.02

02.03

24.02

02.03

Сравнение предметов по размеру, по длине, по массе.

 

15-16

Глубокий – мелкий

03.03

09.03

03.03

09.03

Сравнение

предметов по объему.

 

17-18

Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.

10.03

16.03

10.03

16.03

Сравнивать

предметы по

массе. Отвечать

на вопрос: какой?

предмет тяжелый или

легкий?

19

Повторение понятия массы: тяжелый – легкий; тяжелее – легче.

17.03

17.03

1 ч

Сравнивать

предметы по

массе. Отвечать

на вопрос: какой?

предмет тяжелый или

легкий? Выполнять задания по теме (кто может)

 

4 четверть – 17ч.

 

 

Раздел «Временные представления»

1-2

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

 

 

Работа по картине. Определение лиц по возрасту

3-4

Временные представления: давно – недавно.

 

 

Отвечать на вопрос когда?

5-6

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно.

 

 

Ответы на вопросы, что делают ночью Сравнение понятий день – ночь, ответы

на вопрос, когда?

7-8

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

 

 

Рассматривание сюжетных картинок. Ответы на вопросы, что делают днём?

Понятия день, сейчас.

9-10

Повторение пройденного.

 

 

Выполнение упражнений

11-12

Число и цифра 1. Написание цифры 1.

 

 

Понятия один, много, мало. Знакомство с числом один, его называнием.

13-14

Один, одна, одно, одни. Сказка «Теремок».

 

 

Сравнивать множества.

Отвечать на вопросы сколько? Понятия много, ни одного.

15-16

Число и цифра 2. Образование числа 2

 

 

 

Различать понятия

число и цифра.

Называть число 2,

писать цифру 2.

Отвечать на вопрос, сколько?

17

Человек и его тело (один, два, две).

 

 

Считать части тела до двух.

.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Математические представления

Математические представления

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях

Направления коррекционной работы:

Направления коррекционной работы:

Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых

Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых

Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: · умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т

Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: · умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (2 часа в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (2 часа в неделю)

Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду

Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду

Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек

Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек

Узнавание (различение) месяцев

Узнавание (различение) месяцев

По итогам освоения отраженных в

По итогам освоения отраженных в

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки

На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения

На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Повторение геометрических фигур

Повторение геометрических фигур

Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»)

Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»)

Сравнивать предметы по массе

Сравнивать предметы по массе

Человек и его тело (один, два, две)

Человек и его тело (один, два, две)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023