МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Приложение № 1
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа
«Твоя профессиональная карьера»
Уровень обучения - 9 класс, основное общее образование
Нормативный срок освоения – 1 год
с. Волковское
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету предпрофильной подготовки «Твоя профессиональная карьера» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3. Примерной рабочей программы по «Технологии» основного общего образования для 5-9 классов, Москва 2021г.
4. Основной общеобразовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Волковская средняя общеобразовательная школа»
4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МАОУ «Волковская СОШ»;
5. Учебного плана МАОУ «Волковская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
6. Программ предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения», Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», Кудряшовой С.В. «В поисках своего призвания».
В федеральном государственном образовательном стандарте указано, что предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Примерная программа основного общего образования рассматривает в качестве планируемых результатов освоения учебных и междисциплинарных программ в области профессиональной ориентации «...построение вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда;. планирование профессиональной карьеры; .рациональный выбор пути продолжения образования или трудоустройства; . ориентация в информации по трудоустройству и продолжению образования; . оценка своих возможностей и возможностей своей семьи для предпринимательской деятельности».
Формирование у школьников мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования. Не менее значимой проблемой является и соответствие выбираемой сферы профессиональной деятельности личностным особенностям (способностям) и потребностям (интересам) выпускников. Именно поэтому одним из концептуальных направлений ФГОС стала профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений. В современных условиях быстро меняющейся экономической ситуации на рынке труда особенно остро встает проблема помощи учащимся в осознанном выборе профессии, влияния на степень их информированности о рынке труда и образовательных услуг, на мотивационную сферу. Наиболее актуальным при реализации этого направления ФГОС является компетентностный подход, который в школьном образовании понимается как ориентация образовательной практики на развитие такого интегрального качества личности, как способность и готовность ученика решать проблемы, типичные и нетрадиционные задачи, возникающие в актуальных для него жизненных ситуациях, с использованием ценностей, способностей, образовательного и жизненного опыта. Данная программа предпрофильной подготовки разработана с учетом всех перечисленных выше направлений на основе компетентностного подхода в образовании.
Цель программы: формирование психологической готовности подростка к выбору профиля обучения и профессиональной деятельности, формирование компетенций школьника, необходимых для решения практико-ориентированных задач, возникающих на протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
• обучающих:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- приобретение метапредметных образовательных результатов, связанных с построением профессиональных образовательных маршрутов;
• воспитательных:
- формирование общественной активности ;
- формирование ответственности за результаты своей деятельности;
- воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
• развивающих:
- развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
• профессионально-ориентационных:
- получение опыта практической деятельности учащихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;
- формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды.
Место курса: Программа учебного курса «Твоя профессиональная карьера» рассчитана на обучение 34 часа (34 учебных недели), исходя из 1 часа в неделю.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты освоения программы предпрофильной подготовки должны отражать:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.
Познавательные:
• умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,
• умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Коммуникативные:
• умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,
• находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
• знакомство учащихся с основами психологии личности;
• ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии;
• формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
• выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека;
• выбор профиля обучения;
• построение индивидуального профессионального маршрута.
Учащиеся будут знать:
• основы общей психологии, основные психологические термины;
• особенности личности человека и свои собственные;
• правила выбора профессии;
• требования к современному профессионалу;
• потребности современного рыка труда.
Учащиеся будут уметь:
• строить свои отношения с окружающими;
• отстаивать свои права конструктивным способом;
• на основе самодиагностики и знаний о мире профессий выбирать правильный профессиональный путь.
Личностные качества, развиваемые в результате обучения по программе:
самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.
Особенность данного курса состоит в том, что учащиеся в течение учебного года
• изучают основы психологии личности,
• проводят самодиагностику и самоанализ своих индивидуальных качеств,
• изучают профессии с точки зрения требований к личности профессионала по 6 основным видам профессий,
• изучают свои склонности и способности,
• учатся соотносить свои личностные качества с требованиями профессий, и делают самостоятельный вывод о возможности приобретения выбранной профессии.
Таким образом, итогом изучения курса и самодиагностики является самостоятельный выбор профессии, т.е. профессиональное самоопределение.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Образ «Я» - 13 часов.
Внутренний мир человека и возможности его познания. Самооценка, как формируется самооценка. Как она влияет на успешность личности. «Я - концепция». Ощущения. Восприятие. Особенности восприятия. Иллюзия восприятия.
Темперамент: история возникновения понятия «Темперамент», типы темперамента в соответствии с учением Гиппократа, современные понятия о типах нервной системы и их соответствие типам темперамента, определение типа темперамента по тесту Айзенка (самодиагностика).
Внимание. Память. Определение понятия «внимание», Роль внимания в познавательной деятельности человека, типы внимания . Понятие «память», виды памяти по объему, долговременная, кратковременная и оперативная память. Тест-тренинг на развитие внимания и памяти.
Мышление. Что такое «мышление», отличие процесса мышления от других познавательных процессов. Как развить мышление. Пять типов мышления. Определение типа мышления (самодиагностика).
Структура и средства общения. Что такое «коммуникация», понятие «успешная коммуникация». Различные виды коммуникации. Деловое общение, правила делового общения. Личностное общение. Определение уровня коммуникативных и организаторских склонностей (самодиагностика).
Методическое обеспечение:
1. Тест Айзенка, определение формулы темперамента.
2. Методика «Определение типа мышления» (модификация).
3. Корректурная проба.
4. Методика «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-1).
Раздел 2. Формула выбора профессии - 7 часов.
Представление о себе и выбор профессии. Роль самооценки в выборе профессии. Что такое профессия? Типы профессий.
Уровень притязаний, от чего он зависит. Чем необходимо руководствоваться при выборе профессии.Формула выбора профессии «Хочу», «Могу», «Надо».
Секреты выбора профессии. Что необходимо учитывать при выборе профессии. Что такое «профессия». «специальность», «:должность».Совершенствование в труде. Зачем мы работаем? Карьерные ориентации.
Интересы и склонности в выборе профессии. «Хочу»: роль собственных стремлений при выборе профессии. Определение интересов в выборе профессии, методика «Профиль»(самодиагностика). Связь школьных предметов и профессий: где могут пригодиться школьные знания?
Возможности личности в профессиональном выборе. «Могу»: учет собственных возможностей в профессиональной деятельности. Профессия и здоровье. Необходимость учета особенностей типа темперамента при выборе профессии.
Учет потребностей рынка труда. «Надо»: оценка потребностей современного рынка труда в Свердловской области. Как согласовывать потребности рынка труда в городе и стране со своими притязаниями. Игра «Кто нужен нашему городу?» (работа в группах).
Методическое обеспечение:
1. Методика «Профиль».
2. Формула профессии (модификация методики Пряжникова).
Раздел 3. Мир профессий - 14 часов.
Разделение профессий по предмету труда. Классификация профессий по характеру труда. Что такое «предмет труда» , пять основных типов профессий по предмету труда. Понятие «характер» труда. Профессии «творческие» и «алгоритмические», их особенности и значимость в обществе.
Профессии типа «человек-человек». Описание профессий. Предмет труда: люди, коллективы. Профессиональные требования к уровню коммуникативных склонностей. Способы выхода из конфликта. Тест Томаса на определение основных способов выхода из конфликтной ситуации (самодиагностика). Учет уровня коммуникативных склонностей при выборе профессии данного типа.
Профессии типа «человек техника». Описание профессий. Предмет труда: машины, механизмы. Профессиональные требования к уровню логического мышления и координации. Определение склонности к данному типу профессий. Тест «Психогеометрия» (самодиагностика). Профессии типа «человек - знаковая система». Описание профессий. Предмет труда: знаки, тексты, символы. Профессиональные требования к уровню словесно- логического и математического мышления в разных профессиях. Оценка уровня логического мышления: методика «Числовые ряды»(самодиагностика уровня математического мышления) и «Выделение существенных признаков» (самодиагностика уровня словесно-логического мышления).
Профессии типа «человек-природа». Описание профессий. Предмет труда: объекты природы. Профессиональные требования к уровню предметно-действенного мышления. Знакомство с современными профессиями. Необходимость изучения и защиты природы в современном мире.
Профессии типа «человек - художественный образ». Описание профессий. Предмет труда: произведения искусства. Профессиональные требования к уровню креативных способностей. Область применения своих способностей в зависимости от уровня их развития. Оценка уровня креативности по проективному рисуночному тесту Уильямса (работа в группах).
Профессии типа «человек- бизнес». Описание профессии. Предмет труда: организация процессов. Многообразие областей применения организаторских и лидерских способностей. Современные требования к профессионалу - руководителю. Особенности предпринимательской деятельности.
Мои профессиональные намерения. Определения типа профессии по предмету и характеру труда в соответствии со своими склонностями и способностями. Анкета «Ориентация» (самодиагностика). Определение профессиональной направленности личности: тест Голанда (самодиагностика).
Итоговое занятие. Моя будущая профессия. Заполнение итоговой таблицы. Принятие решения по направлению будущей профессиональной деятельности и построение индивидуального образовательного маршрута. Зачетная работа.
Методическое обеспечение:
1. Тест Томаса.
2. Психогеометрия.
3. Тесты «Числовые ряды», «Выделение существенных признаков».
4. Модифицированный креативный тест Уильямса.
5. Анкета «Ориентация».
6.
Тест
Голанда.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Образ Я |
13 |
1 |
Вводное занятие. Внутренний мир человека и возможности его познания. Самооценка. Я - концепция |
1 |
2 |
Темперамент. Что такое темперамент. Типы темперамента. Влияние темперамента на выбор профессии. |
1 |
3 |
Решение теста Айзенка для подростков и анализ полученных результатов |
1 |
4 |
Ощущения. Восприятие. |
1 |
5 |
Внимание. Что такое внимание. Как развить внимание. |
1 |
6 |
Тест - тренинг на внимание на сайте «Билет в будущее» и анализ полученных результатов. |
1 |
7 |
Память. Виды памяти. Игра «Муха» на развитие памяти. |
1 |
8 |
Мышление. Виды мышления. Как развить мышление. |
1 |
9 |
Определение типа мышления на сайте «Билет в будущее» и анализ полученных результатов. |
1 |
10 |
Структура и средства общения. Что такое «успешная коммуникация». |
1 |
11 |
Способы и виды общения. |
1 |
12 |
Определения уровня коммуникативных и организаторских склонностей на сайте «Билет в будущее» и анализ полученных результатов |
1 |
13 |
Обобщающий урок. Составление своего личностного портрета. |
1 |
|
Раздел 2: Формула выбора профессии. |
7 |
14 |
Представление о себе и выбор профессии. Роль самооценки в выборе профессии. |
1 |
15 |
Что такое профессия? Типы профессий. Знакомство с сайтом «Проектория» |
1 |
16 |
«Секреты» выбора профессии: «Хочу. Могу. Надо». |
1 |
17 |
Склонности и интересы в профессиональном выборе. Методика «Профиль». Связь предмета и профессии. |
1 |
18 |
Возможности личности в профессиональной деятельности. Здоровье и выбор профессии. |
1 |
19 |
Социальные проблемы труда. Оценка потребностей современного рынка труда. |
1 |
20 |
Обобщающий урок. Просмотр и анализ видеоурока на сайте «Проектория» |
1 |
|
Раздел 3: Я в мире профессий. |
14 |
21 |
Разделение профессий по предмету труда. |
1 |
22 |
Классификация профессий по характеру труда. |
1 |
23 |
Знакомство с профессиями типа «человек-человек». |
1 |
24 |
Тестирование: определение ведущего способа выхода из конфликта. |
1 |
25 |
Знакомство с профессиями типа «человек - техника». Тестирование: психогеометрия. |
1 |
26 |
Знакомство с профессиями типа «человек - знаковая система». |
1 |
27 |
Тестирование: определение уровня логического мышления. |
1 |
28 |
Знакомство с профессиями типа «человек - природа». Требования к профессионалу. |
1 |
29 |
Знакомство с профессиями типа «человек - художественный образ». |
1 |
30 |
Решение теста Уильямса и анализ полученных результатов. |
1 |
31 |
Знакомство с профессиями типа Профессии типа «человек - бизнес». Особенности предпринимательской деятельности. |
1 |
32 |
Мои профессиональные намерения. Тест «Ориентация». Тест Голланда. |
1 |
33 |
Составление личного профессионального плана |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Моя будущая профессия. Представление личного профессионального плана |
1 |
|
Итого |
34 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.