Рабочая программа по произношению для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья

  • docx
  • 24.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1КЛАСС Произношение 2018 2019.docx

ПРОИЗНОШЕНИЕ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.2 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).

Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.  

Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

Общая характеристика учебного предмета «Произношение»

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных ( со II класса).

Начиная с 1дополнительного класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные за­дачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех ком­понентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

На уроках произношения в 1 дополнительном и 1 классах необходимо формировать те психофизиоло­гические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладе­нию орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные граммати­ческие формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфе­мы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общи­ми суффиксами, приставками с целью закрепления представле­ний о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи про­граммой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все Обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.

 

Место учебного предмета «Произношение»  в учебном плане

Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана  в структуре коррекционного курса. Она является основой для формирования не только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования общеучебных универсальных действий.

В частности, особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.  Именно на уроках произношения ученики знакомятся с условными обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся моделировать и конструировать звуко-слоговой состав слова.

Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их. В этом большая роль также принадлежит «Произношению».

Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности; обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма.

Уроки «Произношения» тесно связаны как с дисциплинами предметного цикла, так и коррекционного цикла. Например, на уроках «Развития речи» ученики в практическом плане усваивают лексико-грамматические единицы языка, преимущественно в плане семантики и норм словоупотребления, а на уроках «Произношения» этот же материал отрабатывается с точки зрения его звуко-слоговой структуры. На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. Таким образом, на уроках «Развития речи» и на уроках «Произношения» Обучающиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.

Уроки произношения тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на уроках произношения изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки грамоты. Таким образом, достигается цель формирования единого полимодального образа «звук-буква», что позволяет снизить риск появления дисграфии и дислексии.

Генетическая связь реализуется между уроками «Произношения» и индивидуальными логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет предложен ученикам для изучения на уроке «Произношения», он должен быть поставлен и первично автоматизирован у всего состава класса, за исключение детей с тяжелой патологией строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по нормализации произносительной стороны речи.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Произношение»

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты:

Обучающийся должен знать:

-          алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа;

-          характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.

Обучающийся должен уметь:

-          правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;

-          выделять звуки из состава слова;

-          удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;

-          повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале;

-          чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;

-          различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;

-          проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.

-          Ценностные ориентиры содержания  предмета «Произношение»

Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.

В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения  грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости -глухости и т.д.).

На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Задача реализации курса

 

Планируемые результаты освоения курса

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

а) оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания,

б) голоса,

в) артикуляторной моторики,

г) чувства ритма,

-          регулировать  плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов

-          регулировать оптимальную силу голоса

-          называть основные органы артикуляционного аппарата

-          четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией,

-          удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую

-          воспроизводить несложный ритм

-          воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты

-          демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов

 

 

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы.

а) смыслоразличительная функция

 

 

-          различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами

б)слухопроизносительная дифференциация фонем

 

-          повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов

-          дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные

-          повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов

в) фонематический анализ и синтез

 

-          выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово)

-          давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;

-          определять последовательность, количество, место звука в словах простой  звукослоговой структуры

-          выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением.

-          составлять схему дву- и трехсложного слова

-          синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков

-          определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры

-          осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;

-          составлять схему четырехсложного

слова со стечением согласных;

-          синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков

3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова).

-          правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки

 

-          произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных

 

4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова.

 

 

-          воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением,

-          воспроизводить серии слогов со стечением согласных  (шва-ста-зва)

-          самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление).

-          воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с  оппозиционными звуками

-          воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными звуками   (шос-шус-шас, рал-лар-рал)

-          четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков  (кораблекрушение,  мороженщица, подтверждение)

5. Формирование просодических компонентов речи:

 а) темпа

б) ритма,

в) паузации,

г) интонации

д) логического ударения

 

-          воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе;

-          воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///)

-          использовать паузу для ритмической организации речи;

-          различать  на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные)

-          научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение)

-          использовать паузу для интонационной организации речи;

-          воспроизводить предложения и тексты плавно,  эмоционально выразительно;

-          интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты;

6. Профилактика нарушений чтения и письма

-          различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;

-          дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.

-          делить слова на слоги для переноса.

-          обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я.

-          сравнивать звуковой и буквенный состав слова;

 

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

1.1. Развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование умений и навыков, необходимых для правильного произношения и коррекции звуков.

1.2. Правильное произношение и различение следующих звуков:

  • гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э];
  • твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х];
  • дифференциация звуков [к] - [х];
  • мягких согласных в сочетании с гласными [и], [е];
  • дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях пы-пи (пыль – пили);
  • правильное произношение и различение звуков [с], [с'], [б], [б'], [д], [д'], [з], [з'], [г], [г'], [л], [л'], [ж], [р], [р'];
  • дифференциация звуков [с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л], звонких и глухих согласных;
  • правильное произношение звука [j] в начале слова, перед гласной после разделительных ь и ъ (яма, поет, льют, подъезд);
  • дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать);
  • звук [ц];
  • дифференциация звуков [ц] - [т'], [ц] - [с], [ц] – [с'];
  • звук [ч];
  • дифференциация звуков [ч] - [т'], [ч] - [с'], [ч] - [ц];
  • звук [щ];
  • дифференциация звуков [щ] - [с'], [ш] - [ч], [щ] - [ш].

1.3. Развитие внимания, памяти, умение запомнить 3-4 инструкции и выполнить действия в заданной последовательности. Умение повторить слоговой ряд в заданной последовательности, состоящий из двух-трёх сочетаний (па-по, ка-ха-ка, ус-ас-ос, спа-ста-ска и т.д.), умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава (мука, кот, вата, липа, лента, лимон, малина), заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок.

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

2.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.

  • Произнесение ряда гласных звуков (уиуауиуауаиу и т.п.).
  • Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пло; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; бра-ора-пра-пра; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у, у-а-и; та-та-ка, ка-ка-та; па-та, пта.
  • Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за, бра-бра-пра, жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя, пча-птя-пча.
  • Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов(валенки, самолёт) и со стечением согласных в начале слова (стаканплита).
  • Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков:тататататата..., тата-татата-тата-тата, та-татата-та-татата-та и т.д.; с чередованием гласных и согласных звуков:татотутатотутатоту, ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана... и т. д.
  • Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-ть те-тье-тье-те.
  • Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

2.2. Формирование навыков произношения слов и предложений

  • Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка облако, поехали, одеяло), четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.
  • Правильное выделение ударного слога в двухсложных и трехсложных словах; составление схемы слова с выделением ударного слога.
  • Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
  • Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.

Запоминание и повторение в данной последовательности 3-4 слов; запоминание ряда инструкций.

III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.

3.1. Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка).Определение последовательности гласного в ряду из 2-3 гласных: [ау],[аиу].

3.2. Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).

3.3. Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.

3.4. Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.

3.5. Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).

3.6. Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.

3.7. Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).

3.8. Усвоение терминов “звук”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “слог”. Усвоение слогообразующей роли гласных.

 

По программе на «Произношение» отводится – 69 часов, а по учебному плану 33 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

п/п

 

Тема уроков

Количество  часов

по программе

Количество часов  по рабочей программе

 

1.

Гласные: [а], [о], [у], [ы], [и],[э].

2 ч

1 ч 

2.

Твёрдые согласные, не требующие коррекции:

[м], [п], [в], [к], [н],[ф], [т], [х]

8 ч

4 ч

3.

Мягкие согласные, в сочетании с гласными и, е:

[м'], [п’], [в’], [к’], [н’],[ф’], [т’]

2 ч

1 ч

4.

Дифференциация звуков [к] – [х]

1 ч

1 ч

5.

Дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных

3 ч

2 ч

6.

Правильное произношение и различение звуков:

[с], [с’], [б], [б’], [д], [д’],[з],[з’],

[г], [г’], [л], [л'], 

[ж], [р], [р’].

 

11 ч 

 

5 ч

7.

Дифференциация звуков [с] -  [ш], [з] -  [ж]  [р] - [л].

3 ч

1 ч

8.

Дифференциация звонких и глухих согласных

6 ч

3 ч

9.

Звук [j] в начале слова, перед гласной, после разд. ъ и ь

10 ч

10.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных  в сочетании с гласными и в конце слова

7 ч

4 ч

11.

Звук [ц]

1 ч

1 ч

12.

Дифференциация звуков [ц] -  [т’], [ц] -  [с], [ц] - [с’].

3 ч

13.

Звук [ч]

1 ч

1 ч

14.

Дифференциация звуков [ч] -  [т'],

[ч] -  [с’], [ч] - [ц].

3 ч

1 ч

15.

Звук [щ]

1 ч

1 ч

16.

Дифференциация звуков [щ] -  [с’], [щ] -  [ч]  [щ] - [ш]

3 ч

1 ч

17.

Повторение

4 ч

2 ч

Всего:  69 ч

33 ч

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование курса «Произношение».

1 класс 2018 – 2019 уч. г.

 

Дата

Тема урока

Развитие фонематического восприятия

Развитие ритмической и звуко  – слоговой структуры слова

Формирование навыков произношения слов и предложений

 

 

Гласные: [а], [о], [у], [ы], [и],  [э] (1 ч)

1

 

 

 

 

 

 

 

Звуки  [а], [у], [о]            

   [ы], [и], [э]   

 

Различение на слух гласных в ряду других;

выделение данного гласного в начале слова

Правильное произнесение гласного звука;

выделение начального гласного из слов

Определение места звука  в слове;

анализ слов, слогов;

произношение ряда гласных звуков типа: уиу, уиуа, аиу

 

 

Твёрдые согласные, не требующие коррекции: [м], [п], [в], [к], [н],

[ф], [т],  [х] (4 ч)

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуки  [м], [п]   

Звуки [в], [к]      

Звуки [н], [ф]      

Звуки [т], [х]       

 

 

Правильное выделение согласного звука из ряда других;

выделение первого и последнего согласного из слов

Произнесение слоговых рядов с ускорением и различным ударением;

произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов со стечением согласных

Анализ слогов, слов с данными согласными звуками;

чёткое, правильное, с соблюдением ударения произношение двухсложных слов

 

 

 

 

Мягкие согласные, в сочетании с гласными и, е:

[м’], [п'], [в’], [к’],[н’],[ф’], [т’] (1 ч)

6

 

 

 

Звуки [м’], [п’], [в'], [к’]               

[н’], [ф’], [т’] 

 

Правильное произношение и различение мягких согласных звуков в сочетании с гласными

[и], [е ]

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном материале)

Анализ слогов и слов;

Правильное произношение двухсложных слов, чёткое произношение окончаний слов без изменения формы слова

 

 

Дифференциация [к] – [х] (1 ч)

7

 

 

 

Дифференциация [к] – [х] в слогах, словах, связной речи.

Различение звуков на слух

Произношение слогов с данными согласными

Анализ слогов и слов

 

 

Дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных (2 ч)

8

 

 

 

9

 

 

 

Дифференциация [п] – [п’]; [в] – [в’], [к]-[к’]

 

Дифференциация [н]-[н’], [т] –[т’], [ф] – [ф’] в слогах, словах.

Правильное произношение и различение твёрдых и мягких согласных в слогах прямых и открытых

Произнесение сочетаний без чередования звуков (в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале)

Правильное выделение ударного слога в двухсложных словах;

составление схемы слова с выделением ударного слога

 

Правильное произношение и различение звуков:

[с], [с’], [б], [б’], [д],  [д’], [з], [з’], [г], [г’], [л], [л’], [ж], [р], [р’] (5 ч)

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различение звуков

[с]- [с'],[б]-[б’] в слогах, словах.

 

.

 

Различение звуков [д] -  [д’], [з]-[з’] в слогах, словах.

 

 

 

Различение звуков [д] -  [д’] в предложениях.

 

 

 

Различение звуков [г] - 

[г’],[л]-[л’],[ж] в слогах, в словах.

 

Различение звуков [р] -  [р’] в слогах, словах и предложениях.

 

 

Правильное произношение и различение твёрдых и мягких согласных в сочетаниях типа:

сы – си, би – бы

 

 

Правильное произношение мягких звуков  в сочетании с гл. дя–де -дю

Уточнение произношения

[з] -  [з’]

 

 

 

 

 

 

Выделение из состава доступны по структуре слов удвоенных мягких и глухих согл.

 

 

Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками

 

 

 

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов

Произнесение ряда слогов зи-зи-зы, за-зя-за

Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками

 

 

 

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов

 

Произнесение слогов открытых, закрытых со стечением согл.

Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трёх согласных, выделение звуков из слов со стечением трёх согласных

Анализ и синтез слов Дима, нет дыма, садик

Анализ и синтез слов (Зина, зонт, тазы)

 

 

Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трёх согласных, выделение звуков из слов со стечением трёх согласных

 

 

 

 

 

 

 

Анализ и синтез слов топор- топорик, парта, фонарь

 

Дифференциация звуков [с] - [ш], [з ] - [ж], [р] - [л]  (1 ч)

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация [с] – [ш],[з]-[ж],[р]-[л].

 

 

 

Правильное произношение и различение звуков

 

Правильное произношение звуков [з] – [ж], их различение

 

Произношение слов сложной структуры сварка-свалка-сварщик

Произнесение слоговых рядов с чередованием гласных и согласных звуков

 

Воспроизведение слоговых рядов за-за-за, жа-жа-жа

Произнесение слогов ра- ла

ру-лу-ру, ро-ло-ло, вар-вал

Выделение ударного слога в двухсложных словах

 

Анализ слов коза-кожа

 

Анализ и синтез слов ром-лом, стар-стал, мир-мил

 

 

Дифференциация звонких и глухих согласных (3 ч)

16

 

 

 

 

17

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация [б] – [п],[в]-[ф].

 

 

 

Дифференциация [г] – [к], [д]-[т].

 

 

Дифференциация [ж] –[ш] ,[з]-[с].

 

Дифференциация звонких и глухих согласных в слогах, словах

 

 

 

 

 

 

Различение звонкого звука [ж] и глух. [ш]

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных

 

 

 

 

Повторение слогов жа-ша, жу-шу-жу; сравнение слов жар-шар, шаль-жаль

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко – слоговой структуры

 

 

 

 

 

 

Звук [j] в начале слова, перед гласной, после разделительных ъ и ь (3ч)

19

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук [j] в начале слова

 

 

 

 

Звук [j] перед гласной

 

 

 

 

Звук [j]  после разделительных ъ и ь.

 

Правильное произнесение звука [j] в начале слова, перед гласной, после разделительных ъ и ь

Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]

(тье,  тья, тью)

Заучивание стихотворных текстов с включением звука

[j] и слов с соблюдением ритма. Составление схемы слова

 

Дифференциация твёрдых и мягких согласных  в сочетании с гласными и в конце слова (4ч)

22

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в конце слова.

 

 

 

 

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

в сочетании с гласными (ди-ды, ба-бя).

 

 

 

 

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в конце слова (ат-ать).

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация твёрдых и мягких согласных , стоящих перед гласными и, я, е, ё, ю и в конце слова.

 

Правильное произнесение и различение твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными и в конце слова

Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из 3-4 слогов

Запоминание и повторение в данной последовательности 3 – 4 слов

 

 

Звук [ц] (1 ч)

Дифференциация звуков [ц] -  [т’], [ц] -  [с], [ц] - [с’] (1 ч)

26

 

Звук [ц]

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация [ц] – [т’],[ц]-[с], [ц]-[с’].

 

Дифференциация звуков в слогах и словах

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов с чередованием гласных и согласных звуков

Заучивание стихотворных текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма

 

 

 

Звук [ч] (1 ч)

Дифференциация звуков [ч] -  [т’], [ч] -  [с’], [ч] - [ц] (1 ч)

28

 

Звук [ч]

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация [ч] – [т’],[ч]-[с’],[ч]-[ц].

 

 

Правильное произнесение звуков и их дифференциация

в слогах и словах

Произнесение в данной последовательности

воспринятого на слух слогового ряда, состоящего  из 3-4 слогов

Правильное выделение ударного слога в словах;

составление схемы слова

 

 

Звук [щ](1 ч)

Дифференциация звуков [щ] -  [с’], [щ ] -  [ч], [щ] - [ш] (1ч)

30

 

Звук [щ]

 

 

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация [щ] – [с‘],[щ]-[ч],[щ]-[ш].

 

 

 

 

Правильное произнесение звуков и их дифференциация

в слогах и словах

Произнесение слоговых рядов с чередованием гласных и согласных звуков

Заучивание стихотворных текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма

 

 

Повторение (2 ч)

32

 

Повторение по теме: «Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и в конце слова».

 

Правильное произнесение и различение твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и в конце слова.

Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда

Запоминание и повторение в данной последовательности из 3-4 слов.

33

 

Итоговое  обобщение.

Игра «Угадай звук!»

 

Правильное произнесение звуков и их дифференциация в слогах и словах.

 

Произнесение слоговых рядов с чередованием гласных и согласных звуков.

 

 

Заучивание стихотворных текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1.     Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков [Текст] : учеб.для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с.

1.     Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.

2.     Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение,  2013. – 256 с.

3.     Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.

 

 

Материально-технические средства:

наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы,

индивидуальные зеркала, средства гигиены.

компьютерная техника,

интерактивная доска,

аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru