ПРОИЗНОШЕНИЕ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.2 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).
Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.
Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Общая характеристика учебного предмета «Произношение»
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных ( со II класса).
Начиная с 1дополнительного класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения в 1 дополнительном и 1 классах необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все Обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
Место учебного предмета «Произношение» в учебном плане
Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре коррекционного курса. Она является основой для формирования не только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования общеучебных универсальных действий.
В частности, особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Именно на уроках произношения ученики знакомятся с условными обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся моделировать и конструировать звуко-слоговой состав слова.
Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их. В этом большая роль также принадлежит «Произношению».
Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности; обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма.
Уроки «Произношения» тесно связаны как с дисциплинами предметного цикла, так и коррекционного цикла. Например, на уроках «Развития речи» ученики в практическом плане усваивают лексико-грамматические единицы языка, преимущественно в плане семантики и норм словоупотребления, а на уроках «Произношения» этот же материал отрабатывается с точки зрения его звуко-слоговой структуры. На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. Таким образом, на уроках «Развития речи» и на уроках «Произношения» Обучающиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.
Уроки произношения тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на уроках произношения изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки грамоты. Таким образом, достигается цель формирования единого полимодального образа «звук-буква», что позволяет снизить риск появления дисграфии и дислексии.
Генетическая связь реализуется между уроками «Произношения» и индивидуальными логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет предложен ученикам для изучения на уроке «Произношения», он должен быть поставлен и первично автоматизирован у всего состава класса, за исключение детей с тяжелой патологией строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по нормализации произносительной стороны речи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Произношение»
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты:
Обучающийся должен знать:
- алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа;
- характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.
Обучающийся должен уметь:
- правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
- выделять звуки из состава слова;
- удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;
- повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале;
- чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
- различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
- проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.
- Ценностные ориентиры содержания предмета «Произношение»
Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости -глухости и т.д.).
На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Задача реализации курса |
Планируемые результаты освоения курса |
|
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
|
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма, |
- регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов - регулировать оптимальную силу голоса - называть основные органы артикуляционного аппарата - четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией, - удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую - воспроизводить несложный ритм |
- воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты - демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов
|
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. |
||
а) смыслоразличительная функция
|
|
- различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами |
б)слухопроизносительная дифференциация фонем
|
- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов |
- дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов |
в) фонематический анализ и синтез
|
- выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово) - давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные; - определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры - выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением. - составлять схему дву- и трехсложного слова - синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков |
- определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры - осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм; - составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных; - синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков |
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). |
- правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки
|
- произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных
|
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
|
- воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением, - воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва) - самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление). |
- воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с оппозиционными звуками - воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными звуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал) - четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение) |
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения
|
- воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе; - воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///) - использовать паузу для ритмической организации речи; - различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные) |
- научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение) - использовать паузу для интонационной организации речи; - воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно; - интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты; |
6. Профилактика нарушений чтения и письма |
- различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их; - дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др. - делить слова на слоги для переноса. |
- обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я. - сравнивать звуковой и буквенный состав слова;
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1.1. Развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование умений и навыков, необходимых для правильного произношения и коррекции звуков.
1.2. Правильное произношение и различение следующих звуков:
1.3. Развитие внимания, памяти, умение запомнить 3-4 инструкции и выполнить действия в заданной последовательности. Умение повторить слоговой ряд в заданной последовательности, состоящий из двух-трёх сочетаний (па-по, ка-ха-ка, ус-ас-ос, спа-ста-ска и т.д.), умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава (мука, кот, вата, липа, лента, лимон, малина), заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок.
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
2.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
2.2. Формирование навыков произношения слов и предложений
Запоминание и повторение в данной последовательности 3-4 слов; запоминание ряда инструкций.
III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
3.1. Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка).Определение последовательности гласного в ряду из 2-3 гласных: [ау],[аиу].
3.2. Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).
3.3. Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.
3.4. Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.
3.5. Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).
3.6. Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.
3.7. Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).
3.8. Усвоение терминов “звук”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “слог”. Усвоение слогообразующей роли гласных.
По программе на «Произношение» отводится – 69 часов, а по учебному плану 33 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема уроков |
Количество часов по программе |
Количество часов по рабочей программе
|
1. |
Гласные: [а], [о], [у], [ы], [и],[э]. |
2 ч |
1 ч |
2. |
Твёрдые согласные, не требующие коррекции: [м], [п], [в], [к], [н],[ф], [т], [х] |
8 ч |
4 ч |
3. |
Мягкие согласные, в сочетании с гласными и, е: [м'], [п’], [в’], [к’], [н’],[ф’], [т’] |
2 ч |
1 ч |
4. |
Дифференциация звуков [к] – [х] |
1 ч |
1 ч |
5. |
Дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных |
3 ч |
2 ч |
6. |
Правильное произношение и различение звуков: [с], [с’], [б], [б’], [д], [д’],[з],[з’], [г], [г’], [л], [л'], [ж], [р], [р’]. |
11 ч |
5 ч |
7. |
Дифференциация звуков [с] - [ш], [з] - [ж] [р] - [л]. |
3 ч |
1 ч |
8. |
Дифференциация звонких и глухих согласных |
6 ч |
3 ч |
9. |
Звук [j] в начале слова, перед гласной, после разд. ъ и ь |
10 ч |
3ч |
10. |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными и в конце слова |
7 ч |
4 ч |
11. |
Звук [ц] |
1 ч |
1 ч |
12. |
Дифференциация звуков [ц] - [т’], [ц] - [с], [ц] - [с’]. |
3 ч |
1ч |
13. |
Звук [ч] |
1 ч |
1 ч |
14. |
Дифференциация звуков [ч] - [т'], [ч] - [с’], [ч] - [ц]. |
3 ч |
1 ч |
15. |
Звук [щ] |
1 ч |
1 ч |
16. |
Дифференциация звуков [щ] - [с’], [щ] - [ч] [щ] - [ш] |
3 ч |
1 ч |
17. |
Повторение |
4 ч |
2 ч |
Всего: 69 ч |
33 ч |
Календарно – тематическое планирование курса «Произношение».
1 класс 2018 – 2019 уч. г.
№ |
Дата |
Тема урока |
Развитие фонематического восприятия |
Развитие ритмической и звуко – слоговой структуры слова |
Формирование навыков произношения слов и предложений |
|
|
Гласные: [а], [о], [у], [ы], [и], [э] (1 ч) |
|||
1
|
|
Звуки [а], [у], [о] [ы], [и], [э]
|
Различение на слух гласных в ряду других; выделение данного гласного в начале слова |
Правильное произнесение гласного звука; выделение начального гласного из слов |
Определение места звука в слове; анализ слов, слогов; произношение ряда гласных звуков типа: уиу, уиуа, аиу |
|
|
Твёрдые согласные, не требующие коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х] (4 ч) |
|||
2 3 4 5
|
|
Звуки [м], [п] Звуки [в], [к] Звуки [н], [ф] Звуки [т], [х]
|
Правильное выделение согласного звука из ряда других; выделение первого и последнего согласного из слов |
Произнесение слоговых рядов с ускорением и различным ударением; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов со стечением согласных |
Анализ слогов, слов с данными согласными звуками; чёткое, правильное, с соблюдением ударения произношение двухсложных слов |
|
|
Мягкие согласные, в сочетании с гласными и, е: [м’], [п'], [в’], [к’],[н’],[ф’], [т’] (1 ч) |
|||
6 |
|
Звуки [м’], [п’], [в'], [к’] [н’], [ф’], [т’]
|
Правильное произношение и различение мягких согласных звуков в сочетании с гласными [и], [е ] |
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном материале) |
Анализ слогов и слов; Правильное произношение двухсложных слов, чёткое произношение окончаний слов без изменения формы слова |
|
|
Дифференциация [к] – [х] (1 ч) |
|||
7
|
|
Дифференциация [к] – [х] в слогах, словах, связной речи. |
Различение звуков на слух |
Произношение слогов с данными согласными |
Анализ слогов и слов |
|
|
Дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных (2 ч) |
|||
8
9 |
|
Дифференциация [п] – [п’]; [в] – [в’], [к]-[к’]
Дифференциация [н]-[н’], [т] –[т’], [ф] – [ф’] в слогах, словах. |
Правильное произношение и различение твёрдых и мягких согласных в слогах прямых и открытых |
Произнесение сочетаний без чередования звуков (в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале) |
Правильное выделение ударного слога в двухсложных словах; составление схемы слова с выделением ударного слога |
|
Правильное произношение и различение звуков: [с], [с’], [б], [б’], [д], [д’], [з], [з’], [г], [г’], [л], [л’], [ж], [р], [р’] (5 ч) |
||||
10
11
12
13
14
|
|
Различение звуков [с]- [с'],[б]-[б’] в слогах, словах.
.
Различение звуков [д] - [д’], [з]-[з’] в слогах, словах.
Различение звуков [д] - [д’] в предложениях.
Различение звуков [г] - [г’],[л]-[л’],[ж] в слогах, в словах.
Различение звуков [р] - [р’] в слогах, словах и предложениях.
|
Правильное произношение и различение твёрдых и мягких согласных в сочетаниях типа: сы – си, би – бы
Правильное произношение мягких звуков в сочетании с гл. дя–де -дю Уточнение произношения [з] - [з’]
Выделение из состава доступны по структуре слов удвоенных мягких и глухих согл.
|
Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов Произнесение ряда слогов зи-зи-зы, за-зя-за Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов
Произнесение слогов открытых, закрытых со стечением согл. |
Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трёх согласных, выделение звуков из слов со стечением трёх согласных Анализ и синтез слов Дима, нет дыма, садик Анализ и синтез слов (Зина, зонт, тазы)
Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трёх согласных, выделение звуков из слов со стечением трёх согласных
Анализ и синтез слов топор- топорик, парта, фонарь |
|
Дифференциация звуков [с] - [ш], [з ] - [ж], [р] - [л] (1 ч) |
||||
15
|
|
Дифференциация [с] – [ш],[з]-[ж],[р]-[л].
|
Правильное произношение и различение звуков
Правильное произношение звуков [з] – [ж], их различение
Произношение слов сложной структуры сварка-свалка-сварщик |
Произнесение слоговых рядов с чередованием гласных и согласных звуков
Воспроизведение слоговых рядов за-за-за, жа-жа-жа Произнесение слогов ра- ла ру-лу-ру, ро-ло-ло, вар-вал |
Выделение ударного слога в двухсложных словах
Анализ слов коза-кожа
Анализ и синтез слов ром-лом, стар-стал, мир-мил |
|
|
Дифференциация звонких и глухих согласных (3 ч) |
|||
16
17
18
|
|
Дифференциация [б] – [п],[в]-[ф].
Дифференциация [г] – [к], [д]-[т].
Дифференциация [ж] –[ш] ,[з]-[с].
|
Дифференциация звонких и глухих согласных в слогах, словах
Различение звонкого звука [ж] и глух. [ш] |
Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных
Повторение слогов жа-ша, жу-шу-жу; сравнение слов жар-шар, шаль-жаль |
Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко – слоговой структуры
|
|
|
Звук [j] в начале слова, перед гласной, после разделительных ъ и ь (3ч) |
|||
19
20
21 |
|
Звук [j] в начале слова
Звук [j] перед гласной
Звук [j] после разделительных ъ и ь.
|
Правильное произнесение звука [j] в начале слова, перед гласной, после разделительных ъ и ь |
Правильное произнесение сочетаний со звуком [j] (тье, тья, тью) |
Заучивание стихотворных текстов с включением звука [j] и слов с соблюдением ритма. Составление схемы слова |
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными и в конце слова (4ч) |
||||
22
23
24
25
|
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в конце слова.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными (ди-ды, ба-бя).
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в конце слова (ат-ать).
Дифференциация твёрдых и мягких согласных , стоящих перед гласными и, я, е, ё, ю и в конце слова.
|
Правильное произнесение и различение твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными и в конце слова |
Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из 3-4 слогов |
Запоминание и повторение в данной последовательности 3 – 4 слов |
|
|
Звук [ц] (1 ч) Дифференциация звуков [ц] - [т’], [ц] - [с], [ц] - [с’] (1 ч) |
|||
26 |
|
Звук [ц] |
|
|
|
27
|
|
Дифференциация [ц] – [т’],[ц]-[с], [ц]-[с’].
|
Дифференциация звуков в слогах и словах |
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов с чередованием гласных и согласных звуков |
Заучивание стихотворных текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма
|
|
|
Звук [ч] (1 ч) Дифференциация звуков [ч] - [т’], [ч] - [с’], [ч] - [ц] (1 ч) |
|||
28 |
|
Звук [ч] |
|
|
|
29
|
|
Дифференциация [ч] – [т’],[ч]-[с’],[ч]-[ц].
|
Правильное произнесение звуков и их дифференциация в слогах и словах |
Произнесение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из 3-4 слогов |
Правильное выделение ударного слога в словах; составление схемы слова |
|
|
Звук [щ](1 ч) Дифференциация звуков [щ] - [с’], [щ ] - [ч], [щ] - [ш] (1ч) |
|||
30 |
|
Звук [щ] |
|
|
|
31
|
|
Дифференциация [щ] – [с‘],[щ]-[ч],[щ]-[ш].
|
Правильное произнесение звуков и их дифференциация в слогах и словах |
Произнесение слоговых рядов с чередованием гласных и согласных звуков |
Заучивание стихотворных текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма |
|
|
Повторение (2 ч) |
|||
32 |
|
Повторение по теме: «Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и в конце слова».
|
Правильное произнесение и различение твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и в конце слова. |
Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда |
Запоминание и повторение в данной последовательности из 3-4 слов. |
33 |
|
Итоговое обобщение. Игра «Угадай звук!» |
Правильное произнесение звуков и их дифференциация в слогах и словах. |
Произнесение слоговых рядов с чередованием гласных и согласных звуков. |
Заучивание стихотворных текстов. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение |
Методическое обеспечение |
1. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков [Текст] : учеб.для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с. |
1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011. 2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение, 2013. – 256 с. 3. Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969. |
Материально-технические средства:
наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы,
индивидуальные зеркала, средства гигиены.
компьютерная техника,
интерактивная доска,
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.