Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Специальная (коррекционная) школа (ГКОУ С(К)Ш)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
педагогическим советом Директор ГКОУ С(К)Ш
Е.В.Гордеева
Рабочая программа по психологическому практикуму
«МИР ЭМОЦИЙ» для 9 «Б» класса
(2 вариант АООП)
Составитель:
Белова Светлана Николаевна педагог-психолог
высшей квалификационной категории
2023-2024 учебный год
г. Выкса
Настоящая рабочая программа по психологическому практикуму «Мир эмоций» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГКОУ С(К)Ш;
Учебный план ГКОУ С(К)Ш.
Основная цель – развитие и обогащение положительными переживаниями эмоциональной сферы обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) и ТМНР. Основные задачи:
1. Формировать умение узнавать, дифференцировать основные эмоции.
2. Формировать умение адекватно выражать различные виды эмоций.
3. Формировать умение понимать эмоциональные состояния окружающих.
4. Формировать социально - приемлемые формы поведения.
5. Снизить психоэмоциональное напряжение, коррекция тревожности.
6. Формировать и развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию.
Задачи программы решаются на занятиях через организацию практической деятельности и эмоционального взаимодействия.
Общая характеристика психологического практикума «Мир эмоций» С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) дети, которые ранее считались не обучаемыми, теперь имеют право на получение качественного образования. Дети с отклонениями в умственном развитии приходят в школу с отсутствующим интересом к обучению, со сниженным вниманием, слабо развитой памятью, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности обучающихся с особенностями в развитии носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах их развития.
Обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) характеризуются выраженным отклонением физического развития. Навыки самообслуживания развиты слабо, они в основном зависят от сопровождающегося. Для них характерно низкий уровень ориентации в окружающем мире даже при сопровождающей помощи взрослого. Ограниченное понимание обращенной речи, установление контакта способно на непродолжительное время. Интерес к действиям сопровождающего активно не проявляется. Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь малоэффективна или неэффективна. Наблюдаются трудности в восприятии знакомых предметов на основе чувственных раздражителей. Простейшие операции обобщения на наглядном материале возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи.
На фоне низкого уровня сформированности мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), восприятие и проявление эмоций (радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и смущение) происходит у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, неточно и искажено.
Важной составляющей в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями являются психокоррекционные занятия педагога-психолога. В связи с этим возникает необходимость разработки программы, направленной на развитие эмоциональной сферы у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
Учитывая структуру нарушения развития данных обучающихся, для реализации задач программы занятия проводятся в игровой форме, в содержание занятий включено большое количество игр и игровых упражнений. Описание места психологического практикума
В учебном плане ГКОУ С(К)Ш нагрузка в 9 «б» классе по программе психологического практикума «Мир эмоций» составляет 2 часа в неделю; 68 часов в год в соответствии с годовым календарным учебным планом-графиком работы школы. Учитель может вносить изменения в календарно-тематический план для закрепления материала, вызывающего у обучающихся затруднения.
Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Содержание психологического практикума «Мир эмоций» Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.
Занятия дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки.
Занятия по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР имеют определенную структуру.
В каждом занятии имеются три обязательных этапа:
1. Установочный этап. Его основные задачи: вызвать у обучающегося положительный эмоциональный настрой, помочь ему войти в контакт с педагогом, сосредоточить внимание на деятельности.
Для их реализации используются ритуалы приветствия, проводятся игры и упражнения на установление доброжелательных отношений, игры на зрительный контакт, телесный контакт, концентрацию внимания.
2. Коррекционный этап. Задачи этого этапа определены исходя из специальной индивидуальной программы развития.
Используются разнообразные приемы сказкотерапии, коммуникативные игры, мимическая, пальчиковая гимнастики, игры и упражнения на распознавание эмоций.
3. Завершающий этап. Основные задачи: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения, выход из контакта и завершение деятельности. Применяются игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения, элементы музыкотерапии, упражнения на выход из контакта, ритуалы окончания занятия.
В каждом занятии по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы помимо новой информации имеются повторы, что обусловлено принципом концентричности. Занятия с повторами становятся близкими и понятными для обучающихся. Обязательным на занятии является использование ритуалов приветствия и прощания. Ритуалы несут большую функциональную нагрузку, способствуя формированию сплоченности и положительному психологическому климату. В игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия.
На занятиях по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающиеся с умственной отсталостью умеют узнавать, дифференцировать основные эмоции, адекватно выражать различные виды эмоций, понимать эмоциональные состояния окружающих и допустимые социально – приемлемые нормы поведения.
Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой интеллектуальной недостаточностью и ТМНР. Ее содержание определяют особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью и требования к результатам адаптированной основной образовательной программы.
Предметные результаты обучающихся Наличие умения:
ü целенаправленно выполнять действия по 1-2 уровневой инструкции педагога; ü ориентироваться в схеме собственного тела.
Личностные результаты:
ü осознавать какие эмоциональные состояния испытывают окружающие;
ü закреплять и использовать знания, относящиеся к эмоциональной сфере;
ü развивать саморегуляцию;
ü развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
ü овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
ü владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
ü сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
ü проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; развитие глазомера, умения запоминать информацию, переключать внимание с одного вида деятельности на другой; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Мониторинг результатов психологического практикума «Мир эмоций» Для отслеживания результатов предусмотрены следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методике «Волшебная страна чувств»; наблюдение.
Текущий: рефлексивный - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый: тестирование; творческие работы учащихся.
Список используемой литературы 1. Бендас Т.В., Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. - М., 2002. 2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2000.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2007.
4. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. - М., 2009.
5. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М., 1999.
6. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 2008.
7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей.- М., 2003.
8. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие. - М., 2004.
9. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? (1 – 4 части) - М., 1998.
10. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998.
11. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2003.
12. Практикум по арттерапии. Под ред. А.И.Копытина.- СПб., 2001.
13. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М., 2003.
Методическое обеспечение программы Плакаты «Калейдоскоп эмоций», «Мое настроение».
Пиктограммы эмоций.
Словесные и подвижные игры.
Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
Рисование (тематическое и свободное).
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
Притчетерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
Проблемные ситуации, упражнения, релаксация.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА «МИР ЭМОЦИЙ»
В 9 «Б» КЛАССЕ
№ п/п |
Название темы |
Задачи, решаемые на уроке |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Кто Я? Какой Я? |
Обследование эмоционально-волевой сферы Определение принципов работы на занятиях Сплочение классного коллектива |
1 |
4.09 |
2. |
Познай самого себя |
Развитие интереса к себе Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека |
1 |
5.09
|
3 |
Мое настроение
|
Развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния Развитие творческой активности учащихся |
1 |
11.09 |
4. |
Мои способности |
Осознание детьми своих особенностей и способностей. Упражнение «Я умею…» |
1 |
12.09 |
5 |
Мне хорошо, когда …
|
Развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния Развитие творческой активности учащихся |
1 |
18.09 |
6 |
Эмоции – внутренние друзья и враги |
Знакомство учащихся с эмоциями Обучение умению определять эмоциональное состояние других людей. Тренировка умения владеть своими эмоциями. |
1 |
19.09 |
7 |
Положительные и отрицательные эмоции. |
Развитие способности отличать отрицательные эмоции от положительных |
1 |
25.09 |
8 |
Мои эмоции |
Знакомство учащихся с эмоциями. Обучение умению определять свое эмоциональное состояние |
1 |
26.09 |
9 |
Радость.
|
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
02.10 |
10 |
Страх. Он помогает или мешает? |
Определение понятий «страх», «тревога». Помощь в преодолении страхов, в обретении уверенности в себе, в понимании того, что вера в себя необходима |
1 |
03.10 |
11 |
Восхищение |
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
09.10 |
12 |
Удовольствие. |
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
10.10 |
13 |
Счастье |
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
16.10 |
14 |
Удивление |
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
17.10 |
15. |
Интерес.
|
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
23.10 |
16 |
Грусть. Обида.
|
Способствование рефлексии состояний Определение понятия эмоциональных переживаний. |
эмоциональных отрицательных |
1 |
24.10 |
17 |
Гнев. Ярость |
Способствование рефлексии состояний Определение понятия эмоциональных переживаний. |
эмоциональных отрицательных |
1 |
07.11 |
18 |
Я - ученик
|
Помощь детям в осознании особенностей позиции ученика. Развитие умения высказывать свое мнение. Сплочение классного коллектива. Развитие навыков общения |
1 |
13.11 |
|
19 |
Как управлять эмоциями? |
Осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков |
1 |
14.11 |
|
20 |
Мои родители |
Анализ наиболее часто встречающихся трудностей в отношениях с родителями. Развитие способности принимать друг друга. Упражнение «За что меня любит мама». |
1 |
20.11 |
|
21 |
Я и моя семья
|
Актуализация опыта семейного взаимодействия. Оптимизация взаимоотношений «родитель-ребенок» |
1 |
21.11 |
|
22 |
Мои достоинства
|
Помощь в осознании собственного «Я» Формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства |
1 |
27.11 |
|
23 |
Мои недостатки |
Формирование способности увидеть свои недостатки Способствование возникновению желания самосовершенствоваться. Упражнение «Вверх по радуге» |
1 |
28.11 |
|
24 |
Сотрудничество |
Формирование понимания необходимости жить в согласии с собой и другими. Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия |
1 |
04.12 |
|
25 |
Я и мои друзья
|
Развитие коммуникативных навыков Помощь в осознании качеств настоящего друга Сплочение коллектива в классе |
1 |
05.12 |
|
26 |
Уверенность в себе |
Знакомство с понятием о сильной личности Выработка навыков уверенного поведения Формирование негативного отношения к агрессии |
1 |
11.12 |
|
27 |
Мой класс |
Развитие чувства принадлежности к группе. Развитие чувства эмпатии. Развитие навыков координации совместных действий |
1 |
12.12 |
|
28 |
Зачем осознавать и понимать эмоции |
Тренировка умения владеть своими эмоциями. Упражнения "Что я знаю о себе", "Перевоплощение» |
1 |
18.12 |
|
29 |
Как преодолеть неуверенность |
Выработка навыков уверенного поведения Упражнения "Перевоплощение", «Зеркало» |
1 |
19.12 |
|
30 |
Эмоции, чувства, переживания. |
Тренировка умения владеть своими эмоциями. Упражнения «Хоровод», «Комплимент», «Лесенка» |
1 |
25.12 |
|
31 |
Язык жестов и движений |
Разговор взглядов, изучение жестов и движений головой, рукой, туловищем |
1 |
|
|
32 |
Контролируй своѐ поведение |
Выработка навыков послушного поведения Упражнение «Терпение дает умение» |
1 |
|
|
33 |
Развитие положительных эмоций |
Упражнения на развитие положительных эмоций. Упражнение «Звезда самоуважения» |
1 |
26.12 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.