I. Пояснительная записка
1. Название программы: «Я учусь владеть собой»
2. Актуальность программы. Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
С.Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональных переживаний.
Первый - уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью.
Второй - более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают.
Третий - Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.
3. Цели и задачи психопрофилактической работы
Цель программы: Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций;
Помочь прожить определенное эмоциональное состояние;
Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
4. Теоретические и методологические основы психопрофилактической работы
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (их удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека особенностями его воли и характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется личностное отношение человека к предмету потребности. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках.
Психолого-педагогическая литература по проблеме эмоционального развития детей включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э.Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др.
Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Несомненной ценностью этой программы является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений.
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность, эмоции служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения.
5. Целевая аудитория: дети младшего дошкольного возраста 3-4 лет.
6. Основные формы и методы работы:
¾ Игротерапия (сюжетно-ролевые игры, игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры; игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения дидактические игры);
¾ Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка (задания, направленные на организацию совместной деятельности, составление рассказов, организацию театрализованных игр);
¾ Элементы сказкотерапии с импровизацией;
¾ Элементы психодрамы;
¾ Рисуночные методы;
¾ Психогимнастические игры;
¾ Релаксационные методы;
¾ Упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);
¾ Дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную систему);
¾ Мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
¾ Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);
¾ Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
7. Предполагаемый результат
Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
8. Методические рекомендации по проведению психопрофилактических занятий
Программа реализуется в течение полугода, один раз в неделю. Занятия проводятся в форме мини-тренингов продолжительностью 30 минут. Оптимальное количество детей в группе до 8 человек.
Реализацию программы осуществляет педагог-психолог.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Перед началом работы по программе педагогу-психологу имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с воспитателями и обязательно встретиться с родителями детей. Контакты с воспитателями и родителями желательно поддерживать на протяжении всего курса.
Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.
Первое занятие начать с введения ритуалов приветствия и прощания. Использовать на последующих занятиях.
Рекомендуемая форма размещения детей во время занятий – круг (на стульчиках или на полу). Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Психолог должен специально работать над созданием доверительной обстановки в группе во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Психолог должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации, и владеть навыками саморегуляции и релаксации.
II. Содержание психопрофилактической программы
1. Диагностический блок
Цель: Первичная диагностика коммуникативных и эмоционально-личностной сферы детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.
Задачи: изучить уровень коммуникативных навыков и эмоционально-личностной сферы детей 3-4 лет
По результатам психологического обследования даются рекомендации родителям.
Используемые технологии сопровождения:
- углубленное индивидуальное обследование детей;
- анализ особенностей развития эмоциональной сферы детей, выявляемых в результате мониторинга;
- оценка уровня актуального развития этих детей, в том числе их индивидуальных, адаптационных и ресурсных возможностей на данный момент времени;
- индивидуализация образовательного маршрута ребенка;
- адекватные условия развития ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик развития и воспитания);
- рациональная организация занятий (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим (физкультминутки, подвижные игры, игровые задания и упражнения);
- посещение комнаты психологической нагрузки;
- использование наглядных пособий (фотографий, рисунков, графических изображений);
- оценка эффективности проведенных мероприятий.
Диагностические методики:
Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).
Методика «Лесенка» (автор Щур В.Г.) Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Методика «Закрашивание кружков» в модификации Д.А. Богдановой, С.Т. Посоховой.
2. Установочный блок.
Цель: развитие эмоциональной регуляции поведения детей
Задачи:
¾ обучить детей приёмам саморегуляции;
¾ научить способам анализа своего поведения и поведения других людей;
¾ развивать навыки сотрудничества;
¾ формировать навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Общее число занятий: 25, один раз в неделю по 30 минут. Занятия можно проводить в сотрудничестве воспитателя группы, социального педагога.
Примерная структура занятий:
1. Приветствие.
2. Введение (беседа).
3. Чтение сказки
4. Обсуждение
5. Практическое задание.
6. Игра
7. Подведение итогов.
8. Прощание.
3. Психопрофилактический блок
Цель: развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д.
Задачи:
- знакомство с группой, создание в группе доверительной обстановке, позволяющие детям проявлять свои чувства и говорить о них, ознакомление детей с понятием «настроение»;
- формирование умения у детей идентифицировать собственные эмоциональные состояния.
№ занятия |
Тема (название) занятия |
Цель и задачи занятия |
Дата |
Количество времени |
Сотрудничество |
1. |
Вводное. |
Диагностика уровня эмоциональной сферы |
1.09.2021 |
30 мин |
Воспитатель |
2. |
Упражнение "Мимическая гимнастика" |
Формирование умения у детей идентифицировать собственные эмоциональные состояния. |
8.09.2021 |
30 мин |
|
3. |
Игра-загадка "Маски" |
Улучшить настроение, чувство сплоченности. |
15.09.2021 |
30 мин |
|
4. |
Игра "Театр". |
Улучшить настроение, чувство сплоченности. |
22.09.2021 |
30 мин |
|
5. |
«Как мысли могут управлять поступками» |
Формирование навыков саморегуляции и создание позитивных установок |
28.09.2021 |
30 мин |
|
6. |
«Я радуюсь, когда…» |
Учить детей выражать свои эмоции радости, удовольствия. |
5.10.2021 |
30 мин |
|
7. |
Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму» |
Учить детей выражать свои эмоции радости, удовольствия. |
12.10.2021 |
30 мин |
|
8. |
«Рассмеши принцессу-несмеяну» |
Формировать умение улыбаться другому человеку, чувствовать радость от улыбки, делать другим приятно. |
19.10.2021 |
30 мин |
Воспитатель |
9. |
«Удиви мышку» |
Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние |
26.10.2021 |
30 мин |
Воспитатель |
10. |
«Посмеемся над страхами» |
Способствовать коррекции страха темноты, замкнутого пространства, незнакомого помещения, приучать преодолевать страх и получать от этого удовольствие. |
9.11.2021 |
30 мин |
|
11. |
Этюд «Еж и Лягушка» |
Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние |
16.11.2021 |
30 мин |
Воспитатель |
12. |
«Медвежонок, который делал все кое-как» |
Умение оценивать свои потенциальные возможности |
23.11.2021 |
30 мин |
|
13. |
Игра «Прогони злость» |
Формирование адекватных способов эмоционального реагирования |
30.11.2021 |
30 мин |
Социальный педагог |
14. |
Игра «Угадай эмоцию» |
Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние |
7.12.2021 |
30 мин |
|
15. |
Игра «Про Обидку и Грустинку» |
Умение снимать эмоциональное напряжение |
14.12.2021 |
30 мин |
|
16. |
Игра «Подарок другу» |
Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно) |
21.12.2021 |
30 мин |
|
17. |
Игра «Испорченный телевизор» |
Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние |
28.12.2021 |
30 мин |
|
18. |
Баба-Яга (этюд на выражение гнева) |
Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них |
11.01.2022 |
30 мин |
Воспитатель |
19. |
Фокус (этюд на выражение удивления) |
Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них |
18.01.2022 |
30 мин |
|
20. |
Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса) |
Умение выражать свое эмоциональное состояние |
25.01.2022 |
30 мин |
|
21. |
Соленый чай (этюд на выражение отвращения) |
Выработка социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций |
1.02.2022 |
30 мин |
|
22. |
Новая девочка (этюд на выражение презрения) |
Выработка социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций |
8.02.2022 |
30 мин |
Воспитатель |
23. |
Про Таню (горе — радость) |
Выработка социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций |
15.02.2022 |
30 мин |
|
24. |
" Подвижная игра “Волны" |
Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно) |
22.02.2022 |
30 мин |
|
25. |
Заключительное |
Повторная диагностика для выявления динамики |
1.03.2022 |
30 мин |
Воспитатель |
Упражнение "Мимическая гимнастика"
Цель: формирование умения у детей идентифицировать собственные эмоциональные состояния.
1. Закрывать и открывать глаза без напряжения.
Лицо не подвижно. Только поднимаются и опускаются верхние веки. Держим глаза закрытыми под счет (до 5, а потом открываем. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Мы закроем крепко глазки
И во сне увидим сказки.
Побываем на луне
И поедем на слоне.
2. Раздувать ноздри – «Мы нюхаем». Втягиваем ноздри, делая глубокий вдох носом. Плечи при вдохе не поднимаются. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Мы увидели пион,
Как чудесно пахнет он!
Воздух носом втянем дружно,
Нам цветок понюхать нужно.
3. Учимся быстро-быстро моргать. Лицо при этом спокойно. Повторяем упражнение 3-5 раз.
По дорожке шла коала,
Эвкалипта лист жевала.
Замечталась и упала,
Часто-часто заморгала.
4. «Мы подмигиваем». Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Как хитрющий рыжий кот,
Поморгаем мы. Вот! Вот!
Левый глаз! Правый глаз!
Получается у нас!
5. «Мы умеем удивляться». Учимся приподнимать и опускать брови. Когда поднимаем брови, выражение лица удивленное. Повторяем упражнение 3-5 раз.
В зоопарке побывали,
Крокодила увидали.
Он зубастый! Так и знай!
Брови выше поднимай!
6. «Мы умеем сердиться». Хмурим брови. Выражение лица сердитое. Если упражнение не получается, сдвигаем брови к переносице указательными пальцами. Следить, чтобы губы не участвовали в движении. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Не хотела каши Маша,
Рассердилась мама наша,
Брови хмурила вот так.
Каша – это не пустяк!
7. Учимся надувать губы. Выражение лица капризное. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Капризуля наша Люба,
Как карась надула губы!
Говорит карась большой:
- Дуться так не хорошо!
8. Учимся поджимать губы. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Рассердилась наша Люба
И теперь поджала губы!
Ну и Ну! Моя подружка
Так похожа на лягушку.
9. Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Мишка очень любит мед,
В улей он залез. И вот –
Словно флюс щека у мишки,
И испачканы штанишки.
10. «Худышки». Учимся втягивать щеки. Повторяем упражнение 3-5 раз.
На ветвях висит мартышка.
Не мартышка, а худышка!
Не хватает ей продуктов –
Сладких, сочных, спелых фруктов.
11. Учимся двигать кончиком носа. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Одуванчик кот сорвал,
От пыльцы весь желтым стал.
Даже в нос пыльца попала,
И в носу защекотало.
12. Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.
13. Улыбнуться другим углом.
14. Повторить движения поочерёдно.
15. Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку», затем улыбнуться. Чередовать эти движения.
16. Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счёт 1 – 5.
17. «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова.
18. Двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Пcихолог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»
Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Упражнение «Зеркало»
Психолог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»
Психолог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:
«Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.
Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», - подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость».
После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.
Игра «На полянке»
Психолог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
Если в вашем детском саду практикуется песочная терапия, то с детьми можно поиграть в следующие игры (если же нет, то воспользуйтесь имеющимися у вас игрушками).
Игра «Рассмеши принцессу-несмеяну»
Психолог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.
Игра «Удиви мышку»
Психолог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.
Упражнение «Посмеемся над страхами»
Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе со взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души.
Дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне. Первоначально ребята стеснялись друг друга, им не удавалось смеяться от души, но по мере сплочения группы зажатость исчезала, и мы стали довольно часто по их просьбе включать в занятие «разминки-смешилки».
Этюд «Еж и Лягушка»
Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться».
После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.
Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»
Психолог предлагает детям послушать еще одну историю.
В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из дощечек дом для птицы. «Давайте помогу, - воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы-то не рассчитал – развалился домик. «Ну, извините», - сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало, побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь», - закричал медвежонок. С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки-то и выпустил. «Ну, извини», - сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше. Около домика зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. «Давай помогу, - улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся». «Только аккуратнее, - сказал зайчонок. – Здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», - с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что скажет мама?! Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини», - сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял, почему.
Психолог обсуждает с детьми эту историю, еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, что слово «извини» должно идти от сердца.
Игра «Прогони злость»
Психолог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Игра «Угадай эмоцию»
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
Игра «Про Обидку и Грустинку»
Психолог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.
Игра «Подарок другу»
Психолог предлагает детям выбрать себе пару. Один из детей в паре садится на стульчик, он именинник. Другой ребенок – гость. Он приносит имениннику подарок. Нужно без слов показать, что ты подарил. Задача именинника – угадать, что это за предмет. Затем ребята меняются местами.
Игра «Что было бы, если бы..»
Психолог показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
Игра «Испорченный телевизор»
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».
После этого психолог опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.
Возможные вопросы для обсуждения:
По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
Трудно ли было тебе понять другого участника?
Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Соленый чай (этюд на выражение отвращения)
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Новая девочка (этюд на выражение презрения)
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...
Про Таню (горе — радость)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»
4. Блок оценки эффективности
Цель: измерение уровня коммуникативных и эмоционально-личностной сферы детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет, для отслеживания динамики.
Задачи: изучить динамику уровня коммуникативных навыков и эмоционально-личностной сферы детей 3-4 лет
Мониторинг динамики развития проводится по результатам диагностики эмоционального развития детей, с помощью диагностических методов и методик (наблюдение, анкетирование родителей, тест Люшера, «Цветовой тест отношений», проективные рисуночные тесты).
Положительная динамика:
- в улучшении нервно-психического состояния детей;
- в повышении уровня эмоциональной устойчивости;
- в совершенствовании навыков общения;
- в развитии уверенного поведения;
- в формировании выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;
- в формировании способности у детей выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.
5. Список использованных источников
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 195 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09252-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491972 (дата обращения: 19.01.2022).
2. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : практическое пособие / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 153 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-11068-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495124 (дата обращения: 19.01.2022). Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 170 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09928-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494402 (дата обращения: 19.01.2022).
3. Котелевцев, Н. А. Психическая саморегуляция : учебник для вузов / Н. А. Котелевцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12559-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447808 (дата обращения: 19.01.2022).
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10203-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498967 (дата обращения: 19.01.2022).
Приложение 1
Методика «Закрашивание кружков» модификация Д. А. Богдановой, С. Т. Посоховой
Назначение. Методика «Закрашивание кружков» предназначена для выявления работоспособности и устойчивости.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного ученика необходимы специальный бланк (белый лист бумаги формата А4), заполненный рядами кружков диаметром приблизительно 1 см, секундомер, а также простой карандаш и любые цветные карандаши, секундомер.
Инструкция: «Перед Вами ряды кружков, которые необходимо закрашивать, следуя по рядам слева направо, не пропуская ни одного ряда и ни одного кружка. Начинать закрашивание нужно простым карандашом. Если в какой-то момент Вы устанете, можно сменить цвет карандаша. Закрашивать кружки нужно в удобном для Вас темпе, но время ограничено — 5 мин».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, бланк предлагается обследуемому. Включается секундомер. Обследуемый закрашивает кружки в течение 5 мин, после чего дается команда «стоп».
Обработка. В ходе обработки подсчитывается количество закрашенных кружков и оценивается качество закрашивания. При оценке используется следующая система баллов:
· 1 балл — закрашивание заменено штриховкой (одна или несколько линий внутри кружка);
· 2 балла — небрежно и неполно закрашенный кружок;
· 3 балла — небрежно, но полно закрашенный кружок;
· 4 балла — кружок, закрашенный с небольшими отступами от края, с небольшими помарками;
· 5 баллов — кружок, закрашенный полностью и без помарок.
Приложение 2
Методика «Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция
(индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия,
открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной
лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят,
то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые
хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать
четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую
ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На
какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с
ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация.
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов.
Приложение 3
Методика «Цветовой тест Люшера»
Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый – 0, темно-синий – 1, зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7. Для получения достоверных результатов целесообразно использовать стандартные наборы карточек, например из методики, изданной Иматон.
Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами – одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе». Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. «Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся». Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. «Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет».
Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: «Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет».
Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы:
· «+» – наиболее приятные цвета;
· «х» – приятные цвета;
· «=» – безразличные цвета;
· «–» – неприятные, отвергаемые цвета.
Далее результаты соотносятся с интерпретационными таблицами для качественного анализа.
Оценка результатов
4 балла – в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый – в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла – допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла – смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый – на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное – требуется помощь психолога, педагога.
1 балл – черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.