ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рабочей программы:
· повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Задачи рабочей программы:
· обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
· создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
· формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
· воспитание познавательного интереса к родному языку;
· решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
· способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
· содействие развитию речи детей.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357).
· приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова Курс «РЕЧЬ». Рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов.
Учебно-методический комплект для обучающихся:
1. Т. Н. Соколова «Школа развития речи: Курс "Речь": Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2014.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Для реализации развития связной речи учащихся используется программа «Школа развития речи» Т.Н. Соколовой.
Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Важнейшей особенностью курса «Школа развития речи» является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, развития, творчества, психологической комфортности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Наряду с данными принципами имеются особенности, которыми определяют содержание и формы, виды, методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
· Связь занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. С опорой на эти знания совершенствуются речевые навыки учащихся;
· Систематичность в подаче языкового материала. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
· Учет индивидуальных особенностей учащихся. Содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
· Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к работе и достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком;
· Использование разнообразных форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы:
· взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями,
· научной углубленности,
· практической направленности,
· занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику,
· тесная взаимосвязь с литературным чтением.
Данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
· информационно коммуникативные;
· здоровьесберегающие;
· технология развивающего обучения;
· системно - деятельностный.
Основные методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный;
· репродуктивный;
· проблемного изложения;
· эвристический;
· исследовательский;
· проектный;
Эвристический, исследовательский и проектный методы являются приоритетными при реализации данной программы.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
1. Слово
2. Предложение и словосочетание
3. Текст
4. Культура общения
Рекомендуемая модель занятий:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории. Для организации занятий используется читальный зал библиотеки, актовый зал, филиал городской детской библиотеки.
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Развитие речи» во 2 классе выделяется— 34 ч (1 ч в неделю).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуаль ную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Формы организации образовательного процесса: уроки рефлексии, уроки открытия новых знаний, уроки систематизации знаний, этические беседы, игры с ролевым акцентом, викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, творческие работы, проектные работы, выставки-отчёты, экскурсии.
Виды и формы контроля: тестовая работа, самоконтроль, взаимоконтроль, итоговый контроль.
Формы работы учащихся на занятиях: коллективные; групповые; индивидуальные.
В МБОУ «Мужевская СОШ имени Н. В. Архангельского» по данному курсу действует система безотметочного обучения для обучающихся.
Содержание курса «Развитие речи».
Техника и выразительность речи.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
· Дополнительная литература
1.Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.- Петербург, 1998. – 145 с.
2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.
3. Волина В.Ю. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.
4. Волина В.Ю. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. -448 с.
5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)
6. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. – М.: ВАКО, 2008. – 65 с.
7.Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
8.Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002. – 80 с.
9. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.
10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1 / М. Ю. Демидова и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)
11. Соколова Т. Н.. Школа развития речи / Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ, 2011. – 123 с.
12. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с.
· Информационно-коммуникационные средства обучения
1. Компьютерная образовательная программа: серия «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык».
2. презентационное сопровождение занятий.
· Интернет-ресурсы.
htt p://kidsbook.narod.ru/
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
http://ya-umni4ka.ru/
http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/36-programmi/212-perspektiva.html
http://www.zavuch.info/
http://pedsovet.org
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
http://900igr.net/
http://viki.rdf.ru/
http://www.o-detstve.ru/
http://www.it-n.ru/
http://videouroki.net/index.php?subj_id=17
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наглядные пособия.
· Таблицы: Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Набор букв, цифр, знаков.
· Модель «Звукобуквенная лента».
· Касса «Лента букв»
Технические средства обучения.
· Мультимедийный проектор.
· Интерактивная доска.
· Компьютер.
Тематическое планирование по предмету «Развитие речи»
(УМК «Школа России», 2 класс, 34 часа)
По рабочей программе 34 часа, из них праздничных – 1, дни здоровья –0,
по календарно-тематическому планированию – 33.
№ п/п |
Тема урока |
Всего часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Слово |
||||
1 |
Слово. Значение слова. |
1 |
06.09 |
|
2 |
Многозначные слова. |
1 |
13.09 |
|
3 |
Омонимы |
1 |
20.09 |
|
4 |
Омофоны, омоформы |
1 |
27.09 |
|
5 |
Синонимы |
1 |
04.10 |
|
6 |
Антонимы |
1 |
11.10 |
|
7 |
Фразеологизмы |
3 |
18.10 |
|
8 |
Пословицы |
1 |
25.10 |
|
9 |
Загадки |
1 |
08.11 |
|
10 |
Изобразительные средства языка. Сравнение. |
1 |
15.11 |
|
11 |
Изобразительные средства языка. Олицетворение. |
1 |
22.11 |
|
Предложение и словосочетание |
|
|||
12 |
Связь между предложениями в тексте |
1 |
29.11 |
|
13 |
Связь между частями текста |
1 |
06.12 |
|
14 |
Работа с деформированным текстом |
1 |
13.12 |
|
Текст |
||||
15 |
Текст. Тема текста. Заглавие. |
1 |
20.12 |
|
16 |
Текст. Опорные слова. |
1 |
27.12 |
|
17 |
Текст. Опорные слова. |
1 |
17.01 |
|
18 |
Проверочная работа |
1 |
24.01 |
|
19 |
План. Составление плана. |
1 |
31.01
|
|
20 21 22 |
Виды плана |
3 |
07.02 14.02 21.02 |
|
23 |
Редактирование текста |
1 |
28.02 |
|
24 25 |
Типы текста. Описание |
2 |
06.03 13.03 |
|
26 |
Текст – сравнительное описание |
1 |
20.03 |
|
27 |
Типы текста. Повествование |
1 |
03.04
|
|
28 29 |
Типы текста. Рассуждение |
2 |
10.04 17.04
|
|
Культура общения |
||||
30 31 |
Сочинение на тему «Мой выходной день» Редактирование текста. |
2 |
24.04 08.05 |
|
32 |
Повторение пройденного |
2 |
15.05 |
|
33 |
Материал для КВН, викторин, конкурсов. |
2 |
22.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.