1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету речевая практика составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Н.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. (раздел «Русский язык» авторы: С.В. Комарова, Э.В. Якубовская) в соответствии c требованиями основных нормативных документов, которыми должен руководствоваться учитель начальных классов при реализации ФГОС, Положения о рабочей программе ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Основная цель предмета развитие речевого развития умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации.
Введение в программу коррекционных школ VIII вида предмета обусловлена несовершенством речевой практики учащихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в доступные формы взаимодействия в социуме.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
―Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Формировать выразительную сторону речи
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «Речевая практика» составлена на основе проекта Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей.
Введение в программу Русский язык раздела «Речевая практика» (0-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики учащихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Речевая практика дошкольников с нарушением интеллекта чрезвычайна бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 4 классе 68 часов, 2 часа в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты обучения
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
- выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- лушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- ыразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
- участвовать в беседе;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Достаточный уровень:
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по программе «Речевая практика»:
- расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
- закрепление представлений о различных социальных ролях - собственных и окружающих людей;
- соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
- закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
- закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).
5. Содержание тем учебного курса
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование.
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение.
Вежливый отказ от предложения, приглашения.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
6. Календарно-тематическое планирование 4 класс
|
№ |
Тема |
Кол/ч |
Дата |
Основные виды деятельности обучающихся |
|
|
1 четверть (16 ч) |
|
|
|
|
1 |
Делимся новостями |
1 |
|
Рассказ о лете по картинке. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Рассказ по кругу» Чтение стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом». Познакомить с правилами участия в полилоге Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Рассказ детей по своим рисунка о прошедшем лете. Игра «Вопрос за вопрос» Слушание песни «Для друзей нет выходных» |
|
2 |
Делимся новостями |
1 |
|
|
|
3 |
Делимся новостями |
1 |
|
|
|
4 |
Делимся новостями |
1 |
|
|
|
5 |
Я выбираю книгу |
1 |
|
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Составление рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам; беседа о типах книг; составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план; работа над рубликой «Это важно»). |
|
6 |
Я выбираю книгу |
1 |
|
|
|
7 |
Я выбираю книгу |
1 |
|
|
|
8 |
Я выбираю книгу |
1 |
|
|
|
9 |
Подскажите, пожалуйста! |
1 |
|
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного опыта, когда можно использовать фразу «Подскажите, пожалуйста!» Конструирование возможных диалогов обращения за помощью к знакомому и незнакомому человеку. Ролевые игры по теме ситуации. работа над рубликой «Это важно». |
|
10 |
Подскажите, пожалуйста! |
1 |
|
|
|
11 |
Подскажите, пожалуйста! |
1 |
|
|
|
12 |
Подскажите, пожалуйста! |
1 |
|
|
|
13 |
Я – пассажир. |
1 |
|
Беседа на основе личного опыта по теме урока. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте. Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе» |
|
14 |
Я – пассажир. |
1 |
|
|
|
15 |
Я – пассажир. |
1 |
|
|
|
16 |
Петушок – золотой гребешок. |
1
|
|
Беседа с опорой на иллюстрации. Слушание аудиозаписи с опорой на иллюстрации. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации, вопросы учителя. Инсценировка сказки. |
|
|
2 четверть (16 ч) |
|
|
|
|
17 |
Петушок – золотой гребешок. |
1
|
|
|
|
18 |
Петушок – золотой гребешок. |
1
|
|
|
|
19 |
Сочиняем сказку. |
1
|
|
Беседа с опорой на иллюстрации, обсуждение проблемного вопроса. Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придуманной сказки с опорой на вопросный план. Иллюстрирование сказки согласно замыслу. Рассказывание получившейся сказки. Работа над рубликой «Это важно». |
|
20 |
Сочиняем сказку. |
1
|
|
|
|
21 |
Сочиняем сказку. |
1
|
|
|
|
22 |
Сочиняем сказку. |
1
|
|
|
|
23 |
У телевизора. |
1 |
|
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного опыта по теме урока. Беседа о телепередачах. Ориентирование в программе телепередач. Пользование пультом от телевизора. Коллективное обсуждение «Моя любимая телепередача». Составление персональной телепрограммы обучающегося. Работа над рубликой «Это важно». |
|
24 |
У телевизора. |
1 |
|
|
|
25 |
У телевизора. |
1 |
|
|
|
26 |
У телевизора. |
1 |
|
|
|
27 |
«Лисичка – сестричка.» |
1 |
|
Беседа с опорой на иллюстрации. Слушание аудиозаписи с опорой на иллюстрации. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации, вопросы учителя. Инсценировка сказки. |
|
28 |
«Лисичка – сестричка.» |
1 |
|
|
|
29 |
«Лисичка – сестричка.» |
1 |
|
|
|
30 |
Новогодние истории |
1 |
|
Беседа с опорой на иллюстрации, обсуждение проблемного вопроса. Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придуманной истории с опорой на вопросный план. Рассказывание получившейся истории. |
|
31 |
Новогодние истории |
1 |
|
|
|
32 |
Новогодние истории |
1 |
|
|
|
|
3 четверть (20 ч) |
|
|
|
|
33 |
Знаки – помощники |
1 |
|
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного опыта по теме урока. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице по обсуждению дорожных знаков. Экскурсия «Знаки – помощники в нашем городе» Завершение темы «Это важно» |
|
34 |
Знаки – помощники |
1 |
|
|
|
35 |
Знаки – помощники |
1 |
|
|
|
36 |
Знаки – помощники |
1 |
|
|
|
37 |
В гостях у леса |
1 |
|
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного опыта по теме урока «Правила поведения в лесу». Творческая работа «Что может нанести вред лесу?» Составление «Правил вежливого поведения в лесу».
|
|
38 |
В гостях у леса |
1 |
|
|
|
39 |
В гостях у леса |
1 |
|
|
|
40 |
В гостях у леса |
1 |
|
|
|
41 |
Задушевный разговор |
1 |
|
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Знакомство с рассказами В.Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудозаписи. |
|
42 |
Задушевный разговор |
1 |
|
|
|
43 |
Задушевный разговор |
1 |
|
|
|
44 |
Задушевный разговор |
1 |
|
|
|
45 |
Приглашение |
1 |
|
Слушание стихотворения А. Усачева «Приглашение улитке». Коллективное составление приглашения. Правила вежливости при приглашении гостей. Оформление письменного приглашения. |
|
46 |
Приглашение |
1 |
|
|
|
47 |
Приглашение |
1 |
|
|
|
48 |
Приглашение |
1 |
|
|
|
49 |
Поздравляю! |
1 |
|
Чтение стихотворения «Я Наташу с днем рождения поздравлял». Коллективное составление поздравления. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения. Тренировочные упражнения в произнесении поздравления |
|
50 |
Поздравляю! |
1 |
|
|
|
51 |
Поздравляю! |
1 |
|
|
|
52 |
Поздравляю! |
1 |
|
|
|
|
4 четверть (16 ч) |
|
|
|
|
53 |
Жду письма! |
1 |
|
Беседа с привлечением личного опыта. Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя (письмо другу, родственнику др. |
|
54 |
Жду письма! |
1 |
|
|
|
55 |
Жду письма! |
1 |
|
|
|
56 |
Жду письма! |
1 |
|
|
|
57 |
«Извините меня…» |
1 |
|
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного опыта по теме урока о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня». Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения. Ролевые игры по теме ситуации. |
|
58 |
«Извините меня…» |
1 |
|
|
|
59 |
«Извините меня…» |
1 |
|
|
|
60 |
«Извините меня…» |
1 |
|
|
|
61 |
Поздравительная открытка . |
1 |
|
Беседа с привлечением личного опыта. Слушание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. Рисование праздничных открыток. Конструирование поздравлений с Днем Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). Подписывание открыток поздравлениями и доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки). |
|
62 |
Поздравительная открытка . |
1 |
|
|
|
63 |
Поздравительная открытка . |
1 |
|
|
|
64 |
Поздравительная открытка . |
1 |
|
|
|
65 |
«Во саду ли в огороде» |
1 |
|
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Беседа на основе личного опыта по теме урока, ответы на вопросы на основе иллюстраций: работа летом в саду и на огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности. Рисование по теме урока. Выставка рисунков. Обсуждение планов на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения. |
|
66 |
«Во саду ли в огороде» |
1 |
|
|
|
67 |
«Во саду ли в огороде» |
1 |
|
|
|
68 |
«Во саду ли в огороде» |
1 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.