
|
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей города
Димитровграда Ульяновской области»
|
|
РАССМОТРЕНО
|
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДАЮ
|
на
заседании ПК
|
заместитель
директора по УВР
|
Директор
МБОУ МПЛ
|
Протокол
№
|
|
|
М.Ю.Юдина
|
|
|
Д.А.
Дырдин
|
от
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
г.
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
г.
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель
ПК
|
|
Приказ №
|
|
от
|
«
|
|
»
|
08
|
2020
|
|
г.
|
Рабочая программа
Название
учебного предмета, курса
|
Родная
литература
|
Класс
|
7
класс Б
|
Уровень
образования
|
Основное
общее образование
|
Срок
реализации программы
|
2020
– 2021 учебный год
|
Количество
часов
|
всего
|
17 часов
|
в
год; в неделю
|
0,5
|
часа
|
Рабочая
программа составлена на основе
|
«Программы
общеобразовательных учреждений: Литература 5-11 классы»; под редакцией
В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2016
|
Учебно-методический
комплекс
|
Учебник
«Литература» 7 класс. В 2 ч.; / I В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,
В.И.КоровинI; под ред.В.Я Коровиной.-М.:
Просвещение,2016. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации
|
Рабочую
программу составил (а)
|
Незговорова
Татьяна Вениаминовна - учитель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
|
Город
|
Димитровград
|
Год
разработки программы
|
2020
|
Планируемые
образовательные результаты
Личностные
результаты:
- воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
- формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира;
- готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
- развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование
основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
- осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные
результаты:
Регулятивные:
- умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
- владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные:
- умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
- умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- умение
находить ответы на вопросы, используя знания и информацию, полученную на
уроках
Смысловое чтение:
- исправление
– определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в
тексте.
- сопоставление
/ нахождение сходств и различий
- перечисление
объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор
действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность
происходящих событий).
- множественный
выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
- конспектирование/составление
кратких записей, развитие умения записать кратко в форме заметок
содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать
необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)
- деление
текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной
идее, содержащейся в каждой из них.
- составление
плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме
плана, то есть по пунктам.
- предвосхищение/прогнозирование
(приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения
предвосхищать содержание текста.
- заполнение
таблицы - внесение в таблицу необходимой информации.
- содержательный
и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём
соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или
прослушанного текста.
- Коммуникативные:
умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;
- использовать
полученные на уроке знания в жизни
Учебно-проектная
деятельность:
- анализ
актуальности проводимого исследования;
- проведение
проектных работ или исследования;
- оформление
результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями
исследования;
- представление
результатов;
ИКТ
компетентность:
- формирование
и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные
результаты
- самостоятельно
понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл
произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы
словесного выражения содержания;
- определять
тему и основную мысль произведения;
- различать
разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;
- создавать
тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
- рассказывать
о событии с использованием диалога;
- создавать
собственный сказ, устный монолог в научном стиле;
- употреблять
стилистически окрашенные слова в речи;
- создавать
стилизацию и пародии;
- различать
роды словесности, определять вид и жанр произведения;
- видеть
особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах
народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;
- понимать
характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;
- писать
сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких
героев;
- писать
сочинение-эссе по лирическому произведению;
- создавать
режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств
драматического рода словесности;
- писать
сочинение: анализ эпизода; сочинение-рассуждение о героях;
- использовать
мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;
- выразительно
читать эпические и лирические произведения;
- выполнять
различные задания исследовательского характера;
- работать
самостоятельно, в группе, вместе с классом;- изложение своих мыслей ясно,
точно и грамотно в устной и письменной речи;
- поиск,
систематизация, анализ и классификация информации, использование
разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу,
современные информационные технологии.
2.
Выпускник получит возможность научиться:
·
анализировать
речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
·
оценивать
собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
·
осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
·
участвовать
в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать
ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
·
использовать
этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения
слова;
·
самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
·
самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
·
извлекать
информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной
литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в
электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета).
Содержание учебного курса
Ребёнок
и окружающий его мир в русской литературе
- Н.А.
Некрасов «Дедушка» (1 час). Понятие реалистической поэмы. Свобода и счастье
народа как главные ценности героя. Новое поколение продолжит дело отцов.
- Л.Н.
Толстой. «Отрочество» (главы 2, 3, 11–16).(3 часа) Умственное и
нравственное развитие героя. Важность поступков, их влияние на окружающий мир.
Единство природы и человека. Природа как отражение чувств и переживаний
героя.
- А.П.
Чехов. «Спать хочется» (1час). Психологическая драма главной героини. Образы
природы во сне как отражение тяжёлого детства героини.
- М.
Горький. «Дед Архип и Лёнька» (2 часа). Тема сострадания, одиночества человека,
жестокости мира. Пейзаж как отражение чувств , переживаний героев.
-Л.Н. Андреев.
«Ангелочек» (2 часа). Формирование характера героя под влиянием окружающей его
действительности. Понятие положительного/отрицательного героя. Вера в доброту,
гуманность человеческой души.
- В.О.
Богомолов «Иван» (в сокращении) (2 часа). Мужество ребёнка в годы войны.
Недетский жизненный путь героя, совершившего подвиги, непосильные взрослым
людям.
-Ю.Я.
Яковлев «Багульник» (1 час) Поступки как отражение души человека.
Бескорыстная помощь братьям меньшим. Ветки багульника как отражение образа души
главного героя.
- В.Г.
Распутин «Век живи – век люби». (2 часа) Природа как живое существо. Единство
человека с природой.
-Лирическая
поэзия. Е.А. Евтушенко. «Ошеломив меня, мальчишку…» А.С. Кушнер. «Контрольная.
Мрак за окном фиолетов…» (2 часа)
-Ребёнок
и окружающий мир в русской литературе Обобщение, защита проектов. (1 час).
Тематическое планирование
№
|
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
план
|
фактически
|
1
|
Н.А.
Некрасов. «Дедушка». Понятие реалистической поэмы. Свобода и счастье народа
как главные ценности героя
|
1
|
|
|
2-4
|
Л.Н.
Толстой. «Отрочество» (главы 2, 3, 11–16). Умственное и нравственное
развитие героя. Единство природы и человека.
|
3
|
|
|
5
|
А.П.
Чехов. «Спать хочется». Тяжёлое безрадостное детство героини. Безысходность,
влекущая за собой преступление.
|
1
|
|
|
6-7
|
М.
Горький. «Дед Архип и Лёнька». Тема сострадания, одиночества человека,
жестокости мира. Пейзаж как отражение чувств, переживаний героев.
|
2
|
|
|
8-9
|
Л.Н.
Андреев. «Ангелочек»
Формирование
характера героя под влиянием окружающей его действительности. Понятие
положительного/отрицательного героя. Вера в доброту, гуманность человеческой
души.
|
2
|
|
|
10-11
|
В.О.
Богомолов «Иван» (в сокращении). Мужество ребёнка в годы войны.
Недетский жизненный путь героя, совершившего подвиги, непосильные взрослым
людям
|
2
|
|
|
12
|
Ю.Я.
Яковлев «Багульник». Поступки как отражение души человека. Бескорыстная
помощь братьям меньшим. Ветки багульника как отражение образа души главного
героя.
|
1
|
|
|
13-14
|
В.Г.
Распутин «Век живи – век люби». Природа как живое существо. Единство человека
с природой.
|
2
|
|
|
15-16
|
Лирическая
поэзия. Е.А. Евтушенко. «Ошеломив меня, мальчишку…» А.С. Кушнер.
«Контрольная. Мрак за окном фиолетов…» и др.
|
2
|
|
|
17
|
Ребёнок
и окружающий мир в русской литературе. Обобщение.
|
1
|
|
|