Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано: Рассмотрено: Утверждаю:
Методическим объединением НРМОБУ Протокол заседания методического Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
«Куть-Яхская СОШ» Протокол №1 совета №1от 30 августа ____________ Е.В. Бабушкина
от «29» августа 2019г. Заместитель директора Приказ № 437-0 от 30.08.2019г.
Руководитель ШМО НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
___________/О.И. Ватолина/ ____________ О.Г. Сивоченко
«30» августа 2019г.
Рабочая программа
учебного предмета «Родная литература»
ДЛЯ 5Б КЛАССА
На 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
0,5 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, 17 ЧАСОВ В ГОД
Составитель программы
учитель русского языка и литературы
Клекта Л.Н.,
первая квалификационная категория
1. Пояснительная записка
Из учебного предмета «Литература» на изучение родной литературы на русском языке взято по 2-4 часа из каждого раздела, поскольку курс «Родная литература» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений разных периодов, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главной целью рабочей программы «Родная литература (на русском языке)» является передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Развитие умений пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, как в устной так и в письменной форме.
Изучение родной литературы (на родном языке) в школе решает следующие образовательные задачи:
· осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
· формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
· формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
· формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
· воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
· воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
· формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
· обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
· формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно.
Специфика учебного предмета «Родная литература (на русском языке)» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Формы промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предметной области "Родная литература" должно обеспечить:
- включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений.
|
Выпускник получит возможность научиться: |
|
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты художественные произведения родной литературы, передавая личное отношение к произведению; определять тему и основную мысль произведения, владеть различными видами пересказа, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу, оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; выявлять особенности языка и стиля писателя, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; определять родо-жанровую специфику художественного произведения постепенно переходя к анализу текста, анализировать литературные произведения разных жанров; осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особой способ познания жизни; аргументировать свое мнение о прочитанном произведении и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формировать, применять и развивать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. |
использовать прочитанные произведения родной литературы для обеспечения культурной самоидентификации; осознавать коммуникативно-эстетических возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; использовать прочитанное для воспитания в себе навыков квалифицированного читателя, обладающего сформированным эстетическим вкусом; сознательно планировать свое досуговое чтение; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.
|
2. Содержание учебного предмета
Введение
Книга — твой друг! Теория литературы: автор, герой, художественная литература.
Из устного народного творчества
Сказки народов России. «Падчерица».
Из древнерусской литературы
Дань хазарам. История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе.
Из литературы 19 века
А.С. Пушкин. Пейзажная лирика. «Зимняя дорога».
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести. Зло и добро в повести.
Н.А.Некрасов. «Тройка». Судьба русской женщины. Теория литературы: строфа.
А.П.Чехов. «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Из русской литературы 20 века
И.А.Бунин. «В деревне». Выразительные средства создания образов.
А.И.Куприн. «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». Образы главных героев; своеобразие языка.
П.П.Бажов. «Каменный цветок». Человек труда в сказе.
Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. «Три охотника»: тема, система образов.
В.Ф.Боков. «Поклон». Н.М.Рубцов «В осеннем лесу». Лирическая проза.
Р.Г.Гамзатов. «Песня соловья». В.И.Белов «Весенняя ночь». Средства выразительности.
В.Г.Распутин «Век живи – век люби». Красота земли.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Контрольная работа |
|
|||
1. |
Введение |
1 |
|
2. |
Из устного народного творчества |
1 |
|
3. |
Из древнерусской литературы |
1 |
|
4. |
Из литературы 19 века |
4 |
|
5. |
Из русской литературы 20 века |
10 |
1 |
Итого |
17 |
1 |
5. Календарно-тематическое планирование
Часов |
|
Название темы/урока |
План |
Дата |
|
1 |
|
Введение |
12.09 |
|
Книга — твой друг! Теория литературы: автор, герой, художественная литература. |
1 |
|
Из устного народного творчества |
26.09 |
|
Сказки народов России. «Падчерица». |
1 |
|
Из древнерусской литературы |
10.10 |
|
"Дань хазарам". История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе |
4 |
|
Из литературы 19 века |
24.10 |
|
А.С. Пушкин. Пейзажная лирика. «Зимняя дорога». |
07.11 |
|
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести. Зло и добро в повести. |
21.11 |
|
Н.А.Некрасов. «Тройка». Судьба русской женщины. Теория литературы: строфа. |
05.12 |
|
А.П.Чехов. «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. |
10 |
|
Из русской литературы 20 века |
19.12 |
|
И.А.Бунин. «В деревне». Выразительные средства создания образов. |
16.01 |
|
А.И.Куприн. «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. |
30.01 |
|
А.П.Платонов. «Цветок на земле». Образы главных героев; своеобразие языка. |
13.02 |
|
П.П.Бажов. «Каменный цветок». Человек труда в сказе. |
27.02 |
|
Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. «Три охотника»: тема, система образов. |
12.03 |
|
В.Ф.Боков. «Поклон». Н.М.Рубцов «В осеннем лесу». Лирическая проза. |
09.04 |
|
Р.Г.Гамзатов. «Песня соловья». В.И.Белов «Весенняя ночь». Средства выразительности. |
23.04 |
|
В.Г.Распутин «Век живи – век люби». Красота земли. |
07.05 |
|
Итоговая контрольная работа |
21.05 |
|
Повторение по итогам курса |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.