Рабочая программа по родной литературе 8 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по родной литературе 8 класс

Оценка 4.7
docx
01.09.2020
Рабочая программа по родной литературе 8 класс
Родная литература 8 класс.docx

1.     Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе на русском языке для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 196 от 01.02.2011 с изменениями) и   программой курса. Литература. 5-9 классы. / Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: Русское слово, 2014. – 88с. – (ФГОС) и учебник федерального перечня «Литература. 8 класс»/Г.С.Меркин. – Москва, «Русское слово», 2018.

Из учебного предмета  «Литература» на изучение родной литературы на русском языке  взято по 2-4 часа из каждого раздела, поскольку курс «Родная литература» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений разных периодов, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главной целью рабочей программы «Родная литература» является передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.  Развитие умений пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, как в устной так и в письменной форме.

Изучение родной литературы (на родном языке) в школе решает следующие образовательные задачи:

·         осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

·         формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

·         овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

·         формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

·         формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

·         воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

·         воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

·         воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

·         формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

·         обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

·         осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

·         формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно.

Специфика учебного предмета «Родная литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Формы промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.

2.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение предметной области "Родная литература" должно обеспечить:

-          включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;

-          сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

-          сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений.

 

Выпускник научится:

Выпускник получит

возможность научиться:

 

   выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты художественные произведения родной литературы, передавая личное отношение к произведению;

   определять тему и основную мысль произведения, владеть различными видами пересказа, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

   выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу, оценивать систему персонажей;

   находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; выявлять особенности языка и стиля писателя, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  определять родо-жанровую специфику художественного произведения постепенно переходя к анализу текста, анализировать литературные произведения разных жанров;

   осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

   понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особой способ познания жизни;

  аргументировать свое мнение о прочитанном произведении и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров;

  создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

  понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,

  формировать, применять и развивать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

  использовать прочитанные произведения родной литературы для обеспечения культурной самоидентификации;

   осознавать коммуникативно-эстетических возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  использовать прочитанное для воспитания в себе навыков квалифицированного читателя, обладающего сформированным эстетическим вкусом;

  сознательно планировать свое досуговое чтение;

  формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

 

 

 

3.     Содержание учебного предмета

Из устного народного творчества.

    Иван Грозный молится о сыне. Возвращение Филарета. Солдаты освобождают Смоленск.

            Из древнерусской литературы.

            «Житие Сергия Радонежского». «Слово о погибели Русской земли».

Из литературы 19 века.

В.А.Жуковский. «Лесной царь». Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе.

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Художественное богатство поэтического произведения.

И.С. Тургенев. «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.

Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести).

Из литературы 20 века.

М. Горький. «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького. Теория литературы: традиции романтизма; жанровое своеобразие; образ-символ.

  Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык», «Галоша».

Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – кюмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 – 60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

   А.Т.Твардовский. «За далью даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.


4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольная

работа

1.

Из устного народного творчества

3

 

2.

Из древнерусской литературы

2

 

3.

Из литературы 19 века

6

 

4.

Из литературы 20 века

6

1

Итого

17

1

 

 

 


5. Календарно – тематическое планирование

Часов

 

Название темы/урока

План

Дата

 

3

 

Из устного народного творчества

12.09

 

Иван Грозный молится о сыне.

26.09

 

Возвращение Филарета.

10.10

 

Солдаты освобождают Смоленск.

2

 

Из древнерусской литературы

24.10

 

«Житие Сергия Радонежского».

07.11

 

«Слово о погибели Русской земли».

6

 

Из литературы 19 века

21.11

 

В.А.Жуковский. «Лесной царь». Основные темы, мотивы.

05.12

 

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Художественное богатство поэтического произведения.

19.12

 

И.С. Тургенев. «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.

16.01

 

Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.

30.01

 

А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета.

13.02

 

Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести).

6

 

Из литературы 20 века

27.02

 

М. Горький. «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности.

12.03

 

Н.А. Тэффи «Свои и чужие».

09.04

 

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык», «Галоша». Большие проблемы «маленьких людей».

23.04

 

Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору).

07.05

 

Итоговая контрольная работа

21.05

 

А.Т.Твардовский. «За далью даль». Россия на страницах поэмы.

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа по родной литературе на русском языке для 8 класса составлена в соответствии с

Пояснительная записка Рабочая программа по родной литературе на русском языке для 8 класса составлена в соответствии с

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Основные вехи биографии писателя

Основные вехи биографии писателя

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п

Календарно – тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2020