Из учебного предмета «Литература» на изучение родной литературы на русском языке взято по 2-4 часа из каждого раздела, поскольку курс «Родная литература» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений разных периодов, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главной целью рабочей программы «Родная литература» является передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Развитие умений пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, как в устной так и в письменной форме.
Изучение родной литературы (на родном языке) в школе решает следующие образовательные задачи:
· осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
· формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
· формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
· формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
· воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
· воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
· формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
· обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
· формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно.
Специфика учебного предмета «Родная литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Формы промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предметной области "Родная литература" должно обеспечить:
- включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений.
|
Выпускник получит возможность научиться: |
|
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты художественные произведения родной литературы, передавая личное отношение к произведению; определять тему и основную мысль произведения, владеть различными видами пересказа, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу, оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; выявлять особенности языка и стиля писателя, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; определять родо-жанровую специфику художественного произведения постепенно переходя к анализу текста, анализировать литературные произведения разных жанров; осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особой способ познания жизни; аргументировать свое мнение о прочитанном произведении и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формировать, применять и развивать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. |
использовать прочитанные произведения родной литературы для обеспечения культурной самоидентификации; осознавать коммуникативно-эстетических возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; использовать прочитанное для воспитания в себе навыков квалифицированного читателя, обладающего сформированным эстетическим вкусом; сознательно планировать свое досуговое чтение; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.
|
3. Содержание учебного предмета
Из устного народного творчества.
Иван Грозный молится о сыне. Возвращение Филарета. Солдаты освобождают Смоленск.
Из древнерусской литературы.
«Житие Сергия Радонежского». «Слово о погибели Русской земли».
Из литературы 19 века.
В.А.Жуковский. «Лесной царь». Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе.
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Художественное богатство поэтического произведения.
И.С. Тургенев. «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.
Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести).
Из литературы 20 века.
М. Горький. «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького. Теория литературы: традиции романтизма; жанровое своеобразие; образ-символ.
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык», «Галоша».
Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 – 60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
А.Т.Твардовский. «За далью даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Контрольная работа |
1. |
Из устного народного творчества |
3 |
|
2. |
Из древнерусской литературы |
2 |
|
3. |
Из литературы 19 века |
6 |
|
4. |
Из литературы 20 века |
6 |
1 |
Итого |
17 |
1 |
5. Календарно – тематическое планирование
Часов |
|
Название темы/урока |
План |
Дата |
|
3 |
|
Из устного народного творчества |
12.09 |
|
Иван Грозный молится о сыне. |
26.09 |
|
Возвращение Филарета. |
10.10 |
|
Солдаты освобождают Смоленск. |
2 |
|
Из древнерусской литературы |
24.10 |
|
«Житие Сергия Радонежского». |
07.11 |
|
«Слово о погибели Русской земли». |
6 |
|
Из литературы 19 века |
21.11 |
|
В.А.Жуковский. «Лесной царь». Основные темы, мотивы. |
05.12 |
|
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Художественное богатство поэтического произведения. |
19.12 |
|
И.С. Тургенев. «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести. |
16.01 |
|
Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении. |
30.01 |
|
А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. |
13.02 |
|
Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести). |
6 |
|
Из литературы 20 века |
27.02 |
|
М. Горький. «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. |
12.03 |
|
Н.А. Тэффи «Свои и чужие». |
09.04 |
|
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык», «Галоша». Большие проблемы «маленьких людей». |
23.04 |
|
Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). |
07.05 |
|
Итоговая контрольная работа |
21.05 |
|
А.Т.Твардовский. «За далью даль». Россия на страницах поэмы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.