Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» для 5 - 7 классов составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577); программы А. Г. Прокофьевой «Оренбургский край в русской литературе», «Положением о рабочей программе по учебному предмету педагога в МОБУ «СОШ №21».
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родной язык и родная литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Оренбуржья (тексты оренбургских писателей и поэтов, публицистика Оренбуржья)
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Цель изучения учебного предмета «Родная литература»
становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст
Рабочая программа по курсу «Родная литература» направлена на решение следующих задач:
• воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Содержание курса.
5 класс.
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей. Истоки русского национального характера в устном народном творчестве.
Фольклор Оренбургского края. Детский фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки.
Русские народные сказки и национальный характер. «Гордей с придурью», «Два мужика».
Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля»
Из литературы XIX века» Басни. Толстой Л.Н. Басня «Два товарища»
Литературные сказки. Даль В.И.Сказка «Что значит досуг?».
Сказки и предания, созданные в Оренбургском крае
С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Прославление в сказке доброты, любви, верности.
Творчество поэтов и писателей XIX века. Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке».
Произведения о природе Оренбургского края. С.Т. Аксаков. «Прощай, мой тихий сельский дом», «Осень», «Послание в деревню»
Из литературы XX века. Паустовский К.Г. «Кот-ворюга».
Приёмы юмористического повествования.
Оренбургская природа в поэзии и прозе авторов XX века.
А. Ширяевец. «Сирень». А. Возняк. «Снегири», «Опять грустит по лету дождь». А. Тепляшин. «Перекаты Урала».
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».
Алексин А.Г. «Самый счастливый день».
С.П.Антонов. Повесть «Царский двугривенный». Изображение Оренбурга 20-х годов XX века.
6 класс.
Родная литература как способ познания жизни.
Предания об Оренбургских местах. «Откуда повелось название Бузулук», «Шихан». «Происхождение Мугоджар», «Урус-тау». «Жалованная грамота»
Цикл былин об Илье Муромце. Бескорыстное служение Родине и
народу, мужество, справедливость.
Иван Иванович Дмитриев. Отражение пороков человека в баснях: «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».
Из русской литературы XIX века.
С.Т. Аксаков. «Семейная хроника» (главы:«Переселение», «Оренбургская губерния» - о заселении земель нынешнего Бугурусланского района).
В.И. Даль. «Домик на Водяной улице» - описание Оренбурга и одной из его улиц.
Н. Г. Гарин-Михайловский Образы и сюжет сказки «Книжка счастья»
К. М. Станюкович Рассказ «Рождественская ночь». РР Письменный ответ на проблемный вопрос.
Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Из русской поэзии XX в.
Л.В. Исаков. «Илецкие мотивы», «Происхождение слова «Сарт». Алдан-Семенов. «Орск».
К.Д.Воробьѐв «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как
высшая нравственная основа в человеке.
Из лирики современных оренбургских поэтов.
Г. Красников. «На Уральскую землю однажды ступи».
А.Тепляшин «Перелетные птицы».
Нравственная проблематика рассказа В.К.Железникова
«Чудак из 6-Б». Представление развернутого устного ответа на вопрос.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Тема памяти и связи поколений.
Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке» и стихотворения Г. И. Анфилова «Собака».
7 класс.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Притча.
Введение. Образ человека в литературном произведении
Из Оренбургского фольклора. Предания: «Поход на Хиву», «Атаманская гора», «Тайна горы», «Голубево ущелье».
Исторические песни: «Из краев родных далеких», «Как за батюшкой, за Яикушкой».
«Повесть о Евпатии Коловрате». Народнопоэтические мотивы в повести.
Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басни «Отец и сыновья».
В.И. Даль. «Осколок льду»
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Е. А. Баратынский «Водопад».
П.Правдухин. «Яик уходит в море» (1-4 главы)
Художественная летопись жизни оренбургского казачества
Короленко В.Г. «Мгновение». Аллегорический смысл рассказа
В.М. Гаршин «Сигнал». Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе.
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.
В.П. Катаев «Сын полка»
Железников В.К. «Чучело». Нравственные уроки произведения.
Троепольский Г.Н. «Белый Бим, Чѐрное ухо»
П Н. Краснов. «Шатохи» - нравственные и экологические проблемы в рассказе.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературного краеведения в основной школе:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:
5 класс
·осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
·воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
·развитие способности понимать
литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные
традиции;
·овладение процедурами эстетического и
смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического
·определять тему и основную мысль
произведения
·владеть различными видами пересказа
·характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики
·находить основные изобразительно-выразительные средства
·определять родо-жанровую специфику
художественного произведения;
·выделять в произведениях элементы
художественной формы и обнаруживать связи между ними
·выражать личное отношение к
художественному произведению, аргументировать свою точку зрения ;
·выразительно читать с листа и
наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы,
передавая личное отношение к произведению ю
6класс
·осознание значимости чтения и
изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в
способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
·воспитание квалифицированного
читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров
·развитие способности понимать
литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные
традиции(5-9кл.);
·овладение процедурами эстетического и
смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и
т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении.
·определять тему и основную мысль
произведения;
·владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять
фабулу;
·характеризовать героев-персонажей,
давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей ;
·находить основные
изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры
писателя, определять их художественные функции
·определять родо-жанровую специфику
художественного произведения;
·выделять в произведениях элементы
художественной формы и обнаруживать связи между ними
·выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения
·пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями
7класс
·осознание значимости чтения и
изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в
способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения
эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
·воспитание квалифицированного
читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
·развитие способности понимать
литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные
традиции;
·овладение процедурами эстетического и
смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и
т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления
особенности композиции, основной конфликт, вычленять
фабулу;
·оценивать систему персонажей ;
·находить основные
изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры
писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и
стиля писателя
·определять
родо-жанровую специфику художественного произведения;
·объяснять свое понимание
нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики
произведений;
·выделять в произведениях элементы
художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к
анализу текста; ·выявлять и
осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения
·пользоваться
основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом
анализа и интерпретации художественного текста;
·представлять развернутый устный или
письменный ответ на поставленные вопросы ;вести учебные дискуссии
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии
·выражать личное отношение к
художественному произведению, аргументировать свою точку зрения ;
·выразительно читать с листа и
наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы,
передавая личное отношение к произведению
·ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями.
Промежуточные формы контроля
Промежуточные формы контроля определены следующим образом:
-Итоговый
- Тематический
Формы контроля:
Устные
- пересказ материала учебника
- описательный рассказ с опорой на наглядный образ
- изложение фактического материала по составленному учителем плану
- изложение материала с использованием модулей
- сравнение и сопоставление
- фронтальный опрос
- беседа по вопросам
Письменные
- индивидуальные письменные задания
- словарный диктант
- письменные задания по раздаточному материалу
- тестовые задания
- написание творческих сочинений
- проверочные комбинированные работы
Практические-
работа с текстом
- составление таблиц
- составление опорных конспектов
- составление планов ответа
- редактирование текста
Нетрадиционные
- составление и отгадывание кроссвордов
- составление тестов
- коллективный способ проверки знаний
- составление презентаций
- применение ИКТ
Оценочные и методические материалы контроля (представлены в приложении).
Май –итоговая контрольная работа.
5 класс
№ |
Контрольная работа |
Тема |
Сроки |
1 |
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса |
6 класс
№ |
Контрольная работа |
Тема |
Сроки |
1 |
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса |
|
7 класс
№ |
Контрольная работа |
Тема |
Сроки |
1 |
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса |
Тематическое планирование уроков, 5 класс
№ |
Раздел, тема урока |
Дата |
Примечаня |
1. |
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. |
|
|
2. |
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей. Истоки русского национального характера в устном народном творчестве. |
|
|
3. |
Фольклор Оренбургского края. Детский фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки. |
|
|
4. |
Русские народные сказки и национальный характер. «Гордей с придурью», «Два мужика». |
|
|
5. |
Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля» |
|
|
6. |
Из литературы XIX века» Басни. Толстой Л.Н. Басня «Два товарища» |
|
|
7. |
Литературные сказки. Даль В.И.Сказка «Что значит досуг?». |
|
|
8. |
Сказки и предания, созданные в Оренбургском крае С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». |
|
|
9. |
С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Прославление в сказке доброты, любви, верности. |
|
|
10. |
Творчество поэтов и писателей XIX века. Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке». |
|
|
11. |
Произведения о природе Оренбургского края. С.Т. Аксаков. «Прощай, мой тихий сельский дом», «Осень», «Послание в деревню» |
|
|
12. |
Из литературы XX века. Паустовский К.Г. «Кот-ворюга». Приёмы юмористического повествования. |
|
|
13. |
Оренбургская природа в поэзии и прозе авторов XX века. А. Ширяевец. «Сирень». А. Возняк. «Снегири», «Опять грустит по лету дождь». А. Тепляшин. «Перекаты Урала». |
|
|
14. |
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». |
|
|
15. |
Алексин А.Г. «Самый счастливый день». |
|
|
16. |
Алексин А.Г. «Самый счастливый день». Нравственные ценности в произведении. |
|
|
17. |
С.П.Антонов. Повесть «Царский двугривенный». Изображение Оренбурга 20-х годов XX века. |
|
|
18 |
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса |
|
|
Тематическое планирование уроков, 6 класс
№ |
Раздел, тема урока |
Дата |
Примечаня |
1. |
Родная литература как способ познания жизни.
|
|
|
2. |
Предания об Оренбургских местах. «Откуда повелось название Бузулук», «Шихан». «Происхождение Мугоджар», «Урус-тау». «Жалованная грамота» |
|
|
3. |
Цикл былин об Илье Муромце. Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость. |
|
|
4. |
Иван Иванович Дмитриев. Отражение пороков человека в баснях: «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». |
|
|
5. |
Из русской литературы XIX века. С.Т. Аксаков. «Семейная хроника» (главы:«Переселение», «Оренбургская губерния» - о заселении земель нынешнего Бугурусланского района). |
|
|
6. |
В.И. Даль. «Домик на Водяной улице» - описание Оренбурга и одной из его улиц. |
|
|
7. |
Н. Г. Гарин-Михайловский Образы и сюжет сказки «Книжка счастья» |
|
|
8. |
К. М. Станюкович Рассказ «Рождественская ночь». РР Письменный ответ на проблемный вопрос. |
|
|
9. |
Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» |
|
|
10. |
Из русской поэзии XX в. Л.В. Исаков. «Илецкие мотивы», «Происхождение слова «Сарт». Алдан-Семенов. «Орск». |
|
|
11. |
Воробььв К.Д. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. |
|
|
12. |
Из лирики современных оренбургских поэтов. Г. Красников. «На Уральскую землю однажды ступи». А.Тепляшин «Перелетные птицы». |
|
|
13. |
Нравственная проблематика рассказа Железникова В.К. «Чудак из 6-Б». Представление развернутого устного ответа на вопрос. |
|
|
14. |
Нравственная проблематика рассказа Железникова В.К. «Чудак из 6-Б». Представление развернутого устного ответа на вопрос. |
|
|
15. |
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Тема памяти и связи поколений |
|
|
16. |
Образы животных в произведениях родной литературы |
|
|
17. |
П Н. Краснов. «Шатохи» - нравственные и экологические проблемы в рассказе. |
|
|
18. |
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса |
|
|
Тематическое планирование уроков , 7 класс
№ |
Раздел, тема урока |
Дата |
Примечаня |
1 |
Введение. Образ человека в литературном произведении |
|
|
2 |
Из Оренбургского фольклора. Предания: «Поход на Хиву», «Атаманская гора», «Тайна горы», «Голубево ущелье». |
|
|
3 |
Исторические песни: «Из краев родных далеких», «Как за батюшкой, за Яикушкой». |
|
|
4 |
«Повесть о Евпатии Коловрате». Народнопоэтические мотивы в повести. |
|
|
5 |
Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басни «Отец и сыновья». |
|
|
6 |
В.И. Даль. «Осколок льду» |
|
|
7 |
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Е. А. Баратынский «Водопад». |
|
|
8 |
П.Правдухин. «Яик уходит в море» (1-4 главы) Художественная летопись жизни оренбургского казачества |
|
|
9 |
Короленко В.Г. «Мгновение». Аллегорический смысл рассказа |
|
|
10 |
В.М. Гаршин «Сигнал». Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе. |
|
|
11 |
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.П. Катаев «Сын полка» |
|
|
12 |
Железников В.К. «Чучело». Нравственные уроки произведения. |
|
|
13 |
Железников В.К. «Чучело». Нравственные уроки произведения. |
|
|
14 |
Троепольский Г.Н. «Белый Бим, Чѐрное ухо» |
|
|
15 |
Троепольский Г.Н. «Белый Бим, Чѐрное ухо» |
|
|
16 |
П Н. Краснов. «Шатохи».. |
|
|
17 |
П Н. Краснов. «Шатохи» - нравственные и экологические проблемы в рассказе. |
|
|
18 |
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.