рабочая программа по родному русскому языку 2 кл

  • docx
  • 16.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по родному русскому языку 2 кл.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РУДНИК-АБАГАЙТУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

 

 

Директор МОУ ООШ №5

                                                                            __________ Кремнева Т.С.

                                                                                                                                       РОСПИСЬ

Дата: «     »_________2019 г.                                     

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

                                                       

 

 

Составил: учитель русского языка

Калинова Е.В.

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Рудник -Абагайтуй   2019-2020 уч. г

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому)  языку  для  2  класса составлена на основе:

- федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) (с изменениями на 18 мая 2015 года);

- примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- авторской программы по предмету «Русский язык»  УМК  «Перспективная начальная школа» М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  (Программы по учебным предметам. Примерный учебный план /Сост. Р.Г.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2018 (Проект «Перспективная начальная школа»);

- основной образовательной программы МОУ Рудник-Абагайтуйской ООШ №5

 

Преподавание предмета «Родной (русский) язык» во 2 классе ведется по учебнику «Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч./ Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. Учебник входит в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года №253 (с изменениями на 5 июля 2017 года) за № 1.1.1.1.1.3

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по родному (русскому) языку формируется в соответствии со временем, выделенным в Обязательной части учебного плана школы на 2019-2020 учебный год. Во 2 классе отводится 0,5 часа в неделю, что составляет 17 часов в год. Уровень усвоения – базовый.

Актуальность изучения учебного предмета

Ведущее место предмета «Родной (русский) язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Цели и задачи

В системе предметов общеобразовательной школы предмет «Родной (русский) язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

      Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

·         развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

·         - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

·         - развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;      

·         - освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·         - овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные текстыописания и повествования небольшого объема;

·         - воспитание  позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

·         - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению.

 

 

Планируемые результаты освоения программы по предмету «Родной (русский) язык» во 2 классе

Личностные результаты

 

Требования к личностным результатам освоения образовательной программы НОО отражают:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Обучение родному (русскому) языку во 2 классе способствует формированию следующих результатов личностного развития:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её     в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых  эстетических  предпочтений  и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Метапредметные результаты

Требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы НОО отражают:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

 

Обучение родному (русскому) языку  во 2 классе способствует овладению метапредметными умениями через формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия  на  уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

   различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера  сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для  создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на  русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и  вносить  необходимые  коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную  информацию  из сообщений разных видов первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи  простых  суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и  выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся  получит  возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

   формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

   задавать вопросы;

   контролировать действия партнёра;

   использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её   с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с  партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Чтение. Работа с текстом

Работа  с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (напри- мер, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

                 работать с          несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять  небольшие  письменные  аннотации  к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

высказывать оценочные суждения  и  свою  точку  зрения о прочитанном тексте;

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

 

 Требования к предметным результатам  освоения образовательной программы начального общего образования по русскому языку отражают:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В ходе обучения предмету «Родной (русский) язык» во 2 классе

Содержательная линия «Система языка»

 

Раздел «Фонетика и графика»

 

Обучающийся научится:

·                     различать звуки и буквы;

·                     характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

·                     пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

 

Раздел «Орфоэпия»

Обучающийся получит возможность научиться:

·      соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

 

Раздел «Состав слова (морфемика)»

       Обучающийся научится:

·                     различать изменяемые и неизменяемые слова;

·                     различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

·                     находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·         выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

·         использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

 

Раздел «Лексика»

Обучающийся научится:

·                     выявлять слова, значение которых требует уточнения;

Обучающийся получит возможность научиться:

·                     подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

·                     различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

·                     выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

·                     Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

 

 

Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

                     распознавать грамматические признаки слов;

                      с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Обучающийся  получит возможность научиться:

                     находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

 

Раздел «Синтаксис»

Обучающийся научится:

                     различать предложение, словосочетание, слово;

                     устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

                     классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

                     определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

                     находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

Обучающийся  получит возможность научиться:

                     выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения, оценивать правильность разбора;

 

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

                     применять правила правописания (в объеме содержания курса);

                     определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

                     безошибочно списывать текст;

                     писать под диктовку тексты  в соответствии с изученными правилами правописания;

                     проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся  получит возможность научиться:

                     осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

          подбирать примеры с определенной орфограммой;

 

Содержательная линия «Развитие речи»

 

 Обучающийся научится:

                     оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

                     соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

                     самостоятельно озаглавливать текст;

                     составлять план текста;

                     сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся  получит возможность научиться:

                     подробно или выборочно пересказывать текст;

                     анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

                     анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями;

                     соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, Интернет и другие виды и способы связи).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я;

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Понятие об окончании слова и его основе. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания  жи-ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные слова (на ограниченном перечне слов);

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

не с глаголами;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Знакомство с основными видами изложений (без заучивания определений): изложения подробные. 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование

 

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Контроль знаний                                                                 

  Примечание                                                    

Фонетика и орфография 3 (ч)

 

1

Звукобуквенная зарядка

Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь, в словах с йотированными гласными е, е, ю, я.

Различают звуки. Объясняют  (характеризуют) особенности гласных, согласных звуков.

Индивидуальный

 

2

Как устанавливается связь между словами предложения.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

 

Устанавливают связь между словами в предложении.

Текущий

 

3

Тема текста, основная мысль.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца

Учатся чувствовать и понимать те переживания, кото­рыми делится с нами автор. Определяют тему и ос­новную мысль текста.

Индивидуальный

 

Морфемика и словообразование (5 ч)

 

4

Основа слова и его окончание.

Выделение и определение значимых частей слова, окончание. Понятие об окончании слова и его основе.

Фонетический разбор слова.

Выделяют значимые части слова, окончание. Подбирают слова по заданной схеме.

Текущий

 

5

Родственные слова.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Выделяют в слове корень, называя однокоренные слова; подбирают к слову-названию предмета родственное слово-название признака.

Текущий

 

6

Понятие о составе слова

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Разбор слова по составу.

Определяют части слова

Индивидуальный

 

7

Начальная форма слова

Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Начальная форма слов-названий предметов

Учатся сравнивать разные формы одного и того же слова; определяют начальную форму слов-названий предметов.

Текущий

 

8

Развитие речи. Азбука вежливости. Как писать письмо.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Как писать письмо?  Правила вежливости.

Пишут  письма с соблюдением речевого этикета. Анализируют письменную речь по критериям: правильность, выразительность, богатство.

Индивидуальный

 

Морфология и лексика  (4 ч)

 

9

Многознач­ные слова

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах,

Различают многознач­ные слов.

Индивидуальный

 

10

Омонимы

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

 

Различают многознач­ные слова и слова-омонимы. Имеют пред­ставление о способах разграничения много­значных и омонимичных слов.

Индивидуальный

 

11

Синонимы

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

 

Находят синонимы в тексте; учатся с помощью синонимов объяснять значения слов.

Индивидуальный

 

12

План текста.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

 

Учатся составлять план

Индивидуальный

 

Фонетика и орфография (2 ч)

13

Чередование звуков в корнях слов

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков, проверяемые безударные гласные в корне слова. . Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков

Моделируют алгоритм применения орфографического правила, учатся следовать составленным  алгоритмам.

Индивидуальный

 

14

Повторение по теме «Орфография».

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Пишут словарные сло­ва в соответствии с за­ложенным в программе минимумом. Группируют слова по заданному или само­стоятельно установлен­ному принципу.

Фронтальный

 

Синтаксис  (3ч.)

15

Развитие речи. Устное изложение

Знакомство с основными видами изложений (без заучивания определений): изложение  подробное .

 

Анализируют последовательность собственных действий при работе над изложением и соотносят их с разработанным алгоритмом.

Фронтальный

 

16

Итоговая контрольная работа.

Применение правил правописания:

сочетания жи –ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

не с глаголами;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Подбирают проверочные слова

Контрольная работа

 

17

Обобщение и систематизация пройденного материала за год.

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Части речи.

Участвуют в игре, где используют полученные знания

Групповой

 

 

 

 

 


Итоговая контрольная работа.

Вариант 1

1.Запиши цифрами рядом со словами количество слогов, букв, звуков в словах:

Коньки -- .... слогов, .... букв, .... звуков.

Яма -- .... слогов, .... букв, .... звуков.

Гриб -- .... слогов, .... букв, .... звуков.

2.Запиши 2 любых слова. Покажи, как ты их будешь переносить с одной строки на другую:

_____________________________________________________

3.Прочитай слова. Подумай, на какое они правило? Допиши ещё по 2 слова на это правило:

Маш ... на, ж ... знь, ш ... ло, ____________, ___________.

Ч ... сто, щ ... вель, ч ... сы, ____________, ___________.

4.Прочитай слова. Поставь ударение. Выпиши слова с безударной гласной  в корне.

Гроза, коньки, гора, пчёлка, весна, сомик.

______________________________________________________

5.Определи, на какой вопрос отвечают слова? Запиши каждое слово в нужный столбик:

Белая, бегать, мышь, ручей, читает, большое.

Кто? Что? Что делать? Что делает? Какая? Какое?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа.

Вариант 2

1.Запиши цифрами рядом со словами количество слогов, букв, звуков в словах:

Деньки -- .... слогов, .... букв, .... звуков.

Юля --.... слогов, .... букв, .... звуков.

Крик --.... слогов, .... букв, .... звуков.

2.Запиши два любых слова . Покажи, как ты их будешь переносить с одной строки на другую:

_____________________________________________________

3.Прочитай слова. Подумай, на какое они правило? Допиши ещё по 2 слова на это правило:

Ёж ... к, ж... раф, пруж... на, ____________, ___________.

Свеч ... , зайч...та, пищ... , ____________, ___________.

4.Прочитай слова. Поставь ударение. Выпиши слова с безударной гласной  в корне.

Волна, домик, медок, сова, деньки, стёкла.

____________________________________________________

6.Определи, на какой вопрос отвечают слова? Запиши каждое слово в нужный столбик:

Весёлая, прыгать, весна, берёза, пишет, глубокое.

Кто? Что? Что делать? Что делает? Какая? Какое?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru