Рабочая программа по родному русскому языку 2 кл
Оценка 4.9

Рабочая программа по родному русскому языку 2 кл

Оценка 4.9
docx
16.09.2020
Рабочая программа по родному русскому языку 2 кл
рабочая программа по родному русскому языку 2 кл.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РУДНИК-АБАГАЙТУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

 

 

Директор МОУ ООШ №5

                                                                            __________ Кремнева Т.С.

                                                                                                                                       РОСПИСЬ

Дата: «     »_________2019 г.                                     

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

                                                       

 

 

Составил: учитель русского языка

Калинова Е.В.

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Рудник -Абагайтуй   2019-2020 уч. г

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому)  языку  для  2  класса составлена на основе:

- федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) (с изменениями на 18 мая 2015 года);

- примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- авторской программы по предмету «Русский язык»  УМК  «Перспективная начальная школа» М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  (Программы по учебным предметам. Примерный учебный план /Сост. Р.Г.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2018 (Проект «Перспективная начальная школа»);

- основной образовательной программы МОУ Рудник-Абагайтуйской ООШ №5

 

Преподавание предмета «Родной (русский) язык» во 2 классе ведется по учебнику «Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч./ Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. Учебник входит в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года №253 (с изменениями на 5 июля 2017 года) за № 1.1.1.1.1.3

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по родному (русскому) языку формируется в соответствии со временем, выделенным в Обязательной части учебного плана школы на 2019-2020 учебный год. Во 2 классе отводится 0,5 часа в неделю, что составляет 17 часов в год. Уровень усвоения – базовый.

Актуальность изучения учебного предмета

Ведущее место предмета «Родной (русский) язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Цели и задачи

В системе предметов общеобразовательной школы предмет «Родной (русский) язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

      Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

·         развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

·         - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

·         - развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;      

·         - освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·         - овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные текстыописания и повествования небольшого объема;

·         - воспитание  позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

·         - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению.

 

 

Планируемые результаты освоения программы по предмету «Родной (русский) язык» во 2 классе

Личностные результаты

 

Требования к личностным результатам освоения образовательной программы НОО отражают:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Обучение родному (русскому) языку во 2 классе способствует формированию следующих результатов личностного развития:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её     в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых  эстетических  предпочтений  и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Метапредметные результаты

Требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы НОО отражают:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

 

Обучение родному (русскому) языку  во 2 классе способствует овладению метапредметными умениями через формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия  на  уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

   различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера  сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для  создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на  русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и  вносить  необходимые  коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную  информацию  из сообщений разных видов первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи  простых  суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и  выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся  получит  возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

   формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

   задавать вопросы;

   контролировать действия партнёра;

   использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её   с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с  партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Чтение. Работа с текстом

Работа  с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (напри- мер, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

                 работать с          несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять  небольшие  письменные  аннотации  к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

высказывать оценочные суждения  и  свою  точку  зрения о прочитанном тексте;

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

 

 Требования к предметным результатам  освоения образовательной программы начального общего образования по русскому языку отражают:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В ходе обучения предмету «Родной (русский) язык» во 2 классе

Содержательная линия «Система языка»

 

Раздел «Фонетика и графика»

 

Обучающийся научится:

·                     различать звуки и буквы;

·                     характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

·                     пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

 

Раздел «Орфоэпия»

Обучающийся получит возможность научиться:

·      соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

 

Раздел «Состав слова (морфемика)»

       Обучающийся научится:

·                     различать изменяемые и неизменяемые слова;

·                     различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

·                     находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·         выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

·         использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

 

Раздел «Лексика»

Обучающийся научится:

·                     выявлять слова, значение которых требует уточнения;

Обучающийся получит возможность научиться:

·                     подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

·                     различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

·                     выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

·                     Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

 

 

Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

                     распознавать грамматические признаки слов;

                      с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Обучающийся  получит возможность научиться:

                     находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

 

Раздел «Синтаксис»

Обучающийся научится:

                     различать предложение, словосочетание, слово;

                     устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

                     классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

                     определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

                     находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

Обучающийся  получит возможность научиться:

                     выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения, оценивать правильность разбора;

 

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

                     применять правила правописания (в объеме содержания курса);

                     определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

                     безошибочно списывать текст;

                     писать под диктовку тексты  в соответствии с изученными правилами правописания;

                     проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся  получит возможность научиться:

                     осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

          подбирать примеры с определенной орфограммой;

 

Содержательная линия «Развитие речи»

 

 Обучающийся научится:

                     оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

                     соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

                     самостоятельно озаглавливать текст;

                     составлять план текста;

                     сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся  получит возможность научиться:

                     подробно или выборочно пересказывать текст;

                     анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

                     анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями;

                     соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, Интернет и другие виды и способы связи).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я;

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Понятие об окончании слова и его основе. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания  жи-ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные слова (на ограниченном перечне слов);

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

не с глаголами;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Знакомство с основными видами изложений (без заучивания определений): изложения подробные. 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование

 

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Контроль знаний                                                                 

  Примечание                                                    

Фонетика и орфография 3 (ч)

 

1

Звукобуквенная зарядка

Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь, в словах с йотированными гласными е, е, ю, я.

Различают звуки. Объясняют  (характеризуют) особенности гласных, согласных звуков.

Индивидуальный

 

2

Как устанавливается связь между словами предложения.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

 

Устанавливают связь между словами в предложении.

Текущий

 

3

Тема текста, основная мысль.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца

Учатся чувствовать и понимать те переживания, кото­рыми делится с нами автор. Определяют тему и ос­новную мысль текста.

Индивидуальный

 

Морфемика и словообразование (5 ч)

 

4

Основа слова и его окончание.

Выделение и определение значимых частей слова, окончание. Понятие об окончании слова и его основе.

Фонетический разбор слова.

Выделяют значимые части слова, окончание. Подбирают слова по заданной схеме.

Текущий

 

5

Родственные слова.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Выделяют в слове корень, называя однокоренные слова; подбирают к слову-названию предмета родственное слово-название признака.

Текущий

 

6

Понятие о составе слова

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Разбор слова по составу.

Определяют части слова

Индивидуальный

 

7

Начальная форма слова

Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Начальная форма слов-названий предметов

Учатся сравнивать разные формы одного и того же слова; определяют начальную форму слов-названий предметов.

Текущий

 

8

Развитие речи. Азбука вежливости. Как писать письмо.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Как писать письмо?  Правила вежливости.

Пишут  письма с соблюдением речевого этикета. Анализируют письменную речь по критериям: правильность, выразительность, богатство.

Индивидуальный

 

Морфология и лексика  (4 ч)

 

9

Многознач­ные слова

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах,

Различают многознач­ные слов.

Индивидуальный

 

10

Омонимы

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

 

Различают многознач­ные слова и слова-омонимы. Имеют пред­ставление о способах разграничения много­значных и омонимичных слов.

Индивидуальный

 

11

Синонимы

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

 

Находят синонимы в тексте; учатся с помощью синонимов объяснять значения слов.

Индивидуальный

 

12

План текста.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

 

Учатся составлять план

Индивидуальный

 

Фонетика и орфография (2 ч)

13

Чередование звуков в корнях слов

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков, проверяемые безударные гласные в корне слова. . Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков

Моделируют алгоритм применения орфографического правила, учатся следовать составленным  алгоритмам.

Индивидуальный

 

14

Повторение по теме «Орфография».

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Пишут словарные сло­ва в соответствии с за­ложенным в программе минимумом. Группируют слова по заданному или само­стоятельно установлен­ному принципу.

Фронтальный

 

Синтаксис  (3ч.)

15

Развитие речи. Устное изложение

Знакомство с основными видами изложений (без заучивания определений): изложение  подробное .

 

Анализируют последовательность собственных действий при работе над изложением и соотносят их с разработанным алгоритмом.

Фронтальный

 

16

Итоговая контрольная работа.

Применение правил правописания:

сочетания жи –ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

не с глаголами;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Подбирают проверочные слова

Контрольная работа

 

17

Обобщение и систематизация пройденного материала за год.

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Части речи.

Участвуют в игре, где используют полученные знания

Групповой

 

 

 

 

 


Итоговая контрольная работа.

Вариант 1

1.Запиши цифрами рядом со словами количество слогов, букв, звуков в словах:

Коньки -- .... слогов, .... букв, .... звуков.

Яма -- .... слогов, .... букв, .... звуков.

Гриб -- .... слогов, .... букв, .... звуков.

2.Запиши 2 любых слова. Покажи, как ты их будешь переносить с одной строки на другую:

_____________________________________________________

3.Прочитай слова. Подумай, на какое они правило? Допиши ещё по 2 слова на это правило:

Маш ... на, ж ... знь, ш ... ло, ____________, ___________.

Ч ... сто, щ ... вель, ч ... сы, ____________, ___________.

4.Прочитай слова. Поставь ударение. Выпиши слова с безударной гласной  в корне.

Гроза, коньки, гора, пчёлка, весна, сомик.

______________________________________________________

5.Определи, на какой вопрос отвечают слова? Запиши каждое слово в нужный столбик:

Белая, бегать, мышь, ручей, читает, большое.

Кто? Что? Что делать? Что делает? Какая? Какое?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа.

Вариант 2

1.Запиши цифрами рядом со словами количество слогов, букв, звуков в словах:

Деньки -- .... слогов, .... букв, .... звуков.

Юля --.... слогов, .... букв, .... звуков.

Крик --.... слогов, .... букв, .... звуков.

2.Запиши два любых слова . Покажи, как ты их будешь переносить с одной строки на другую:

_____________________________________________________

3.Прочитай слова. Подумай, на какое они правило? Допиши ещё по 2 слова на это правило:

Ёж ... к, ж... раф, пруж... на, ____________, ___________.

Свеч ... , зайч...та, пищ... , ____________, ___________.

4.Прочитай слова. Поставь ударение. Выпиши слова с безударной гласной  в корне.

Волна, домик, медок, сова, деньки, стёкла.

____________________________________________________

6.Определи, на какой вопрос отвечают слова? Запиши каждое слово в нужный столбик:

Весёлая, прыгать, весна, берёза, пишет, глубокое.

Кто? Что? Что делать? Что делает? Какая? Какое?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ МУНИЦИПАЛЬНОЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ МУНИЦИПАЛЬНОЕ

Пояснительная записка Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса составлена на основе: - федерального закона от 29

Пояснительная записка Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса составлена на основе: - федерального закона от 29

Планируемые результаты освоения программы по предмету «Родной (русский) язык» во 2 классе

Планируемые результаты освоения программы по предмету «Родной (русский) язык» во 2 классе

Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина

Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Обучающийся получит возможность научиться : • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познава тельную; • проявлять познавательную инициативу…

Обучающийся получит возможность научиться : • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познава тельную; • проявлять познавательную инициативу…

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Чтение. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Чтение. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся получит возможность научиться : • сопоставлять различные точки зрения; • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • в процессе работы с одним или…

Обучающийся получит возможность научиться : • сопоставлять различные точки зрения; • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • в процессе работы с одним или…

Обучающийся научится: · различать изменяемые и неизменяемые слова; · различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; · находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,…

Обучающийся научится: · различать изменяемые и неизменяемые слова; · различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; · находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,…

Обучающийся получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определенной орфограммой;

Обучающийся получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определенной орфограммой;

Систематический курс Фонетика и орфоэпия

Систематический курс Фонетика и орфоэпия

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Родственные слова. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова»

Родственные слова. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова»

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов

Синтаксис (3ч.) 15Развитие речи

Синтаксис (3ч.) 15Развитие речи

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2020