Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
(с углублённым изучением отдельных предметов)»
Рассмотрена
на заседании МО Утверждена
протокол № ____ приказом директора школы
от _____________ от __________ № ________
Рекомендована к утверждению
методическим советом
протокол № ____
от _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
для параллели 10 классов
на 2020 – 2021учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на 34 часов в год ( 1час в неделю).
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
· совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
· совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
· развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Планируемые результаты освоения учебной программы
обучающихся 10 классов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом система оценки планируемых результатов имеет комплексный подход к оценке результатов (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования).
Личностные результаты
1.Осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским;
2.Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
3.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
4.Понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
Ученик научится:
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка; 4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
6)осознавать значимость изучения родного 9русского) языка для своего дальнейшего развития;
7) воспринимать родной язык как одну из основных национально-культурных ценностей народа;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Ученик получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных типов речи, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в дискуссии;
5) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать изученный материал.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родной (русский) язык», 10 класс
Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Ученик научится:
· характеризовать основные социальные функции русского языка в России.
место русского языка среди славянских языков, взаимосвязи и отношения единиц разных уровней языка;
· определять основные тенденции языковых изменений;
· переосмысливать имеющиеся в языке слова (фразеологизмы, неологизмы, заимствованные слова)
Ученик получит возможность научиться:
· характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие родного (русского) языка.
Раздел 2. Культура речи (11ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Ученик научится:
· использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию
· переосмысливать активный и потенциальный словарный запас;
· использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
.
Ученик получит возможность научиться:
· воспринимать родной (русский) язык как одну из основных национально-культурных ценностей народа
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций
спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Ученик научится:
· использовать мастерство публичного выступления, средства речевой выразительности: «цветы красноречия», стратегию и тактику спора;
· характеризовать истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры;
· характеризовать важнейшие риторические тропы и фигуры, структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы;
Ученик получит возможность научиться:
· аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанрах, используя разные типы речи;
· создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
· участвовать в публичном выступлении, дискуссии.
·
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема раздела |
Кол-во часов |
Формы контроля |
Кол-во часов |
1 |
Язык и культура |
10 |
Практическая работа Творческая работа |
1 1 |
2 |
Культура речи |
11 |
Сочинение |
2 |
3 |
Речь. Текст. |
13 |
Контрольная работа Защита проектов |
1 2 |
|
Итого |
34 |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет: родной (русский) язык
Учитель: Вороная Ирина Викторовна
Количество часов на год: 34 в неделю:1
Класс: 10 А
|
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Количество часов по плану |
9 |
7 |
10 |
8 |
Количество контрольных работ |
|
1 прак.работа
1 твор.работа
|
2 сочинение |
1 контрольная работа
2 защита проектов
|
№ п/п |
Наименование раздела, название темы |
Кол-во часов |
дата проведения |
|||
Планир.
|
Факт |
|||||
Язык и культура (10 часов) |
||||||
1 |
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление. |
1 |
07.09 |
|
||
.2. |
Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. |
1 |
14.09 |
|
||
3 |
Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины. |
1 |
21.09
|
|
||
4. |
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Русский язык как развивающееся явление |
1 |
28.09 |
|
||
5. |
Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. |
1 |
05.10
|
|
||
6. |
Группы лексических единиц по степени устарелости. |
1 |
12.10 |
|
||
7 - 8 |
Лексические нормы русского языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. |
2 |
19.10. 26.10 |
|
||
9 |
Практическая работа по теме «Лексические нормы русского языка» в форме ЕГЭ |
1 |
09.11 |
|
||
10. |
Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества» |
1 |
16.11 |
|
||
Культура речи (11 часов) |
||||||
11 - 12 |
Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. |
1 |
23.11 30.11 |
|
||
13. |
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка |
1 |
07.12 |
|
||
14. |
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. |
1 |
14.12 |
|
||
15. |
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. |
1 |
21.12 |
|
||
16 |
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. |
1 |
28.12
|
|
||
17 |
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. |
1 |
11.01. |
|
||
18-19 |
Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?» |
2 |
18.01 25.01 |
|
||
20 |
Контрольная работа в форме теста по теме «Со- временные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка» |
1 |
01.02 |
|
||
21 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
08.02 |
|
||
Речь. Речевая деятельность. Тест (13 часов) |
||||||
22 |
Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. |
1 |
15.02 |
|
||
23 |
Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. |
1 |
22.02 |
|
||
24. |
Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». |
1 |
01.03 |
|
||
25. |
Категория монолога и диалога как формы речевого общения. |
1 |
08.03 |
|
||
26. |
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. |
1 |
15.03 |
|
||
27. |
Р/р Публичное выступление (практическое занятие) |
1 |
05.04 |
|
||
28-29 - 30 |
Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи |
3 |
12.04 19.04 26.04 |
|
||
31. |
Язык художественной литературы. Разговорная речь. |
1 |
03.05 |
|
||
32 |
Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» |
1 |
17.05 |
|
||
33 - 34 |
Защита проекта по предложенной теме |
1 |
24.05 31.05 |
|
||
Примерные темы проектных и исследовательских работ
Жанр интервью в современных газетах
Искусство вести беседу
Телевидение и литература: что окажется сильнее
Как влияют социальные сети на язык.
Край родной в легендах и преданиях.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» 8 класс (34 часа)
№ урока |
Тема |
Основные виды учебной деятельности |
Формы организации учебных занятий |
Раздел 1. Язык и культура 10 часов |
|||
1 |
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление. |
Отбирают и систематизируют материал. Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде. Обобщают наблюдения и делают выводы. Работают в группах по дифференцированному заданию. Составление тезисов. |
Фронтальная, групповая |
2 |
Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. |
Знакомство с лексическим заимствованием. Изучение словарей. Работают в группах по дифференцированному заданию. |
Фронтальная, групповая |
3 |
Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины. |
Отбирают и систематизируют материал по теме урока. Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде. Обобщают наблюдения и делают выводы. Работают в группах по дифференцированному заданию. |
Фронтальная, групповая |
4 |
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Русский язык как развивающееся явление. |
Отбирают и систематизируют материал на данную тему. Осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения. |
Фронтальная, групповая |
5. |
Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. |
Анализируют теоретические сведения из лекции учителя. Работают с таблицей. Иллюстрируют таблицу своими примерами. |
Фронтальная, групповая
|
6. |
Группы лексических единиц по степени устарелости. |
Отбирают и систематизируют материал на данную тему. Осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения. |
Фронтальная, групповая |
7 - 8 |
Лексические нормы русского языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. |
Отбирают и систематизируют материал на данную тему. Осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения. Работа с таблицей. |
Фронтальная, групповая |
9 |
Практическая работа по теме «Лексические нормы русского языка» в форме ЕГЭ |
Пишут практическую работу. |
Индивидуально-обособленная |
10. |
Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества» |
Пишут творческую работу. |
Индивидуально-обособленная |
Раздел 2. Культура речи 11 час |
|||
11 - 12 |
Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. |
Знакомство с типичными орфоэпическими ошибками в современной речи, с произношением гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения. Отработка произношения твѐрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ. |
Фронтальная, групповая |
13. |
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка |
Знакомство с основными грамматическими нормами современного русского литературного языка. Работают с текстом и исправляют грамматические ошибки. |
Фронтальная, групповая |
14. |
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. |
Знакомство с нормами употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Работают с текстами. |
Фронтальная, групповая |
15. |
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. |
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание. Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев)Работа с таблицей. |
Фронтальная, групповая |
16 |
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. |
Знакомство с активными процессами в речевом этикете, с новыми вариантами приветствия и прощания. Знакомство со структурой аргументации: тезисом и аргументом, со способами аргументации, с правилами эффективной аргументации и причинами неэффективной аргументации в общении. Знакомство с типичными речевыми ошибками, связанными с употреблением терминов. |
Фронтальная, групповая |
17 |
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. |
Знакомство с активными процессами в речевом этикете. Знакомство с нормами употребления терминов в ситуациях делового общения. Знакомство с этикетными речевыми тактиками и приѐмами в коммуникации‚ помогающими противостоять речевой агрессии. |
Фронтальная, групповая |
18-19 |
Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?» |
Подбор материала, составление плана сочинения. Пишут сочинение. |
Фронтальная. Индивидуально-обособленная |
20 |
Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка» |
Пишут контрольную работу |
Индивидуально-обособленная |
21 |
Анализ контрольной работы. |
Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. |
Индивидуально-обособленная Фронтальная, групповая |
Раздел 3. Речь. Текст. 13часов |
|||
22 |
Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. |
Оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; |
Фронтальная, групповая |
23 |
Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. |
Знакомство с публицистическим стилем речи, со структурой написания выступления. Отработка навыка публичного выступления, использования стандартных оборотов. Формирование понятия о правилах публичного выступления.. |
Фронтальная, групповая |
24. |
Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». |
создание устных высказываний для импровизированного общения, с учетом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения. |
Фронтальная, групповая |
25. |
Категория монолога и диалога как формы речевого общения. |
Создание письменных текстов для монологов и диалогов с учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. |
Фронтальная, групповая |
26. |
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. |
Отбирают и систематизируют материал. Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде. Обобщают наблюдения и делают выводы. Знакомство со структурой аргументации: тезисом и аргументом, со способами аргументации, с правилами эффективной аргументации и причинами неэффективной аргументации в споре, дискуссии, полемике. |
Фронтальная, групповая |
27. |
Р/р Публичное выступление (практическое занятие) |
Выступление перед одноклассниками, используют правила публичного выступления с учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. Взаиморецензирование. |
Фронтальная, групповая |
28-29 - 30 |
Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи |
Отбирают и систематизируют материал на данную тему. Осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения. Работа с таблицей. |
Фронтальная, групповая |
31. |
Язык художественной литературы. Разговорная речь. |
Создание объявлений, деловых писем, редактирование собственных текстов |
Фронтальная, групповая |
32 |
Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» |
Пишут контрольную работу |
Индивидуально-обособленная |
33 - 34 |
Защита проекта по предложенной теме |
Защищают проекты, используют правила публичного выступления с учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. Оценивание устных выступлений с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. |
Фронтальная, групповая |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.