Рабочая программа по родному языку 9 класс

  • doc
  • 01.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Родной язык 9 класс.doc

 

1.      Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку (русскому)  для 9А класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 196 от 01.02.2011), на основе Примерной программы по учебному предмету «русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (2018), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18.

Планирование ориентировано на учебное пособие для общеобразовательных организаций/О.М.Александрова и др. – 3-е издание – М.: Просвещение, 2019.

Цели обучения.

·                                   воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

·                                   совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·                                   углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

·                                   совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

·                                   развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно- научного и гуманитарного циклов.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».

          Темы для блоков взяты из учебного пособия для общеобразовательных организаций/О.М.Александрова и др. – 3-е издание – М.: Просвещение, 2019.

          Формы промежуточной аттестации:  итоговая контрольная работа.

 

2.      Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ученик научится:

·         использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи;

·         правильно использовать варианты форм имен прилагательных;

·          использовать в речи синонимические формы имен прилагательных;

·          различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф;

·         определять научный стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа;

·          подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа;

·         собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению;

·         писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе;

·         рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты;

·         читать учебно-научные тексты изучающим чтением.

 

Ученик получит возможность научиться:

·         опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

·         выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

·         создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

·         владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

·         свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

·         соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

·         выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

·         участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

·         анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

·         определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

·         опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

·         объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

 

 

3. Содержание учебного предмета

Язык и культура

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.

Ключевые слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в русском языке.

Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка.

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.

Стилистическое переосмысление значений слов в современном русском языке.

Культура речи

Активные процессы в области произношения и ударения.

Трудные случаи лексической сочетаемости.

Типичные ошибки в управлении в построении простого осложнённого и сложного предложений.

Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета.

Речь. Речевая деятельность. Текст

Русский язык в Интернете.

Виды преобразования текстов.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Итоговая контрольная работа

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

п/п

Раздел

Кол-во часов

Контрольная работа

1.

Язык и культура

6

 

2.

Культура речи

4

 

3.

Речь. Речевая деятельность. Текст

8

1

Всего

18

1

 

5. Календарно – тематическое планирование

Часов

 

Название темы/урока

План

Дата

 

6

 

Язык и культура

03.09

03.09

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.

17.09

 

Ключевые слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в русском языке.

01.10

 

Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка.

15.10

 

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

12.11

 

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.

26.11

 

Стилистическое переосмысление значений слов в современном русском языке.

4

 

Культура речи

10.12

 

Активные процессы в области произношения и ударения.

24.12

 

Трудные случаи лексической сочетаемости.

21.01

 

Типичные ошибки в управлении в построении простого осложнённого и сложного предложений.

04.02

 

Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета.

8

 

Речь. Речевая деятельность. Текст

18.02

 

Русский язык в Интернете.

03.03

 

Виды преобразования текстов.

17.03

 

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

14.04

 

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

28.04

 

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.

12.05

 

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

26.05

 

Итоговая контрольная работа

26.05

 

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.