Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Большелогская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Большелогская СОШ)
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Большелогской СОШ _______ Приказ от 08.2020. № ____
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
Уровень общего образования, класс:начальное общее образование,4В класс
Количество часов - 17ч.
Учитель–Олейникова Елена Николаевна
Программа составлена на основе:
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и
примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020
2020-2021
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» разработана в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ):статья 11.
• Федеральным государственным образовательным стандартом и федеральными государственными требованиями. Образовательные стандарты (п. 5.1.);статья 14. Язык образования (п.4, 6)
• Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3).
• Закон РФ от 25.10.91г.,№1807-I» О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ).
• Письмом Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
• Учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год;
• Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;
Рабочая программа учебного предмета - «Родной язык (русский)» составлена на основе :
примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020
Предмет «Родной язык (русский)»в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Исходя из этого, назначение предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
•расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
• формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
• совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
• совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; •обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
•приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
•формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и •культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Родной язык (русский) » рассчитан на 17 часов в год -0.5 часа в неделю.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА-РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) -4
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 4 классов.
Обучение родному (русскому) языку в 4 классе направлено на достижение следующих результатов:
В направлении личностного развития:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; •понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
•этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка; •навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
В метапредметном направлении:
Регулятивные:
Ученик научится:
•принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; •адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; •понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные:
Выпускник научится:
•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи; •использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста; •осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
Выпускник научится:
•слушать и слышать собеседника, вести диалог;
•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
•понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
•строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; •стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
•строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
В предметном направлении:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
•распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
•распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
•использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
•понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
•понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
•использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
•соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
•соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
•произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует •обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
•проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
•заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
•выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
•соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
•пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
•пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
•пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
•различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
•владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога.использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
•использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
•владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
•анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
•составлять план текста, не разделённого на абзацы;
•пересказывать текст с изменением лица;
•создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
•оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
•редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
•соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; •приводить объяснения заголовка текста.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА-«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» -4
№ п/п |
Наименование разделов |
Характеристика основных содержательных линий |
Общее количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1. |
Русский язык: прошлое и настоящее. |
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов. |
7 |
Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось (лад, мать, семья , отец, батя и др.). Знакомятся с секретами речи: понятия «добросердечный», «добродушный», «доброжелательный» и др. Знакомятся новыми фразеологизмами, ищут их в тексте, подбирают в текст необходимые. Узнают новые заимствованные слова, их смысл и лексическое значение.
|
2. |
Язык в действии. |
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. |
4 |
Знакомятся с образование форм глагола в русском языке. Сравнивают значения словосочетаний и предложений, находят близкие по значению слова, находят слова со сложными прилагательными. Знакомятся с понятием «пунктуация», «однокоренными словами». Учатся расставлять знаки препинания в текстах.
|
3. |
Секреты речи и текста. |
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания сообщения. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). |
6 |
Учат правила при диалоге, придумывают свои диалоги, исправляют в диалогах ошибки друг у друга. Повторяют понятия «тема текста», «основная мысль текста». Находят в текстах тему и основную мысль. Учатся пересказывать текст по картинному плану. Учатся пересказывать текст по плану по вопросам. Учатся редактировать тексты различных видов и жанров.
|
IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ- «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» - 4
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Даты изучения темы |
||
|
|
|
план.
|
факт.
|
|
|
Русский язык: прошлое и настоящее
|
7 |
|
|
|
1. |
|
1 |
|
|
|
2. |
Вся семья вместе, так и душа на месте. |
1 |
|
|
|
3. |
Красна сказка складом, а песня – ладом. |
1 |
|
|
|
4. |
Красное словцо не ложь. |
1 |
|
|
|
5. |
Красное словцо не ложь. |
1 |
|
|
|
6. |
Язык языку весть подаёт. |
1 |
|
|
|
7. |
Язык языку весть подаёт. Проверочная работа. |
1 |
|
|
|
|
Язык в действии.
|
4 |
|
|
|
8. |
Трудно ли образовывать формы глагола? |
1 |
|
|
|
9. |
Можно ли об одном и том же сказать по-разному? |
1 |
|
|
|
10. |
Как и когда появились знаки препинания? |
1 |
|
|
|
11. |
|
1 |
|
|
|
|
Секреты речи и текста.
|
6 |
|
|
|
12. |
|
1 |
|
|
|
13. |
Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. |
1 |
|
|
|
14. |
Учимся составлять план текста. |
1 |
|
|
|
15. |
Учимся пересказывать текст. |
1 |
|
|
|
16. |
Учимся оценивать и редактировать тексты. Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
|
17. |
Учимся оценивать и редактировать тексты.
|
1 |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Программой предусмотрено проведение:
№ урока |
Тема контрольной работы |
Дата |
|
план. |
факт. |
||
7. |
Русский язык: прошлое и настоящее
|
|
|
16. |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата |
Внесенные изменения и дополнения |
Основание |
Роспись учителя |
Согласовано (роспись зам.директора) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол № 1 от «26» 08. 2020г. заседания методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО __________ Е.Н.Олейникова
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________ «27» 08.2020г
|
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 от.26. 08.2020г. заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ Председатель методсовета ____________
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.