Рабочая программа по родному языку (русскому)

  • docx
  • 20.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Родной язык(русский)4 класс.docx

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района  

Большелогская средняя  общеобразовательная школа

(МБОУ Большелогская СОШ)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Большелогской СОШ

_______    

                     Приказ от        08.2020. № ____

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  родному языку (русскому)

 

Уровень общего образования, класс:начальное общее образование,4В класс

 

Количество часов - 17ч.

 

 

Учитель–Олейникова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

Программа составлена на основе:

Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и

примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под ред. О. М. Александровой. – М. :  Просвещение, 2020

 

 

2020-2021

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» разработана  в соответствии с:

         Федеральным законом от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ):статья 11.

         Федеральным государственным образовательным стандартом и федеральными государственными требованиями. Образовательные стандарты (п. 5.1.);статья 14. Язык образования (п.4, 6)

         Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3).

         Закон РФ от 25.10.91г.,№1807-I» О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ).

         Письмом Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

         Учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год;

         Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;

 

Рабочая программа учебного предмета - «Родной язык (русский)» составлена на основе :

примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под ред. О. М. Александровой. – М. :  Просвещение, 2020

 

Предмет «Родной язык (русский)»в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку   в основной школе.

Исходя из этого, назначение предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке; 

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Задачи:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.

В соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Родной язык (русский) »  рассчитан на 17 часов в год -0.5 часа в неделю.

 

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                    ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА-РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) -4

 

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 4 классов.

 

Обучение родному (русскому) языку в 4 классе направлено на достижение следующих результатов:

В направлении личностного развития:

•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

 •принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; •понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

 •этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка; •навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

 •развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

 

В метапредметном направлении:

 

Регулятивные:

Ученик научится:

 •принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; •адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; •понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные:

Выпускник научится:

•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи; •использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста; •осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

 •осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

Выпускник научится:

•слушать и слышать собеседника, вести диалог;

 •ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

 •понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

•строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; •стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 •задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 •выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

 •строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

В предметном направлении:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога.использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

•соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; •приводить объяснения заголовка текста.

 


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА-«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» -4

 

№ п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Общее количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1.

Русский язык: прошлое и настоящее.

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

7

Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось (лад, мать, семья , отец, батя и др.).

Знакомятся с секретами речи: понятия «добросердечный»,  «добродушный», «доброжелательный» и др.

Знакомятся новыми фразеологизмами, ищут их в тексте, подбирают в текст необходимые.

Узнают новые заимствованные слова, их смысл и лексическое значение.

 

2.

Язык в действии.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

4

Знакомятся с образование форм глагола в русском языке.

Сравнивают значения словосочетаний и предложений, находят близкие по значению слова, находят слова со сложными прилагательными.

Знакомятся с понятием «пунктуация», «однокоренными словами». Учатся расставлять знаки препинания в текстах.

 

3.

Секреты речи и текста.

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Особенности озаглавливания сообщения.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

6

Учат правила при диалоге, придумывают свои диалоги, исправляют в диалогах ошибки друг у друга.

Повторяют понятия «тема текста», «основная мысль текста». Находят в текстах тему и основную мысль.

Учатся пересказывать текст по картинному плану.

Учатся пересказывать текст по плану по вопросам.

Учатся редактировать тексты различных видов и жанров.

 

 


IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ- «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» - 4

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Даты изучения темы

 

 

 

план.

 

 факт.

 

 

Русский язык: прошлое и настоящее

 

7

 

 

1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

 

 

2.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

 

 

3.

Красна сказка складом, а песня – ладом.

1

 

 

4.

Красное словцо не ложь.

1

 

 

5.

Красное словцо не ложь.

1

 

 

6.

Язык языку весть подаёт.

1

 

 

7.

Язык языку весть подаёт. Проверочная работа.

1

 

 

 

 

Язык в действии.

 

 

4

 

 

8.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

 

 

9.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

 

 

10.

Как и когда появились знаки препинания?

1

 

 

11.

Как и когда появились знаки препинания?

1

 

 

 

Секреты речи и текста.

 

6

 

 

12.

Задаём вопросы в диалоге.

1

 

 

13.

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

1

 

 

14.

Учимся составлять план текста.

1

 

 

15.

Учимся пересказывать текст.

1

 

 

16.

Учимся оценивать и редактировать тексты. Итоговая контрольная работа.

1

 

 

17.

Учимся оценивать и редактировать тексты.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Программой предусмотрено проведение:

  • Контрольных работ – 2

                                                                                         

 

№ урока

Тема контрольной работы

Дата

план.

факт.

7.

Русский язык: прошлое и настоящее

 

 

 

16.

Итоговая контрольная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Роспись учителя

Согласовано (роспись зам.директора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО   

Протокол № 1 от  «26» 08. 2020г.  

заседания методического   объединения   учителей начальных классов                    

Руководитель ШМО

__________ Е.Н.Олейникова

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР ____________

  «27» 08.2020г         

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 от.26. 08.2020г.

заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ

Председатель методсовета

 ____________