Рабочая программа по родному языку (русскому)
Оценка 4.6

Рабочая программа по родному языку (русскому)

Оценка 4.6
docx
20.09.2020
Рабочая программа по родному языку (русскому)
Родной язык(русский)4 класс.docx

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района  

Большелогская средняя  общеобразовательная школа

(МБОУ Большелогская СОШ)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Большелогской СОШ

_______    

                     Приказ от        08.2020. № ____

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  родному языку (русскому)

 

Уровень общего образования, класс:начальное общее образование,4В класс

 

Количество часов - 17ч.

 

 

Учитель–Олейникова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

Программа составлена на основе:

Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и

примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под ред. О. М. Александровой. – М. :  Просвещение, 2020

 

 

2020-2021

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» разработана  в соответствии с:

         Федеральным законом от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ):статья 11.

         Федеральным государственным образовательным стандартом и федеральными государственными требованиями. Образовательные стандарты (п. 5.1.);статья 14. Язык образования (п.4, 6)

         Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3).

         Закон РФ от 25.10.91г.,№1807-I» О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ).

         Письмом Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

         Учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год;

         Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;

 

Рабочая программа учебного предмета - «Родной язык (русский)» составлена на основе :

примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под ред. О. М. Александровой. – М. :  Просвещение, 2020

 

Предмет «Родной язык (русский)»в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку   в основной школе.

Исходя из этого, назначение предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке; 

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Задачи:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.

В соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Родной язык (русский) »  рассчитан на 17 часов в год -0.5 часа в неделю.

 

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                    ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА-РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) -4

 

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 4 классов.

 

Обучение родному (русскому) языку в 4 классе направлено на достижение следующих результатов:

В направлении личностного развития:

•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

 •принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; •понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

 •этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка; •навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

 •развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

 

В метапредметном направлении:

 

Регулятивные:

Ученик научится:

 •принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; •адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; •понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные:

Выпускник научится:

•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи; •использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста; •осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

 •осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

Выпускник научится:

•слушать и слышать собеседника, вести диалог;

 •ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

 •понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

•строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; •стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 •задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 •выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

 •строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

В предметном направлении:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога.использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

•соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; •приводить объяснения заголовка текста.

 


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА-«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» -4

 

№ п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Общее количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1.

Русский язык: прошлое и настоящее.

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

7

Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось (лад, мать, семья , отец, батя и др.).

Знакомятся с секретами речи: понятия «добросердечный»,  «добродушный», «доброжелательный» и др.

Знакомятся новыми фразеологизмами, ищут их в тексте, подбирают в текст необходимые.

Узнают новые заимствованные слова, их смысл и лексическое значение.

 

2.

Язык в действии.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

4

Знакомятся с образование форм глагола в русском языке.

Сравнивают значения словосочетаний и предложений, находят близкие по значению слова, находят слова со сложными прилагательными.

Знакомятся с понятием «пунктуация», «однокоренными словами». Учатся расставлять знаки препинания в текстах.

 

3.

Секреты речи и текста.

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Особенности озаглавливания сообщения.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

6

Учат правила при диалоге, придумывают свои диалоги, исправляют в диалогах ошибки друг у друга.

Повторяют понятия «тема текста», «основная мысль текста». Находят в текстах тему и основную мысль.

Учатся пересказывать текст по картинному плану.

Учатся пересказывать текст по плану по вопросам.

Учатся редактировать тексты различных видов и жанров.

 

 


IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ- «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» - 4

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Даты изучения темы

 

 

 

план.

 

 факт.

 

 

Русский язык: прошлое и настоящее

 

7

 

 

1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

 

 

2.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

 

 

3.

Красна сказка складом, а песня – ладом.

1

 

 

4.

Красное словцо не ложь.

1

 

 

5.

Красное словцо не ложь.

1

 

 

6.

Язык языку весть подаёт.

1

 

 

7.

Язык языку весть подаёт. Проверочная работа.

1

 

 

 

 

Язык в действии.

 

 

4

 

 

8.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

 

 

9.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

 

 

10.

Как и когда появились знаки препинания?

1

 

 

11.

Как и когда появились знаки препинания?

1

 

 

 

Секреты речи и текста.

 

6

 

 

12.

Задаём вопросы в диалоге.

1

 

 

13.

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

1

 

 

14.

Учимся составлять план текста.

1

 

 

15.

Учимся пересказывать текст.

1

 

 

16.

Учимся оценивать и редактировать тексты. Итоговая контрольная работа.

1

 

 

17.

Учимся оценивать и редактировать тексты.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Программой предусмотрено проведение:

  • Контрольных работ – 2

                                                                                         

 

№ урока

Тема контрольной работы

Дата

план.

факт.

7.

Русский язык: прошлое и настоящее

 

 

 

16.

Итоговая контрольная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Роспись учителя

Согласовано (роспись зам.директора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО   

Протокол № 1 от  «26» 08. 2020г.  

заседания методического   объединения   учителей начальных классов                    

Руководитель ШМО

__________ Е.Н.Олейникова

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР ____________

  «27» 08.2020г         

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 от.26. 08.2020г.

заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ

Председатель методсовета

 ____________

 

 


 

Управление образования Администрации

Управление образования Администрации

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

З адачи : • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и • культурного пространства

З адачи : • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и • культурного пространства

В метапредметном направлении:

В метапредметном направлении:

Коммуникативные: Выпускник научится: •слушать и слышать собеседника, вести диалог; •ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; •понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении,…

Коммуникативные: Выпускник научится: •слушать и слышать собеседника, вести диалог; •ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; •понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении,…

Язык в действии» : • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); • соблюдать на письме и в…

Язык в действии» : • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); • соблюдать на письме и в…

III . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА-«РОДНОЙ

III . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА-«РОДНОЙ

Язык в действии. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи)

Язык в действии. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи)

IV . КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

IV . КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

РАССМОТРЕНО Протокол № 1 от «26» 08

РАССМОТРЕНО Протокол № 1 от «26» 08
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020